Дом-усадьба писателя Анатолия Вениаминовича Калинина



(знакомство с экспозицией музея)

Анатолий Вениаминович Калинин родился 22 августа 1916 года, в станице Каменской, ныне город Каменск-Шахтинский Ростовской области. Детство и юность писателя прошли на Дону. Отец у Калинина – сельский учитель, новочеркасский казак, мать – каменская казачка из рода Чеботаревых. Дед по отцовской линии пел в соборе в казачьем войсковом хоре, у него был редкий низкий бас – профундо… С раннего детства вокруг все пели – мать и отец, знакомые учителя, сами дети. Анатолий Вениаминович вырос в истинно казачьей среде, воспринял многие традиции и обычаи своих предков и тоже замечательно пел казачьи песни своим красивым высоким тенором.

«Я помню время, когда слово «казак» в стране считалось чуть ли не ругательным и его старались не произносить. Но я никогда не скрывал своего происхождения. В какой-то степени я им козырял», – вспоминал Калинин. Он считал, что возрождение казачества, его традиций, его уклада жизни началось еще на полях Великой Отечественной. Уже в 1943 году Калинин опубликовал статью «Донские казаки». Именно с подписания указа Сталина о создании Донского казачьего корпуса, по словам писателя, были забыты все распри и казаки пошли на защиту Отчизны. «Казачество во все времена было хребтиной России, – говорил писатель, – И я бы не сказал, что у нас в стране не любят казаков. Народ разбирается… А в том, что сегодня на Дону тихо, есть немалая заслуга и казачества». В то же время Анатолий Калинин был против раскола казаков на «реестровых» и «нереестровых». Он считал это очередным этапом расказачивания.

Еще пионером Аанатолий Калинин стал писать заметки и целые статьиписать в газеты «Ленинские внучата» и «Пионерская правда» – о сельской жизни, о первых колхозах на Дону, о нередко встречающихся несправдливостях по отношению к простым людям, перегибах в делении на так называемых красных и белых.

В 1930 году, подростком, он ездил по хуторам и станицам Дона с рабочей колонной, агитировавшей казаков и казачек вступать в колхозы. В 1931 году вступил в комсомол и начал работать в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии. С 1935 года – собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, снова на Дону. В качестве военного корреспондента своей любимой «Комсомолки» Анатолий Калинин ушел добровольцем на фронт в июне 1941 года, в основном освещая бои из окопов на фронтах южного направления.

Первая книга Анатолия Калинина вышла в 1940 году. Это был роман «Курганы», посвященный колхозной нови в казачьем крае. Он пришел в литературу, хорошо зная то, о чем пишет: крестьянский труд, казачий быт, народный язык. Крестьяне, колхозники-казаки, надевшие по призыву Родины солдатские шинели, стали главными героями произведений А. Калинина в годы Отечественной войны. Он посылал в газеты очерки из-под Ростова, Моздока, Сталинграда, Крыма... В 1943 году в Ростове была опубликована книга очерков Калинина «Казаки идут на Запад». Журнал «Новый мир» в 1944 году напечатал роман «На Юге», в 1945 – «Товарищи». Он был одним из лучших военных корреспондентов, освещавших события не из тыла, а из окопов. Уже в 1944 году о молодом писателе заговорили сначала в стране, а потом и во всем мире.

С выходом в свет романа «На юге», опубликованного журналом «Новый мир», с каждым годом все ярче разгоралась звезда его таланта. Калинина слава заботила мало, ему хотелось писать о тех людях, в гуще которых он жил, то есть о казаках и казачках, о нелегкой судьбе всего казачества, пережившего геноцид расказачивания и дальнейших преследованиях, выпавших на их долю.

Произведения Анатолия Калинина переведены на языки бывших союзных республик, а также на английский, китайский, хинди, французский, испанский, немецкий... В Советском Союзе его повести и романы издавались миллионными тиражами., переносились на экран, на театральные подмостки. Книги Калинина обсуждали в рабочих коллективах, слали писателю письма с благодарностью, с пожеланиями написать продолжение того либо иного романа.

Но он не работал по заказу. Только по желанию. И, конечно же, вдохновению. Никогда Калинин не подстраивался под диктуемые цензурой условия, не подписывал коллективных писем осуждения, за что, конечно же, его не жаловали власти. Особенно областные, которые он часто и не без причины критиковал в своих очерках на страницах «Правды», «Известий», других центральных газет.

На хуторе Пухляковском Анатолий Вениаминович поселился в 1946 году, сменив гимнастерку военного корреспондента «Комсомольской правды» на штатский костюм.

Очерки Калинина о людях донских станиц и хуторов – «Неумирающие корни», «В тылу отстающего колхоза», «Лунные ночи» – начинали галерею героев, которые прошли потом через большинство произведений писателя. В 1953 году в «Правде» увидел свет очерк «На среднем уровне». Это был смелый, злободневный разговор писателя о проблемах деревни, о стиле партийного руководства. Сам писатель говорил об этом так: «С очерка «На среднем уровне» и последовавшего за ним очерка «Лучные ночи» и начинаюсь я, в чем совершенно твердо уверен как писатель... Эти очерки укрепили меня в сознании важности и необходимости того, о чем пишу. Был огромный поток читательских писем, обязывающих, но и окрыляющих...». В 1962 году был опубликован роман А. Калинина «Запретная зона» (книга первая), посвященный строительству Волго-Донского канала. В этом произведении поставлены проблемы формирования нового человека, вскрыты и осуждены явления, которые нельзя примирить с совестью, честью, достоинством человека. Главный герой романа Греков – один из тех честных и абсолютно лишенных корысти партийных работников, которые после войны успешно руководили восстановлением разрушенного народного хозяйства.

Настоящая слава пришла к Калинину с публикацией повести, которая впоследствии обросла новыми героями и превратилась во всенародно любимый роман «Цыган». «Образ Будулая появился у меня в тот момент, когда командир казачьего корпуса Селиванов привел меня в госпиталь, где вручали орден Красной Звезды храброму цыгану-разведчику Ищенко. Тогда я еще не знал, что буду писать роман «Цыган»… А до этого, когда мы отступали под Малой Белозеркой, я видел цыганскую раздавленную кибитку. Мне рассказали, что какая-то украинская женщина взяла оставшегося в живых младенца… Потом, когда я переехал в Пухляковку, через некоторое время здесь поселился кузнец-цыган. Звали его Иваном Васильевичем, жену Галей, а младшего брата – Будулаем», – вспоминал об истоках романа сам автор...

Анатолий Вениаминович не только увековечил свой хутор в литературе, но благодаря его бесконечной любви к местной природе, Пухляковский хорошо известен режиссёрам, актёрам ведущих киностудий России. Здесь проходили съёмки художественных фильмов по рассказам М.А.Шолохова: «Жеребёнок» (1962 г.), «Донская повесть» (1964 г.), «Смертный враг» (1972 г.).

Особую известность хутору принесли экранизации произведений А.В.Калинина. Здесь снимались фильмы: «Возврата нет» (1974 г.), «Цыган» (1967 г.), «Цыган» (1979 г.), «Возвращение Будулая» (1985 г.), «Цыганский остров» (1993 г.), «Будулай, которого не ждут» (1994 г.).

Недалеко от Дома отдыха, у склона горы до сих пор стоит старый курень, в котором «жила» во время съемок фильма «Цыган» главная его героиня – казачка Клавдия Пухлякова (народная артистка СССР К.С.Лучко) и куда заходил цыган Будулай (народный артист СССР М. Е. Волонтир).

В 1991 году на пухляковских буграх на сюжет романа «Цыган» в видеоклипе снялась певица Эдита Пьеха. Созданные декорации казачьего стана на заповедных «Пухляковских «Золотых горках» в окрестностях горы Маяк в 1992 году стали местом съёмок режиссёром-постановщиком Н. Гусаровым (г. Екатеринбург) художественного фильма «Дикое Поле». Фильм повествует о славных воинских делах донских казаков XVI-го столетия. Главную роль – атамана, сыграл актёр, солист Венской оперы, автор и исполнитель казачьих песен Борис Рубашкин. В 2000 году на пухляковских склонах режиссёром-постановщиком И. Поповым (г. Москва) снимались эпизоды комедийного фильма «Новый год в ноябре» с участием Лидии Федосеевой-Шукшиной и Сергея Жигунова.

По дороге к Братской могиле и Памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны: Великое горе прошло по земле русской, не забыв заглянуть ни в одну крестьянскую избу, ни в один рабочий квартал. Страшный ураган пронесся по нивам и пашням от Черного до Белого моря. И какой же великой силой должен был обладать народ, чтобы его не закрутило в этом урагане, не смело и не раздавило в вихре еще незнаемых историй событий!


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!