Дом отдыха «Пухляковский» (ул. Центральная, 1)



Контрольный текст историко-литературной экскурсии

«Под высоким донским небом я учился первым шагам…»

 

Вступление

Так как, до первой точки экскурсионного маршрута необходимо добираться два час на автотранспорте, то в дороге будет предложена небольшая историческая справка о Ростовской области.

(по дороге от Ростова-на-Дону до хутора Пухляковский)

У каждого есть на земле самый дорогой сердцу уголок. Громадный ли это город или крошечный поселок, примостившийся на прибрежном крутогоре, село, станица или хуторок, затерянный меж степных холмов, богата ли здесь природа или скудна – не важно. Но, если здесь впервые ощутил ты солнечный мир, познал первые радости и первые невзгоды, если здесь промчалось твое безмятежное детство, отшумела юность, для тебя этот уголок самый родной и самый благословенный. И так же верно, что любовь к родной стороне определяет любовь к Родине в целом!

Прекрасны вы, поля земли родной,

Еще прекрасней ваши непогоды;

Зима сходна в ней с первою зимой

Как с первыми людьми ее народы!..

Туман здесь одевает неба своды!

И степь раскинулась лиловой пеленой,

И так она свежа, и так родня с душой,

Как будто создана лишь для свободы…

М. Ю. Лермонтов

История Донского края

Донская земля – один из самых знаменитых регионов Российской Федерации. История Донского края богата и насыщенна интересными и яркими событиями, громкими именами таких людей, как атаман А. Каледин, революционер С. Сырцов, писатель М. Шолохов, математик И. Ворович и многих других. Являясь неотъемлемой составной частью истории России, ее государственности и культуры, история Дона хранит память народа и его традиции, способствует их передаче от поколения к поколению во имя дальнейшего развития и преумножения. Она может и должна быть важнейшим источником воспитания патриотов нашего края и, в широком плане, патриотов Отечества.

История родного края, как бы она ни была отдалена во времени, близка, зрима и осязаема. Она представляет богатый материал для исторического познания и самопознания формирующейся личности, переживания чувства сопричастности к судьбе своего народа и страны.

Наш край не маленький. Площадь Ростовской области составляет 100,8 тысяч квадратных километров, численность населения по переписи 2002 г. – 4 миллиона 406, 7 тысяч человек. В этническом составе населения преобладают русские (89,6%), проживают украинцы (4,2%), армяне (1,5%) и многие другие народы, которые на всех этапах истории Дона мирно сосуществовали. По демографическому потенциалу область занимает 6-е место в России. На территории области жили в разное время и скифы, и хазары, и греки. С XVI века функционирует самоорганизованное казачье сообщество. В 1671 году Войско Донское подписывает крестоцеловальную присягу на верность царю, и с этого времени казачество постепенно интегрируется в Российскую империю, превращаясь в специфическое военно-земледельческое сословие. Массовое заселение региона пришлыми крестьянами быстро превратило Область Войска Донского (с 1870 г.) из чисто казачьего в многонациональное и многосословное образование. Развитие угольной промышленности, других отраслей производства придало казачьей земле новый облик.

После гражданской войны часть территории бывшей Области Войска Донского была передана нынешней Волгоградской области.

В 1930-е гг. наша область в составе Северо-Кавказского, а затем Азово-Черноморского краев превратилась в индустриально-аграрный регион. Образованная в 1937 г. Ростовская область в годы Великой Отечественной войны потерпела огромный демографический и экономический урон, причем окончательно все восстановить удалось, только к 1960-м годам. Экономика области развивалась экстенсивно, тем не менее, был создан значительный народнохозяйственный потенциал. Донской регион стал центром комбайностроения и электровозостроения, угольной промышленности и аграрной житницей страны. Современный этап жизни Ростовской области характеризуется развитием рыночных отношений, демократических процессов, многопартийности гражданского общества.

Донской край – это не просто южнорусский край, это казачий край. Подавляющее большинство ученых полагает, что казачество – это субэтническая часть русского народа, имеющая свои уникальные черты и особенности, связанные с историческим прошлым, особым отношением к воинской службе, с неповторимой культурой и обычаями.

Наверное, мало найдется на земле народов, история которых окутана таким количеством тайн и преданий.

Сами казаки считают себя древним народом, в незапамятные времена пришедшим на берега Дона и Азовского моря.

Казаки были прирожденными воинами. А иначе на Дону, в окружении жестоких и не знавших пощады кочевников, выжить было нельзя.

Казака с детства готовили к военной жизни. Буквально с пеленок проводился ритуал – посвящение в воина-казака. Гости приносили в дар новорожденному (на зубок) пули, у изголовья младенца клали саблю, пистолет, лук и ружье. После рождения как можно скорее старались окрестить ребенка в церкви. Перед тем, как нести ребенка в церковь (на крещение), его клали в красный угол (к иконам) и молились: «Определи ему, Господи, талант и счастие, добрый разум и долгие годы». Когда у младенца прорезался первый зуб, отец и мать несли его в церковь, заказывали молебен святому мученику Иоанну-воину. Вернувшись из церкви, отец сажал сына на коня и наблюдал: если ребенок хватался за гриву, значит, можно проводить учение дальше и из него получится воин, если заплачет, упадет с коня – быть убитому. На первый взгляд, очень жестоко, на самом деле, это была суровая реальность.

В истории сохранились удивительные свидетельства беспримерной храбрости и фантастической боеспособности казачества.

В 1637 году казаки захватывают турецкую крепость Азов. Оскорбленные турки в 1641 году осадили крепость.

В турецкой армии было 240 тысяч под командованием паши Гусейн-Дели. А казаков было всего 7 тысяч, включая женщин и детей! Почти 40-кратное превосходство врага! За все 4 месяца осады казаки не получили ни подкрепления, ни провианта, ни оружия. Турецкий флот регулярно поставлял провиант, боеприпасы и людей своим войскам, стоящим под стенами Азова. После двух месяцев осады паша Гусеин-Дели писал в Константинополь: «Воевать Азов нечем, а прочь идти бесчестно. Мы воевали целые царства и торжествовали победы, а теперь несем стыд…». Помогала в этом казакам православная вера и совершеннейшая боевая подготовка.

Султан Мурад II, перед могуществом и силой которого в страхе склонялись многие европейские государи и владетели азиатских стран, говорил: «Ненависть всех христианских народов не мешает мне спать, но казаки причиняют мне бессонные ночи».

И в двадцатом веке на Дону встречались казаки, владеющие невероятной силой духа и воли, позволяющей противостоять обстоятельствам и пренебрегать смертью. Писатель Юрий Сергеев оставил такие строки: «У меня записан рассказ старика-очевидца о том, как в 1920 году полковник Васищев с 54 казаками взял станицу Наурскую, отбив у красного корпуса пулеметы и все орудия. После боя вся черкеска у него была в дырах от пуль. На людном станичном плацу он соскочил с коня, расстегнул пояс и встряхнул одежду, пули горохом посыпались к его ногам. Старик-казак божился мне, что стоял в трех шагах от полковника и все видел своими глазами».

Казачество немыслимо без православия, оно воспитывает в небрежении к земным благам, в поиске подлинных духовных ценностей, в жертвенном служении народу христианскому. Казаки принимали у себя всех, но при принятии в казаки к кандидату было два требования – православная вера и говорить он должен был на русском языке. За хулу на Бога казаки убивали всякого, не считаясь с его чинами, должностями или прежними заслугами.

Со времен святого благоверного князя Дмитрия Донского казаки стояли на страже интересов Московского государства, а Россия, в свою очередь, помогала Дону, т. к. со времени падения Византии оставались только два независимых от турок православных государства – Московская Русская Православная Монархия и Казачья Православная Республика – Всевеликое Войско Донское.

После победы русского воинства над татарами в Куликовской битве 8 сентября 1380 года донские казаки, участвовавшие в ней, как отмечает летописец, преподнесли Великому князю Димитрию икону-хоругвь Донской Богородицы и образ Богородицы Гребневской.

Тесные связи с казачеством с 1570 года установил русский царь Иоанн IV Грозный. Он ежегодно помогал Войску деньгами, а так же провиантом, состоящим из селитры, свинца, сукна, вина, ядер и хлеба, в котором был особый недостаток (запрет на занятие земледелием, чтобы ничего не мешало военной подготовке, на Дону был снят только в XVIII столетии). Царево жалованье делилось между всеми казаками.

А первое боевое знамя за участие в изгнании поляков Всевеликое Войско Донское получило 18 марта 1614 года от первого государя династии Романовых Михаила Федоровича, в избрании которого на российский престол донцы сыграли одну из решающих ролей.

В 1613 году атаман Межаков со своими людьми помог завершить русскую Смуту благополучным избранием молодого царя Михаила Федоровича Романова. Атаман положил на стол перед руководителями Земского Собора родословную запись Михаила и накрыл ее своей шашкой. На этот акт красноречивого голосования исчезли разногласия и «бысть единадушен ответ» всего Собора. На трон вступила новая династия Романовых. С той поры судьба казачества неразрывно связана с Русской Монархией. После подавления движения Степана Разина на Дон в 1671 г. прибыл полковник Григорий Косагов. Он привел Войско Донское к присяге на верность царю Алексею Михайловичу.

Сын его, царь Петр I, провел реформы в области Войска Донского, полностью подчинив его и упразднив на Дону самоуправление.

Начиная с XVII века, казачество участвовало во всех войнах, которые вела Россия, проявляя при этом беспримерное геройство.

Когда армии шли вперед, казаки были впереди армий, «освещали» местность, вели разведку, наводили панику в тылу противника; когда наши войска отступали, казаки прикрывали их отход. Они не боялись никого и ничего, кроме Бога. Их полки не знали дезертирства, не знали, что такое «попасть в плен».

Непримиримый и неоднократно битый русскими, враг России, прусский король Фридрих II, после Семилетней войны (1756-1763) писал: «В сие время войска были в таком беспорядке, что при малейшем крике казаков пехота бежала оттуда шагов за 1000, так что и удержать ее никак было не можно».

Война 1812-1814 гг. принесла казачеству всемирную известность.

Газеты и журналы того времени пестрели сообщениями о донцах, их боевых подвигах. Огромной популярностью пользовалось имя донского атамана Матвея Платова.

У героев-донцов, несомненно, должны быть такие же герои-атаманы. Таким был и Яков Петрович Бакланов, прозванный чеченцами за его ум, необычайную силу и беззаветную отвагу «Боклю» (Лев) и «Даджал-шайтан» (что-то среднее между сатаной и чертом).

В 1852 году предводитель горцев Шамиль поручил опытному стрелку-тавлинцу по имени Джанем во что бы то ни стало убить Бакланова. Горец поклялся это сделать. Об этом сообщили Якову Петровичу. На следующий день он подъехал к ущелью, на противоположной стороне которого, в 150 – 200 шагах, были позиции чеченцев. На него и с русской, и с противоположной стороны смотрели тысячи глаз. Джанем через минуту выстрелил, но пуля пролетела, задев лишь край. Для тавлинца его промах был неожиданностью, и он принялся вновь заряжать ружье. Он торопился, Бакланов это знал. Как только раздался второй выстрел, Бакланов, вынув ногу из стремени, вскинул ружье и – с колена – выстрелил в ответ. Пуля ударила стрелку между бровей и прошла на вылет через голову. Восхищенные такой необычайной меткостью чеченцы, побросав ружья, выскочили из-за своих укрытий и, махая шапками, начали неистово кричать: «Якши, Боклю! Браво, Боклю! Молодец, Боклю!».

Впечатление, которое произвела на горцев эта история, перешло в народную поговорку. «Не хочешь ли убить Бакланова?» – говорили в Чечне, когда хотели остановить какого-нибудь расхваставшегося юношу.

Казаков считали элитными войсками Российской империи. Красота их мирного полкового быта пленяла из глубины веков идущими песнями, с лихой пляской, с тесным и дружным товариществом. Служить у казаков, служить с казаками было мечтой всех истинно военных», – так описывал казаков в начале XX в. один из последних атаманов.

Многие великие поэты, писатели и художники, композиторы воспевали казаков и казачество. Их привлекали казачья удаль, любовь к Богу и Родине, сочетание воинского долга и вольности.

(на подъезде к хутору Пухляковский)

Мы с вами находимся в одном из живописных уголков Усть-Донецкого района – в хуторе Пухляковском. История этого хутора уходит в далекое прошлое, оглянитесь вокруг – эти бескрайние степи с переливами колышущего ветром ковыля, ярко красных кустов шиповника и боярышника, помнят древних людей, укрывавшихся в прибрежных террасах от ветра, и бережно охраняют их курганы.

Спустя время именно здесь поселились донские казаки, искавшие покоя и созидания, не забывая и о своей основной «обязанности» – по первому же зову защищать сувою Родину.

Но не только богатой историей и виноградарскими традициями знаменит Пухляковский. Известен он, в первую очередь, тем, что среди этих ковылей и бескрайних виноградников «случилась» самая романтичная история любви советской литературы. Именно здесь, в хуторе, встретила казачка Клавдия своего Будуля, благодаря творчеству удивительного и самобытного писателя Анатолия Вениаминовича Калинина.

С историей хутора и творчеством великого донского писателя мы и познакомимся сегодня.

1. Стела «Пухляковское» (въезд в хутор со стороны трассы 60К-11):

Территория, на которой расположен хутор издревле влекла к себе людей. Высокая прибрежная терраса, обращённая к югу и протянувшаяся вдоль Дона, прикрывала первые поселения человека от холодных ветров. Множество родников стекавших по балкам и плодородные пойменные земли позволяли заниматься земледелием. В реке водилось много рыбы, а в прибрежных урочищах можно было поохотиться.

О том времени напоминают древние курганы, расположенные на возвышенностях вдоль автотрассы, проходящей мимо хутора, а так же на полях Пухляковского агропромышленного техникума, о чем свидетельствуют археологические находки, которые делают до сих пор жители села. Так в середине 1990-х годов, механизатор Александра Васильевича Талалев стал свидетелем, как при вспашке целинного участка степи на отроге балки Холодной, что находится на землях отделения Пухляковского сельскохозяйственного техникума, плуг трактора буквально срезал на большой площади верхние части древних керамических сосудов.

Среди них есть лепные, и изготовленные на гончарном круге, с толстыми массивными ручками, возможно от амфор. Им были так же найдены фрагменты каменных жернов от ручных мельничек, пряслица, тёрочный камень. Данные находки говорят о существовании в балке Холодной древнего земледельческого поселения.

С 1981 года археологическая экспедиция Ростовского государственного университета под руководством В. Я. Кияшко проводила исследования древнего поселения у подножия горы Маяк, что расположено на восточной окраине хутора. С 2006 года на этом поселении работают археологи РРОО «Донское археологическое общество» (г. Ростов-на-Дону). Их научная и производственная база располагается в бывшем лагере «Тихий Дон», расположенный на территории Пухляковской сельской администрации.

Большой интерес для археологов представляет территория на западной оконечности хутора Пухляковский. Именно там во время закладки виноградников и строительных работ по расширению коммуникаций водоканала находили древние захоронения, орудия труда древнего человека из кремния, в т.ч. каменный топор.

А в 2007 году преподаватель Пухляковской средней школы Сергей Борисович Сычёв нашёл фрагменты керамики, точильного камня.

В начале 1980-х годов экспедицией Новочеркасского музея истории донского казачества под руководством Б. А. Раева на территории опытного поля ВНИИВиВ было раскопано уникальное захоронение женщины-кочевницы. Взору археологов предстали серебряные с позолотой хорошо сохранившиеся детали украшений сапог, нашивные бляшки в виде сердечек, пряжка-трилистник, подвеска символизирующая луну, а так же янтарные бусы. К сожалению, в дальнейшем на этой территории целенаправленных археологических исследований не проводится.

Известны случаи нахождения предметов сопутствовавших жизни древнего человека и на территории самого хутора. Всякий раз после разлива донская вода вымывает на берег фрагменты керамики, почерневшие от времени кости. Так летом, 2002 года, отдыхая на пляже (верхняя часть хутора), житель хутора Игорь Сергеевич Микеров нашёл костяной гарпун. Изготовлен он древним человеком и использовался для ловли рыбы.

От подножия горы Маяк начинается остров Гостевой, который тянется вниз по Дону до восточной окраины хутора Пухляковский. Когда в результате строительства Цимлянской ГЭС Дон сильно обмелел в протоке острова в марте 1955 года пухляковскими школьниками, шедших утром вдоль реки в раздорскую школу, был обнаружен торчащий в иле длинный потемневший от времени деревянный предмет. Под руководством учителя и краеведа Раздорской средней школы Леонида Тимофеевича Агаркова школьники извлекли из воды и очистили от ила чёлн-лодку. Выдолблен он был из целого огромного дубового ствола. В настоящее время чёлн демонстрируется в Новочеркасском музее истории донского казачества.

Как считают сотрудники Южного отделения Российской Академии наук (г.Ростов-на-Дону) окаменелость дерева челна, найденный в нём фрагмент керамического сосуда позволяют говорить о нём, как об археологической находке и датировать его XI – XIII веками. В этот период на Дону, в местах переправ, располагались поселения бродников. По версии Л. Н. Гумилёва, выдающегося русского историка, начало донских казаков следует вести от хазар, которые, смешавшись со славянами, сформировали особый этнос бродников, которые являются не только предшественниками казаков, но и их прямыми предками. Так что чёлн, найденный у острова Гостевой свидетельствует о занятии рыболовством древних обитателей Дона, а так же о расположении здесь переправы.

Как писал в 1918 году донской историк В. В. Богачёв: «…В древности, переправы через реки (броды и перевозы) имели чрезвычайно важное значение. Даже враждебные народы, без договоров, оставляли их неприкосновенными. К числу таких древних переправ с ногайской (левобережной) на крымскую (правобережную) сторону относится Собачинская (Собачий брод), возле которой, на правом берегу Дона, стоит хутор Собачинский…».

Хутор Собачинский был основан в 1780 году и до 1920 года входил в юрт станицы Раздорской, Первого Донского округа Области войска Донского.

И название свое получил по названию переправы – брода через реку Дон, известной ещё со времён Великого переселения народов (IV – V в.в. нашей эры).

Как гласит легенда, в районе острова, что находился напротив нынешнего Дома отдыха, в стародавние времена располагалась переправа – брод через Дон. Однажды появилось здесь невиданное чудище и стало наводить страх и ужас на переправлявшихся через реку людей. Дабы успокоить, замирить чудище по совету бывалой старушки поймали собаку, отрубили голову и бросили в водоворот. После чего он успокоился, а переправа получила название Собачинской.

Другое предание рассказывает о том, что казаки, первопоселенцы из станицы Раздорской в нижней части нынешнего хутора близ Собачьего Яра или Лога завели виноградные сады, получившие название Собачьих, потому как охранявшие сады собаки поднимали всякий раз далеко слышный лай и вой.

На картах XIX века это место показано как Собачий Яр или Собачий Лог. Географически оно находилось в районе, где сегодня расположены виноградники Пухляковского опытного поля Всероссийского научно-исследовательского института виноградарства и виноделия им. Я. И. Потапенко (г. Новочеркасск).

По дороге от стелы «Пухляковское» к Дому отдыха:

Но широкую известность получил хутор благодаря своим уникальным природным ландшафтам: хорошо прогретые солнцем и богатые родниками склоны, способствовали выращиванию здесь прекрасного на вкус винограда. Привезённые на Дон казаком Н. И. Пухляковым с Балканского полуострова, чубуки винограда прижились на донской земле и за ним, по фамилии казака, закрепилось новое название «Пухляковский белый». Со временем этот сорт винограда получил широкое распространение по окрестным станицам и хуторам. Особенно много выращивали его в хуторе Собачинском. За счёт его рос и богател хутор, в короткие сроки ставший центром виноградарства.

Дом отдыха «Пухляковский» (ул. Центральная, 1)

Первые поселенцы селились вначале именно здесь, на территории Дома отдыха. Это был Нижний хутор. По рассказам старожилов, в этой части хутора жили в основном домовитые казаки, имевшие не одну сотню виноградных кустов. Среди первых поселенцев были Павловы, Сухаревы, Черевковы, Рындины, Кравцовы, Котовы, Пятаковы.

В ХIX веке хутор расширялся в сторону станицы Раздорской. В этой части возник Верхний хутор. За ним в сторону Раздорской по склонам располагались виноградные сады Брагина, Ивана Андреевича Пухлякова и других казаков.

В 1859 году в хуторе было 81 дворов, в которых проживало 428 человек.

На период 1873 года в хуторе насчитывалось 114 дворов. Отдельных домов, составляющих дворы – 3. Всего жителей – 649 человек. В хозяйстве у хуторян имелось: 58 плугов, 205 лошадей, 175 пар волов, 669 коров, 1484 овец. Занятие виноградарством и виноделием в хуторе считалось главным занятием его жителей. Согласно Первой всеобщей переписи населения Российской Империи проведённой в 1897 году в Собачинском хуторе: число дворов – 105. Число хозяйств – 105. Число наличного населения: мужского пола – 357, женского пола – 409. Всего – 766 человек.

В 1915 году, уже в хуторе Пухляковский в 190 дворах, проживало 1003 человека.

Во время коллективизации в начале 1930-х годов многих казаков признали кулаками и выслали из хутора. В 1936 году на базе примерно десяти бывших казачьих куреней, оставшихся без хозяев и переданных в колхоз, решением Ростовского облисполкома был основан Дом отдыха.

По дороге к дому хуторского атамана Павлова: Архитектуру по праву называют живым свидетелем прошлого в настоящем. И у нас с вами есть уникальная возможность в прямом смысле слова прикоснуться к истории Пухляковского, познакомившись с ее архитектурой. И как жаль, что с каждым годом всё меньше и меньше остаётся в хуторе усадеб с куренём, виноградным садом с «Донскими чашами» – передающим эпоху быта и уклада семейной, хозяйственной жизни пухляковских казаков и казачек начала ХХ века. Считанные единицы остались в хуторе казачьи курени и флигели.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 353; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!