Мишарские и татарские деревни 5 страница



О происхождении сартских башкир в литературе имеется следующее. Сарты — выходцы из Средней Азии и поселены на правах служилых людей. Так называли в Башкортостане узбеков, туркменов, таджиков. Сарт-ские селения известны на территории Чишминского (д. Сарт-Хасаново на вотчине башкир Минской волости), Кармаскалинского (д. Сарт-Наурузово) районов РБ. Впоследствии все сарты, а также и калмыки, проживавшие в XVIII в. в Башкортостане, были ассимилированы башкирами. Они стали владельцами-асабами башкирских земель, образовав собственные волости (Сартская и Калмыцкая).

О том, как сарты и калмыки оказались в составе башкирского этноса, писали в своих наказах в Уложенную комиссию 1767—1768 гг. башкирские депутаты Туктамыш Ишбулатов (Уфимская провинция) и Базаргул Юнаев (Исетская провинция). Из наказа Базаргула Юнаева приводим его 11-й пункт: «Между нашего тарханского и башкирского народа именуется сартами и калмыками некоторая часть, но все единаго с нами магометанского закона, которое их название произошло в древние времена; сарты, вышедшие из-за границии самопроизвольно (т.е. добровольно, по своей воле) от владении степных народов, а калмыки так же в древние времена получены были нашими башкирцами при войнах в малолетстве, которые из давних

120 Хозяйственно-статистический обзор Уфимской губернии за 1908 год. Раздел «Народное образование за 1908-1909 учебный год».

1 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1506. Л. 107.


Карта Дуванского района

лет именуются с нами единого звания башкирцами с отли-чеством, что одни произошли от сарт, а другие — от калмык, почему как землями и всеми угодьями общее владение имеем и почитаемся все башкирцами равно же в государственных службах обще и наряду обращаемся без всякого отличества и отделении от башкирцев, просим, чтоб оным сартам и калмыкам единственное уже звание иметь и именоватца башкирцами, а звание сарт и калмык оставить»2. С начала XIX в. этнонимы сарт и калмык в источниках не встречались, поскольку они стали башкирами-вотчинниками. Однако их волости (Сартская и Калмыцкая) сохранились до 1866 г., когда вместо кровнородственных волостей вводились территориальные.

А теперь коротко о прошлом башкирских селений. Сразу же отметим, что все башкирские деревни Сартской волости являлись вновь отстроенными, возрожденными и восстановленными, вместо сожженных в ходе подавле-

2 Асфандияров Л. 3. Ценный источник о социально-экономической и культурной жизни башкирского общества третьей трети XVIII века // Ядкяр. Научно-гуманитарный и общественно-политический журнал АН РБ. 2000. № 3. С. 121—122. Интересующихся историей сартов и калмыков в других странах можно отослать к сборнику «Этнос и его подразделения» (Т. 1. М., 1992), в котором содержится статья И. Б. Молдобаева «Калмаки (сарт-калмаки) Киргизии» (с. 95—105).


СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН


497


 


ния восстания 1735—1740 гг. на старых или новых местах. Об этом свидетельствуют и косвенные факты. Имена первопоселенцев сохранились в фамилиях их сыновей до 1816 г., когда проводили VII ревизию душ. Из прежних названий деревень по опубликованным материалам известны только Сарты (впервые упоминается в 1715 г., когда ее жители — служилые тезики-таджики были припущены башкирами Мякотинской волости Сибирской дороги, приравняв их к своим владельческим правам — асабам: «владеть с нами в равенстве, опричь рыбных ловель»)3 и Аликеево (Алкеево). Старшина Сарт-ской волости Сибирской дороги (была и другая Сартская волость в Ногайской дороге, жители которой в 39 дворах во главе со старшиной Канмурзой Елкутлиным участвовали в Пугачевском движении) Аликей-мулла Каракучу-ков был жителем д. Сарты, которая с 1735 г. по имени упомянутого старшины называлась Аликеево (Алкеево). Под таким названием деревню знали и в 70-х гг. XVIII в. Затем эти названия (Сарты — Аликеево) исчезли, поэтому V ревизия 1795 г. ее не зафиксировала. Какая из существующих деревень унаследовала ее прошлое, определенно сказать сегодня невозможно. Известен по источникам и сын старшины Аликея-муллы Абдрашит Аликеев, служивший в 1775 г. старшинским помощником и живший в д. Аликеево, называвшейся одновременно Абдрашитове В 40-х гг. XVIII в. был известен и другой старшина Сартской волости Сибирской дороги. Это — Уразымбет Чириев. Его сын унаследовал должность отца. Он — Уметей Уразымбетов, пугачевец; башкиры 187 дворов в его подчинении участвовали в восстании. И последнее о сартах-башкирах. Они получили вотчинное право, об этом свидетельствует купчая от 1780 г., когда башкиры Сартской волости вместе с кущинцами продали землю по р. Зюгаза воеводе Пермской провинции А. Ф. Голубцову4. Все села были однонациональными.

Краткую историю деревень начнем с д. Ариево при р. Анзяк. Первопоселенец Арый по источникам не прослеживается. Но его сыновья и внуки учтены VII ревизией 1816г.: старший сын Амин Ариев, 1776 г. (его Сафи-улла), младший Нигматулла Ариев, 1779 г. (его Мулхия и Алмашакар). Они были еще живы и в 1894 г.5

В 1795 г. в 13 дворах проживало 76 человек, в 1816 г. в 14 - 114, в 1834 г. в 30 - 188, в 1859 г. в 29 - 256, в 1870 г. в 37 - 119, в 1920 г. в 89 - 461 человек.

В 1842 г. на 188 человек сеяли 53 четверти озимого и 274 четверти ярового хлеба, а также 7 четвертей, или 56 пудов картофеля6. В конце века победил трехпольный севооборот. Сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу. Практиковалось унавоживание полей. Имели по 1 молотилке и веялке. Была мельница. Разводили скот местной породы. Сена своего не хватало, поэтому покупали на базаре села Месягутово за 1 руб. воз весом в 20 пудов.

Д. Абсалямово при р. Анзяк в 1795 г. состояла из 13 дворов, где учтены по 51 мужчине и женщине. В 1816 г.

3 МИБ. Т. 3. С. 223.

4 Там же. Ч. 1. С. 374, 392; Т. 3. С. 120, 223; Т. 5. С. 35, 120;
Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башкирии.
С. 323, 326.

5 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 374-а.

6 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 160. См. это дело и по другим
деревням.


было 34 двора и 197 человек, в 1834 г. — 56 дворов и 299 человек, в 1859 г. — 54 двора и 390 человек, в 1870 г. — 73 двора и 432 человека, в 1920 г. в двух деревнях (Верхнее и Нижнее) — 76 дворов и 419 человек. С начала XX в. известны Верхнее и Нижнее Абсалямово. Обе находились при р. Анзяк, обе в 8 верстах от д. Дуван-Мечетлино. Одна из них известна с 1816 г. и называлась Ахметово (Абсалямово), состояла из 6 дворов с 30 жителями. В 1859 г. было 6 дворов и 20 человек. В 1870 г. она имела 3 двора и 11 жителей. Д. Ахметово в 1920 г. не была учтена, т.к. она официально называлась Абсалямово, но какой — Верхней или Нижней, нам неизвестно.

Деревня фиксировалась как Абдусалямово, затем, как и сегодня — Абсалямово. Звали первопоселенца Абдуса-лямом Абуталиповым, 1756 года рождения; его сыновья Фаткулла (его Хабибулла, Гайнулла, Валиулла), Мухама-дияр, Зайнулла, Абдулхаким, Хуснулла. Основатель д. Ахметово был жителем д. Абсалямово. Его сын Зуль-карнай Ахметов жил в 1750—1826 гг. Его сына звали Исаем, 1776 года рождения. Его сын Саитбурхан, 1799 г.7

В 1842 г. на 313 человек в д. Абсалямово было засеяно 92 четверти озимого и 388 четвертей ярового хлеба, а также 8 четвертей картофеля. Тогда же в д. Ахметово на 36 человек сеяли 17 четвертей озимого, 66 четвертей ярового хлеба и 2 четверти картофеля. Жители Абсалямово и Ахметово всеми угодьями владели сообща.

Д. Маржангулово была известна в трех волостях: Сартской, Дуванской и Кущинской. В данном случае речь идет о сартской деревне при р. Анзяк. В 1816 г. и 1834 г. зафиксированы имена сыновей Маржангула: Казыбай Марзенгулов (1740—1820; его сыновья юртовой старшина Кадырберды и Худайберды), Алкай Марзенгулов (1754— 1834; его 36-летний сын Рахимгул Алкаев).

В 1795 г. в нем было 78, в 1816 г. - 130, в 1834 г. - 216, в 1859 г. - 296, в 1870 г. - 329, в 1920 г. - 613 человек. Дворов было в конце XVIII в. 12, в 1870 г. - 56, в 1920 г. - 103.

На 153 человека в 1842 г. сеяли 53 четверти озимого, 274 четверти ярового и 5 четвертей картофеля. Их надельные земли «распаханы давно, но выпаханы не особенно сильно». На основе трехпольного севооборота сеяли земледельческие культуры в соответствии с климатически-природными условиями края, прежде всего с коротким вегетативным периодом их вызревания. Это — ячмень и рожь. Сеяли и овес, и полбу (вид пшеницы). В конце века в деревне было 3 молотилки и 6 веялок. Была мельница. Имели и огороды. Скот местной породы содержали для собственных потребностей, а не для продажи. Своего сена не хватало, покупали его у соседей по 1,5 руб. за воз весом в 20 пудов. Занимались и пчеловодством. Была мечеть.

Д. Мулькатово (Габдулзелилово) при р. Анзяк развивалась неровно, вернее, целое столетие находилась на одном уровне. В 1795 г. в ней было 19 дворов и 108 жителей, в 1816 г. - 11 и 78, в 1834 г. - 24 и 122, в 1859 г. -10 и 128, в 1870 г. - 24 и 109. В 1920 г. зафиксировано 43 двора и 196 человек.

С начала XIX в. возникла д. Габдулзелилово, смежная с Мулькатово. В 1816 г. в первой деревне было 10 дворов и 54 человека, в 1834 г. — 14 дворов и 59 жителей. В 1859 г.

7 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 374-а, 724. См. это дело и по другим деревням.


498


ДУВАНСКИЙ РАЙОН


 


в стольких же домах зафиксировано 49 человек. Постепенно дело шло к слиянию деревень, что и произошло в конце века.

В 1816 г. взяты на учет сыновья основателя селения: 52-летний Абдюш (сыновья Ишкузя, Ишбулды), 37-летний Валит и 36-летний Халит Мулькатовы. Что касается второго наименования деревни, то Габдулзелил нам неизвестен. Его сын Шафей Габдулзелилов жил в 1749— 1817 гг. и имел сына Хатымтая (его сын Азналы).

В 1842 г. на 108 человек сеяли 50 четвертей озимого, 243 четверти ярового и 8 четвертей картофеля. В Габдул-зелилово на 72 человека было засеяно 25 четвертей озимого, 160 четвертей ярового хлеба и 2 четверти картофеля.

Было две деревни Абдрашитове Д. Абдрашитово («Кубово тож») в 1816 г. состояла из 4 дворов с населением в 36 человек. Здесь проживал 80-летний Абдрашит Тямеев со своими сыновьями Габбасом, Абдулвахитом, Саитбатталом, Канзафаром. Другая д. Абдрашитово была известна в конце XVIII в., тогда там в 33 дворах проживало 204 человека (в 1816 г. было 39 дворов, где взято на учет 92 мужчины и 112 женщин). В дальнейшем известна лишь одна из них, расположенная при р. Ай и самая большая по количеству жителей и дворов. Здесь в 1770 г. побывал академик И. И. Лепехин, направляясь из д. Труб-кильдино к Симскому заводу. Он указал речку Инчину (возможно, приток р. Ай), при которой находилась д. Абдрашитово. Она известна еще тем, что здесь проживал сын первопоселенца, старшинского помощника в 1775 г. Абдрашита Алкеева из д. Абдрашитово Губайдул-ла Абдрашитов, служивший начальником 8-го башкирского кантона до конца своей жизни в 1809 г. Думается, что эта вторая деревня унаследовала историю д. Сарты (Алкеево). Во время восстания в 1835 г. в Башкортостане сомнения собравшихся в необходимости выступать против властей в д. Дуван-Мечетлино рассеял дважды разжалованный 65-летний зауряд-сотник из д. Абдрашитово башкир Валиша Аккушев: «Чего еще дожидаетесь и зачем сомневаетесь в справедливости, что нас всех крестить будут? Я сейчас прибыл из Красноуфимского уезда и сам был свидетелем, что там уже крестят мусульман и с жен наших снимают порты (т.е. штаны). Решайтесь защищать нашу веру и свободу! Возьмите пример с русских, коим по единоверчеству дела русского правительства лучше известны: они решились на все, чтобы охранить свою прежнюю независимость»8.

Деревня развивалась заметно. В 1834 г. было 58 дворов и 242 человека, в 1859 г. - 48 и 310, в 1870 г. - 60 и 302, в 1920 г.-114 и 555.

Жители занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством, промыслами. В 1842 г. на 276 человек сеяЛи 87 четвертей озимого, 467 четвертей ярового и 6 четвертей картофеля. Площадь пашни увеличивали за счет расчистки леса. На основе трехпольной системы земледелия сеяли рожь, ячмень, полбу, овес, гречиху, пшеницу, лен. В селении в конце XIX в. имели 2 конные молотилки, 3 веялки. У всех хозяйств были огороды. Скот

8 Давлетбаев Б. С. Большая Ока. С. 65. Более подробно о восстании 1835 г. в северо-восточном Башкортостане см. в его работах «Восстание крестьян 1835 гг.» (Башкирский край. Вып. 4) и «Из истории Дуван-Мечетлинского края» (Болыяе-устьикинское, 1993. Вып. 2).


разводили для внутренних потребностей, пасли его до 9 мая по паровому полю, после — на выгоне, осенью — по жнивью и отаве (т.е. на траве, выросшей в тот же год на месте скошенной). Обходились своим сеном. Вся земля, в т.ч. и лес, не размежевана и находилась в общем пользовании дд. Маржангулово, Ариево, Халилово, Абсалямово, Мулькатово и Кисяубаево. Лес взят казной под охрану (а казенный лес еще в 30-х гг. XIX в.). Делали телеги и сани для продажи. Была мечеть.

Название д. Халилово тоже позднее. И здесь отметим, что первопоселенец нам неизвестен. Но его сыновья зафиксированы VII ревизией 1816 г. 73-летний Ишназар Халилов, его сыновья Кутлуш, Исянгазы, Ильяс. Его близнец Аккужа Халилов (умер в 1831 г.) с детьми Муха-меткаримом, Нурмухаметом. 70-летний Ишкужа Халилов с сыном Фаткуллой и внуком Мухаметом. Самый младший 39-летний Утягул Халилов (умер в 1830 г.), его дети Калубак, Кулымбет9.

В 1795 г. Халилово — 33-дворная деревня с 196 жителями. В 1834 г. было 40 дворов и 252 человека, в 1859 г. — 61 и 334, в 1870 г. - 53 и 282. В 1920 г. в Старохалилово было 68 домов и 331 человек. В 1859 г. в составе Халилово взята на учет д. Кисяубаево (Кискубаево) с 22 дворами и 98 жителями.

Д. Кисяубаево (от антропонима, в 1816 г. здесь зафиксировано искаженное имя Кисибай Такмышев, 1755 года рождения, он и был первопоселенецем) возникла в начале XIX в. В XVIII в. деревни еще не было, поэтому нет ее в материалах 1795 г.

По VII ревизии 1816 г. в д. Кисяубаево при р. Шигали, притока р. Ай, было 20 дворов и 100 человек, в 1834 г. — столько же дворов и 124 жителя. В 1870 г. в 19 дворах проживало по 49 мужчин и женщин. Халилово и Кисяубаево тогда находились от центра стана (волости) в 45 верстах. И в 1920 г. они (вторая названа Киссубаево) были в составе Дуван-Мечетлинской волости и удалены от одноименного ее центра на 12 верст. Обе при р. Ай. В самом конце XIX в. д. Кисяубаево имела второе наименование Халилово10. Это уже при существовании д. Ново-халилово, возникшей на рубеже XIX—XX вв. В 1920 г. в новой деревне было 46 дворов и 216 человек. Находилась в 15 верстах от Верхних Кигов — центра одноименной волости, которому подчинялась упомянутая дочерняя деревня. Таким образом, можно предположить, что Кисяубаево не служила непосредственной основой для вновь возникшей д. Новохалилово. Кисяубаево вошла в состав Халилово (Старохалилово) после 1926 г.

Халиловцам были известны все отрасли хозяйства и отдельные промыслы. В 1842 г. в Халилово на 252 человека сеяли 11 четвертей озимого, 236 четвертей ярового хлеба, в Кисяубаево на 124 жителя — 6 и 98. Картофель до этих селений еще не дошел. Надельные земли находились в одном участке. Часть леса распахана под пашню. Она орошается pp. Ай, Шигали и Тандяк. Трехполье заставляло жителей унавоживать пашню. В конце века у частников были 1 молотилка и 2 веялки. Имели оброчные статьи: 2 мельничных места (по 6 и 12 десятин), сдаваемых в аренду на 12 лет, 2 усадебных места (1 и 0,5 деся-

9 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 345.

10 Там же. Ф. 2. Оп.1. Д. 1755 (1816 г.).


СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН


499


 


тины) — тоже на 12 лет. Ежегодно 30 человек уходили на заработки в Златоустовский казенный завод.

Были и несуществующие сегодня дуванские деревни при р. Малый Ик Апшаново и Битиково (Битюкаево), возникшие в начале XIX в. В 1816 г. в Апшаново было 5 дворов и 24 человека, в 1859 г. — 6 и 453, в 1870 г. — 11 и 61, в 1920 г. — 27 и 172. В Битиково в 1816 г. было 5 дворов и 23 человека (среди них редкое имя Шаршай Куккушев), в 1859 г. - 3 и 15, в 1870 г. - 3 и 10. В 1920 г. деревни уже не было. Д. Апшаново показывалась на картах республики на территории Дуванского района.

Обстоятельства возникновения поселка Каракулево нам неизвестны. В 1870 г. его еще не было, но в 1920 г. он показан 48-дворным с 228 жителями.

Д. Кадырово Дуванского района в своих статьях краеведы путают с одноименным селением Айлинской волости, ныне Белокатайского района, точно так же, как русское село Еланыш Салаватского района, основанное в 1856 г. крестьянами с. Сикияза, с одноименной башкирской деревней Мечетлинского района гораздо позднего происхождения (ее в 1920—1925 гг. еще не было)".

Башкиры д. Кадырово при р. Ай и д. Ишменево по pp. Кугушта и Ай Айлинской волости по договору 1760 г. обосновались припущенниками башкир Тырнаклинской волости. «Будучи сами вотчинниками Айлинской волости, по каким-то обстоятельствам оставив свою жалованную землю, они перешли с оной на жительство на землю смежных вотчинников Тырнаклинской волости»12.

Сохранился текст договора о припуске айлинцев башкирами-тырнаклинцами. «1760 года майя ... дня Уфимской округи Тырнаклинской волости вотчинники башкирцы на жалованной от великих государей земле по р. Аю изстари при дедах и отцах наших поселясь жительствуют Сибирской дороги Айлинской волости двумя деревнями Кадыровой и Ишменевой башкирцы без оброка и без всякой нам выгоды, а как ныне известно нам указом поведено, дабы на наших землях посторонние люди без позволения не жили, почему мы Тарнаклинской волости башкирцы старшие и младшие со общаго согласия означенным Айлинской волости башкирцам 30 дворам изстари заселенными ими зимовными и летними кочевыми местами жительство и владение иметь вечно позволяем из платежа оброка на каждый год по 20 коп., а когда отделяться будут от отцов сыновья и от братьев братья, коим с каждого двора в год платить оброку по 20 коп. и спору никакого не иметь; выше-писанные же зимние жилища и летние кочевья состоят в средине сих меж от устья речки Еналыша (Еланыш), которая впадает в Ай, итти вверх по течению до Еланы-шевской вершины и до Белой степи, откуда липовым колком до Мурзаларской межи (т.е. волостной) до вершины Водяной Турналы и вдоль по Турнале на Черный брод и от оного на мыс горы Айлянмы, откуда перейдя р. Ай сыртом озера Бузовча на мыс Туры, а от оного вдоль по Турне на одинокую сосну, а от оной на Нижний Черный Тал, откуда вдоль по болоту на вершину Кува-


вейли, оттоль на вершину на болотах Нагушли, от оного на вершину Бурга Узанлы ж, отколь сыртом Чуматово березника на вершину, а от оной на 5 берез, от которых Инзяковой вершины краем болота Исхаковской межи верхностию сыртом на вершину ключа Тюльке Тоймака, от оного на вершину суходола, называемого Чуванлы кула и вдоль по оному суходолу до устья лога Чуванлы и до реки Ая, перейдя сей на прежде помянутое Еланышев-ское устье и во время написания сего договора, к которому находившиеся Тарнаклинской волости старшие и младшие люди руки и тамги свои приложили сего 1810 года апреля 10-го дня. Троицкой и Уфимской округ Тырнаклинской волости мы, чиновники и рядовые башкирцы, все со общаго согласия по ветхости сего договора, переписав оной на новую бумагу и приобщили к сему. ...Ив том договор утверждаем с приложением знающие писать рук, неумеющие — тамог и старшинских печатей с таким условием, есть ли означенных деревень Кадыровой и Ишменевой башкирцы сами своевольно с той нашей земли съехав переселятся, то оную землю им не продавать и в оброк не отдавать»13.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!