Мишарские и татарские деревни 1 страница



На территории современного района на вотчинной земле башкир Байкинской тюбы Сунларской волости возникли мишарские (Абуталипово, Явгильдино, Мряси-мово, Урюш), мишарско-тептярские (Байкибашево, Подлубово, Тайкаш, Турново), тептярско-мишарская (Суюндуково), тептярские (Байки-Юнусово, Сулейма-ново) деревни. О башкирско-тептярской (марийской) д. Откустино выше уже говорилось. Это были ранние поселения мишарей и тептярей, жители которых создавали дочерние деревни.

О времени основания д. Абуталипово сами ее жители утверждали, что она возникла в 1785 г.34 В одной из статей краевед С. Ф. Сахратуллин уверенно заявлял о ее возникновении в 1745 г.35 Затем на основании текста договорной записи башкир Сунларской волости с мишарями он указал правильную дату создания последними своего поселения. Это — 1764 г.36 Мишари — первопоселенцы д. Абуталипово — прибыли из д. Уректово.

Ниже приводим полный текст упомянутой записи. «1764 года сентября 7-го дня Уфимского уезда* Сибирской дороги Сувунларской (Сунларской. — А. А.) волости все мирские люди со общего согласия отдали для поселения жительством землю оного же Уфимского уезда Сибирской дороги команды мещерякского старшины Султанмурата Янышева деревни Уректовой муллам Абу-латыпу Халилеву и Абдулхаиру Мустафину со товарыщи из оброка с каждого двора по двадцати копеек да сверх онаго взято денег десять рублей и одну жирную корову и по заселению жительством окроме засилившихся с ними товарищей других посторонних жительств людей

34 Сахратуллин С. Ф. Бирская старина. Бирский уезд. Кн. 1.
Бирск, 1999. С. 10.

35 Караидель. 15 июля 1989 г.

36 Там же. 27 июня. 1991 г.

* Весь Исторический Башкортостан от Перми на севере до среднего течения р. Яик (Урал) на юге, от р. Тобол на востоке До Волги на западе назывался Уфимским уездом. Собственно Уфимский уезд (территория вокруг г. Уфа) наряду с другими 11 — 12 уездами Оренбургской губернии возник в 1781 — 1782 гг.


484


КАРАИДЕЛЬСКИЙ РАЙОН


 


без согласия нас, вотчинников, никово не припущать и той отданной от нас сувунларских башкирцев земли межи от вершины озера Яканикули (Юкаликуль) сверху от межи Явгильдиной по обе стороны онаго озера Яканикули со стекающей в оное водою отдали Сулеймановскую степь с пахотного землею, а в лес не входить, в Мрясимов-ской вершине отдали Чиршилинской колок и Чишмин-ской колок, в которых потребной лес рубить и на означенной отданной земле зверей обще с нами, башкирцами, ловить до Якиловаповской (очевидно, озеро и речку называли Яканикуль) вершины и по проезжей в деревню Уректеву дороге левой стороною итти и от вершины Мрясима со стекающей водой, не входя в Курачевскую межу итти по Мрясиму левою стороною до Бексентеев-ской межи на степь пашню пахать, сено косить, потребной лес рубить, в чем мы, вотчинники башкирцы, руки и тамги свои приложили. Бывший старшина Муслюм Бухаров подпись, Байдали Кузяков, Токаш Бакшеев тамгу, Исак Ногайчураев, д. Юлдашевой — Мавлют Юлдашев, д. Акбуляковой — Сеит Акбуляков, Мунасип Акбуляков, Юнус Акбуляков. Бывший старшина Якуп Чинмурзин, старшина Халил Якупов»37.

Та же самая дата — 1764 г. — указана в официальной ведомости 4-го мишарского кантона Бирского уезда сотника Валитова о числе душ мишарей обоего пола по VIII ревизии 1834 г. с указанием их сел, принадлежности их по земельному владению к той или иной башкирской волости, отношение их к земельной собственности, однако последнее показано ошибочно: не «на покупный у башкирцев земле» жили жители Абуталипово, а находились, как об этом сказано в договорной записи, на правах припущенников-арендаторов башкирских земель38.

В 1795 г. в 13 дворах проживало 82 мишаря, в 1 дворе — 4 ясачных татарина39, в 1811 г. в 17 дворах — 11040, в 1816 г. в 15 дворах - 12Г, в 1834 г. в 29 дворах - 20842, в 1859 г. в 50 дворах - 32043, в 1870 г. в 64 дворах - 39344, в 1917 г. в 131 дворе — 75345, в 1920 г. в 128 дворах — 61546 мишарей.

Сыновья и внуки первопоселенца Абуталипа Хали-лова перечислены V, VII ревизиями 1795 г. и 1816 г. Хиса-метдин Абуталипов, 1748 г., имел сыновей Бикташа, Сейфетдина, Зейнетдина; Сайфульмулюк Абуталипов, 1755 г.; у Кагармана Абуталипова, 1769 г., был сын Шара-футдин. V ревизия взяла на учет 100-летнего жителя Мукмена Уразаева47.

Мишари — активные участники социально-политического движения в крае. Мишари всех пяти кантонов

37 ЦГИА РБ. Ф. 107. Оп. 1. Д. 108.

38 ЮАС. Вып. 2. С. 332.

39 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 25, 31. См. эти дела и по другим
деревням.

40 Там же. Д. 93. См. это дело и по другим деревням.

41 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 39; Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 256.
См. эти дела и по другим деревням.

42 ЮАС. Вып. 2. С. 332. См. этот сборник и далее.

43 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 741 (1859 г.). Л. 486. См. это
дело и по другим деревням.

44 Список населенных мест по сведениям 1870 г. Т. 45.
Уфимская губерния. С. 65.

45 Родное М. И. Крестьяне Бирского уезда по переписи
1917 года. Уфа, 1997. См. эту книгу и по другим деревням.

46 Список населенных пунктов Башреспублики.

47 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 31 (1795 г.); Д. 407-а (1816 г.).
См. это дело и по другим деревням.


в 1812 г. выставили два мишарских конных полка, один из которых участвовал во взятии Парижа 19 марта 1814 г.48

О посеве хлеба д. Абуталипово за 1842 г. имеются ведомости по кантонам, по которым видно, что на 207 человек этой деревни было засеяно 1048 пудов ярового и 1380 пудов озимого хлеба49. В принудительном порядке заставили жителей всех сельских сословий построить магазины для хлебных запасов на случай неурожая.

В 1917 г. из 131 хозяйства беспосевных было 6, имевших посев до 4 десятин — 50, 4—9 десятин — 62, 10—14 десятин — 11, свыше 15 десятин — 2 хозяйства50. Абутали-повцами был заведен хлебозапасный магазин. В 1834 г. на 29 дворов с 208 жителями приходилось лошадей —111, коров — 117, овец — 155, коз — 120 голов. Имели 25 ульев. Была мечеть51. В 1917 г. 131 двор имел 728 десятин посева52.

Д. Мерясимово (Мрясово) при одноименной речке возникла чуть раньше, чем первая мишарская деревня. По словам самих жителей, они «жительство имеют на земле, жалованной их предкам до бывшего в 1753 (вернее, 1755. — А. А.) году бунта, на которую жалованную грамоту хотя имели, но во время пугачевского бунта она утрачена, о чем было заявлено в Уфимской нижней расправе в 1787 году»53. Однако такое вольное заявление никого ни к чему не обязывает. Они были припущены башкирами Ельдякской волости в 20-х гг. XVIII в. Одну дату — 1737 г. — указывает в своей статье С. Ф. Сахратуллин54. Но имеется и третье, более приемлемое сведение, основанное на солидном источнике. В апреле 1731 г. башкир Терсятской волости Сибирской дороги Камай Рысламбе-тов с братьями Карасом, Сакау, Текеем и Кал макаем дал отпускную запись ясырю (пленному) своего отца калмыку Назару («старику с сыном ево Бокшергою с братьями и с сестрою и с детьми ево»), по которой его и его семью отпустили на волю. Этот документ был написан служилым татарином д. Мрясимово Сибирской дороги Ясалеем Кулеевым55. Значит, к тому времени мишарская деревня, основанная, по всей вероятности, в 20-х гг. XVIII в., уже существовала.

В 1795 г. здесь проживало 270, в 1811 г. — 392, в 1816 г. - 238, в 1834 г. - 635, в 1859 г. - 1030, в 1870 г. -1066, в 1917 г. — 2083 мишаря, 71 башкир, 13 татар, 45 русских, 11 украинцев, в 1920 г. — 1638 мишарей.

Определенный социальный интерес представляет житейская запись мишаря д. Мрясимово Сибирской дороги Юмадила Бухарова мишарю той же дороги д. Бигильдиной Умеру Юсупову от 26 марта 1770 г. об отработке долга в сумме 44 руб. 70 коп. До уплаты долга он должен был жить у заимодавца 9 лет, выполняя всякую домовую работу с зачетом по 5 руб. на каждый год. Условия записи были жестки: «И во всех приказаниях ево быть

48 Любезные вы мои... С. 20, 29, 63-65.

49 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 7843. Л. 187. См. это дело и по
другим деревням.

50 Родное М. И. Указ. соч.

51 РГВИА. Ф. 414. Д. 317, 320, 349, 359, 360, 361, 382.

52 Родное М. И. Указ. соч.

53 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 36. Л. 7.

54 Сахратуллин С. Ф. Глухой ли уголок? // Караидель. 15 июля
1989 г.

55 МИБ. Т. 3. С. 288-289.


СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН


485


 


послушным, не чиня никаких отговорок. И во всю тое мою у У мера бытность пить и есть ево, а платье и обувь носить мне собственную. Будучи ж в доме Умеровом находится мне добропорядочно, и жену ево и детей слушать и почитать, не пьянствовать и с ворами не знатца, и не воровать, и пократчи не збежать...»56

Об активном действии православной церкви и местных властей по крещению мусульман и язычников края свидетельствуют следующие факты из жизни мишарей этого села. Шагабутдин Муфтахутдинов, по крещению Петр Архипов, был исключен из своего сословия (дело №13525 от 30 сентября 1852 г.). По указу Оренбургской казенной палаты был также исключен из своего сословия в связи с крещением Сейфулгалим Зайнуллин (дело №6673 от 7 июля 1863 г.). Исхак Ахтямов, по крещению Алексей Фомин, по указу той же палаты (дело №9463 от 1 июля 1863 г.) был исключен из своего сословия с освобождением всех вероотступников от налогов в течение двух лет57. Как правило, крещеные люди выселялись из своих насиженных мест и зачислялись в мещане городов или в государственные крестьяне Бирского уезда.

Мишары занимались земледелием, животноводством, промыслами. В 1842 г. на 711 человек они засеяли 2580 пудов ярового и 2382 пуда озимого хлеба. Тогда же на 105 дворов с 711 жителями имели 450 лошадей, 442 коровы, 175 овец, 405 коз. Владели 95 ульями. Была мечеть и конфессиональная школа.

В 1917 г. 370 мишарским домохозяевам принадлежало 1726 десятин посева. Из них беспосевных насчитывалось 24, до 4 десятин посева имели 170, 4—9 десятин - 140, 10-14 десятин — 28, свыше 15 десятин — 8 дворов. Из 10 домохозяев башкир соответственно 1, 1, 4, 3, 1.

Д. Явгильдино была основана мишарями по припуску башкир Байкинской тюбы Сунларской волости, оформленному по договорной записи 1790 г.58

Демографическое развитие деревни выглядит следующим образом. Здесь и в последующем показаны все жители обоего пола.


О действиях православной церкви среди мусульман свидетельствует тот факт, что мишарь Хазиахмет Абдул-ганиев, по крещению Семен Петров, был исключен из своего сословия 1 января 1863 г.60

Кроме военной службы с башкирами по охране Оренбургской пограничной линии и участия в войнах и походах России мишари занимались сельским хозяйством. В 1842 г. на 515 человек было засеяно 2730 пудов ярового и 2040 пудов озимого хлеба. На 78 дворов с 519 жителями имели 900 лошадей, 30 коров, 180 овец, 140 коз. В 1917 г. количество рабочего скота доходило до 525 голов. Владели 30 ульями. Была мечеть со школой. В 1870 г. упоминается почтовая станция.

В 1917 г. имели 1464 десятин посева. Из 285 домохозяев беспосевных было 6, до 4 десятин посева имело 125, 4—9 десятин — 131, 10—14 десятин — 19, свыше 15 десятин — 4. Тогда же проживала русская семья из 7 человек с одной лошадью, имевшая 9 десятин посева. Явгильдино — центр Байкибашевской волости Бирского кантона.

Д. Урюш (с конца XIX в. Татарский Урюш) при одноименной речке впервые была показана на карте Уфимского наместничества от 19 мая 1781 г.61, затем это повторялось на картах 178662 и 1802 гг.63 Это означает, что д. Урюш была основана мишарями в середине XVIII в. на земле башкир Ельдякской волости.

Тем не менее ревизия 1795 г. не учла д. Урюш64. Это можно объяснить лишь тем, что ее жители могли быть зафиксированы в коренном поселении, откуда выехали урюшевцы. А по другим годам ревизий и переписей демографическое состояние Урюша выглядит следующим образом.

Таблица 216

 

Годы 1811 1834 1859 1870 1917 1920
Численность мишарей 160 264 328 373 926 860

 


Таблица 215

 

Годы 1811 1816 1834 1859 1870 1917 1920
Мишари 280 290 470 681 755 1606 1421 298

В 1811 г. много семей выехало в разные деревни 1-го мишарского кантона, расположенного в Челябинском уезде.

Деревня известна тем, что 18 сентября 1824 г. во время своего путешествия по губерниям России здесь останавливался император Александр I (были предоставлены лошади для 11 экипажей)59.

56 Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 344.

57 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 748. Л. 375-378.

58 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 39. Л. 38; ЮАС. Вып. 2. С. 332
(здесь правильно указаны вышеназванная тюба и волость).
В Д. 39 ошибочно указаны тюба и волость; на Л. 2 относительно
времени возникновения дд. Явгильдино, Абуталипово и Чишмы
(Урекеево) указаны не совсем правильные даты: 1745 г. и 1785 г.

59 Сахратуллин С. Ф. Прошение на имя императора // Кара-
идель, 23 марта 1991.


В 1816 г. здесь зафиксировали 6 дворов с 45 башкирами65.

В 1842 г. на 38 дворов приходилось 281 лошадь, 150 коров, 205 овец и 25 коз. В 1917 г. 159 дворов имело 249 голов рабочего скота. На 309 человек в 1842 г. сеяли 214 озимого и 154 четверти ярового хлеба. В июне 1917 г. из 159 дворов 13 были беспосевными, 79 имело до 4 десятин посева, 62 — до 9 десятин, 4 — от 10 до 14 десятин, 1 — свыше 15 десятин пашни. Занимались пчеловодством (в 1842 г. было 70 ульев). Прихожане имели мечеть.

В 1908—1909 учебном году в Урюшевском земском одноклассном училище из четырех отделений обучалось 7 мальчиков и 4 девочки.

Д. Байкибашево была основана мишарями на основании договоров башкир от 1762 и 1788 гг. сроком на 100 лет

ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 748. Л. 376.

РГВИА. Ф. ВУА. Д. 20627 (1781 г.).

Там же. Д. 20628 (1786 г.).

Там же. Д. 20901 (1802 г.).

ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 31 (1795 г.).

Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 260.


486


КАРАИДЕЛЬСКИЙ РАЙОН


 


с условием уплаты оброка владельцам вотчины за припуск66.

В 1866—1919 гг. Байкибашево — центр одноименной волости (затем им стала д. Явгильдино). В 1798—1855 гг. все мишарские села этого региона находились в составе 4-го мишарского кантона.

Развитие деревни наглядно прослеживается по нижеприводимым данным.

Таблица 216а

 

Годы 1811 1816 1834 1859 1870 1917 1920
Численность мишарей 330 372 658 585 1230 2233 2088

В 1917 г. кроме мишарей в селе зафиксированы русские (26 чел.), татары (4 чел.), тептяри (3 чел.) и башкиры (1 чел.).

Мишари занимались земледелием, животноводством, промыслом. В 1842 г. на 658 человек при 110 дворах сеяли 567 четвертей озимого и 537 четвертей ярового хлеба. Они владели 401 лошадью, 30 коровами, 120 овцами, 70 козами. Имели 52 улья. В 70-х гг. в Байкибашево было 12 лавок, по понедельникам проводили базар. Тогда же вместо одной стало две мечети, при которых действовало по одной конфессиональной школе.

Социально-политические условия жизни мишарей, давление на их самосознание и вероисповедание со стороны властей и православной церкви в начале второй половины XIX в. вынудили немало мусульман отказаться от своей веры и принять чужую за временные льготы. В 1860—1861 гг. мишари Бахтигарей Игитисамов, по крещению Илья Апполонов, Гималетдин Шункаров по святому крещению Алексей Иванов, Сейфнур Абдулгали-мов, Абдулгалям Абдулхамитов по крещению Василий Андреев, Ахмадиша Мухаметкаримов, ставший Павлом Николаевичем, Абдулмен Абдулханнанов по крещению Петр Трифонов и Сайфитидин Назиров по крещению Филипп Афанасьев были исключены из своего сословия и причислены к мещанам гг. Троицк и Челябинск67.

Выселок из Байкибашево под названием Нагретди-новский возник в 60-х гг. XIX в. Называли его также Новый Байкибаш. В 1870 г. неверно написали название находящейся при р. Уфа (в 77 верстах от г. Бирск) д. Наг-ретдиново как Науштдиново. В ней в 20 дворах насчитывалось 103 человека, ошибочно названных вместо мишарей башкирами. В 1896 г. в 47 дворах проживало 288 человек. Имели мечеть. 487 мишарей жили в 76 дворах в 1917 г., которые имели 346 десятин посевов. Из всех дворов 36 засеивало от 1 до 3 десятин пашни, 34 хозяйства — от 4 до 9 десятин, 6 — от 10 до 14 десятин. Им принадлежало 160 голов рабочего скота.

* * *

Теперь поведем речь о мишарско-татарских поселениях. Самым ранним из них считается Подлубово, возникшее как мишарское. Произошел редкий случай,

Там же. Ф. 172. Он. 1. Д. 39. Л. 25, 35. Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 748. Л. 375.


когда припущенники припускали на землю других при-пущенников. В данном случае марийцы дд. Бирюбаш и Рефанды припустили на арендованную у башкир землю мишарей из Алатырского уезда Симбирской губернии, основавших д. Подлубово.

Сначала о поземельных правах марийцев. Башкиры-вотчинники Кыр-Унларской тюбы Кыр-Таныпской волости Демчура Дусембетов, Еманбирды Исхаков, Кара-кузя Сейтагулов в 7181 (1673) г. дали договорное письмо марийцам, основавшим дд. Бирюбаш и Рефанды, о припуске их на свою вотчину «в вечное и потомственное владение... по межам от вершины Бирь реки на Бавкин-ский камень, а оттоль до суходола до вершины на речку Среуш, которая пала в речку Урюш, по Урюшу по правой стороне до вершины той речки и до Дуванской (волости) межи позади Долгова лесу до глубокого оврагу и по Дуванской межи на Бирь реку, а от оной до вершины вышедшего суходолу на мутное озеро до старой речки по правой стороне на Кузем речку и по той речки на Осиновый овраг и на Бурлы камень до первой межи...... «В коей

записи сказано, — пишут поверенные марийцев в 1813 г., — чтоб тем предкам их на той отданной земле жить вечно, выгодами пользоваться с тем, чтоб и лесом башкирцам в отводных межах уже ничем не владеть, а буде предки их ково к себе сторонних людей пожелают припустить, в том им не запрещать, как их равно детей и весь род той вотчины не выбивать»68.

На основании такого разрешения марийцы этих двух деревень в 1693 г. припустили мишарей, основавших д. Подлубово. Поверенный мишарей этой деревни Яныш Абдрахимов в начале XIX в. писал, что «он со товарищами своими имеют владение землею по припуску тептяреи из черемис деревень Бирюбашевой и Рефанды, на что имели они преж сего на жительство свое от тех тептяреи договор, который потерялся во время замешательства, бывшего в Оренбургской губернии в 1773 году»69.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!