Методологические основы правового учения
Правовое учение Гурвича теснейшим образом связано с его социальной философией и не может быть понято в отрыве от нее. Мыслитель пытался создать целостную, интегральную концепцию социальной действительности, соединяя различные методологические установки. Можно отметить, что на концепцию Гурвича оказали серьезное влияние такие философские направления, как трансцендентализм И. Фихте, феноменология Э. Гуссерля, исторический материализм К. Маркса, витализм А. Бергсона, анархизм П. Прудона, идеал-реализм С. Франка и Н. Лосского, психологизм Л. Петражицкого.
Философско-социологические воззрения Гурвича могут быть отнесены к неклассическому типу научной рациональности. По признанию самого мыслителя, его научные представления формировались под влиянием новых открытий в области естественных наук в начале XX в., в частности, под влиянием открытого Н. Бором принципа взаимодополнительности. Это привело ученого к мысли, что и социально-правовую действительность можно изучать с позиций взаимодополняемости различных способов познания. Свою собственную позицию Гурвич характеризует как «гиперэмпирический реализм».
Реализм для Гурвича означает признание того, что все явления, доступные человеческому познанию, укоренены в бытии. Бытие имеет разные измерения: биологическое, социальное, идеальное, мистическое и т. д. Таким образом, общество представляет собой не что-то внешнее по отношению к индивидам и их деятельности, но является частью их жизненного мира и проявляется через жизнедеятельность вовлеченных в общение (коммуникацию) лиц. Социальная группа и индивид настолько неразрывно взаимосвязаны через общность предмета своей деятельности, что их разделение едва ли возможно даже теоретически. При этом социальная группа представляет собой функционирующий, динамический элемент структуры общества.
|
|
Само общество предстает у Гурвича в виде сложного структурированного динамичного единства исторической, культурной, правовой, психологической, экономической и иных видов деятельности.
824
| Глава 4 ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ Г. Д. ГУРВИЧА
Соответственно мыслитель выделял различные, но взаимосвязанные уровни социальной действительности, отличающиеся организацией и функциональной ролью в обеспечении жизнедеятельности общества. Это уровни 1) спонтанной организации; 2) организованной социальности; 3) социальных моделей (клише, лозунги, увлечения, привязанности); 4) неорганизованного коллективного поведения (ритуалы, нравы, обычаи); 5) социальных ролей; 6) коллективных предраспо-ложенностей; 7) социальных символов; 8) коллективного творчества;
|
|
9) коллективных идей и ценностей; 10) коллективного сознания и коллективной психологии.
Само наличие различных уровней возможно, по мысли Гурвича, только в рамках их интегрированного единства. Поскольку любое общество существует на основе интеграции, то необходимо было понять ее основание. Гурвич видел основание интегрированного состояния общества в «постоянно осуществляющейся попытке реализации на эмпирическом уровне общества трансперсональных ценностей».
Общие ценности, лежащие в основании общества, Гурвич связал с явлением, которое мыслитель назвал «нормативным фактом». Понятие «нормативный факт» использовал и один из учителей Гурвича — Л. И. Петражицкий. Однако Гурвич интерпретировал его несколько иначе, чем создатель психологической теории права. Для Петражицкого нормативный факт выступал в качестве субъективного основания для возникновения императивно-атрибутивных, т. е. правовых, эмоций. Гурвич, отказавшись от узкого и одностороннего психологизма Петражицкого, дал нормативному факту более широкую интерпретацию. Нормативным фактом в концепции Гурвича является любая спонтанная форма общения, через которую выражается право. Образование нормативных фактов становится возможным через непосредственный опыт, который состоит в коллективных актах признания правовых ценностей, а именно справедливости. Нормативные факты, утверждал Гурвич, представляют собой первичную данность юридического опыта, конструируют этот опыт и определяют поведение участников правового общения. Любое нарушение таких нормативных фактов вызывает общественное неодобрение и противодействие, поэтому именно нормативные факты, полагал мыслитель, лежат в основе социального правового порядка.
|
|
В противовес классической традиции методологического индивидуализма Гурвич в качестве первичной правовой данности выделял
825
Раздел XI
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»
не индивида, а так называемую форму социабельности (общения). Социабельность представляет собой способ и форму существования человека в обществе. Это понятие практически совпадает с понятием коммуникации, если понимать под коммуникацией устойчивые формы взаимодействия между людьми, порождающие определенные образцы поведения, основанные на взаимопонимании и общепризнанных ценностях, выражаемые в определенных символах и знаках (текстах) и поддерживаемые в своем функциональном единстве самой социальной группой. Именно таким образом понятое общение и служит, по мысли Гурвича, побудительным мотивом, причиной, фактором и целью социальной человеческой деятельности, обусловливает возникновение и развитие права.
|
|
Право, полагает мыслитель, определяется не волей государства, а наличием различных форм социабельности, что предполагает возможность существования в рамках общества нескольких правовых систем, соответствующих различным формам социабельности. Но для того чтобы в этом убедиться, необходимо, согласно Гурвичу, исходить не из догматических юридических конструкций, как это всегда делали этатисты-позитивисты, а из анализа непосредственного юридического опыта. В любом обществе существует не один, а несколько «центров юридического опыта», поэтому, убежден Гурвич, все попытки изучать право с монистических позиций, как это делали позитивисты, заранее обречены на провал.
Понятие права
В противоположность классическому монистическому подходу мыслитель разработал интегральную концепцию права. В интерпретации Гурвича это означало, что право не есть ни волевое установление, ни естественный закон, ни формальная юридическая норма, ни социальный факт, ни психологический феномен, ни правовое отношение — право включает в себя все эти многообразные аспекты и всегда представляет собой нечто большее, чем их совокупность. Наука о праве должна интегрировать в себя принципы разных подходов к праву, освобождаясь от их догматической односторонности.
Представления Гурвича о праве в концентрированном виде отражаются в его определении права, которому мыслитель придавал большое значение. Это определение само по себе есть теория права
826
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!