Учение о божественном происхождении монархии
По мнению Евсевия Кесарийского, источником земной власти является вторая ипостась Бога — Бог-Слово, Иисус Христос. В представлении Евсевия Кесарийского, Слово Божье, выполняя роль некоего связующего начала между Богом-Отцом и сотворенным Им ми-ром, роль «посредника и руководителя сущности рожденной (человека. — Е. Т.) к Нерожденному (Богу-Отцу. — Е. Т.)», является «Владыкою и Правителем вселенной», «благоговейно служащим славе Отца».2 Осуществляя замысел Бога-Отца, божественное Слово, обладающее полнотой силы для спасения мира, сообщило людям понятие о законном начальстве и царской власти. Оно, будучи «Отцом разумной
' Евсевий Памфш. Церковная история //Соч. Т. 1. СПб., 18.48. С. 546.—Далее ^Ылки на это произведение даются в тексте главы.
2 Евсевий Памфил. Слово царю Константину по случаю тридцатилетия его Царствования // Соч. Т. 2. СПб., 1849. С. 403, 396, 350. —Далее ссылки на это проведение (далее — «Похвальное слово Константину») даются в тексте главы.
101
Раздел II ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
и мыслящей сущности», создало субъективные основания для самой возможности власти, «начертав» в человеческой душе «образ верховного царствования», и «соделало ее животным царским, внушив ей... способность царствовать и повиноваться царской власти» (Похвальное слово Константину. С. 357-358). Таким образом, царская власть и способность повиновения ей являются божественным даром человеку, данным ему во исполнение божественного замысла о спасении творения.
|
|
В представлении Евсевия, поскольку царство земное есть подобие Царства Небесного, царская власть не только имеет свой источник в Боге-Слове, но и создана по образу Его власти. Именно это и определило прежде всего монархический принцип организации верховной власти. Слово Божье, будучи основой единства состоящего из многих частей мира, «явило в царе подобие своей единодержавной власти». Оно даровало человеческой природе «закон царского права... который подчиняет всех единому владычеству». Для Евсевия очевидно, что «монархия превосходнее всех форм правления, многоначалие же, составленное из членов равного достоинства, скорее есть безначалие и мятеж» (Похвальное слово Константину. С. 355). Таким образом, единовластие Бога, по образу которого создана царская власть, обусловило и единовластное управление царя.
Для Евсевия несомненна необходимость наследственного закрепления власти по образу вечной власти Бога-Слова. По его мнению, наследование власти необходимо для того, чтобы благочестивый царь, как бы возродившись для верховной власти в своих детях, ее унаследовавших, удерживал царство и после своей смерти. Таким образом, Бог «через приращение времен и детей боголюбезному царю» соделывает его «владычество над народами земли» непреходящим, «сильным и юным» (Похвальное слово Константину. С. 354).
|
|
Уподобление власти монарха власти Бога-Слова определило, в представлении Евсевия, ее земное предназначение. Царская власть, являющаяся земным отображением божественной власти, призвана содействовать спасению человека. По мнению Евсевия, царь, «подражая своему Спасителю», обязан преследовать «уже прежде Всеблагим побежденное» зло мира и тем самым удерживать царство от его порабощения «противником спасения человеком» — антихристом (Похвальное слово Константину. С. 354).
Вместе с тем историческое предназначение царской власти представлялось Евсевию уже в известной мере осуществленным.
102
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ
Совершившаяся «по благоволению великого Бога и содействию царя» победа над язычеством обусловила восприятие им Римской империи как «образа Царства Христова» (Похвальное слово Константину. г 381), как «великого храма, объемлющего всю вселенную» (Церковная история. С. 574). Евсевий увидел в покорении империи христианской истине провиденциальный смысл: «Две, как бы из одного источника происшедшие великие силы мгновенно все умиротворили и привели в содружество; эти силы были: Римское царство, явившееся с тех пор монархическим, и учение Христово, и обе расцвели вместе, в одно и то же время» (Похвальное слово Константину. С. 431).
|
|
Обязанности царской власти
Предназначением царской власти как «удерживающей» царство от пришествия в него антихриста обусловлены и все ее обязанности. Во-первых, по мнению Евсевия, царь прежде всего обязан наказывать творящих зло. Если «общий всех Спаситель... удаляет от своих овец... враждебные силы», то и «друг Его, свыше украшенный доспехами против врагов, умеет посредством войны обуздывать явных противников истины» (Похвальное слово Константину. С. 351-352).
Во-вторых, царь обязан призвать подвластных себе людей к познанию истинного Бога. Если Спаситель делает людей «тварями разумными и ведающими царство Отца», то, в подражание Ему, и «друг Его, как бы истолкователь Бога-Слова, призывает к познанию Всеблагого весь человеческий род, возвещая жителям земли законы благочестия и истины» (Похвальное слово Константину. С. 352). Земной Царь, «научая своих подданных добру, преподает им богопознание великого Царя» (Похвальное слово Константину. С. 362).
|
|
В-третьих, Евсевий возлагает на царя обязанность создавать условия для благочестивой жизни подданных и тем самым содействовать достижению Царства Небесного каждым человеком из вверенного ему царства земного. Поскольку «Спаситель... приготовля-st своему Отцу благоприятными все небо и мир», то по образу Его и Царь как «ревнитель Всеблагого, очистив от всякой нечистоты безбожного заблуждения земное свое царство», приводит к Богу под-^астных себе жителей земли. Заботясь «о спасении каждого на Управляемом им корабле жизни», царь делает подданных готовыми Для Небесного Царства (Похвальное слово Константину. С. 351-352).
103
Раздел II _____ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
По свидетельству Евсевия, Константин называл себя «епископом внешних дел Церкви», что находило свое выражение в том, что он «надзирал за всеми подвластными себе и побуждал их, сколько было силы, вести жизнь благочестивую».3
В-четвертых, царь обязан, по мнению Евсевия, проявлять «попечение о Церкви Божьей». По его свидетельству, Константин, воспринимая «внутренний раздор Церкви... страшнее и тягостнее всякой войны и битвы», в случае «взаимного несогласия епископов... действовал как общий поставленный от Бога епископ, и учреждал соборы служителей Божьих... и заботясь о мире Божьем между всеми, принимал участие в их рассуждениях» (Жизнеописание Константина. С. 90-91).
Поскольку царская власть есть подобие власти Бога-Слова, то самая личность монарха как человека, единолично обладающего всей полнотой власти, приобретает особое значение. Евсевий строит образ монарха на его противопоставлении тирану. Причем различие между ними — в их отношении к Богу: в признании или непризнании Его заповедей, так как исполнить историческое предназначение царской власти, по его мнению, может лишь человек, «всесовершенно преданный Всеблагому». Тот же, кто «отвергся Царя всяческих... и не воздал должного Царю почтения... царем в собственном смысле быть не может» (Похвальное слово Константину. С. 353, 359). По мнению Евсевия, управлять царством может лишь человек, осознавший греховность своей природы и с Божьей помощью ее обуздавший, т. е. человек, «одержавший победу над страстями, воюющими против человеческого рода» (Похвальное слово Константину. С. 361). Истинным царем Евсевий признает того, «кто обуздывает страсти, не обуздываясь ими». Правитель же, не знающий любви и страха Бо-жия, «хотя бы иногда и возвышался тиранскою силою», не достоин нести «небесный образ монаршей власти» (Похвальное слово Константину. С. 360). Итак, только укротивший собственную греховную природу царь может требовать и от подданных смирения злой воли в подчинении верховной власти.
Личное благочестие и православие царя имеют важный государственный смысл. Так, Евсевий считает, что лишь силою «оружия богопочтения» способен царь охранить царство, а следовательно,
3 Евсевий Памфил. Четыре книги о жизни блаженного царя Константина // Там же. С. 247. — Далее ссылки на это произведение (далее— «Жизнеописание Константина) даются в тексте главы.
104
ИОАНН ЗЛАТОУСТ
Глава •
и собственное спасение (Церковная история. С. 589). По его мнению, лишь «броня царского благочестия» отражает от царства неприятелей, победу над которыми как награду за благочестие ниспосылает царю Бог. Пренебрежение же богопочтением, убежден Евсевий, «подвергало общественные дела великим опасностям; напротив, законное принятие и хранение его доставляло Римскому государству величайшее благополучие» (Церковная история. С. 586). Таким образом, только благочестивое правление дарует царю возможность личного спасения.
Исследователи не без оснований полагают, что у Евсевия «эсхатологическое будущее подменено политическим настоящим».4 Однако, делая такой вывод, необходимо учитывать «ту радость теократической мечты Церкви, жажду реальной, видимой и ощутимой победы над миром»,5 свидетелем которой стал Евсевий Кесарийский.
ГЛАВА 2. ИОАНН ЗЛАТОУСТ
Отец церкви, святой Иоанн Златоуст (347-^07), родился в Ан-тиохии в богатой христианской семье и получил блестящее классическое образование, по завершении которого стал адвокатом. Однако вскоре он оставляет адвокатуру и принимает монашество. В 398 г. он становится архиепископом Константинопольским.
Литературное наследие Иоанна Златоуста громадно. В стиле Златоуста «оживают вновь сила и блеск классических Афин». Вместе с тем ему никогда «не приходилось мирить в себе эллина и христианина», поскольку он не был увлечен философской проблематики эллинизма.6 Политико-правовые сюжеты можно найти в таких произведениях Златоуста, как «Беседы на Послание к Римлянам», «Беседы на Псалмы», «Беседы к Антиохийскому народу о статуях», «Слово о начальстве, власти и славе» и др.
4 Аверинцее С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении ран-Чего Средневековья // Античность и Византия. М., 1975. С. 274.
5 Шмеман А. Догматический союз // Ретроспективная и сравнительная по-яитология. Публикации и исследования. М., 1991. Вып. 1. С. 110.
6 Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века. М., 1992. С. 205.
105
Раздел II _____ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРВДНЕВЕКОВКя
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!