DECORATIVE PAINTING: FEATURES AND PRACTICAL APPLICATION



Petrova N.S., Koroteeva, O. D., Chumakova L. A.

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Abstract: The article discusses the features and signs of decorative painting. Decorative painting is an interesting type of fine art, as the artist from the beginning to the end himself thinks through the plot, composition and details. That is, he can fantasize, invent something new. That is why, at present, decorative painting is actively used in various spheres of human activity.

Keywords: decorative painting, composition, visual art, color, color, ornamentation, objects.

В изобразительном искусстве наиболее полной композицией считается та, в которой соединяются содержательное и декоративное начало. Классическим примером декоративной живописи являются приемы, используемые в иконе, фреске, мозаике и витраже, выраженные конструктивной организацией цвета, формы и пространства [1, с. 68].

Декоративная живопись — способ изображения реальной действительности путем выявления выразительности средствами колорита и пластическими приемами, связанными с обобщенностью, стилизацией, орнаментацией, с соблюдением меры условности изображения, отказом от второстепенных подробностей, превращая поверхность картины в цветовое пятно — символ или знак.

Можно выделить следующие признаки декоративной живописи: стилизация, узорчатость, орнаментальность, условное построение пространства.

Стилизация - это подчинение изобразительной формы внешним условиям, обобщение цветового пятна, формы, пространства. Максимальное обобщение способно превратить предметы в символы. Важно найти правильное цветовое и тоновое соотношение фигур и фона композиции.

Узорчатость представляет собой гармоничное соотношение светлых и темных пятен в композиции. Важную роль имеет выразительность силуэта, графическая красота контуров и линий фигур. Одним из главных элементов является фактура, благодаря которой появляется возможность передачи разнообразия выразительных качеств визуального мира, запечатленного в плоскости картины. Поэтому важно правильно подбирать цветовой строй декоративного изображения.

Следующим признаком декоративной живописи является условность - способ художественного обобщения, предполагающий повышенную эмоциональность образа и рассчитанный на такой же эмоционально-экспрессивный зрительный отклик.

В каждой композиции существует художественное пространство. В декоративной живописи изображение чаще всего является плоским. Такое пространство может быть выражено условными способами.

В основе декоративной живописи лежит конструкция. Конструкция создается с помощью диагональных, вертикальных, горизонтальных, дугообразных структур [4, с. 34].

Также декоративная живопись может иметь следующие особенности:

1. Нарушение или отсутствие перспективы, изменение размеров предметов и пространственного расстояния между ними.

2. Полный или частичный отказ от изображения объема в предмете.

3. Поиск новых колористических отношений: использование активных сочетаний цветов, присутствие контура, выявление фактур.

4. Орнаментация предметов и плоскости [3, с. 4].

Так как одной из самых важных задач декоративной живописи является украшение предмета, здания, интерьера, то она имеет прочную связь с произведениями архитектуры и прикладного искусства. Исходя из этого, определяется техника исполнения и сюжет для декоративной живописи.

В архитектуре чаще всего применяется термин «монументальная живопись», что означает большое изображение, связанное непосредственно с объектом изображения.

В эпоху античности декоративная живопись приобрела повсеместный характер. Каждый предмет быта, стены, пол были украшены мозаикой, орнаментом или каким-либо рисунком.

Современная декоративная живопись получила еще большее распространение, чем античная. Дизайнеры стараются украсить каждый предмет в интерьере. Существует большое количество различных материалов и техник, с помощью которых можно реализовать самые оригинальные идеи. Например, мозаика, витраж, фреска и энкаустика украшают, дополняют архитектурные постройки. Помимо интерьера декоративная живопись используется в театральном искусстве в качестве декораций.

Составной частью декоративной живописи является роспись - орнаментальная или сюжетная живопись, украшающая архитектурные сооружения, предметы и изделия народного творчества, фасады и интерьеры зданий, являющаяся частью монументально - декоративного искусства и выполняющаяся на штукатурке стен, потолков, сводов и столбов либо на холсте, который затем укрепляется на стене (панно), на перекрытиях (плафон). Создаваемые с их помощью изображения проявляют черты символизма, условности и декоративности, изощренной тонкости цветового решения, изысканности и локальности.

Чувство декоративного в живописи определяется грамотным распределением по плоскости больших и малых пятен, их светотеневой и цветовой завязкой, умелым использованием орнаментальных мотивов и ритмов, украшающих изображение плоскости. Так с помощью выразительных средств живописи появляется эстетический знак закодированного человеческого чувства и реального объекта изображения, несмотря на условность, декоративная живопись повествует о природе, о людях, об истории, в ней зашифрован смысл, и живые образы.

 

Список литературы:

1. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие / Ю.Я. Герчук. - М.: Учебная литература, 1998. — 208 с.

2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие / Г.М. Логвиненко. - М.: Владос, 2005. – 144 с.

3. Ременникова Ю.С., Заярнюк А.Н. Основные признаки декоративной живописи в системе преподавания композиции / Ю.С. Ременникова, А.Н. Заярнюк // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(28). – Новосибирск: СибАК, 2013.

4. Ременникова Ю.С. Декоративная композиция на примере живописи Республики Башкортостан: Учебно-методическое пособие по спецкурсу / Ю.С. Ременникова. - Уфа: Вагант, 2010. — 118 с.: ил.

 

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Попова Л.А.

Нижегородский государственный педагогический

университет им. К. Минина

Аннотация. В статье рассматриваются возможности повышения интереса школьников к урокам физической культуры, причины, тормозящие этот интерес, факторы повышения положительной эмоциональности урока. Проблема повышения двигательной активности младших школьников является актуальной и привлекает большое внимание. Необходимо разрешить актуальную проблему использования подвижных игр и игровых заданий для повышения двигательной активности младших школьников. Подвижные игры успешно проводятся в начальной школе, как на уроках физической культуры, так и во внеурочной деятельности. В данной статье описываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста и значение игровой деятельности в адаптации ребенка к новым условиям, для развития их способностей, описывается педагогическая ценность подвижных игр. В статье обоснован потенциал народных игр в воспитании, используемых на занятиях по физической культуре в начальной школе. Выявлены педагогические условия их использования.

Ключевые слова: народные подвижные игры; познавательный интерес; физическое воспитание, двигательная активность, младший школьный возраст

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!