III. Структура текста и факторы текстообразования
272
27,4
Глава 2. Текстообразующие возможности языковых единиц
Но типологии Ю.В. Казарипа 12004, с. 336|, дифференцирующего поэтические тексты на основе характерной для них «различной степени деривационной неологизации», данный текст принадлежит к тексту- .kiii.mii. Кроме пего выделяются текст-палиндром (он представляет собой «один стих и более (до нескольких десятков) стихов, представляющих возможность их прочтения как слева направо, так и с конца строки — справа палено») [Казарин, 2004, с. 336], и текст, содержащий в себе слона неологизмы словообразовательного происхождения. Примером текста-падипдрома является стихотворение В. Хлебникова «Перевертень» (сраииим начало):
Кони, топот инок, Но не речь, а черен он. Идем, молод, долом меди. Чин зван мечем навзничь. <...>
Справедливо суждение о том, что текст-палиндром — «это текст «до-поэтичсский», экспериментальный, игровой, с ярко выраженным дис-куреным (промежуточным) характером» [Казарин, 2004, с. 338].
Гораздо чаще встречаются тексты, содержащие отдельные лексемы «неологического характера». При этом текстообразующие возможности входящих в них морфем и данных лексем в целом оказываются, за некоторыми исключениями, весьма ограниченными, а радиус их смыс-лоиою п эстетического воздействия распространяется, как правило, на отдельные текстовые фрагменты.
Так, и поэтическом «манифесте» эгофутуриста И. Северянина (стихотворении «Эгополонез») только ключевое индивидуально-авторское новообразование, вынесенное в название произведения, играет тексто-образующую роль. В состав названия входит эстетически значимая тек-гтоморфема эго: в ее образную перспективу попадают различные текстовые единицы (свой полонез, Эго, Я), усиливающие общий пафос произведения, выраженный в строке «Все жертвы мира во имя Эго!».
|
|
Утверждая торжество (танец) жизни, автор трижды повторяет призыв «Живи, Живое!», провозглашая правомерность отраженного в «сво их поэзах» стремления к Любви, Неге, Наслажденью и Красоте.
Эгополонез
Живи, Жииос! Под солнца бубны (■мелос, люди, и citoi'i полонен! Кик плодоносим, пак ллаштрубпы ( коим |>ж;мп.|г мних ми it1
I! них модоппдмт ЛюГмшь п Ilei'ii, II 11,н i.i/K/U'iM'C, и К|i.K <>ia!
Все жертвы мира во имя Эго! Живи, Живое! — поют уста.
Во всей вселенной нас только двое, И эти двое — всегда одно: Я и Желанье! Живи, Живое! — Тебе бессмертье предрешено! 1912
Другие индивидуально-авторские новообразования (златотрубны, помы, водопадят) и поэтические метафоры (солнца бубны, снопы ржа ные поэз), играют скорее не текстообразующую, а прагматическую роль, участвуя в формировании общей торжественно-патетической эмоциональной тональности стихотворения, усиливая его экспрессивность и воздействие на читателя. Можно согласиться с В.П. Крючковым в том, что «у Северянина встречается немало неологизмов, но они "осмысленны", изысканно доступны, и ими поэт никогда не злоупотребляет (ср.: истропросвист, крылолет)» [Крючков, 2002, с. 49].
|
|
Морфемы способны выполнять текстообразующую роль не только и произведениях авангардного типа. Текстовые смыслы морфем приобретают значимость в случае их особой актуализации в системе разных произведений. Так, в известном стихотворении М. Цветаевой «Рас-стояние: версты, мили...», которое уже анализировалось нами в связи с рассмотрением понятия «речевая системность», эстетически актуализируется важный в идейном плане смысл «разъединения, рассредоточения родственных душ» благодаря сопряжению ряда слов с префиксом раз фас). Данная эстетически значимая часть слов (в ряде случаев выделенная графически), выступая в составе различных словоформ, сопряженных в перспективе текста, выполняет текстообразующую функцию благодаря много-кратному повтору: расклеить, распаять, развести, распять, рассорить, рассорить, расслоить, расстроить, растерять, рассовать, разбить:
|
|
Б.Л. Пастернаку
Рас-стояние: версты, мили... Пас расставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели, Подиум ранним концам земли.
Рае стояние: персты, дали...
I lac расклеили, распаяли,
И две руки p;i.nic.in. распив,
I1 не .ща.'in, чти .ни силам
Вдохновении и сухожилии... I le рассорили рассорили,
I'lHT.IIOIUIII
Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования
274
I
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов —
Заговорщиков: версты, дали... Не расстроили — растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот.
Который уж — ну который — март?! Разбили нас — как колоду карт! 24 марта 1925
Таким образом, текстообразующие возможности морфем как «малых» текстовых единиц очевидны, хотя спектр их действия чаще всего локален и распространяется, скорее, на отдельные текстовые фрагменты. Исключения составляют тексты авангардного типа и отдельные тексты классического типа. В любом случае определяющими в этом плане являются авторская интенция и творческая манера писателя. Текстообразующие возможности морфем проявляются, как правило, прежде всего в таких сферах общения, где доминирует креативное начало, присутствует языковая игра.
Многое зависит и от личности автора. М.И. Цветаева, например, широко использовала текстообразующие возможности морфем не только в поэтических текстах, но и в текстах автобиографического типа. Сравним фрагмент из «Истории одного посвящения» [Цветаева, т. 2, с. 155]: «бросив Мандельштама, бегу, опережая ход поезда и конец платформы. Столб. Столбенею и я. Мимовые вагоны: не он, не он, не он — он...». Слово столб в данном случае выступает и как стимул предиката стол бенеть, и как маркер ассоциата определенного действия — «стоять столбом, как столб. Стоять, стать неподвижным, в бездействии или безучастно» (здесь и далее значение фиксируется по БАС с учетом контекста), и как опорное слово, актуализирующее определенное эмоциональное состояние — «цепенеть, терять способность двигаться от изумления» (БАС, т. 14). Ассоциативно-смысловая сопряженность слов-дериватов, таким образом, делает прагматически эффектным, объемным и многомерным ассоциативно и многоплановым в смысловом отношении глагол «столбенеть».
|
|
Подведем итоги:
• Текстообразующие возможности «малых» текстовых единиц (фо
нем / звуков и морфем / морфов) связаны с рождаемыми ими ассо
циациями и актуализацией в тексте.
• Текстообразующий потенциал «малых» текстовых единиц чаще все
го проявляется в таких сферах общения, где доминирует креатив
ное начало и присутствует языковая игра.
275
Глава 2. Текстообразующие возможности языковых единиц
• Текстообразующие возможности звуковых единиц проявляются в
создании мелодики и ритмики текста, в формировании приемов зву
кописи, включая ассонанс (повторение гласных) и аллитерацию (по
вторение согласных).
• В текстообразовании значимыми могут быть ономатопея (имита
ция звуковых особенностей явлений действительности подбором слов
с однородными, близкими звуками и прямое звукоподражание). В ху
дожественной речи важен звуковой символизм (создание звукоряда выс
казывания, способного выражать задуманное автором впечатление).
• Морфемы / морфы, функционирующие в лексических единицах,
могут обладать собственными текстообразующими возможностями,
включаясь в текстовую деятельность автора. Текстообразующий по
тенциал морфем актуализируется их повтором, а также синоними
ей и однотипностью эмоционально-оценочной и стилистической
маркированности.
• Особенно ярко текстообразующие возможности морфем проявля
ются в текстах-зауми, текстах-палиндромах, а также в текстах, где
сопряжены лексемы неологического типа.
• Спектр действия текстообразующего потенциала морфем чаще все
го имеет локальный характер, кроме авангардных текстов и отдель
ных текстов классического типа.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
> Докажите, что «малые» текстовые единицы имеют текстообразующий
потенциал.
> Что называется звукописью?
> Приведите примеры ассонанса и аллитерации.
> Дайте понятие об ономатопее.
> Что называется звуковым символизмом?
> Чем занимается фоносемантика? Кто внес вклад в ее разработку?
> В чем проявляется текстообразующий потенциал морфем?
> В каких текстах чаще всего проявляется тектообразующий потенци
ал морфем? Почему?
> Приведите примеры, в которых ярко отражаются текстообразующие
возможности морфем.
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 636; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!