Контрольная тестовая работа — 4



Контрольное сочинение — 3

Литература родного края — 2

Текстуальное изучение произведений — 83

 

Кол-во часов Содержание  учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
1 ВВЕДЕНИЕ   Образная природа художественной литературы. Отражение жизни в искусстве. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отношения к учению, любви к чтению, готовности и способности к самообразованию на основе уважительного отношения к труду, в том числе к труду писателя и читателя; Метапредметные: ü способностьк построению индивидуальной образовательной траектории; развитие умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения тестов; развитие навыков смыслового чтения Предметные: Учащийся ü раскрывает образный характер художественной литературы; ü объясняет роль личности в создании культуры; ü раскрывает связь русской литературы и истории    
 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2 В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народныхпреданий.   Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). Межпредметные связи. История. Восстание под предводительством Е.Пугачева. Покорение Сибири Ермаком. Взаимодействие искусств. Живопись. Гравюра. Песня «Ах, барыня, барыня...». Гравюра на меди. 1877. Песня «Во лузях...». Раскрашенная литография.1889. В.Суриков. «Покорение Сибири Ермаком». Кино. Х/ф «Ермак» (Мосфильм, 1996, реж. В.Усков, Вл. Краснопольский). Для внеклассного и семейного чтения. Русские народные песни. Предания. К.Паустовский «Колотый сахар».   Личностные: ü воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа; Метапредметные: ü  развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач Предметные: Учащийся ü выразительно читает и комментирует песни, раскрывает их историческую основу и художественное своеобразие; ü отмечает средства поэтического языка, способствующие проникновенности и задушевности русских народных песен, объясняет, какое место они занимали в жизни народа; ü называет отличительные особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни; объясняет понятия «белый стих»; «образные параллелизмы»; приводит примеры
3

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.   Теория литературы. Летопись. Древнерусская литература (развитие представлений). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). Воинская повесть. Жития. Межпредметные связи. История. Александр Невский. Россия в XVII веке. Взаимодействие искусств. Живопись. Триптих «Александр Невский». Худ. П.Корин. «Александр Невский принимает папских легатов». Г. Семирадский. «Выезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища». В.Серов. «Щемякин суд». Гравюра на меди. XIX век. Кино. Х/ф. «Александр Невский» (Мосфильм, 1938, реж. Дм. Васильев, С.Эйзенштейн). Х/ф. «Александр. Невская битва» (2008, реж. И.Каленов). Личностные: ü воспитание уважения к русской истории и культурному наследию Древней Руси, патриотизма и уважения к Родине Метапредметные: ü умение определять способы действий в рамках предложенных условий; работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, выбирать основания для сопоставления и делать выводы Предметные: Учащийся ü имеет представление о многообразии литературных жанров в древнерусской литературе; ü осознает, что летопись не только исторический документ, но и литературное произведение; ü называет художественные особенности воинской повести и жития; анализирует бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования; ü знает особенности поэтики бытовой сатирической повести, умеет показать, как отразились в них сатира на судебные порядки, раскрыть образы новых литературных героев – крестьянских и купеческих сыновей; ü высказывает собственное отношение к прочитанному
 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

4 Денис Иванович ФОНВИЗИН (1745 — 1792) Слово о писателе. «Недоросль»(сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Межлитературные связи. Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве». Межпредметные связи. История. История России XVIII века. Взаимодействие искусств. Живопись. Н.Муратов. Н.Калита. Иллюстрации к комедии «Недоросль». Театр. Спектакль Академического Малого театра имени А.Н.Островского. Личностные: ü формирование гражданской позиции, ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств Метапредметные: ü развитие умения определять способы действий в рамках предложенных условий, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе; развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-компетенции, умения выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы; определять способы действий в рамках предложенных условий Предметные: Учащийся ü рассказывает о Д. Фонвизине как выдающемся драматурге эпохи русского классицизма; ü выразительно читает (в том числе и в лицах) и комментирует сцены комедии, определяя авторское отношение к изображаемому; словесно рисует портреты персонажей комедии; характеризует их образы, давая собственную оценку; анализирует сцены комедии, в которых содержатся сатирические приемы изображения; ü раскрывает идейный смысл комедии; ü отмечает особенности русского классицизма и русской классицистической комедии; отмечает национальное своеобразие комедии «Недоросль»
 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

1 Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769 — 1844)   Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Многогранность его личности: талант журналиста, музыканта, писателя, философа.   «Обоз». Историческая основа басни. Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.   Теория литературы . Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Межлитературные связи. Стихотворение Е.Гребёнки "Лавровый листок", написанное к 50-летию И.А. Крылова. Межпредметные связи. Русский язык. Крылатые слова и выражения. История. Исторические события войны с Наполеоном 1812 года. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет И.А.Крылова работы И.Эггинка, К.Брюллова; иллюстрации к басням художников А.Жабы, Г.Нарбута, Е.Рачёва, А.Лаптева и др. Музыка. М.Сильванский «Музыкальные картинки к басням И.А.Крылова». Мультипликация. М/ф «В мире басен» (реж. А.Хржановский, СССР, 1973), «А вы, друзья, как ни садитесь…» (реж. Ц.Ольшанский, СССР, 1972) и др. Скульптура. Памятник И.А.Крылову в Санкт-Петербурге (Россия, скульпт. П.Клодт). Личностные: ü воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств Метапредметные: ü развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе; развитие умений смыслового чтения и ИКТ-компетенции Предметные: Учащийся ü выразительно читает, в том числе и наизусть басни И.А. Крылова; ü ведет беседу на тему басни; ü определяет роль комического в осуждении человеческих пороков и недостатков в баснях; ü раскрывает афористичность языка басен; ü объясняет понятие аллегория; ü приводит примеры аллегорий в прочитанных баснях и объясняет их смысл
12 Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 – 1837)   Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.   «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Во глубине сибирских руд…», «19 октября 1825 года» Яркость чувств и мыслей, преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях поэта. Жанр послания и его место в лирике Пушкина. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.   «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).   Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Образ Пугачева. Фольклорные мотивы в романе. Роль эпиграфов. Художественные функции сна Гринева, портрета, пейзажных описаний. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».   «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.   Теория литературы . Лирика как литературный род. Развитие понятия о рифме, сюжете, композиции, портрете, пейзаже, повести. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет А.С. Пушкина работы В. Тропинина; С. Герасимов «Восстание Пугачева», «В Бердской слободе», В. Перов «Суд Пугачёва», И. Миодушевский «Вручение письма Екатерине II»; рисунок Д.Кардовского «А.С. Пушкин в Каменке среди декабристов». Иллюстрации П.Соколова, Д.Шмаринова, А.Бенуа, С.Герасимова, Д.Фаворского и др. Кино. Х/ф «Капитанская дочка» (реж. В.Каплуновский, СССР, 1958), Д/ф «Живой Пушкин» (реж. В.Сторожева, ведущий Л.Парфёнов, Россия, 1999), «Русский бунт» (реж. А.Прошкин, Россия, 1999). Межпредметные связи: История: Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Для внеклассного и семейного чтения. А.С. Пушкин «Скупой рыцарь». Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству и его истории; развитие исторического и эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств, компетентности в решении моральных проблем, ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества Метапредметные: ü развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-компетенции, умения работать в группе и определять способы действий в рамках предложенных условий Предметные: Учащийся ü рассказывает об А.С. Пушкине с привлечением ранее полученных знаний; ü выразительно читает, в том числе и наизусть, любимые стихотворения поэта; ü объясняет сущность понятия лирика как род литературы; ü раскрывает мысли и чувства лирического героя в прочитанных стихотворениях; ü формулирует главную мысль стихотворений; ü обосновывает роль художественно-изобразительных средств языка для создания настроения произведений; ü знает особенности жанра послания и объясняет его важность для дружеской лирики Пушкина; ü выразительно читает наизусть стихотворения, расставляя необходимые паузы и логические ударения; ü раскрывает конкретно-историческую основу «Капитанской дочки»; ü знает содержание и умеет пересказать произведение; ü отмечает особенности композиции; ü раскрывает смысл названия повести; ü словесно рисует портреты героев произведения; ü анализирует судьбы главных героев в связи с историческими событиями; ü характеризует образы Гринева, Маши Мироновой, Пугачева, используя цитатный материал произведения; ü сравнивает образы Гринева и Швабрина; ü раскрывает авторское отношение к героям и дает собственную оценку их поступкам; ü объясняет роль эпиграфов, предложенных автором к главам повести; ü определяет художественную функцию сна Гринева, портретных зарисовок и пейзажных описаний; ü пишет сочинение на одну из тем, предложенных учителем
5 Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)   Сведения о годах учения поэта. Взаимоотношения поэта и власти. Кавказ в жизни и творчестве поэта.   «Кавказ» («Хотя я судьбой на заре моих дней…»). Кавказ – колыбель поэзии М.Лермонтова. Восхищение красотой и величием Кавказа. Автобиографизм стихотворения. Роль повторов.   «Мцыри». Изображение чрезвычайных обстоятельств, раскрывающих характеры главных героев, их стремление отстоять свою честь. Воплощение в образе Мцыри мятежности, жажды жизни, свободолюбия, патриотизма и стремления к единению с близкими по духу людьми. Значение эпиграфа поэмы в раскрытии главной мысли произведения. Особенности композиции поэмы. Сцена смертельной схватки с барсом как кульминация трёх «вольных» дней Мцыри и средство раскрытия характера героя. Диалогичность исповеди-монолога Мцыри. Картины кавказской природы в произведении. Художественное богатство поэмы. Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики.   Теория литературы. Понятия о поэме, лирическом монологе. Начальное представление о романтизме. Романтически-условный историзм М.Ю.Лермонтова. Межлитературные связи. Библейский контекст эпиграфа. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет М.Ю.Лермонтова работы П.Заболоцкого, Ф.Будкина. Рисунки М.Ю.Лермонтова на кавказскую тему («Воспоминания о Кавказе», «Крестовый перевал», «Военно-Грузинская дорога близ Мцхета» и др.), иллюстрации к поэме Л.Пастернака, Ф.Константинова, И.Тоидзе, М.Орловой-Мочаловой и др. Театр, кино, телевидение. Фильм-балет «Мцыри»(реж. З.Какабадзе, М.Лавровский, Грузия, 1977), лермонтовские моноспектакли И.Андронникова. Скульптура. Архитектурный комплекс, посвящённый М.Ю.Лермонтову в Москве: памятник и декоративная ограда (скульпт. И.Бродский). Межпредметные связи. История. Военные действия России, связанные с присоединением Северного Кавказа (ХVIII-ХІХ ст.). Для внеклассного и семейного чтения. М.Ю.Лермонтов «Демон». Личностные: ü воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, его истории; формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним; развитие эстетического сознания в процессе освоения художественного наследия русской литературы; осознание значения семьи в жизни человека и общества; формирование нравственных качеств личности Метапредметные: ü развитие навыков смыслового чтения и ИКТ-компетенции, умения выбирать основания для сопоставления и делать выводы; работать индивидуально и в группе; выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать для этого таблицы и схемы Предметные: Учащийся ü рассказывает о М.Ю. Лермонтове, используя ранее полученные знания; ü выразительно читает стихотворение; ü приводит примеры и отмечает роль изобразительно-выразительных средств (эпитеты и метафоры), повторов; ü выражает собственное впечатление от прочитанной поэмы; ü устно словесно рисует отдельные образы и картины поэмы; ü характеризует образ Мцыри, мотивируя поступки главного героя; ü объясняет главную мысль произведения, привлекая библейский контекст эпиграфа; ü раскрывает особенности композиции поэмы, отмечая её кульминационные сцены; ü объясняет понятия поэма, лирический монолог; ü находит в тексте и выразительно читает лирические монологи, объясняет их значение; ü аргументирует диалогичность исповеди Мцыри; ü анализирует пейзаж в поэме, определяет, с помощью каких изобразительно-выразительных средств автор создаёт картины кавказской природы; ü сравнивает иллюстрации художников к поэме с собственным представлением
8 Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 – 1852)   Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.   «Ревизор».Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.   «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.   Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Развитие понятий о драме как роде литературы, диалоге и монологе, гиперболе. Развитие понятий о художественном типе, гротеске, художественной детали. Основные этапы развития сюжета. Межлитературные связи. Образ «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина, А.Чехова «Смерть чиновника» и новелле Р.Акутагавы «Бататовая каша». Взаимодействие искусств. Живопись, фотоискусство. Портреты Н.В.Гоголя работы А.Венецианова, Ф.Моллера. Ю.Коровин «Гоголь за работой». Иллюстрации П.Боклевского, Д.Кардовского, А.Константиновского, Ю.Коровина. Иллюстрации Б.Кустодиева, П.Боклевского, С.Бродского, Ю.Игнатьева, М.Журавлёвой, Кукрыниксов и др Фотографии сцен театрального спектакля «Ревизор». Гравюры по рисунку В.Самойлова. Театр, кино. Постановки пьесы: БДТ им. Г.А.Товстоногова (реж. Г.Товстоногов, 1972), Московский театр Сатиры (реж. В.Плучек, 1982), Московский театр «Современник» (реж. В.Фокин, 1983), театр им. Маяковского (реж. С.Арцибашев, 2007), Национальный академический театр русской драмы им. Л.Украинки (реж. О.Никитин, 2000); х/ф «Ревизор» (реж. В.Петров, СССР, 1952), «Инкогнито из Петербурга» (реж. Л. Гайдай, СССР,1977) и др. Чтение повести «Шинель» в исполнении А.Калягина. Спектакль «Шинель» театра «Современник» (реж. В. Фокин). Кино, мультипликация. Д/ф «Птица-Гоголь» (реж. С.Нурмамед и И.Скворцов, ведущий Л.Парфёнов, Россия, 2009), Х/ф «Шинель» (реж. А.Баталов, СССР, 1959), м/ф «Шинель» (рабочие кадры, СССР – Россия, с 1981). Скульптура. Памятник Н. В. Гоголю в Риме (Италия, скульпт. З.Церетели). Для внеклассного и семейного чтения. Н.В. Гоголь «Нос», «Портрет», «Женитьба».  М.Е.Салтыков-Щедрин «Коняга». «Как один мужик двух генералов прокормил». «Соседи». «Самоотверженный заяц». «Карась-идеалист». «Вяленая вобла». «Кисель». «Господа Головлевы». «История одного города». Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству, его истории; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие эстетического сознания в процессе творческой деятельности; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре Метапредметные: ü умение самостоятельно ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, работать в группе, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие навыков смыслового чтения Предметные: Учащийся ü рассказывает о Н.В. Гоголе с привлечением ранее полученных знаний; ü знает содержание и умеет пересказать сюжет комедии; ü владеет различными видами пересказа; ü участвует в диалоге по прочитанному произведению; ü выразительно читает фрагменты комедии, в том числе в лицах; ü выделяет и формулирует тему, идею и проблематику произведения; ü характеризует особенности композиции комедии; ü дает характеристику Хлестакову и городничему, раскрывает их отношения с другими персонажами комедии и выявляет авторскую позицию в их изображении; анализирует сцены, содержащие речевую характеристику действующих лиц; ü определяет роль изобразительно-выразительных средств в комедии; ü называет характерные черты комедии в "Ревизоре"; приводит примеры сатиры и гротеска в комедии; ü высказывает личное отношение к проблемам, поднятым в произведении, аргументируя свою позицию примерами и цитатами из текста; ü приводит и комментирует приемы комического и трагического в пьесе, раскрывает смысл немой сцены; ü раскрывает роль фантастики и гротеска в повести; письменно характеризует одного из персонажей комедии (по выбору учащегося) и высказывает личное отношение к нему; ü освещает тему "Образ Акакия Акакиевича в интерпретации мастеров других видов искусств"; ü обобщает свои знания и впечатления о творчестве Гоголя
2 Николай Семенович ЛЕСКОВ  (1831 – 1895)   Краткий рассказ о писателе.   «Старый гений».Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Межлитературные связи. Ларошфуко Ф. «Максимы». Взаимодействие искусств. Живопись. Н.С.Лесков. «Старый гений». Художник И.Пчелко. Личностные: ü формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; освоение норм социальной жизни; развитие морального сознания, нравственных чувств и нравственного поведения; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей общества Метапредметные: ü развитие умения работать в группе, находить основания для сопоставления и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных и познавательных задач; развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы, аргументировать и отстаивать своё мнение Предметные: Учащийся ü освещает краткие сведения о жизни и творчестве писателя; ü раскрывает идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие произведения; ü знает содержание рассказа, раскрывает его жизненную основу; ü объясняет сущность понятия художественная деталь; ü отмечает особенности композиции произведения; ü выборочно пересказывает текст, объясняя нравственные проблемы рассказа; ü характеризует главных персонажей; ü составляет план индивидуальной характеристики; ü дает собственную оценку прочитанному произведению
4 Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828 – 1910)   Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.   «После бала». Реальная основа рассказа «После бала» — казанский эпизод из жизни брата писателя С.Н.Толстого. Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности. Прием контраста в рассказе как средство раскрытия конфликта. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей. Смысл названия рассказа. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.   Теория литературы. Развитие понятий об эпосе, рассказе, композиции. Контраст и антитеза. Художественная деталь. Взаимодействие искусств. Живопись. Портреты Л.Н.Толстого работы И.Крамского, И.Репина, М.Нестерова, Н.Ге. «Л.Н.Толстой. «После бала». Бал». Художник В.Гильберт. «Л.Н.Толстой. «После бала». Сквозь строй». Художник Е. Лансере. Кино. Д/ф «Война в Крыму» (реж. А.Рудин, ведущий Л.Парфёнов, Россия, 2005). Скульптура. Стела в память участника обороны Севастополя 1854-1855 гг. Л.Н.Толстого у четвёртого бастиона, памятник Л.Н.Толстому в Москве (скульпт. Г.Новокрещёнова). Межпредметные связи.  История: Крымская война 1853-1856, Первая оборона Севастополя 1854-1855 гг. Для внеклассного и семейного чтения. М.М. Филиппов «Осажденный Севастополь», Н.А. Некрасов «Внимая ужасам войны», А. Фет «Севастопольское Братское кладбище», К. Станюкович «Севастопольский мальчик», Л.Н.Толстой «Утро помещика». Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству, его прошлому и настоящему; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; формирование нравственных чувств и качеств личности Метапредметные: ü развитие умения работать в группе, соотносить свои действия с планируемыми результатами, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач; совершенствование ИКТ-компетенции Предметные: Учащийся ü рассказывает о писателе; ü знает содержание произведения; ü раскрывает основную идею и проблематику произведения; ü рассматривает особенности композиции произведения; ü выявляет отношение автора к изображенным событиям; ü комментирует сцены бала и экзекуции, раскрывая авторское отношение к изображаемому; ü характеризует образ полковника, обращая внимание на его поведение на балу и на плацу, дает собственную оценку; ü определяет роль изобразительно - выразительных средств языка и художественных деталей в рассказе; ü объясняет роль антитезы в построении рассказа
2 ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ А.С. Пушкин «Цветы последние милей...». М.Ю. Лермонтов «Осень». Ф.И. Тютчев «Осенний вечер». А.А. Фет «Первый ландыш». А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Картины родной природы в творчестве русских поэтов XIX века.   Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству, его природе и культуре; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии Метапредметные: ü развитие умения осуществлять учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Предметные: Учащийся ü передает собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений; ü раскрывает мысли и чувства, переданные автором; ü отмечает главные мотивы стихотворений, особенности их поэтического языка (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, особенности ритмики); ü выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть
3 Антон Павлович ЧЕХОВ (1860 — 1904)   Краткий рассказ о писателе.   «О любви»(из трилогии). История о любви и упущенном счастье.   Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Историзм. Межлитературные связи. Л.В.Никулин «Чехов, Бунин, Куприн». Взаимодействие искусств. Живопись. «А.П.Чехов. «О любви». Художник В.Панов. Личностные: ü осознание значимости самостоятельного решения моральных и нравственных проблем, ответственного отношения к своим поступкам Метапредметные: ü развитие умения работать в группе, определять понятия, выбирать основания для классификации, создавать обобщения и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Предметные: Учащийся ü освещает краткие сведения о жизни и творчестве писателя; ü раскрывает идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие произведения; ü знает содержание рассказа, раскрывает его жизненную основу; ü объясняет сущность понятия художественная деталь, психологизм; ü отмечает особенности композиции произведения; ü выборочно пересказывает текст, раскрывая историю о любви и упущенном счастье; ü характеризует главных персонажей; ü составляет план индивидуальной характеристики; ü дает собственную оценку прочитанному произведению  
 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

2 Иван Алексеевич БУНИН ( 1870 — 1953)   Краткий рассказ о писателе.   «Кавказ».Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.   Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Историзм И.А.Бунина. Межлитературные связи. Л.В.Никулин «Чехов, Бунин, Куприн». Взаимодействие искусств.Живопись. «И.А.Бунин. «Кавказ». Художник И.Пчелко. Личностные: ü осознание значимости самостоятельного решения моральных и нравственных проблем, ответственного отношения к своим поступкам Метапредметные: ü развитие умения работать в группе, делать выводы и обобщения, выбирать основания для классификации, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач; совершенствование ИКТ-компетенции Предметные: Учащийся ü освещает краткие сведения о жизни и творчестве писателя; ü раскрывает идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие произведения; ü знает содержание рассказа, раскрывает его жизненную основу; ü объясняет сущность понятия художественная деталь, психологизм; ü отмечает особенности композиции произведения; выборочно пересказывает текст, раскрывая особенности повествования о любви в ее состояниях и в различных жизненных ситуациях; ü характеризует главных персонажей; составляет план индивидуальной ü характеристики; дает собственную оценку прочитанному произведению
3 Александр Иванович КУПРИН (1870 — 1938)   Краткий рассказ о писателе.   «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.   Теория литературы . Сюжет и фабула. Взаимодействие искусств.Живопись. «А.И. Куприн «Куст сирени». Художник И. Пчелко. Для внеклассного и семейного чтения. И.С. Шмелёв «Как я стал писателем». М.А. Осоргин «Пенсне».   Личностные: ü формирование нравственных качеств личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни Метапредметные: ü развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, определять понятия, делать выводы и обобщения, устанавливать аналогии; развитие ИКТ — компетенции Предметные: Учащийся ü рассказывает о писателе; ü знает содержание рассказа; ü выразительно читает и комментирует его отрывки, раскрывает самоотверженность и находчивость главной героини; ü на основе самостоятельного анализа эпизодов, делает выводы об утверждении согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье; ü выразительно читает и комментирует текст; ü составляет план характеристики главных героев, подбирает цитаты; ü выражает собственное отношение к прочитанному; ü отмечает художественное своеобразие изученного рассказа;
2 Александр Александрович БЛОК (1880 – 1921) Краткий рассказ о поэте.   «На поле Куликовом». «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.   Теория литературы. Цикл стихотворений. Межлитературные связи. Д.Лихачев «Мир на Куликовом поле». Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству и его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии Метапредметные: ü развитие навыков смыслового чтения и умения работать в группе, определять понятия, выбирать основания для классификации, делать выводы и обобщения, составлять таблицы для решения учебных задач Предметные: Учащийся ü рассказывает о поэте; ü раскрывает особенности раскрытия исторической темы в стихотворении; ü определяет современное звучание и смысл стихотворения; ü выразительно читает стихотворение
3 Сергей Александрович ЕСЕНИН (1895 – 1925)   Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.   «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы . Драматическая поэма (начальные представления). Межлитературные связи. Б.Л.Пастернак «Люди и положения». М.Цветаева «И не жалость — мало жил...». Личностные: ü воспитание уважения к Отечеству и его прошлому; формирование нравственных чувств и нравственного поведения Метапредметные: ü развитие умения планировать пути достижения целей, работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; совершенствование ИКТ-компетенции Предметные:   Учащийся ü рассказывает о поэте; ü раскрывает особенности поэмы на историческую тему; ü выразительно читает и комментирует текст; ü составляет план характеристики Пугачева, подбирает цитаты; ü сопоставляет образ предводителя восстания в разных произведениях; ü выражает собственное отношение к прочитанному
4 Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ (1910 – 1971) Краткий рассказ о писателе.   «Василий Теркин»(главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял»? и др.). Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклор и литература(развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Понятие о герое как художественном типе. Межлитературные связи. Тема войны в творчестве русских, украинских и зарубежных писателей. Теркин в ряду фольклорных и литературных героев, воплотивших бессмертный дух народа (Илья Муромец, герои сказок, Тиль Уленшпигель, Ходжа Насреддин и др.). Взаимодействие искусств.Живопись. Ю.Непринцев. Отдых после боя. Иллюстрации О.Верейского, И.Буруни к поэме. Театр, кино, мультипликация. Авторское исполнение произведений. Спектакль «Василий Тёркин» (МХАТ им. М.Горького, постановка Т. Дорониной, 2005), фильм-спектакль «Василий Тёркин» (реж. И.Герасимова и Б.Щедрин, СССР, 1973), фильм-концерт «Василий Тёркин» (реж. В.Храмов, текст читает О.Табаков, СССР, 1979), м/ф «Василий Тёркин» (реж. Р.Лабидас, Россия, 2003) и др. Скульптура. Памятник Твардовскому и Тёркину в Смоленске (Россия, скульпт. А.Сергеев). Межпредметные связи.История. Вторая мировая война (1939 - 1945). Великая Отечественная война (1941 – 1945). Личностные: ü воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной Метапредметные: ü развитие умения организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, устанавливать аналогии, делать выводы, работать в группе; совершенствование ИКТ-компетенции Предметные: Учащийся ü передает собственные впечатления; ü раскрывает неповторимость лирического содержания стихов (комментирует их);  ü отмечает достоинства поэтического языка А.Т.Твардовского; ü выразительно читает стихотворения; знает наизусть одно из них; ü знает содержание изученных глав поэмы; выразительно читает и комментирует отрывки из нее; словесно рисует портрет главного героя; характеризует образ Василия Теркина, отмечая главные черты героя-бойца, определяя авторское отношение к нему (самостоятельно анализировать необходимые отрывки из текста); ü дает собственную оценку воину-защитнику; ü объясняет роль фольклорных элементов в поэме; отмечает типичные черты характера Василия Теркина как представителя народа; сопоставляет образ Теркина с образами фольклорных и литературных героев
2 СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 — 1945 ГОДОВ Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов «Соловьи»; Л.Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно — воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.   Межпредметные связи. История. Вторая мировая война (1939 - 1945). Великая Отечественная война (1941 — 1945). Взаимодействие искусств. Живопись. С.Дали «Лицо войны». Для внеклассного и семейного чтения Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют,..». А. Фатьянов. «Соловьи». Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героическиепесни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Личностные: ü воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной Метапредметные: ü развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий Предметные: Учащийся ü передает собственные впечатления; ü раскрывает неповторимость лирического содержания стихов; ü передает в форме связных высказываний собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений о войне; ü раскрывает мысли и чувства, запечатленные в них авторами; ü отмечает главные мотивы стихотворений, достоинства их поэтического языка (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, особенности ритмики); ü выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть
3 Виктор Петрович АСТАФЬЕВ (1924 — 2001)   Краткий рассказ о писателе.   «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.   Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений). Личностные: ü осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; развитие морального сознания и ответственного отношения к собственным поступкам Метапредметные: ü развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач Предметные: Учащийся ü знает краткие сведения о жизни и творчестве писателя; ü пересказывает содержание рассказа; ü раскрывает поднятые автором проблемы; ü характеризует героев, анализируя текст; ü определяет категории, помогающие главным героям остаться в бесчеловечных условиях войны людьми; ü отмечает роль сюжетно - композиционных элементов; ü выражает собственное отношение к прочитанному
2 РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ   И. Анненский «Снег». Д.Мережковский «Родное», «Не надо звуков». Н. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...». Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. Личностные: ü воспитание гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения и любви к Родине; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы Метапредметные: ü развитие умений организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе, составлять таблицы для решения учебных задач, аргументировать и отстаивать своё мнение Предметные: Учащийся ü выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть; ü рассказывает о своих чувствах и переживаниях на основе прочитанного; ü на основе своих ощущений от прочитанных произведений словесно рисует картины природы
1 ПОЭТЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ О РОДИНЕ Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок). З. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть». Дон Аминадо. «Бабье лето». И. Бунин «У пртицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Личностные: ü воспитание гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности; воспитание чувства ответственности перед Родиной Метапредметные: ü развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач Предметные: Учащийся ü выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть; ü рассказывает о своих чувствах и переживаниях на основе прочитанного; ü на основе своих ощущений от прочитанных произведений словесно рисует картины, изображенные в стихотворениях поэтов Русского зарубежья
3 Сергей Васильевич ЛУКЬЯНЕНКО (род. 1968)   Краткие сведения о жизни и творчестве современного писателя-фантаста.   «Чужая боль». Фантастический мир в рассказе. Роль Игры для героев произведения Лукьяненко. Проблема отсутствия сострадания, нравственных ориентиров, преемственности опыта предыдущих поколений. Главный герой, как человек понявший истину: чтобы одержать победу, необходимо проиграть. Смысл названия рассказа.   Теория литературы. Развитие понятия о научной фантастике. Взаимодействие искусств. Кино. Х/ф «Ночной Дозор» (реж. Т.Бекмамбетов, Россия, 2004), «Дневной дозор» (реж. Т.Бекмамбетов, Россия, 2005). Межпредметные связи. История. Эпоха Средневековья. История второй мировой войны. Великая Отечественная война. Для внеклассного и семейного чтения. А.Н. и Б.Н. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Обитаемый остров», С.В.Лукьяненко «Черновик», «Чистовик». Личностные: ü формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения Метапредметные: ü способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания Предметные: Учащийся ü оценивает созданную С. Лукьяненко модель цивилизации будущего; ü раскрывает смысл названия рассказа; ü определяет основную проблематику рассказа; ü используя текст произведения, аргументирует свое отношение к прочитанному; ü характеризует образ главного героя; ü готовит устное монологическое высказывание: «Болит ли чужая боль?».
 

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

4 Вильям ШЕКСПИР (1564 – 1616)   «Ромео и Джульетта» . Сонеты. Краткая характеристика эпохи Возрождения (хронологические рамки, основные ценности, выдающие представители). Основные сведения о Шекспире. «Вечная» тема любви в трагедии: утверждение величия и красоты любви, ее способность преодолевать распри и вражду. Трагическая судьба влюбленных в жестоком мире. «Вечные» образы Ромео и Джульетты. «Светлый трагизм» финала произведения. Роль комических образов. Сонеты – «Увы, мой стих не блещет новизной...», «Её глаза на звезды не похожи...». В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница» лирической поэзии» (В.Г.Белинский).   Теория литературы . Понятие о драме как литературном роде. Трагедия как жанр драмы. Диалог и монолог. Сонет как форма лирической поэзии. Межлитературные связи. Заимствование Шекспиром сюжета о Ромео и Джульетте (поэма А. Брука "Трагическая история Ромеуса и Джульетты"). Образы и мотивы трагедии "Ромео и Джульетта" в одноимённых стихотворениях М.Алигер, Н.Асеева, Б.Ахмадуллиной. Продолжение и развитие темы межродовой вражды в трагикомедии Г. Горина «Чума на оба ваши дома». Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет В.Шекспира работы Дж. Тэйлора. Э.Делакруа «Прощание Ромео и Джульетты». П.Рои «Смерть Джульетты и Ромео». Г.Фюсли «Ромео закалывает Париса»,«Ромео у гробницы Джульетты». Ф.Айец «Прощание Ромео с Джульеттой (последний поцелуй)», «Бракосочетание влюблённых», «Поцелуй». Ф.Кальдерон «Джульетта». Иллюстрации М.Врубеля, К.Маковского, С.Бродского, Д.Шмаринова и др. Музыка. Г.Берлиоз. Симфония «Ромео и Юлия». Ш.Гуно. Опера «Ромео и Джульетта». П.Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». С.Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»и др. Кино. Фильм-балет «Ромео и Джульетта» (СССР, муз. С.Прокофьева, реж. Л.Арнштам и Л. Лавровский, 1954), фильм-балет «Ромео и Джульетта» (Великобритания, муз. С.Прокофьева, реж. П.Циннер, 1966), х/ф «Ромео и Джульетта» (реж. Ф.Дзеффирелли, 1968), т/ф «Ромео и Джульетта» (Великобритания, муз. С.Прокофьева, реж. П.Циннер, 1966), х/ф «Ромео и Джульетта» (реж. Ф.Дзеффирелли, 1968), т/ф «Ромео иДжульетта» (СССР, реж. А.Эфрос, 1983), х/ф «Письма к Джульетте» (реж. Г.Виник, США, 2010) . Скульптура. Статуя Джульетты в Вероне (Италия, скульпт. Н. Костантини), памятник В.Шекспиру в Стрэдфорде (скульпт. Р. Гауэр). Личностные: üформирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки о литературе; формирование нравственных качеств личности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни Метапредметные: üсовершенствование ИКТ-компетенции; умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; создавать развернутые письменные высказывания Предметные: Учащийся üдает краткую характеристику эпохе Возрождения; üрассказывает об основных фактах творческой биографии писателя; üраскрывает искренность любви и настоящей дружбы героев трагедии; üанализирует образы Ромео и Джульетты; характеризует комические образы произведения, подбирая цитаты из текста; üраскрывает „светлый трагизм”; дает собственную аргументированную оценку прочитанному; отвечает на вопросы об особенностях завязки, кульминации и развязки трагедии; объясняет понятия драма как литературный род, трагедия как жанр драмы, диалог и монолог; üвыразительно читает драматическое произведение, в том числе и по ролям; ü сопоставляет шекспировских героев со сценическими и кинематографическими интерпретациями образов; финала произведения;
3 Жан Батист МОЛЬЕР (1622 – 1673)   Сведения о жизни и творчестве Ж.Б.Мольера. Мольер — знаменитый комедиограф эпохи классицизма.   «Мещанин во дворянстве» – сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности комедийной интриги и изображения характеров (герои одной страсти). Черты классицизма в комедии. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл пьесы. Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий). Межпредметные связи. Всемирная история. XVIII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Для внеклассного и семейного чтения. М. Булгаков «Жизнь господина де Мольера».     Личностные: ü формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания Метапредметные: ü развитие умений организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять понятия, аргументировать и отстаивать свое мнение, создавать развернутые письменные высказывания Предметные: Учащийся ü рассказывает о Мольере как выдающемся французском драматурге своего времени; ü выразительно читает (в том числе и в лицах) и комментирует сцены комедии; ü словесно рисует портрет главного героя; характеризует образы персонажей, давая им собственную оценку (принимает участие в диалоге); ü анализирует фрагменты комедии, содержащие сатирические приемы изображения; ü раскрывает идейный смысл комедии
4 Вальтер СКОТТ (1771 – 1832) Краткий рассказ о писателе.   «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.   Теория литературы. Исторический роман. Межпредметные связи. История средневековья (рыцарство). Взаимодействие искусств. Живопись. Портреты В.Скотта Г.Ньютона, Г.Афанасьева, А.Брюллова, Д.Уилки. «В.Скотт и его семья». В.Курдов, Е.Делакруа. Иллюстрации к произведению. Музыка. В.Высоцкий. Песни к х/ф «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». А..Глазунов «Из средних веков» (сюита). К.Вебер. «Вольный стрелок» (опера) (увертюра). Н. Карминский. Музыка к пьесе «Робин Гуд». Театр и кино. Х/ф «Стрелы Робина Гуда» (СССР, 1976). «Айвенго» (США, 1951). «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (СССР, 1983). Для внеклассного и семейного чтения. А.Дюма «Три мушкетера». Р.Л.Стивенсон «Черная стрела». Личностные: ü осознание основ культурного наследия разных народов; воспитание уважения к истории и культуре народов мира Метапредметные: ü совершенствование ИКТ-компетенции; развитие умений определять понятия, делать выводы и обобщения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе Предметные: Учащийся üрассказывает о писателе; üопределяет черты жанра исторического романа; ü пересказывает содержание произведения; ü раскрывает поднятые автором проблемы; ü характеризует героев, анализируя текст; ü определяет категории, помогающие главным героям остаться в бесчеловечных условиях войны людьми; ü отмечает роль сюжетно - композиционных элементов; ü выражает собственное отношение к прочитанному.

Для заучивания наизусть

Одну-две народные песни (по выбору учащихся).

Крылов И.А. «Обоз».

Пушкин А.С. «Во глубине сибирских руд». «Я помню чудное мгновенье». «19 октября» (отрывок). «Капитанская дочка» (отрывок по выбору учителя).

Лермонтов М.Ю. «Кавказ». «Мцыри» (отрывок по выбору учащихся).

Гоголь Н.В. «Ревизор» (один монолог по выбору учащихся).

Блок А. «Россия»

Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору учащихся)

Одно-два стихотворения русских поэтов ХХ века о родине, родной природе

Одно стихотворение поэтов Русского зарубежья (по выбору учащихся)

Шекспир В. Сонет (по выбору учителя). «Ромео и Джульетта» (один монолог по выбору учащихся).

Основные виды устной и письменной речи учащихся 8 класса

Ø осознанное, беглое чтение вслух и про себя текстов художественных произведений, учебных, научных, публицистических; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

Ø выразительное чтение произведений, в том числе драматических, с соблюдением норм литературного произношения;

Ø различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с комментарием, с творческим заданием);

Ø устные и письменные ответы на проблемные вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

Ø развернутые устные монологические высказывания и участие в обсуждении художественного произведения;

Ø составление простых, сложных и цитатных планов к тексту (фрагменту) изучаемого произведения;

Ø различные высказывания с использованием выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

Ø участие в инсценировке драматического художественного произведения;

Ø устная и письменная характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая) изучаемого произведения;

Ø заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

Ø составление собственного устного или письменного высказывания на литературную тему;

Ø устный и письменный отзыв (рецензия) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;

Ø устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

Ø авторов, названия прочитанных произведений;

Ø сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;

Ø идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;

Ø характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;

Ø тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;

Ø основные признаки изученных теоретических понятий: лирика, эпос и драма как роды литературы, трагедия, комедия, вечные образы, монолог, диалог, лирический герой, сатира, гротеск, подтекст, образ повествователя.

Учащиеся должны уметь:

Ø правильно, осознанно, бегло и выразительно читать художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;

Ø раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;

Ø выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

Ø различать лирические, эпические и драматические произведения, аргументировать принадлежность произведений литературы к определённому жанру;

Ø обосновывать смысл названия произведения;

Ø владеть различными видами пересказа;

Ø давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) произведения;

Ø составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные): к тексту (фрагменту) изучаемого эпического произведения,

Ø составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев;

Ø сравнивать художественное произведение с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного восприятия и отношения;

Ø строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;

Ø участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;

Ø высказывать собственное суждение о популярности или актуальности изученного художественного произведения в наши дни;

Ø готовить сообщение, доклад на заданную тему, используя рассказ учителя, статьи учебника, самостоятельно подобранные дополнительные источники;

Ø давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или кинофильме по мотивам литературного произведения;

Ø готовить письменное сочинение-рассуждение на литературную тему проблемного характера по изученному произведению.


9 класс

(3 часа в неделю; за год — 99 часов)

Всего — 99 часов

Развитие речи — 4

Внеклассное чтение — 3


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!