СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНСТИТУТЫ



СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Имеет смысл еще раз повторить, что взаимодействие человека с обществом не происходит и не может происходить напрямую. Это опосредованный процесс. Звеньями, параметрами этого опосредованного процесса взаимодействия являются различные социальные структуры, отражающие взаимодействие человека и общества на том или ином уровне социальной структуры. Выше мы говорили о социальных движениях как совокупности коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или на противодействие им в обществе в целом или в социальной группе. Социальные движения могут осуществляться на уровне общества или больших социальных групп: класс, нация, народ и т. п. Однако любые коллективные действия должны быть организованы. Если этого нет, то имеем дело с толпой, когда коллективное действие реализуется как кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. Толпа не может быть организована, у нее отсутствует групповая структура в виде статусов и ролей, у нее нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Общий интерес, обусловивший коллективные действия массы скопившихся в одном месте людей, может быть использован с провокационной целью. Организация же — это разновидность социальной общности. Но в отличие от толпы, от социальных движений социальные организации в большей мере обладают таким свойством, как координация взаимодействия людей или упорядочивание этого взаимодействия. Иными словами можно сказать, что социальная организация — это упорядоченное взаимодействие индивидов, социальных групп и иных общностей. Упорядоченность в социальной организации носит не временный, а длительный, устойчивый характер. В теории организации установлено, что упорядоченность в различного рода организациях может иметь разноуровневый характер. Для высших форм организации характерен системный уровень. Система — это определенным образом упорядоченная совокупность элементов, функционально связанных между собой. Основными элементами социальных систем являются индивиды, осуществляющие взаимодействие через связи и отношения с другими индивидами. В рамках социальной организации эти индивидуальные взаимодействия, реализующиеся через индивидуальные связи и отношения, не просто суммируются, а образуют новое качество, называемое системным качеством. Это особое качественное состояние, которое больше, чем сумма составляющих его элементов. Здесь мы имеем дело с философским подходом к проблеме соотношения, с диалектикой категорий «целое» и «часть», когда целое оказывается больше, чем сумма составляющих его частей. Точно так же и в социологии отмечается, что на базе соединения различных элементов организации в целое создается особый «организационный» или «кооперативный эффект». «Организационный эффект» означает синергию или прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий ее участников. Из этого следуют три основные составляющие «организационного эффекта».

1. Уже простая массовость, то есть одновременность многих усилий, дает прирост энергии.

2. Элементы организации, подпадая под действие «организационного или кооперативного эффекта», под влиянием этого эффекта специализируются, выполняя определенную заданную функцию. Эта специализированная однонаправленность действия индивидов позволяет также усилить их энергию, поскольку энергия концентрируется в одной точке.

3. Элементы системы, выполняя специализированные функции, взаимодополняют друг друга, образуя целостность системы.

В качестве примера такого процесса рассмотрите такую социальную организацию, как ваш колледж. Коллектив преподавателей, из которых каждый специализируется по своей отдельной дисциплине (литература, математика, физика, химия и т.д.), в сумме дает нечто большее, чем просто знания этих дисциплин, за счет соединения различного рода знаний в сознании отдельного учащегося. Из стен колледжа выходит Специалист народного хозяйства, социализированный член общества.

В этой связи важно отметить функционально-целевую природу любой социальной организации. Выполнение организацией своих функций (функционирование) проявляется в нашем случае, как подготовка специалистов среднего звена. Функции организации, как правило, закрепляются в официальных (учредительских) документах, где фиксируется основной вид деятельности и результат, ради которой она создается. Эффективность деятельности той или иной организации оценивается через достижение этих результатов — целей. Если организация — колледж, то эффективность его деятельности— это количество и качество выпускаемых специалистов. Это означает, что организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута индивидами порознь, в одиночку и требует совместных «организованных» усилий.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

Разновидностью социальной организации, отражающей наиболее высокий уровень упорядоченности, системности взаимодействия человека с обществом, является такая социальная структура, как социальный институт. Социальный институт — это особый уровень регулирования взаимодействия между человеком и обществом. Его специфика заключается в том, что социальный институт в большей мере, чем какая-либо социальная организация, обеспечивает взаимодействие людей с учетом их потребностей и интересов, их ценностных ориентации и социальных установок в плане готовности действовать во имя удовлетворения этих потребностей и интересов. Но интересы и потребности людей весьма разнообразны и, чтобы предотвратить столкновение различных интересов, необходим такой социальный регулятор, который, с одной стороны, так регулировал бы разнообразные интересы и потребности людей, чтобы большая их часть была удовлетворена настолько, насколько позволяют ограниченные ресурсы общества и, с другой стороны, предотвращала бы недовольство людей тем, что не все их потребности и интересы удовлетворены полностью. Именно таким целям осуществления социального контроля за процессом удовлетворения потребностей и интересов членов любого общества и создается своеобразная система учреждений, в частности, социальных институтов.

Понятие «социальный институт». Жизнь любого общества складывается из огромного разнообразия социальных отношений, в которые вступают люди, взаимодействующие между собой и, следовательно, взаимодействующие с обществом. Природа социальных отношений людей настолько уникальна и разнообразна, непостоянна и изменчива, что социальной практике трудно зафиксировать их все. Обычно в исторической памяти человечества закрепляются те типы социальных отношений людей, которые, миллиарды раз повторяясь в социальной практике, приобретают статус неизменных. Именно в этом смысле социальные институты, регулирующие кооперативную деятельность людей, фиксируют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Важность понятия «социальный институт» для социологии трудно переоценить, поскольку изучение институциональных связей является важнейшей предпосылкой выполнения задач, стоящих перед научной социологией.

Любой социальный институт возникает и функционирует как регулирующий инструмент процесса удовлетворения потребностей и интересов взаимодействующих субъектов естественноисторического развития общества.

В этой связи понятие «социальный институт» можно определить следующим образом: социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, выражающие основные потребности и интересы общества. Но это достаточно формальное определение понятия «социальный институт». Российский социолог Ю. А. Левада называет социальным институтом нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы. Данное определение, снимая формальность первого, также остается достаточно общим, указывая лишь на одну из функций социального института — обеспечение стабильности социальной системы. Но функционирование социальных институтов не ограничивается только этой функцией.

В.Г.Харчева считает, что понятие «социальный институт» употребляется в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных норм, правил, принципов, регулирующих различные формы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему социальных статусов и ролей.

Это определение в более полной мере выражает сущность понятия «социальный институт», но не затрагивает того обстоятельства, что возникновение социальных институтов есть следствие объективной потребности общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальных взаимодействий.

Для того чтобы дать определение какому-либо социальному явлению, необходимо указать на существенные элементы этого явления. Каковы же существенные элемента такого явления, как «социальный институт»?

1. Термин «институт» может относиться к определенной группе лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни. В этом значении институтом мы называем определенную группу людей, выполняющих общественные функции.

2. Этот термин может обозначать определенные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами групп от имени всей группы.

3. Иногда этим термином обозначается совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющая некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов группы.

4. Иногда институтами называют некоторые роли, особенно важные для группы или общности.

Например, когда мы говорим, что педагогический совет — это социальный институт, то под этим мы можем понимать группу людей, составляющих этот совет, или же в другом значении — специфические функции, выполняемые педсоветом; в третьем значении важнейшим для педсовета как социального института будут учреждения и средства, которыми он располагает, чтобы выполнять функции, порученные ему государством в данном случае. Наконец, в четвертом значении педсовет — это социальная роль коллективного разума сотрудников учебного заведения. Следовательно, мы можем говорить о различных способах определения социальных институтов: материальных, формальных и функциональных. Во всех этих подходах мы можем, однако, выделить определенные общие элементы, которые и образуют основной компонент социального института. Социальные институты являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами группы (общества, государства, общественные организации и т. п.), получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования и контроля поведения других членов данной общности.

Данное определение понятия «социальный институт» в полной мере охватывает все сущностные аспекты данного социального явления.

Социальные институты различаются между собой по разным основаниям.

1. С точки зрения содержания деятельности, ее направленности социальные институты подразделяются на экономические (банки, биржи, корпорации, акционерные общества, государственные и частные предприятия промышленности, аграрного сектора, сферы услуг и потребления и др.), политические (государство с его центральными и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и т. п.), институты воспитания и культуры (школа, семья, искусство и т. д.), религиозные институты — церковь и ее организации и социальные институты в узком смысле слова (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации).

2. По характеру организации различают формальные и неформальные организации. Формальные организации действуют на основании строго установленных предписаний (право, устав, должностные инструкции). Социальными институтами в этих случаях предстают государство, армия, суд, школа, учреждения культуры и т. п.

Неформальные социальные институты возникают, как правило, в сфере межличностного общения. Например, клуб автолюбителей по месту расположения кооперативного гаража или уличная компания подростков с неформальным лидером во главе, живущая по неписаным законам, которые сама и установила. Она судит и милует, наказывает и поощряет.

В неформальных социальных институтах отсутствуют четко определенные и закрепленные в каких-то документах правила поведения членов этих институтов, но управленческие и контрольные функции в самом широком смысле слова действуют здесь так же непреложно, как и в формальных социальных институтах. По сути дела, они есть результат творчества масс, их волеизъявления (различные фонды культурного и социального назначения, любительские объединения творческой самодеятельности и т.п.).

Неформальные институты (в том числе и криминальные) приобретают особое значение в условиях аномии, кризиса власти, властного безволия, как ответ масс на социальный хаос и нестабильность.

В этой связи неформальные социальные институты приобретают тенденцию к трансформации в новые социальные институты, в большей мере отвечающие требованиям рыночной экономики.

3. По условиям эффективного функционирования социальные институты разделяются на институты (а) с четким кругом целей и выполняемых действий или же объемом функций и с нечетким кругом целей и функций. Если функции института определены нечетко, он не может без конфликтов включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия. Институты различаются и по (б) степени рациональности их организации на рациональные и нерациональные. Институты могут быть (в) деперсонализированными и персонифицированными. Предполагается, что официальные лица выполняют свои функции в строгом соответствии с предписаниями, а не в зависимости от индивидуальных интересов. В противном случае институт утрачивает общественный характер, престиж и доверие со стороны общества, превращается в учреждение, зависимое от частных интересов... Использование ресурсов общественных институтов в эгоистических интересах работающих в них людей — очень распространенное явление, которое социологи называют «бюрократией». Однако в некоторых случаях персонификация института, например, партии, может быть позитивным фактором, как в случае с Махатмой Ганди, де Голлем и т.д. Институты различаются (г) престижем в глазах всех членов общества или преобладающей его части. Институты могут быть также (д) конфликтными и бесконфликтными по отношению к общей системе институтов.

4. Институты различаются по степени интеграции. Они представляют сложную интегрированную систему, обладающую собственной социальной инерцией. Внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества. Интеграция социальных институтов базируется на общей структуре потребностей взаимодействующих субъектов в обществе, распределении и кооперации общественного труда, на доминирующей роли отдельных базовых институтов (семья, религия, политика и т.п.).

Важной характеристикой деятельности социальных институтов является их взаимодействие с внешней средой. В случае, если институт обеспечивает эффективное решение поставленных перед ним целей, взаимодействие не вызывает существенных осложнений. Если же в обществе нарушается нормальный ритм жизни, если нормы и ценности этого общества кардинально изменяются, появляются потребности, диаметрально противоположные существующим, то социальные институты, как правило, перестают отвечать потребностям сегодняшнего дня. В результате такого резкого перехода от одних ценностей к другим в деятельности социальных институтов наступает период стагнации, период мучительной переоценки ценностей. Особенно трудно переживают этот период социальные институты, связанные с решением проблем воспитания подрастающих поколений. Эти социальные институты утрачивают четкие ориентиры в деле воспитания; формирование же новых затягивается на годы, десятилетия. Социальным институтам в таких условиях трудно реализовать свою позитивную роль. Им приходится выбирать или приспосабливаться к этой внешней среде, или пытаться активно влиять на нее, предлагая новые модели ценностей, идеалов, норм. Первое -- беспроигрышно, но делает ненужным эти социальные институты. Второе сохраняет их статус, но чревато ошибками и тупиками.

 

 

Темы для рефератов

 

1. Спонтанность социальных движений.

2. Типология социальных движений.

3. Современные молодежные движения: их цели, задачи и результаты.

4. Социальные институты как форма взаимодействия человека с обществом.

5. Молодая семья — социальный институт и современные условия жизни.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 636; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!