ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ



Утверждая, что социология как наука изучает наиболее общие закономерности взаимодействия человека с обществом и общества с человеком, мы тем самым подчеркиваем динамизм, как сущностную черту данного взаимодействия. Еще О.Конт отметил эту черту общественной жизни, назвав ее социальной динамикой. Разумеется, со времен Конта представления о динамизме общества существенно обогатились, они перестали быть только аналогией физических процессов, раскрыв во взаимодействии человека с обществом подлинно социальную динамику, представляющую развитие человека под влиянием взаимодействующих сил. Таких сил множество, но все они так или иначе проявляются в вечном опосредованном взаимодействии индивида и общества.

Человек, познавая эту опосредованность взаимодействия между собой и обществом, отмечает прежде всего изменчивость окружающего мира, изменчивость своей социальной сферы: изменяется состав групп его общения, взаимодействия с другими людьми, изменяется он сам, его восприятие окружающего мира социальных взаимодействий. Изучая историю России, мы знаем, как жили люди в Древней Руси, когда на русскую землю пришло христианство, как победил немцев на Чудском озере Александр Невский, мы знаем про битву на поле Куликовом и многое другое про формирование и развитие Российского государства, про его поражения и победы. Зная прошлое, мы можем сравнить его с настоящим, и как бы ни было сложно это настоящее, нельзя не обратить внимания на прогрессивные изменения, произошедшие в жизни русского народа в ходе естественно-исторического процесса в каждой области его бытия.

Всю совокупность изменений, произошедших и происходящих в обществе, обычно подразделяют на социальные и культурные. Социальные — это изменения, касающиеся социальной структуры и различных связей человека с другими людьми, группами, обществом в целом.

Культурные — это изменения, происходящие в культуре, во «второй» природе, созданной человеком.

Сравнивая социальные элементы прошлого Руси (например, количество населения, образовательный уровень, степень информированности, образ жизни россиян и т.п. в XIX веке) с теми же элементами жизни современной России, мы тем самым фиксируем, отмечаем социальные изменения, произошедшие в России за сто лет. Культурные изменения связаны главным образом с процессом создания человеком «второй» природы: изобретение автомобилей и самолетов, телевидения, обогащение русского языка новыми словами, изменения в технике, науке, искусстве и т. п.

Другими словами, социальные и культурные изменения, сопровождающие человека в ходе естественно-исторического развития человечества, связаны, как правило, с изобретениями.

Изобретение — это индикатор социального прогресса. Одно изобретение всегда содержит в себе другие. Открытие компаса сделало возможным открытие Америки, Океании, Австралии, что было бы весьма проблематичным без магнитной стрелки. Изобретения подразделяются на новые (усовершенствованные) и новейшие (непосредственное построение нового). Именно по этой причине все, что рождает новую комбинацию из уже известных элементов или новое использование существующего знания, называют изобретением.

Таким образом, изобретения — это не только способ удовлетворения потребностей, но и порождение новых. В этом смысле изобретение является источником социального прогресса, а отношение к нему — важнейшим индикатором жизнеспособности общества.

По своей природе изобретения можно разделить на материальные (компас, радио, кино и т. п.) и социальные (письменность, право, управление, государство, выборы, конституция и т.п.).

Изобретение всегда подвергается опасности остаться неиспользованным, незамеченным, если не получит возможности к распространению. Распространение изобретений, вносящих социальные изменения в повседневную жизнь людей, чаще всего осуществляются через диффузию. Диффузией называют распространение культурных черт и образцов поведения от группы к группе и их освоение. Диффузия характерна не только для одного общества, но и для других обществ. В странах, где национальная политика направлена на содействие кросскультурным процессам, происходит взаимное обогащение культур этих народов, осуществляемой через диффузию различных элементов культуры, например, искусства, на почве которого быстрее всего сближаются народы. Особенно фольклорного искусства. Частушки как вид фольклора возникли в России сначала у татар, а потом получили свое признание и развитие у русского народа.

Но диффузия не ограничивается только искусством. Она с него чаще всего начинается. Она (диффузия) может быть и в науке, и других областях жизни человека. Так, методы научного управления Ф.Тейлора, возникнув в США, стали затем достоянием других обществ.

Как видно, диффузия предполагает тесный контакт взаимодействующих субъектов (человека с человеком, группы с группой, общества с обществом и т. д.). Возможны различные варианты контактов. В принципе, общество управляет диффузией. Оно может либо усилить диффузию, либо ограничить ее. Так, в 20—30-е годы СССР был заинтересован в широкой подготовке инженерных, научных и других кадров для развития в стране промышленности, науки, и потому в те годы получила широкое распространение подготовка специалистов в странах Запада (Германии, США, Англии). Но уже к началу Великой Отечественной войны подготовка инженерных, научных и других кадров в СССР достигла уровня самодостаточности, и диффузионный процесс в том плане значительно ослаб. Запад начал против СССР «холодную войну», и контакты Запада с Востоком стали весьма ограниченными.

Следовательно, диффузия социальная имеет избирательный характер и может зависеть от многих факторов, в том числе политических, экономических, культурных. Так, воспринимая сегодня многие элементы западноевропейской культуры, иногда слепо подражая ей, российский юноша, приглашая девушку в кафе, никогда не скажет ей, что готов заплатить за нее; он просто платит. В России это считается само собой разумеющимся, а на Западе — нет.

Это свидетельствует о том, что диффузия не всеобъемлющий процесс. Любому распространению ценностей, обычаев и т. п. одного общества может возникнуть сопротивление в другом обществе, вплоть до отвержения, не принятия этих ценностей. Например, отношение к женщине в ближневосточных странах, особенно мусульманских (Пакистан, Саудовская Аравия и др.), как людям низшего сорта, никогда не станет ценностью в странах Европы.

Суть развития современной нам цивилизации, являющейся самой динамичной из всех предшествующих, заключается в поощряющем отношении к диффузионным процессам. Распространение и взаимопроникновение культур — это глобальная и объективная примета современного этапа развития человечества. Ее формирование проходит под влиянием колоссального воздействия технологий в области информатики и коммуникационных систем. За счет диффузии происходит исключительное по своему характеру сокращение издержек, обусловленное применением микроэлектроники и сменяющих друг друга поколений интегрированных, телекоммуникационных сетей и электронно-вычислительных машин, оказывающих значительное воздействие на практически все сферы жизни человека и человечества в целом, в том числе и на социальное устройство общественных структур. Технологии не только в области информатики и коммуникационных систем, но и социальные технологии все более усиливают диффузию обществ, делая их контакты между собой таковыми, что они все в большей мере становятся неадекватными современной, господствующей сегодня в мире парадигме социального устройства общественной жизни большей части человечества. Социальное устройство общества все больше эволюционирует к другому типу, более адекватного объективным требованиям глобального развития человеческого общества. Социальные изменения, вызвавшие к жизни подобную эволюцию общества, оказывают огромное воздействие на социальные процессы, в нем протекающие.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

Социальные изменения как результат социального взаимодействия между обществом и человеком обусловлены, как правило, множеством различных действий субъектов общественной жизни. По существу, именно эта множественность действий человека, групп, классов на арене общественной жизни, их противоречивость между собой, являясь движущей силой развития, приводит в конце концов на основе законов диалектики к значительным социальным изменениям. Социальные изменения — это результат множественных социальных действий субъектов общественной жизни. При этом надо отметить, что это результат сознательных действий людей ради достижения тех или иных социальных целей. Люди, чтобы жить, должны есть, пить, одеваться, строить себе жилище, то есть удовлетворять свои потребности, которые имеют тенденцию к развитию и умножению. Как мы увидим ниже, проблема удовлетворения потребностей людей является как для философской, так и социологической мысли краеугольной: от ее правильного решения зависит будущее человечества.

Цель действий субъектов общественной жизни — удовлетворение своих потребностей. Это обусловливает однонаправленность всех действий людей, которые в этом случае являются еще и совместными. Собственно, первоначальный этап истории человечества— это совместное удовлетворение примитивных потребностей человека. Охота на мамонта в одиночку была невозможна. Охота племени давала ожидаемый результат — гору мяса, которого хватало надолго. Охота — это не только совместные целенаправленные действия, но это еще и сознательные действия. Причем, как отмечает С. С. Фролов, сопряженность действий могла быть бессознательной благодаря наличию у людей мотивов и ориентации. Может быть, правильнее сказать, что сопряженность действий людей носила целенаправленный (надо убить мамонта ради того, чтобы добыть пищу) и мотивированный (убить ради мяса не мелкое животное, а именно мамонта, чтобы мяса хватило на все племя) характер. Исходя из этого, С.Фролов пришел к выводу, что совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом.

Если взять хотя бы один день учащегося среднего специального учебного заведения, то, начиная с его перемещения посредством транспорта или пешком из дома в училище, где он совместно с другими учащимися обучается в целях получения образования, потом идет в спортивную секцию или художественную самодеятельность, участвует вместе с другими в митинге за своевременную выплату стипендий и т.п., то мы даже можем подсчитать, в скольких социальных процессах он поучаствовал только за один день.

Это наводит на мысль о том, что социальные процессы можно классифицировать по каким-то общим, основным чертам.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Наиболее приемлемую классификацию социальных процессов создали американские социологи Р. Парк и Э. Берджес. В их классификацию основных социальных процессов вошли:

а) кооперация (сотрудничество);

б) конкуренция (соперничество);

в) приспособление (адаптация);

г) конфликт;

д) ассимиляция (усвоение);

е) амальгамизация (сплавление, смешение).

Кроме того, с социальными процессами связывают акции, характерные только для групп: поддержание границ группы, а также систематическую связь членов группы. Рассмотрим отдельно каждый из упомянутых выше социальных процессов (кроме конфликта. которому будет посвящена отдельная лекция).

 

Итак, кооперация (cooperаtion) — совместная деятельность по достижению желаемой цели. Кооперация может протекать в различных сообществах людей. Два человека могут скооперироваться ради достижения какой-то цели. Ильф И. и Петров Е. кооперировались ради написания сатирических книг и рассказов (роман «Двенадцать стульев»), герои американского боевика Бонн и Клайд скооперировались ради ограбления банков. Такую кооперацию можно назвать диадной. Но кооперируются не только диады, но и малые группы (более двух), и большие социальные группы — классы, общности, нации и т.д.

Кооперация в примитивных обществах имеет еще генетические корни, то есть возникает на уровне удовлетворения биологических потребностей, например в еде, но уже озаренной идеей «запаса», которого хватит на все племя. На островах Полинезии жители ловят сообща рыбу не потому, что так делали их отцы, а потому, что они хотят есть, и потому, что ситуация, миллиарды раз повторяясь, подсказывает им, что ловить рыбу лучше сообща, а не в одиночку. Практика — критерий истины. Раз, два, три ... n-раз, и решение уже готово, его не надо каждый раз переоткрывать. Другое дело, что в развитых обществах о необходимости сотрудничать в каком-либо деле договариваются заранее, согласуя все возможные в данном предприятии действия. Кооперация возможна для достижения не только общественно значимых целей, но и корыстных также. Разница здесь в том, что кооперация ради корыстных целей не бывает долговременной, а только до момента удовлетворения или неудовлетворения корыстных потребностей или желаний. Кооперация ради достижения общественно значимых целей не ограничена фактором времени; она может прекратить существование только в случае, когда оговоренные цели и желания оказались недостижимыми. Кооперация может выступить (особенно в малых группах) как потребность в общении. Даже закоренелый мизантроп — человеконенавистник не может без общения. Общение — это специфическое межличностное взаимодействие людей, источник их жизнедеятельности, условие формирования как общества, так и личности. Потребность в общении — одна из базовых потребностей людей, пронизывающих все их существование, начиная с общения в семье, в коллективе, в группе друзей, единомышленников в особенности и т. д. При этом надо, чтобы индивид обладал способностью, умением включиться в совместную деятельность, идентифицировать себя с той или иной группой, с которой он хочет кооперироваться. В школе, в училище, в других коллективах нередко встречаются люди, с которыми никто не хочет совместно учиться или работать, вместе проводить досуг, вместе сидеть за одним столом. Такие люди в коллективах называются изгоями, они изолируются группой, ярко демонстрируя свою неспособность к кооперации.

 

Следующим видом социальных процессов является конкуренция. Известно, что человек живет в мире ограниченных ресурсов, и не только отдельный человек, все общество, даже если рассматривать его в планетарном масштабе, ограничено в своем стремлении к свободе, счастью, благополучию. И сегодня, как в любой момент в прошлом или будущем, ограниченность наличных ресурсов остается весьма жестким условием, объективной реальностью, определяющих размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния.

Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Именно это главное, что разводит потребительское общество и общество, организованное разумно, социально защищающее население, ориентирующееся на идею принципиальной возможности одновременного и полного удовлетворения потребностей всех людей. Условие здесь одно — потребности должны быть разумными. Вопиющая расточительность ресурсов стран «клуба семи» обрекает остальной мир на жизнь по остаточному принципу. Это к тому же и пример абсолютно нерационального поведения, когда в условиях ограниченности наличных, часто невозобновимых, ресурсов они используются так бездарно.

Ближайшим следствием такого неразумного использования наличных ресурсов является социальный процесс, называемый конкуренцией. Это специфический способ распределения общественного богатства, когда одним достается его львиная доля, а другим — лишь малая толика общественного дохода, не обеспечивающая даже расширенного воспроизводства рабочей силы. Конкуренция — социальный процесс, в котором человек (группа) соперничает с одним или большим числом других людей (групп) по достижению цели, когда искомые результаты дефицитны и не все ими могут воспользоваться, потому что с самого начала участники находятся в неравном отношении друг к другу. Одним это позволяет присваивать большую часть из дефицитных результатов произведенной продукции, а другие такой возможности не имеют.

В обществе, в котором конкурируют личные способности его членов, конкуренция не может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Отстранение и опережение — это разные вещи, но конкуренция конкуренции рознь. Она может быть честной или не быть таковой. Конкуренция любой ценой ничего не имеет общего с конкуренцией в самодостаточном обществе за занятие высших, высокооплачиваемых рабочих мест в условиях полной занятости. Это нормально, когда соревнуются личные способности, и ненормально, когда для выигрыша в конкурентной борьбе используются все годные и негодные для этого средства.

Говорят, что именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного индустриального общества. Если говорить о достижениях в области новейших технологий, то это действительно так. В сфере же социальных технологий достижения Запада весьма скромны. Веками капитализм не может решить проблему безработицы. В благополучной Дании, население которой составляет 5 млн. 200 тыс. человек, 12 процентов трудоспособных граждан являются безработными. Услышав такие цифры, российский поклонник «капитализма» непременно скажет: «Ну и что, зато их пособие по безработице выше зарплаты наших учителей, врачей, ученых!» Во-первых, это неправда. Пособие по безработице строго регулируется в зависимости от длительности безработицы. Чем дольше человек находится без работы, тем меньше становится размер его пособия. Иногда этот размер пособия опускается ниже прожиточного уровня. Во-вторых, стоит задуматься над социально-психологическим состоянием безработного в Дании. Ведь как ни рассуждай о прелестях капитализма, неизменным остается одно: безработный сведен в Дании, как и в других развитых странах западной цивилизации, на уровень жвачного животного, у которого удовлетворяются только примитивные потребности в еде, жилье и т.п. Запад вообще не привык няньчиться с людьми, выпавшими из общей колеи конкуренции, аутсайдерами, как они там называют таких людей. Однако и там понимают, что конкуренция не может быть «без берегов». В этом случае общество дестабилизируется. Во имя того, чтобы избежать этих хлопот, разрабатываются различные технологии профилактики конкуренции.

Технология ослабления конкуренции

Во-первых, если конкуренция достигает апогея, то появляется риск непредусмотренного роста социальной напряженности в обществе. Это таит угрозу для существования сложившегося уклада. Создаются разные союзы предпринимателей, регулирующих социальный процесс конкуренции: в их обязанности входит регулирование цен, чтобы избежать соперничества, предъявляются требования к государству использовать свое влияние на корпорации, которые продолжают нагнетать конкуренцию.

Во-вторых, обеспечить общественные группы людей задачами решения таких проблем, которые требуют не конкурирующих усилий, а целей сотрудничества. Другими словами, происходит замещение механизма соперничества механизмом сотрудничества.

В-третьих, конкуренция в обществе часто лишь прелюдия к конфликту. Ведь безработица сама по себе есть не что иное, как конфликт наемного работника с владельцем средств производства по поводу занятости, по поводу свободных рабочих мест. Если предприниматель не находит средств смягчения данной ситуации, то конфликт становится неизбежным.

 

Адаптация (приспособление) как социальный процесс означает принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. В природе приспособления есть нечто, что унижает достоинство человека даже тогда, когда он по своей воле изменяет своей старой среде. Это происходит потому, что в любом человеке не происходит мгновенной переоценки ценностей. В нем еще очень живы представления о прежних ценностях, нормах, обычаях его прежней среды. Переоценка ценностей— это всегда мучительный процесс, который, конечно, легче проходит для школьника, сменившего парту на студенческую скамью, и неизменно тяжелее для эмигрантов, сменивших свою родину, оказавшихся в диаспоре, когда все вокруг чуждо, непонятно, и человек оказывается, хочет он того или нет, человеком второго сорта. Более того, он вынужден приспосабливаться ко всему новому и непривычному, начиная с языка. Для взрослого человека — это всегда тяжкое испытание. Оно становится еще более тяжким, если человек вынужден приспосабливаться к чужой среде не по своей воле.

Приспособление в этой связи представляет наиболее сложный социальный процесс, в зависимости от обстоятельств включающий в себя ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Любой организм в природе, в том числе человеческий, имеет два варианта взаимодействия с внешней средой: либо он приспосабливается к ней и подчиняется тем закономерностям, которые диктует ему внешняя среда, либо вступает с нею в конфликт, преобразуя внешнюю среду в потребном себе направлении или погибая в борьбе с нею. В живой природе живые организмы «выбирают» в этом случае путь приспособления к окружающей среде. В социальной среде приспособление часто выступает как процесс подчинения, иногда вынужденного, иногда добровольного вхождения индивида в те или иные, но обязательно новые обстоятельства жизни.

Компромисс— также одна из форм приспособления индивида к новой среде путем частичного или полного принятия условий, диктуемых ситуаций конфликта. Когда ситуация компромисса складывается по схеме: «жизнь или кошелек», то простое сопоставление ценностей заставляет выбирать жизнь. Но это крайний случай компромисса. В обычной практике субъекты компромисса до тех пор идут на уступки друг другу, пока не достигают баланса, равенства преимуществ, что позволяет достичь приемлемого решения для обеих сторон. Компромисс и связанные с ним действия наиболее характерны для дипломатии.

Терпимость — это одна из черт процесса приспособления индивида к новой жизненной ситуации. Ее суть может быть зафиксирована пословицей, согласно которой не стоит лезть в чужой монастырь со своим уставом. Другими словами, терпимость — это форма принятия чужих норм, ценностей, новых образцов культуры не потому, что они соответствуют вашим представлениям, а потому, что вы уважаете отношение других к правилам этого «монастыря». Осуждая молодежь за то, что она ведет сегодня себя не так, как вы вели себя в молодости, вы проявляете нетерпимость к ценностям молодого поколения, а, следовательно, неуважение к нему. То же самое можно сказать о госте, приглашенном в дом и тут же раскритиковавшем меблировку, обои и т. п. Считайте, что больше приглашения в этот дом он не получит.

Ассимиляция — это процесс, в ходе которого происходит взаимное проникновение культур различных социальных общностей. Общей культурой становится, как правило, культура той общности, ценности и нормы которой разделяются всеми общностями, культуры которых вошли во взаимный контакт. Так формируется господствующая культура. В США это культура белого большинства. Но в ней так или иначе имеются элементы культуры меньшинств, например негров. Танцы, музыка и песни чернокожего меньшинства занимают видное место в культуре североамериканских штатов, утратившей в какой-то мере признаки европейской культуры, равно как и культур национальных меньшинств. Процесс ассимиляции приводит в конце концов к созданию чисто американской культуры, хотя этот процесс все еще продолжается.

Ассимиляция в какой-то мере способствует сближению господствующей нации с национальными меньшинствами, хотя белое большинство отягощено столь многими предрассудками, что до окончательного оформления американцев в единый народ еще очень далеко. Это тем более верно, что история благодаря океану еще не давала шанса проверить на прочность национальное единство американцев на своей земле.

Амальгамизация — биологический сплав двух или более этнических групп, находящихся на единой территории в достаточно одинаковых социальных условиях. Можно проследить пути формирования больших наций (русской, французской, итальянской, американской), чтобы убедиться в том, что любая из них была затронута процессом амальгамизации.

 

Поддержание границ

Если при использовании процессов ассимиляции и амальгамизации происходит главным образом стирание границ между группами, когда исчезает формальное их разделение, появляется какая-то особая культура, которую, в принципе, разделяют все члены того или иного общества, то существуют технологии поддержания границ культуры своей группы, не допускающие ее окончательного исчезновения. По этой причине возникают социальные границы, которые закрывают культуру этой группы от влияния других культур, в том числе и общепринятой культуры. Для многих групп формой поддержания границ своей группы становится сохранение языка, диалекта или специального жаргона. Нефы в США, общаясь между собой, используют не английский язык как таковой, а выработанный за время пребывания в США специальный жаргон, который белые американцы просто не понимают.

Возможно поддержание границ группы по профессиональному признаку: железнодорожники, врачи, военные, пожарные и т.п. отделяются от других групп не только мундиром, но также особым профессиональным языком, когда не меняется само слово, а лишь ударение. Шахтер никогда не скажет «добыча», а обязательно «добыча». Символические знаки, униформа могут отсутствовать, но, как правило, члены одной группы узнают друг друга по групповым стандартам поведения, принятым или выработанным в данной группе. Моряков различают по походке, равно, как и кавалеристов, а бухгалтеров по нарукавникам и т.д.

Порой настойчивое установление границ своей группы и подчеркивание своей принадлежности к этой группе вольно или невольно приводит группу и ее отдельных членов к этноцентризму. Так, необычайное долгое пребывание футбольной команды «Спартак» чемпионом России может сформировать у футболистов убеждение об исключительности своей команды и о слабости других команд. Спорт такое дело, что сегодня команда наверху, а завтра по каким-то причинам оказывается внизу. Если команда заболеет этноцентризмом, то первые же поражения могут сыграть с ней злую шутку.

Как и во всяком деле, поддержание границ группы осуществляется при помощи системы «поощрение — санкция». Те, кто прилагают особые усилия для поддержания границ группы, — поощряются, те, кто разрушает границы группы, наказываются. Чаще всего наказания или негативные санкции применяются в виде отмены или лишения вознаграждений. В царской России этот прием широко использовался русскими царями в их борьбе с элитарным слоем населения (боярами, дворянами, а при Советской власти — с партийной номенклатурой). Российская и советская элита всегда зависели от верховной власти, которая миловала деньгами, поместьями, должностями и т. д. и казнила тех, кто посмел ослушаться царского повеления. Особенно этим отличался Иван Грозный, который положил начало исчезновению бояр как класса, заменив их дворянством. Остальные цари от него не отставали, и Петр I фактически завершил уничтожение боярства как элитарной части общества. Точно так же И.В.Сталин поступил с советской элитой, так называемой «ленинской гвардией». Вообще создание границ группы является неформальным процессом, называемым в народе «подковерными играми» политического, экономического характера.

Создание и модификация границ между группами — это социальный процесс, происходящий постоянно с большей или меньшей интенсивностью в ходе их взаимодействия.

Создание системы связей

Всякой замкнутой своими территориальными границами общности (системе): государство, нация, народ, страна — требуется выход во вне для осуществления функций сотрудничества с другими системами. Тем более такое сотрудничество необходимо внутри системы, где все ее элементы связаны между собой, что обусловливает целостность любой системной организации.

Создание системы связей определяется как социальный процесс, с помощью которого элементы, по крайней мере двух социальных систем, сочленяются таким образом, что в некотором отношении и некоторых случаях они выглядят как единая система.

Каждая социальная группа в современном обществе не может быть абсолютно замкнутой, даже если она этого хочет. Она должна иметь внешние связи, которые, как телефонные провода, служат каналами коммуникационного общения данной группы с обществом. Но общение протекает не только по коммуникационным каналам, но и путем обмена продуктами, результатами промышленного производства и т.д. Какой бы объект общественной жизни мы ни взяли (город, деревня, завод, фирма, акционерное общество), каждый из них связан с другими подсистемами общества, будь то государственные, частные, профсоюзные или парламентские организации.

Вся проблема заключается в том, что организация, создавая систему связей для своего жизнеобеспечения и сохранения, стремясь поддержать свою независимость, целостность, самостоятельность, старалась учитывать в этом плане интересы других групп, перед которыми стоят те же самые цели. Только в этом случае можно согласовать интересы всех групп, избежать противостояния и тем более конфликта.

Рассмотренная совокупность социальных процессов позволяет сделать вывод, что все они тесно взаимосвязаны между собой. Отличительной особенностью социальных процессов является одновременное их проявление в практической жизни, что создает существенные предпосылки для развития социальных общностей и фиксации социальных изменений во времени и пространстве.

 

 

Темы для рефератов

 

1. Социальные изменения: их роль в семье, коллективе, обществе.

2. Социальные изменения — движущая сила общественного развития.

3. Социальная диффузия: ее значение в жизни общества.

4. Общая характеристика социальных процессов: их природа и содержание.

5. Кооперация (сотрудничество) и конкуренция (соперничество): какой из социальных процессов определяет смысл жизни человека больше?

6. Приспособление в природе и приспособление в обществе: общее и отличное в этих процессах.

7. Социальные процессы—это только разные стороны жизни человека и общества.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!