Американская историография Просвещения



Американское Просвещение зародилось в условиях борьбы за независимость и национальное единство жителей тринадцати английских колоний в Северной Америке. Выдающимися её представителями явились Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Томас Пейн.

Творчество Бенджамина Франклина (1706-1790) открывает эпоху американского Просвещения. В его жизни и деятельности нашли живое воплощение просветительские идеи о самоценности человеческой личности, мерилом которой являются талант и труд. Франклин идеалистически рассматривал общественное развитие. По его мнению, движущей силой прогресса является совершенствование морали и знаний.

В публицистических статьях, и особенно в работе «Исторический очерк конституции и правительства Пенсильвании» (1759), он неоднократно обращался к истории для аргументации права североамериканских колоний на независимость. Для этого обоснования Франклин обращается к теории договорного происхождения верховной власти. Единственным связывающим звеном между Англией и Северной Америкой признавалась власть британского монарха, которая должна в колониях быть ограничена хартиями и ассамблеями, подобно тому как она урезана в английской метрополии конституционными установлениями.

Вклад в развитие исторической науки внёс и Томас Джефферсон (1743-1826) крупный государственный и общественный деятель эпохи Войны за независимость, автор Декларации независимости (1776). В Декларации была сформулирована историческая концепция происхождения революции. Помимо теоретических положений, из которых вытекало, что революция – результат развития колоний и существующая королевская власть не соответствует возросшему самосознанию жителей колонии, в ней подробно перечислялись «злоупотребления и насилия» короля.

Для Джефферсона развитие общества – прежде всего продукт деятельности законодателей, а источник неравенства – в несовершенстве политических институтов. В то же время в своём республиканизме он был значительно последовательнее большинства французских просветителей. Он признавал за народом безусловное право на революционное восстание против тирании.

Томас Пейн (1737-1809) занимал наиболее радикальные позиции в американском Просвещении. Социальные воззрения Пейна в значительной степени близки к взглядам левого крыла французских просветителей: он демократически истолковывал теорию естественного права, относя собственность к гражданским правам. Естественное состояние Пейн понимал как жизнь объединённых в коллектив людей, а не существование враждебных друг другу индивидов.

Славу Пейну принёс памфлет «Здравый смысл» (1776), сыгравший роль колокола, призывавшего подняться на освободительную борьбу. В нём он подобно Джефферсону обосновывал концепцию независимости и республиканизма, проанализировал причины войны, показал историческую неизбежность разрыва между североамериканскими колониями и Англией. Он впервые в американской литературе с предельной ясностью показал, что в основе английской колониальной политики в Америке лежат экономические интересы и что Англия систематически эксплуатирует колонии, препятствуя их развитию.

Новый этап в творчестве Пейна связан с его участием во Французской революции, которая углубила его радикализм. В «Веке разума» (1794) с позиций деизма рассматриваются вопросы религии, а Библия трактуется как легендарно-мифологический источник. Острой критике подверг он деятельность церкви, способствовавшую укреплению деспотизма.

В «Аграрной справедливости» (1797) Пейн осудил существовавшую систему распределения собственности, которая обретает множество людей на нищету. Учёный высказал прозорливую догадку об источнике капиталистической прибыли: «Если мы пристально исследуем этот вопрос, то обнаружится, что накопление движимой собственности является во многих случаях следствием малой платы за труд, который создал эту собственность».[33]

Американское Просвещение, складывавшееся под воздействием идей английских и французских просветителей, оказало в последующем благотворное влияние на европейскую общественную мысль.

 

Таким образом, идеи и достижения эпохи Просвещения оказали огромное влияние на дальнейшее развитие исторической мысли. Историки последующих веков заимствовали у просветителей такие понятия как национальный дух и нация, понимающиеся как исторический индивидуум; понятие всемирной истории, как всеобщего и единого процесса развития человечества; убеждение в закономерности исторического процесса; внимание к явлениям культурного, а не одного только политического развития, представление о тесном взаимодействии самых различных народов и о роли торговли в установлении культурных связей между ними.

 

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!