Первый русский летописный свод
1. Первый дошедший до нашего времени русский летописный свод «Повесть временных лет» называется так по начальным словам, которые в подлиннике звучат так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».
2. Итак, задача «Повести...» — рассказать о происхождении Руси и русского народа, о первых русских князьях, вместе с тем в ней говорится о соседних народах, о том, как была создана русская грамота, о походах русских князей, о нападениях первых кочевников — хазар и печенегов; далее летописец пишет о том, чему сам был современником, часто очевидцем.
3. «Повесть временных лет» составлена в 1113 г. и связывается с именем монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Но дошла она в переработке 1116г., сделанной игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром, о чем мы и читаем соответственную запись.
4. Труд Сильвестра переписывался много раз. До нас дошел список, сделанный монахом Лаврентием в 1377 г. в Нижнем Новгороде и помещенный им в начало летописи, называемой по его имени Лаврентьевской.
5. И до Нестора русские книжники записывали события, свидетелями которых они были или знали о которых от своих предшественников. Все, что они записывали, вносили под соответствующим годом. Год в Древней Руси назывался летом, отсюда слово «летопись».
|
|
6. Нестор стремился как можно полнее отразить и современные ему, и минувшие деяния и для этого использовал самые разнообразные источники: устные предания «старины далекой», связанные с местностью, городом или селением, рассказы очевидцев, песни, слагавшиеся в дружинной среде, договорные грамоты, княжеские завещания, переводные сочинения.
7. Все события, о которых узнавал летописец, он помещал в строгой хронологической последовательности, соединяя, сводя вместе различные источники. Тем же методом работали и последующие летописцы.
8. В каждом своде отражались разные, иногда противоречивые точки зрения. Летописец мог что-то опустить или прибавить, предпочесть одни свидетельства другим, но он никогда не искажал записей предшественников.
9. Каждая эпоха находила в летописи что-то созвучное себе. В годы разделения Руси на уделы «Повесть...» напоминала об исконном единстве Русской земли и ее людей, о братстве русских князей, которые имели одного прародителя.
10. В XIII—XIV веках, в годы монголо-татарского нашествия, последующего ига был особенно актуален призыв к единению для отпора степному врагу. В период собирания русских земель вокруг Москвы московские великие князья находили в «Повести...» подтверждение того, что они — преемники князей киевских.
|
|
11. Составителю «Повести временных лет» свойственно уважение к предкам и доблестным традициям прошлого, высокое сознание чести и воинского долга. Нестор призывает защищать Русскую землю от внешних врагов и гневно обличает тех, кто бросает нож, — сеет вражду среди соплеменников.
12. Он осуждает князей, проявляющих жадность, «несытство», забывающих интересы родной земли ради приобретения чужих владений.
13. Напротив, летописец восхваляет князей-миротворцев, высоко ставит щедрость, заботу о людях, скромность, верность своему слову. Этический идеал был высок. Отклонение от него называлось грехом, то есть преступлением не только перед людьми, но и перед Богом.
14. «Повесть временных лет» — первое дошедшее до нас историческое произведение и первый памятник отечественной литературы. Она замечательна связностью и ясностью изложения. Ее повествование спокойно, просто и сдержанно. Она рассказывает только о самом главном и значительном, оставляя без внимания мелочи.
15. Язык летописи точен и лаконичен. Краткость, отсутствие приукрашенности подчас кажутся излишними. Только постепенно поддаемся мы обаянию летописи, ее образности, начинаем чувствовать ее поэтичность, ценить ее скупые выразительные средства.
|
|
По Т.Н. Михельсон
4. Ознакомление с отрывком из летописи
Славяне пришли и сели по Днепру
Так начнем повесть сию.
Сели славяне по Дунаю, где ныне Угорская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились. Так одни пришли и сели на реке по имени Морава, и прозвались моравами, а другие чехами назвались. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на славян на дунайских и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне те ушли и поселились на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Сулеи и прозвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».
V . Физкультминутка
Кот и мыши
(Один из играющих — «кот Васька», остальные «мыши». «Васька» ходит по кругу, «мыши» поют.)
Ходит Васька серенький,
Хвост у Васьки беленький,
Глазки закрываются,
Когти расправляются.
Шерсть у Васьки пышная,
Поступь еле слышная,
Зубы - как игла.
(Все разбегаются. «Васька» ловит «мышей».)
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!