На золото блюдечко поставленная.
Кому чару пить, кому здраву быть?
I / Пить чару, Ивану,
Часть / на здоровье, на здоровье.
Тимофеевичу!
II / То не лес, не трава расстилаются,
часть / наши буйные головки приклоняются… и т.д.
Полиструктурность
Проявляется в трёх случаях:
а) когда запев накладывается на окончание предыдущей строфы;
б) наложение плача на песенный фон;
в) перенесение запева после припева, причём, бывает, что припев поётся сольно, а запев – хором (редкие случаи).
3.. Куплетная форма
Характерна для жанров, возникших в XIX – XX вв., - городских песен, романсов, баллад, частушек, возникших под влиянием литературного поэтического творчества, с текстами рифмованного, стопного строения.
Для куплетной формы характерно:
- квадратное, четырехстрочное строение (стиха и напева);
- гармонический склад в хоровом напеве или инструментальном сопровождении;
- максимальная насыщенность текстового содержания, т.е. отсутствие повторности строк, цепного соединения между куплетами.
Например,: «Меж крутых бережков
Волга-речка течёт,
А за ней; по волнам,
Лёгка лодка плывёт…»
или:
«Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны,
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны…»
По музыкальному построению – КУПЛЕТ – это ПЕРИОД, (в академическом понимании), т.е. одночастная форма. В куплетах-периодах встречаются элементы «припева», когда происходит повторение двух основных строк куплета. Например:
|
|
То не ветер ветку клонит,
Не шелковый лист шумит,
То моё сердечко стонет } ( 2)
Как осенний лист дрожит. }
Если же в куплетной форме есть запев и самостоятельный припев, то образуется двухчастная музыкальная форма, например, знаменитая песня «ДУБИНУШКА» -
Много песен слыхал
Я в родной стороне,
В них про радость и горе мне пели…
с припевом: «Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зелёная, сама пойдёт…»
Можно предположить, что такая форма контрастного соотношения запева с припевом в куплетную форму пришла из народных песен игрового, шуточного содержания (о чём сказано выше).
В свою очередь, в куплетную форму пришли элементы народного, крестьянского распевания, благодаря чему появились: а) повторы строк - «Ой, то не вечер»; б) припевные строки – «С ярмарки ехал ухарь-купец»; в) цепное соединение куплетных периодов – «Проснётся день красы моей».
В результате появления черт аутентичного фольклора в куплетной форме (песнях позднего периода), происходит возвращение её в крестьянскую традицию и этот тип куплетной формы становится по сути снова строфической, привлекая тем самым к себе современных исполнителей.
|
|
ЛАДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В НАПЕВАХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН
В отличие от западно-европейских ладов в народной музыке сложились ТРИ ладовые системы: БЕСПОЛУТОНОВЫЕ, ДИАТОНИЧЕСКИЕ, НЕДИАТОНИЧЕСКИЕ; а внутри них лады: малообъемные (до 4-х ступеней), неполные (5-6 ступеней), полные (семиступенные и шире).
I Бесполутоновые (ангемитоника) | II Диатонические (гемитоника) | III Недиатонические (особые образования) | |||
МАЛООБЪЕМНЫЕ (до 4-х ступеней)
| Увеличенные и уменьшенные на основе ув.4 и ум.5
| ||||
(нотные примеры стр. 54) а). Трихорд (в кварте) №1. «Зайчик ты, зайчик» №2.«Вир-вир колодец» а`). Трихорд (в квинте) №3.«На море утушка» б). Тетрахорд (в квинте) №4.«Как пошёл чижик» в).Тетрахорд (в сексте) №5.«Слава на небе солнцу красному! Слава!» | (нотные примеры стр. 55) а). Дихорд (2 ступени, нейтральное ладовое наклонение) №1.«Дождик, дождик пуще» №2.«Ладушки, ладушки» б). Трихорд (м.3; б.3; минорного, мажорного наклонение) №3.«Иванушка-рачик» №4.«Гори-гори гарко» в).Тетрахорд (маж.; мин.) №5.«Авсень-авсень» №6.«А мы масленицу» | (нотные примеры стр. 57-58)
а). Ув.4–(тритоновыепопевки) – в основе лада: тон-тон-тон. №1.«Через садик, через вишенье» б). На основе ум.5 – в основе лада: тон-полутон-тон-полутон №2. «Кашу варили» в). Трихорд (с субквартой) №3. «Исходила младёшенька» №4. «На гряной неделе». | |||
НЕПОЛНЫЕ (5 –6 ступеней) (нотные примеры стр. 56) |
| ||||
а). а). Пентатоника (маж.; мин.) №6.«Как по морю, морю» №7.«Веселая беседушка» «мпп «Как k | а). Пентахорд (маж.; мин.; формируется Т 5/3) №7.«Вы лузя мои» б).Пентахорд с захватом VII ст. снизу №8.«Со вечера, с полуночи» «Ой, голымба» б). Гексахорд (мажорного или минорного наклонения) №9.«Не заря, заря занималася» №10.«У ворот, да ворот батюшкиных» |
| |||
ПОЛНЫЕ СЕМИСТУПЕННЫЕ (нотные примеры стр.57) | |||||
а). Натуральные маж., мин (эонийский, эолийский) б). Мажор с VII (миксолидий- ский) (у семейских Забайкалья). в). Мажор с IV # (в р.н.п. нераспространен. В укр., польских, норвежских, болгарских).
г). Минор со II (фригийский) (у семейских Забайкалья) д). Минор с VI # (дорийский) е). Обиходный лад (из 4-х маж. тетрахордов. У семейских Забай- калья). | а).Мелодические мажор, минор (в народ. песнях Украины, Белоруссии, Воронежской, Курской, Брянской, Смоленской обл.). б). Целотоновый лад – (6 ступеней) в основе лада: Ув.4 + тон + тон (Свиридов «Курские песни» «Зеленый дубок»). | ||||
ЛАДОВАЯ ПЕРЕМЕННОСТЬ
(нотные примеры стр. 57)
Основные формы ладовой переменности, встречающиеся в напевах народных песен:
Одноимённая ладовая переменность (называется «переливчатый» лад). Пример №1. – «Я по жёрдочке шла» (Ре – мажорная-минорная окраска).
Секундовая переменность, или сопоставление двух устоев.
Пример №2. – «Дубровушка» (ре – до – ре) I – II- I ст.
3. Терцовая переменность или сопоставление параллельных минора и мажора. Пример №3. – «Ах, ты ноченька» (ми – соль – ми) I – III –
I ст.
4. Кварто-квинтовая переменность или сопоставление двух музыкальных предложений, с устоями, между которыми I – IV расстояние. Пример №4. – «Не ходите, вы девчата, бережком»
(фа – си-бемоль).
5. Многократная смена устоев – в напеве, состоящем из попевок с внутренним, временным устоем. Пример №5 – «Как за речкой».
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ К ТЕМЕ
«ЛАДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В НАПЕВАХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН»
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!