Не по пог-ре-бу бо-чё-но-чек ка- та-ет-ся.                                  



        

 Значение ударений: слабое, относительно сильное, сильное.

б) 3-е ударение возникает после 2-го, главного по значению. Это стих типа «КАМАРИНСКАЯ».

 

3 + 3  ♪ ♪  ♪ ♪ ♪   ♪ | ♪ ♪ ♪ ♪  ♪ 

4                 >             >           >

            Ах ты ми-ла-я, хо-ро-ша-я мо-я,

Чер-но-бро-ва-я, по-хо-жа на ме-ня.

 

Очень часто трёхударный тонический стих типа «Камаринская» образуется в отдельных строках двухударного в развитии текста:

                          /               /

Вдоль по морю, морю синему, ( ˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘ ) 2 ударения

            /          /             /

Там плавала лебёдушка белая. ( ˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘ ` !) 3 ударения

        

Р. S . В.М.Щуров предлагает стих с равномерной акцентностью (обычно плясовые типа «Камаринская», а также не только 3-х,

Но и 4-х акцентные музыкально-ритмические структуры,  называть «равноакцентным».

ПРИНЦИП ТАКТИРОВКИ В ТОНИЧЕСКОМ СТИХЕ:

 самое слабое ударение выделяется знаком акцента; относительно сильное – пунктирной тактовой чертой; сильное – сплошной тактовой чертой.

 

III. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ФОРМА СТИХА

(сочетание силлабики и тоники в одном стихе).

Когда в одном стихе есть на постоянном месте цезура, мерная слогочислительность, а также акцентируется 3-й слог, тогда в нём равномерно сочетаются черты силлабического и тонического стихов.

Чаще всего встречаются следующие разновидности промежуточного стиха:

а) СИЛЛАБИЧЕСКИЙ ПЯТИСЛОЖНИК

в распевных, полураспевных формах изложения напева (в хороводных, лирических, исторических песнях).

       /                   /           5 +   5

Не заря, заря // занималася, ˘ ˘ | ˘ ˘ || ˘ ˘ | ˘ ˘

Не красно солнце // выкаталося.

Текла реченька // текла быстрая,

ой, люли, люли, // текла быстрая.

 

Тактировка: по признаку силлабики ставится разделительная черта;

признак тоники отмечается знаком акцента, пунктирной или сплошной тактовой чертой в зависимости от степени распетости стиха.

Б) ПАРАПЕРИОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.

 

                       Вдоль по морю,                              (силлабика 4 + 4)

вдоль по морю,

 (двухударный тонический, стих переходящий далее в «Камаринскую»)                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

вдоль по морю, морю синему. ( ˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘ ) 2 ударения

Вдоль по морю, морю синему,

Там плавала лебёдушка белая. ( ˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘~~|) 3 ударения

 

 

в) СОЧЕТАНИЕ СТРОКИ С ТОНИЧЕСКИМ СТИХОМ С ПРИПЕВНОЙ СТРОКОЙ, ОСНОВАННОЙ НА СИЛЛАБИЧЕСКОЙ ФОРМЕ.

     ˘ ˘ / ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘  двухударный тонический

Во саду ли виноград растёт,             стих

а ягода, // а малина // по зарям цветёт. (Силлабика 4 + 4 + 5)

Виноград-то Иван-то свет,

Виноград-то да Иванович,

а ягода, а малина – Анастасьюшка.

 

IV. ТАКТОВИК

 

  Стих, построенный на ритмической формуле, занимающей одну попевку или одну фразу (или стиховую строку), которая может быть варьирована за счёт дробления или сокращения основных долей, данных в первоначальной ритмической формуле.

Тактируется «тактовик» как один такт – отсюда его название. Акцентируемые доли указываются знаком акцента, а тактовая черта всегда употребляется в значении разделительной, т.е. как в силлабике.

 

Авсень – дуда,

Иде была?

-У бабушки,

У попрядушки.

-Чего делала?

-Коней стерегла.

***

        

Гори, гори гарко,

Приехал Захарка,

Сам на кобылке,

Дети на телятках,

Куры на лопатках,

Кошки на ложках,

сапоги на дрожках!

 

Кроме того, если учесть, что принцип тактовика заложен в трёхударный тонический стих типа «Камаринская» (речитативного изложения), то можно говорить о соединении в одном стихе принципов тоники и тактовика, или же считать его сложной формой тактовика.

3 + 3

4         ♪ ♪ ♪ ♪ ♪♪ | ♪ ♪ ♪ ♪ |

                    >     >     >     

 

V. СТОПНЫЙ ИЛИ РИФМОВАННЫЙ СТИХ

   

Литературный, называемый  в филологических учебниках «силлабо-тоническим»).

             В отличие от народного стиха, где отсутствие рифмы, симметричного построения строф заменяется ритмической организацией напевов, а в структуре строфы – повторами, цепной связью строф, в  ЛИТЕРАТУРНОМ СТИХЕ важную роль играет рифма и равномерное чередование ударных и безударных слогов в стихе, т.е. РАЗМЕР стиха.

В теории литературного стиха различают стопы ДВУХСЛОЖНЫЕ – хорей и ямб и ТРЁХСЛОЖНЫЕ – дактиль, амфибрахий, анапест.

Стопа – двух- или трёхсложная явление искусственное, поэтому при чтении стиха выделяются наиболее важные смысловые ударения, акценты, образуются стопы «высшего порядка». Такого же принципа придерживаются и певцы, музыканты, исполняющие народные песни на рифмованный текст.

Мелкие стопы объединяются под влиянием логических акцентов, совпадение которых в тексте и в напеве даёт возможность ставить тактовые чёрточки по правилам, общепринятым в академической музыке. Однако, размер может быть и переменным, и сложным (в связи с распевностью стиха).

 

1. Примеры двухсложных стоп: ХОРЕЙ

(чередование долей: сильная – слабая). | ˘

 

/  ˘    /  ˘   / ˘       /   ˘

Из-за острова на стрежень

На простор речной волны

                             =====

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя

                             =====

Стонет сизый голубочек,

Стонет он и день и ночь

 

ЯМБ (чередование долей: слабая – сильная). ˘ |

 

                                        ˘ / ˘ / ˘ / ˘ /

Среди долины ровныя

На гладкой высоте

                               =====

Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии блистали

                             ======


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!