Принципов составления перечня заповедей 25 страница



Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в первой главе трактата Критот (5а).

84-я заповедь - запрещение совершать помазание маслом, изготовленным Моше, кого-либо, кроме первосвященников и царей из рода Давида. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "На тело любого человека не возливай его" (Шмот 30:32).

И ясно, что тот, кто умышленно совершил запрещенное помазание этим маслом, карается "отсечением души", ведь сказал Ашем: "...И кто возложит из него (из этого масла) на постороннего, отсечется его душа от своего народа" (там же 30:33). Неумышленно нарушивший запрет приносит установленную грехоочистительную жертву.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъясняются в начале трактата Критот (5а).

85-я заповедь - запрещение изготовлять смесь для воскурения, подобную заповеданной Торой: смешивать указанные в Торе составляющие в определенной пропорции, имея в виду использовать изготовленную смесь для воскурения, не установленного законом. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И по образцу смеси благовоний, которую ты составишь, по ее составу не делайте для себя" (Шмот 30:37). И в Торе разъяснено, что умышленно нарушивший запрет и изготовивший подобную смесь, чтобы наслаждаться ароматом, исходящим от нее при воскурении, карается "отсечением души". Сказал Ашем: "Кто сделает подобную смесь, чтобы вдыхать ее аромат, отсечется его душа от своего народа" (там же 30:38). А неумышленно нарушивший запрет приносит установленную грехоочистительную жертву.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъясняются в начале трактата Критот (5а).

86-я заповедь - запрещение извлекать шесты для переноски Ковчега Завета из колец, в которые они вставлены. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В кольцах Ковчега должны быть шесты, нельзя вынимать их оттуда"

(Шмот 25:15).

Преступивший этот запрет карается бичеванием. В конце трактата Макот (22а), называя нарушителей закона, караемых бичеванием, мудрецы сказали: "...И тот, кто вынимает шесты Ковчега. А откуда мы знаем, что это запрещено? Из стиха: "...Нельзя вынимать их оттуда".

Итак, ясно, что это запрещающая заповедь и что нарушитель запрета карается бичеванием.

87-я заповедь - запрещение отделять хошен (нагрудник первосвященника) от эфода (особого одеяния первосвященника). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "И пусть прикрепят его хошен кольцами к кольцам эфода шнуром из голубой шерсти... чтобы хошен не сдвигался с эфода" (Шмот 28:28), - но был постоянно соединен с ним.

В конце трактата Макот (22а), перечисляя нарушителей закона, караемых бичеванием, мудрецы назвали также: "...и тот, кто отделяет хошен первосвященника от его эфода". И объяснили: "А откуда мы знаем, что это запрещено? Из стиха: "...чтобы хошен не сдвигался с эфода".

Отсюда ясно, что тот, кто отделяет хошен от эфода, карается бичеванием.

88-я заповедь - запрещение разрывать ворот мантии первосвященника; но ворот должен быть соткан воедино с мантией и подогнут внутрь. И вот речение Ашема, да будет Он превознесен: "И будет отверстие для головы в центре ее (мантии); обшивка должна быть вокруг ее отверстия, тканой работы, как делают ворот кольчуги, чтобы не порвался" (Шмот 28:32).

И тот, кто разрывает ворот мантии первосвященника ножницами или т.п. инструментами, карается бичеванием.

89-я заповедь - запрещение приносить жертвы вне двора Святилища. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Остерегайся, чтобы не приносить твои всесожжения на всяком месте, которое тебе приглянется" (Дварим 12:13).

Сказано в Сифри (Реэ): "В этом стихе говорится только о жертвах всесожжения. Откуда нам известен запрет относительно других жертв? Из того, что Тора говорит: "...А только на месте, которое изберет Ашем... - там возноси свои всесожжения и там совершай все (жертвы), которые я заповедаю тебе" (там же 12:14). Но вопрос по-прежнему остается: "Относительно жертвы всесожжения есть и повеление, и запрет, однако относительно других жертв - только повеление (так откуда же нам известен запрет относительно других жертв?)". Ответ таков: Тора говорит: "...Там возноси свои всесожжения и там совершай все (жертвы), которые я заповедаю тебе" несмотря на то, что жертва всесожжения уже включена в понятие "все (жертвы), которые я заповедаю тебе"; она названа отдельно только для того, чтобы сопоставить с ней все другие жертвоприношения и показать: как относительно жертвы всесожжения существуют и заповедь "Делай", и запрет "Не делай", так и в отношении всех других жертв - все жертвы, включенные в повеление "...А только на месте, которое изберет Ашем" (12:14), включены также и в запрет "Остерегайся, чтобы не приносить..."(12:13).

Разъясним это до полной ясности, несмотря на то, что приведенные стихи Писания кажутся простыми. Итак, о том, что жертву всесожжения запрещено приносить вовне, мы знаем из Его речения, да будет Он превознесен: "Остерегайся, чтобы не приносить свои всесожжения на всяком месте...". В другом стихе повелевается приносить жертву всесожжения внутри Храма, И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...Там возноси свои всесожжения..." - это предписывающая заповедь приносить всесожжения "на месте, которое изберет Ашем". Однако относительно других жертв в Торе содержится лишь повеление приносить их в Храме, и это Его речение: "...Там совершай все (жертвы), которые я заповедаю тебе". Вместе с тем, из того, что сказано: "...там совершай...", можно заключить: "а вне этого места не совершай". Но у нас есть правило: запрет, логически вытекающий из повеления, - это та же заповедь "Делай". Об этом и говорят мудрецы в приведенном отрывке (из Сифри): "Относительно жертвы всесожжения есть и повеление, и запрет, однако относительно других жертв - только повеление", - т.е. может показаться, что тот, кто приносит другие жертвы вне Храма, нарушает лишь запрет, логически вытекающий из заповеди "Делай" (и, следовательно не подлежит наказанию) . Поэтому-то Тора и говорит: "...там возноси свои всесожжения" - чтобы сопоставить все жертвы с жертвой всесожжения: как тот, кто приносит жертву всесожжения вне Храма, преступает заповедь "Не делай", так и тот, кто приносит любую жертву вне Храма, преступает ту же заповедь "Не делай".

Умышленно нарушивший этот запрет карается "отсечением души", а неумышленно преступивший заповедь приносит установленную грехоочистительную жертву. В разделе Ахарей мот прямо сказано, что того, кто приносит жертвы вне Миш-кана Завета, постигает "отсечение души": "Каждый... кто вознесет всесожжение или (любую) жертву, но ко входу Соборного Шатра ее не приведет, чтобы принести ее Ашему, отсечен будет тот человек от своего народа" (Ваикра 17:8-9).

А в Сифре сказано: "...Отсечен будет тот человек..." - наказание нам сообщено; но где же сам запрет? Тора говорит: "Остерегайся, чтобы не приносить твои всесожжения на всяком месте...". И в трактате Зевахим (106а) написано: "В Торе содержится запрет приносить жертвы вне Мишкана, а также сообщено наказание за нарушение запрета. Наказание: "Каждый... кто вознесет всесожжение или (любую) жертву, но ко входу соборного шатра ее не приведет, чтобы принести ее Ашему, то отсечен будет тот человек от своего народа". Запрет: "Остерегайся, чтобы не приносить твои всесожжения на всяком месте...".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 13-ой главе трактата Зевахим.

Девяностая заповедь - запрещение резать жертвенное животное вне двора Святилища. Перечисляя в начале трактата Критот (1-я мишна) все виды нарушений, караемые каретом, мудрецы указали зарезание жертвенных животных вне Храма и жертвоприношение вне Храма в качестве двух самостоятельных прегрешений. Из слов самой Торы следует, что тот, кто зарезал жертвенное животное вне Святилища, карается "отсечением души", даже если он не принес его в жертву - только за саму шхиту. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Каждый из дома Израиля, кто зарежет быка или овцу, или козу в стане, или кто зарежет вне стана, - и ко входу Соборного Шатра не приведет его для принесения в жертву Ашему... отсечется тот человек от своего народа" (Ваикра 17:3:4).

Однако сам запрет резать жертвенное животное вне Миш-кана не выражен в Торе прямо, но выводится, согласно принципу: "Тора сообщает о наказании, только если действие запрещено самой Торой", с помощью особых методов толкования, как мы указывали в предисловии к данному сочинению.

В трактате Зевахим (106а) написано: "Тот, кто зарезал и принес жертву вне Храма, карается за зарезание и карается за жертвоприношение. Почему он карается за принесение в жертву - понятно, ведь в Торе указано наказание и содержится сам запрет. Наказание - "каждый... кто вознесет... (любую) жертву, но ко входу Соборного Шатра ее не приведет... отсечен будет тот человек от своего народа" (Ваикра 17:8-9). Запрет, согласно мнению рава Авина, содержится в стихе: "Остерегайся, чтобы не приносить твоих всесожжении на всяком месте..." (Дварим 12:13), ведь сказал рав Авин от имени рава Элая: "Везде, где сказано "Остерегайся, чтобы не..." - это заповедь "Не делай". Однако относительно зарезания вне Храма Тора сообщает только о наказании: "Каждый... кто зарежет быка... в стане или... вне стана... отсечется тот человек от своего народа". А где же сам запрет?". И в результате обширного обсуждения мудрецы приходят к выводу (107а): "Сказано: "...там возноси свои всесожжения..." и сказано: "...там совершай всё...". Тора сопоставляет принесение жертв всесожжения с совершением других действий, которые заповедано делать в Храме: как запрещено приносить жертвы всесожжения вне Храма и за нарушение запрета следует наказание, так запрещено совершать вне Храма и другие действия, которые предписано совершать в Храме, и за нарушение запрета следует наказание".

К этим выводам мудрецы пришли, анализируя стих "А только на месте, которое изберет Ашем... там возноси свои всесожжения и там совершай всё, что я заповедаю тебе" (Дварим 12:14). Слова "...там возноси свои всесожжения" – это приказ приносить в Святилище жертвы, сжигая их на жертвеннике"; а слова "...и там совершай всё, что я заповедаю тебе" - это приказ, включающий и другие жертвоприношения, и зарезание жертвенного животного, поскольку Ашем также заповедал совершать шхиту во дворе Святилища, перед жертвенником.

И знай, что неумышленно зарезавший жертвенное животное вне Храма, приносит установленную грехоочистительную жертву.

И ты также обязан помнить, что тот, кто в наше время приносит жертву вне территории, занимаемой прежде двором Храма, карается "отсечением души", ведь ясно сказано (Зевахим 1076): "Тот, кто в наше время (т.е. после разрушения Храма) приносит жертву вне территории, прежде занимаемой Храмом, карается, по мнению раби Йоханана, бичеванием", и в соответствии с этим мнением установлен закон - ведь возможно приносить жертвы на месте Храма, несмотря на то, что Храм разрушен и еще не возведен вновь, поскольку, согласно принципу, провозглашенному в мишне, "жертвы могут быть принесены и когда Храма нет" (Эдуйот 8:6).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 13-ой главе трактата Зевахим.

91-я заповедь - запрещение посвящать в жертву увечное животное. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Любое (животное), имеющее увечье, не приносите" (Ваикра 22:20). И сказано в Сифре (Эмор): "Любое (животное), имеющее увечье, не приносите" - это запрет посвящать такое животное для принесения на жертвенник".

92-я заповедь - запрещение резать увечное животное с целью принесения его в жертву. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, сказанное по поводу увечных животных: "Таких не приносите Ашему" (Ваикра 22:22). И объяснено в Сифре: "Таких не приносите Ашему" - это запрет забивать увечное животное, чтобы принести его в жертву".

93-я заповедь - запрещение окроплять жертвенник кровью увечного животного. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, также произнесенное по поводу увечных животных: "...Не приносите Ашему..." (там же 22:24).

Из устной традиции нам известно, что, по мнению большинства мудрецов, это речение запрещает окроплять жертвенник кровью увечного животного; и в соответствии с этим мнением установлен закон. Однако раби Йоси, опираясь на мнение раби Йеуды, считает, что этим речением запрещается принимать кровь жертвенного животного в специальный сосуд, и эта точка зрения нашла свое отражение в Сифре (Эмор): "...Не приносите Ашему..." - это запрет принимать кровь жертвенного животного в специальный сосуд".

Наряду с этим, в трактате Терума (7 a ) подробно разъясняется и первое мнение: "Что, согласно первому мнению, мы выучиваем из стиха "...Не приносите Ашему..."? В этом стихе содержится запрет окроплять жертвенник кровью увечного животного. Но ведь такой запрет можно выучить из слов "на жертвенник Ашему"Т" - имеется в виду, что, поскольку в предыдущем стихе уже сказано: "В огнепалимую жертву не помещайте от них на жертвенник Ашему..." (Ваикра 22:22), то понятно (и без стиха "...Не приносите Ашему..."), что запрещено "помещать... на жертвенник" любую часть увечного животного (в том числе, и его кровь). Но сторонники первого мнения отвечают: "Просто стих так построен". Подразумевается следующее: стих "В огнепалимую жертву не помещайте от них на жертвенник Ашему..." запрещает воскурять части увечного животного на жертвеннике (НД 94), а из слов "на жертвенник Ашему..." нельзя извлечь никакой дополнительной информации, потому что они необходимы здесь для правильного построения фразы, и без них выражение было бы неполным - ведь невозможно просто сказать: "В огнепалимую жертву не помещайте от них..." - и не продолжить.

Итак, из всего сказанного выше ясно, что Его речение "...Не приносите Ашему..." - запрет окроплять жертвенник кровью увечного животного.

94-я заповедь - запрещение воскурять на жертвеннике определенные части увечных животных, И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В огнепалимую жертву не помещайте от них на жертвенник Ашему..." (Ваикра 22:22).

В Сифре (Эмор) сказано: "В огнепалимую жертву не помещайте от них..." - в том числе и тук (нутряной жир) животного; "...не помещайте..." - это запрет сжигать на жертвеннике все предписанные законом части увечного животного. Откуда же мы знаем, что запрещено воскурять даже некоторые из этих частей по отдельности? Тора говорит: "...от них" - т.е. даже некоторые из его частей".

Итак, мы выяснили, что приносящий в жертву увечное животное преступает четыре запрета Торы (НД 91-94). Но это верно только в том случае, если мы считаем запрещение воскурять увечное животное на жертвеннике единым запретом. Однако, если мы будем выделять в этой заповеди два самостоятельных запрета, подобно мудрецу, мнение которого выражено в приведенном отрывке из Сифры, получится, что тот, кто приносит в жертву увечное животное, преступает пять запретов, ведь, согласно этому мнению, запрещение воскурять увечное животное на жертвеннике целиком - отдельный запрет, и запрещение воскурять лишь некоторые части от него - отдельный запрет, как там сказано: "...от них" - т.е. даже некоторые из его частей", - хотя оба этих запрета включены в одну запрещающую заповедь.

И действительно, там, в Сифре сказано: "Приносящий увечное животное на жертвенник преступает пять запретов Торы - запрет посвящать увечное животное в жертву, запрет забивать его, запрет окроплять жертвенник его кровью, запрет воскурять на жертвеннике его тук и запрет воскурять на жертвеннике лишь некоторые из его частей". Отсюда можно сделать вывод, что мудрец Сифры считает, будто преступивший "обобщающий запрет" Торы (лав шебихлалут) карается бичеванием за нарушение каждого из запретов, входящих в "обобщающий запрет". И в трактате Тмура (7б) говорится: "Тот, кто воскуряет на жертвеннике части увечного животного, по мнению Абайи, карается двукратным бичеванием: за нарушение запрета воскурять увечное животное целиком и за нарушение запрета воскурять лишь отдельные его части. Но Рава сказал: "За нарушение "обобщающего запрета" не наказывают бичеванием (более одного раза - Раши)". А сторонники точки зрения Абайи возражают на это: "Но ведь написано: "Приносящий увечное животное на жертвенник преступает пять запретов Торы..." - значит за нарушение "обобщающего запрета" бичуют (дважды)". И сторонники Равы не могли против этого возразить" (в повсеместно распространенных изданиях Талмуда приводится несколько иная редакция этой дискуссии).

Итак, ясно, что мудрец, сказавший "...преступает пять запретов Торы...", рассматривает запрещения воскурять увечное животное целиком и воскурять отдельные его части в качестве двух отдельных запретов, и с его точки зрения, бичеванием карают за нарушение каждого запрета, входящего в "обобщающий запрет", по отдельности, как мы разъясняли в 9-ом из принципов, предпосланных данному сочинению. И это мнение, приведенное во многих местах Талмуда, известно как "точка зрения Абайи". Однако, согласно мнению Равы, сказавшего, что "за нарушение "обобщающего запрета" не наказывают бичеванием (более одного раза)", тот, кто воскуряет увечное животное, карается бичеванием однократно, как мы указывали, за нарушение только одного запрета.

И мы уже установили верный подход к проблеме: "Не наказывают бичеванием за нарушения каждого запрета из входящих в "обобщающий запрет" по отдельности, как это разъяснено в трактате Санхедрин (63а); и в "9-ом принципе" мы уже приводили множество примеров, подтверждающих это. Поэтому приносящий в жертву увечное животное преступает именно четыре, а не пять запретов Торы и карается за это прегрешение бичеванием четырежды (т.е. получает четыре раза по 39 ударов) - за нарушение каждого из этих запретов, как мы уже разъясняли.

Однако все эти запреты относятся лишь к принесению в жертву животного, имеющего постоянные увечья, как указано в самой Торе: "...с чрезмерно длинным или коротким детородным членом... с ятрами измятыми, раздавленными, оторванными или отрезанными..." (Ваикра 22:23-24) - ведь все это постоянные увечья. И в 6-ой главе трактата Бехорот разъяснено, какие дефекты считаются постоянными, а какие временными.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!