Принципов составления перечня заповедей 21 страница



22-я заповедь - запрещение пользоваться или извлекать выгоду из украшений, которыми украшали идолов. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не возжелай взять себе серебра и золота, что на них" (Дварим 7:25). В Сифре (Ваикра) разъяснено, что "запрещено извлекать выгоду из материалов, которые использовались для облицовки идолов, т.к. сказано: "Не возжелай взять себе серебра и золота, что на них". Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в третьей главе трактата Авода зара (45а).

23-я заповедь - запрещение заново отстраивать up анидахат (город, в котором евреи совратились к идолослужению /Д 186/). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И да будет он вечно грудой развалин, не отстраивай его вновь" (Дварим 13:17). И каждый, восстанавливающий и отстраивающий этот город, карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 10-ой главе трактата Санхедрин (111б, 113а).

24-я заповедь - запрещение пользоваться или извлекать выгоду из имущества up анидахат (совращенного города). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Да не прилипнет к твоей руке ничего из истребляемого" (Дварим 13:18). И тот, кто берет себе что-либо из этого имущества, карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 10-ой главе трактата Санхедрин (111аб).

25-я заповедь - запрещение приобретать что-либо, связанное с идолослужением. Мы должны насколько возможно отдаляться от объектов идолослужения, от капищ и кумирен идолопоклонников, от любых предметов их культа. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И не вноси скверны в свой дом" (Дварим 7:26). Тот, кто приобретает предметы их культа или извлекает из них выгоду, карается бичеванием.

В конце трактата Макот (22а) разъясняется, что тот, кто варит на огне, поддерживая его поленьями, наколотыми от ашеры - культового дерева, карается бичеванием дважды: первый раз - за нарушение запрета "И не вноси скверны в свой дом", а второй раз - за нарушение запрета "Да не прилипнет к твоей руке ничего из истребляемого (ведь он извлекал пользу из того, что должно было быть уничтожено)" (Дварим 13:18). Пойми это.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей главе трактата Санхедрин.

26-я заповедь - запрещение пророчествовать именем идола, утверждая, что Ашем повелел служить этому идолу или что сам идол повелел себе служить, обещая за это награду и угрожая карой ослушникам; так утверждают, например, пророки Бааля и пророки Астарты. В Писании не содержится особого запрета пророчествовать именем идола, однако указывается, что тот, кто пророчествует от имени идола приговаривается к смертной казни. Вот Его речение: "Пророк... который будет говорить именем иных богов, - смерти подлежит такой пророк" (Дварим 18:20). И эта смертная казнь осуществляется через удушение, согласно общему правилу: смертная казнь, названная в Торе без уточнения, осуществляется через удушение.

В "14-ом принципе", содержащемся в предисловии к этому сочинению, мы уже упоминали, что, если Писание налагает наказание за какой-то проступок, значит существует соответствующая запрещающая заповедь. И действительно, запрет пророчествовать именем идола содержится в речении: "Имени других богов не упоминайте" (Шмот 23:13) - ведь одно речение может предостерегать от целого ряда запрещенных действий (НД 14), и в то же время не рассматриваться в качестве единого, обобщающего запрета (лав шебихлалут), поскольку в Торе указано наказание за совершение каждого из этих запрещенных действий в отдельности. И в своем месте (см. Предисловие, 9-й принцип) приводились примеры этому.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 11-ой главе трактата Санхедрин.

27-я заповедь - запрет ложного пророчества: когда лжепророк говорит от имени Ашема слова, которые от Него не слышал, или же приписывает себе пророчество, с которым Ашем, да будет Он превознесен, обратился к другому пророку. Так или иначе, лжепророк утверждает, что Ашем говорил ему некие слова, которые не были ему сказаны.

Этот запрет проистекает из Его речения: "А пророк, который дерзнет говорить Моим Именем то, чего Я не повелел ему говорить... - смерти подлежит такой пророк" (Дварим 18:20). Нарушитель этого запрета также карается удушением. И при перечислении тех, кто карается удушением, упомянуто: "...и лжепророк" (Санхедрин 89а). И там же сказано: "Три вида лжепророков караются по приговору суда: "...пророк, который дерзнет говорить Моим Именем..." - это говорящий то, что не слышал; "...то, чего Я не повелел ему говорить" (ему не повелел, а другому повелел) - это тот, кто приписывает себе чужое пророчество; "...который будет говорить именем иных богов" - это говорящий от имени идола. И обо всех трех сказано: "...смерти подлежит такой пророк" - смертная казнь, названная в Торе без уточнения, совершается через удушение".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 11-ой главе трактата Санхедрин.

28-я заповедь - запрещение прислушиваться к словам пророка, говорящего от имени идола: нам запрещено расспрашивать его о подробностях или говорить ему: "Дай нам знак и приведи доказательства, что твое пророчество верно", как мы говорим тем, кто пророчествует от имени Ашема. Но, если мы слышим, как кто-то пророчествует от имени идолов или небесных тел, мы должны предупредить его, что он совершает преступление, запрещенное Торой, - так же, как мы обязаны предупредить любого преступника. И если он будет настаивать на своем, с ним следует поступить, как предписывает закон Торы, не взирая на его знамения и доказательства.

Этот запрет содержится в Его речении, да будет Он превознесен: "Не слушай речей пророка того..." (Дварим 13:4).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 11-ой главе трактата Санхедрин.

29-я заповедь - запрещение трепетать перед лжепророком и воздерживаться от применения к нему смертной казни из-за того, что он говорит от имени Б-га; ведь после того, как выяснилось, что он - лжепророк, нет ничего греховного в этой казни. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "То, что скажет пророк именем Ашема, но то слово не сбудется и не настанет, то значит - этого не говорил Ашем; с дерзостью говорил его пророк, - не бойся его" (Дварим 18:22). И сказано в Сифри: "Не бойся его - не воздерживайся от того, чтобы обвинить его".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, мы уже разъяснили в предисловии к нашему комментарию на Мишну.

Тридцатая заповедь - запрещение следовать путями народов, отвергающих Б-га и подражать их обычаям, и даже в том, что касается одежды, зрелищ или архитектуры. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И не следуйте обычаям народа, который Я прогоняю от вас" (Ваикра 20:23). И этот запрет повторен в Его речении: "По обычаям земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по обычаям земли Ханаанской, в которую Я вас веду, не поступайте, и по уставам их не живите" (там же 18:3). И объяснено (Сифра, Ахарей мот): "По уставам, которым следовали они и их предки". И сказано в Сифре (там же): "И по уставам их не живите - не следуйте обычаям, установившимся у них: не ходите в театры, цирки, в места публичных дискуссий - на все те сборища, на которые они сходятся для идолослужения, - раби Меир сказал, что это и есть "обычаи народов". Раби Йеуда бен Бетейра сказал: "Не выбривать макушку, не отращивать чуб и не выстригать волосы надо лбом". Совершивший какое-либо из этих действий карается бичеванием.

Этот же запрет выражен в Торе и другими словами, И об этом Его речение: "Берегись, чтобы ты не попал в западню, следуя им..." (Дварим 12:30). Сказано в Сифри: "Не уподобляйся им и не повторяй их поступков, иначе это станет для тебя западней. Чтобы ты не говорил: вот они ходят в пурпуре и багрянице, и я тоже буду ходить в пурпуре и багрянице; они носят тпусин, и я буду носить тлусин; а тлусин - это один из видов воинского снаряжения". И ты знаешь, что уже сказано в книгах пророков: "Накажу Я... всех одевающихся в одежду иноземцев" (Цфанья 1:8).

И цель этого запрета - отдалиться от идолопоклонников и их обычаев, даже в отношении одежды.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Шабат (67аб) и в Тосефте к трактату Шабат (7-8).

31-я заповедь - запрещение пробуждать в себе сверхчувственное восприятие каким бы то ни было из употребляемых идолопоклонниками способов.

Благодаря своему обостренному сверхчувственному восприятию, ясновидцы способны предсказывать будущие события, воспринимая их прежде, чем события происходят; и их предсказания в большинстве случаев сбываются. Эти ясновидцы разнятся уровнем и силой своего восприятия, как все люди отличаются друг от друга уровнем своих духовных возможностей.

Ясновидцы, обладающие сверхчувственным восприятием, вынуждены использовать различные методы, чтобы пробудить свои особые духовные силы и привести их в действие. Одни из них с силой бьют своим посохом по земле и причудливо кричат, чтобы освободить свое сознание от потока мыслей; они совершают эти действия длительное время, пока не впадают в состояние, подобное обморочному, - и тогда они предсказывают то, что произойдет, как я не раз наблюдал в западных землях. Есть среди них такие, которые в течение длительного времени бросают маленькие камушки в служащую мишенью полоску кожи и пристально следят за их полетом, а затем предсказывают - так принято делать во всех местах, где я побывал. Есть среди них и такие, которые бросают на землю длинный кожаный пояс, пристально смотрят на него и предсказывают. И цель всех этих подготовительных действий - возбудить духовные силы прорицателя; но сами по себе эти манипуляции не производят никакого магического действия и ни на что не указывают. И в этом ошибка толпы: когда некоторые из этих предсказаний сбываются, люди полагают, что именно эти магические манипуляции открывают ясновидящему то, что свершится в будущем. И в своем заблуждении они доходят до того, что считают, будто некоторые из этих действий оказывают влияние на будущее, определяя, каким именно оно будет.

И астрологические прогнозы также относятся к этому роду явлений, ведь астрологические выкладки и наблюдения служат для пробуждения сверхчувственного восприятия в прорицателе. Именно поэтому прогнозы двух астрологов будут различными, несмотря на то, что они в равной мере владеют законами астрологии и трактуют их одинаково.

И тот, кто совершает какое-либо из этих магических действий или подобных им, называется косем (кудесник). Сказал Ашем, да будет Он превознесен: "Пусть не будет у тебя... кудесника" (Дварим 18:10). И сказано в Сифри: "Кто это "кудесник"? Тот, кто берет свой посох и вопрошает у него: "Идти мне или не идти?...". О таком виде возбуждения сверхчувственного восприятия, широко распространенном в то время, говорится в книгах Пророков: "Народ Мой вопрошает свою деревяшку и его посох говорит ему, ибо дух блуда ввел их в заблуждение и отступили они от своего Б-га" (Ошеа 4:12).

Совершающий подобные действия карается бичеванием - но только сам "кудесник", предсказывающий будущее с помощью подобных манипуляций, а не тот, кто обращается к нему за прогнозом; тем не менее, и такое обращение к "кудеснику" за прогнозом крайне постыдно.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санхедрш (65а), в Тосефте к трактату Шабат (гл. 7-8) и в Сифри.

32-я заповедь - запрещение определять наиболее подходящее время для совершения того или иного дела по расположению звезд и светил на небе, утверждая: "Поскольку этот день благоприятен для успеха данного дела, я постараюсь сделать его именно в этот день" или "Поскольку этот день неблагоприятен для подобного действия, я воздержусь от его совершения". И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Пусть не будет у тебя... волхва" (Дварим 18:10). И этот запрет дважды повторен в Торе, ведь уже сказал Ашем: "Не занимайтесь волхованием..." (Ваикра 19:26). И объяснено в Сифре: "Не занимайтесь волхованием - не занимайтесь определением благоприятных или неблагоприятных сроков", ведь слово меонен (волхв) происходит от слова она (срок, период). Т.е. "пусть не будет у тебя" определяющих сроки и утверждающих: "Этот срок благоприятен, а этот - нет".

Преступающий этот запрет карается бичеванием - но именно тот, кто определяет благоприятные или неблагоприятные сроки, а не тот, кто обращается к нему за прогнозом. Но и само обращение за астрологическим прогнозом не только порождено заблуждением, но и запрещено. И тот, кто приурочивает совершение некого дела к определенному сроку, руководствуясь прогнозом, утверждающим, что именно этот срок благоприятен для успеха данного дела, также карается бичеванием, поскольку он совершил поступок, исходя из предписаний волхва.

И еще: этим же речением запрещается деятельность факиров. И сказали мудрецы (Санхедрин 65б): "Волхв - это факир, вызывающий обман зрения". Имеются в виду многочисленные уловки и трюки, которые - в сочетании с удивительной ловкостью рук факира - порождают иллюзорное восприятие. Так мы часто видим, как факир берет веревку, на глазах людей заворачивает ее в полу своей одежды, а затем достает оттуда змею; или же он подбрасывает в воздух кольцо, а затем извлекает его изо рта стоящего перед ним зрителя. Все подобные действия, широко известные среди народов, запрещены. Совершающий их называется "вызывающим обман зрения" и карается бичеванием, поскольку его трюки являются одной из разновидностей волхования.

И вред, приносимый деятельностью факира, очень значителен, ведь он "ворует рассудок", т.е. вводит зрителей в заблуждение - невеждам, женщинам и детям кажется, что происходят явления, которые в реальности совершенно не могут происходить, и они привыкают принимать мнимое за действительное. Подумай и пойми это.

33-я заповедь - запрещение руководствоваться приметами. Так, например, человек из толпы говорит: "Поскольку мне пришлось вернуться с дороги, мое дело не преуспеет" или "Первое, что мне попалось на глаза, - это такой-то предмет; наверняка мне будет сопутствовать сегодня удача". Такой подход к делу очень распространен среди невежественных народов.

Каждый, кто совершает поступок, руководствуясь той или иной приметой, карается бичеванием, ведь сказал Ашем, да будет Он превознесен: "Пусть не будет у тебя... гадателя" (Дварим 18:10). И эта заповедь повторена в Торе дважды, ведь Ашем уже сказал: "Не гадайте" (Ваикра 19:26). И объяснено в Сифри: "Менахеш (гадатель) - это тот, кто руководствуется приметами, говоря: "У меня изо рта выпал кусок хлеба, у меня из руки выпал посох, справа от меня проползла змея, слева от меня пробежала лисица...". А в Сифре (Ваикра 19:26) говорится: "Не гадайте - имеются в виду те, кто гадает по крысам, по птицам, по звездам и т.п.".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъясняются в 6-ой главе трактата Шабат (676) и в Тосефте к трактату Шабат (гл. 7-8).

34-я заповедь - запрещение заниматься любыми видами магии. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Пусть не будет у тебя... чародея" (Дварим 18:10). Преступивший это запрещение карается побиением камнями, если он совершил свое действие намеренно. Если же магическое действие было совершено неумышленно, нарушитель приносит установленную грехоочистительную жертву. Сказал Ашем, да будет Он превознесен: "Колдуньи не оставляй в живых" (Шмот 22:17).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (67аб).

35-я заповедь - запрещение произносить различные заклинания и заговоры, призванные помочь или навредить. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Пусть не будет у тебя... заклинателя" (Дварим 18:10). И объяснено в Сифри: "Заклинатель - произносящий заклинания над змеями или скорпионами", т.е. тот, кто "заговаривает" их, чтобы они, как он верит, не укусили, или тот, кто произносит заклинания над местом укуса змеи, чтобы стихла боль.

Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Шабат (67а).

36-я заповедь - запрещение обращаться с вопросами к чревовещателю, "говорящему" из подмышки (ов) (НД 8). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Пусть не будет у тебя... исполняющих ритуал ов" (Дварим 18:10).

Преступивший этот запрет не карается смертной казнью, однако поступать так - т.е. обращаться с вопросами к вызывающим духов - запрещено.

37-я заповедь - запрещение обращаться с вопросами к исполняющим ритуал идони (НД 9). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Пусть не будет у тебя... обращающихся к исполняющим ритуалы ов и идони" (Дварим 18:10).

И сказано в Сифре (Кедошим): "Не обращайтесь к исполняющим ритуалы ов и идони " (Ваикра 19:31); т.е. чревовещатель, который "говорит" из подмышки, и тот, кто прорицает с помощью косточки во рту, побиваются камнями, однако обращающиеся к ним с вопросами не наказываются, но, тем не менее, они преступают запрет Торы".

38-я заповедь - запрещение обращаться с вопросами к душам умерших, ведь так поступают нечестивцы, которые на самом деле духовно мертвы, хотя и двигаются, и ощущают: согласно их заблуждениям, если человек совершит определенные действия и облачится в определенные одежды, во сне к нему явится душа умершего и ответит на его вопросы.

И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Пусть не будет у тебя... вопрошающего мертвых" (Дварим 18:10). И сказано в трактате Санхедрин (656): "Вопрошающий мертвых - это тот, кто морит себя голодом и уходит ночевать на кладбище, чтобы снизошли к нему души умерших".

Преступивший этот запрет карается бичеванием.

39-я заповедь - запрещение женщинам облачаться в мужскую одежду и использовать украшения, свойственные мужчинам, подражая в этом народам, отрицающим Б-га. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Да не будет мужской одежды на женщине" (Дварим 22:5).

И женщина, которая облачается в мужские убранства - если в данной местности общепринято, что подобные убранства используют именно мужчины, - карается бичеванием.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!