Woman and Communism: Selections from the Writings of Marx, Engels, Lenin, and Stalin. London, 1950. P. 63-65. 5 страница
Главный вопрос в том, как удалось женщинам пережить этот период Термидора, сопровождавшегося мужским сексуальным шовинизмом с его передвижениями от одного любовного гнез дышка к другому, с его бессердечным использованием женского тела, с его надменным отвержением возвышенных чувств и бес печным невниманием к плодам и источникам своего удовольст вия. Этот шовинизм был если не полностью изгнан из царства социализма, то публично и официально дискредитирован, огра ничен законом и финансово поставлен в невыгодное положение. Но по любым стандартам, включая постсталинские советские, эффект термидора был таков, что он отнял у советских женщин больше, чем дал. Различными насильственными способами Тер мидор проводил черту между полами и их обычными ролями, и пропасть между полами стала значительно шире и заметнее, чем когда-либо в известных ранее революционных представлениях о положении женщины.
|
|
|
|
Первым предзнаменованием этого стала конференция жен ин женеров тяжелой промышленности, проходившая в Москве в 1936 г. Она прославляла маленькие подвиги «цветника» - нерабо тающих жен привилегированных членов советского общества. Те перь трудолюбивым ткачихам внушали, что «содержанки» если они развешивают занавески на предприятиях своих мужей, - за служивают такого же одобрения, как и работницы. Другой мерой, углубившей пропасть между полами, стал военный указ о разделе нии детей в школе по признаку пола, с обязательной военной
|
|
525
подготовкой для мальчиков и основами домоводства для девочек. Хотя такой порядок продержался 10 лет, он находился в полном противоречии принципу равного обучения, присущему теории и практике социализма и полового равенства. Советские иконогра-фы того времени, конечно же, не собирались низводить образ со ветской женщины до рожающей машины - надежно защищенной, но зависимой, точно также как не собирались этого делать и те, кто в XIX в. развенчивали тот женский образ, который сами и создали1.
|
|
Но когда вас бьет маятник истории, как дважды он бил совет ских женщин, то уже не так важно, в какую сторону он качнул ся - влево или вправо - все равно больно. Надо сказать, что луч шая черта Термидора - это его непродолжительность, когда в 1953 г. умер Сталин, начался медленный откат назад и пока еще слабые призывы к реформам. Последний сталинский экспери мент очередной раз доказал, что законы о разводе и аборте нико гда не смогут быть действительно эффективными при наличии большого числа инакомыслящих людей, которые все равно укло нялись от них. Начались реформы, которые восстановили неко торые свободы 1920-х гг. Компромисс между коммунистической идеологией, русскими традициями и потребностями современ ной городской индустриальной жизни был сохранен.
Schlesinger R. Op. cit. P. 235-250,363-366. Лучшее социологическое исследование: Geiger К. The Family in Soviet Russia. Cambridge, 1968.
Г л а в а XII
ЖЕНЩИНЫ И РЕВОЛЮЦИЯ
«Любовь, труд и знание есть источники нашего существования - они должны править жизнью».
Вильгельм Райх
1. Революционное переустройство
После революции, потрясшей общество до основания, мужчи ны (реже женщины), полные страха перед экстремизмом и наси лием, уставшие от господства террора, постоянных чисток или культурных революций, принимались за создание умеренных ре жимов. Русская революция не была исключением, хотя она обычно описывается как такой взрыв политического террора и репрессий, каких не знала человеческая история. Немногие ис следователи будут отрицать, что смерть диктатора в 1953 г. была решающим поворотным моментом в советской истории. Еще за долго до настоящего времени были заметны признаки того, что советское общество приобретает более-менее устойчивую форму,
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!