Woman and Communism: Selections from the Writings of Marx, Engels, Lenin, and Stalin. London, 1950. P. 63-65. 3 страница
новой официальной концепции семьи акцент делался ско рее на стабильность и рождаемость, а не на свободу, равенство и независимость. В 1936 г. Крупская писала, что брак основывает ся не столько на удовлетворении естественных сексуальных ин стинктов, сколько на сходстве идеологических взглядов и общей цели - участии в производстве. В 1929 г. социолог Вольфсон вы двинул концепцию «сексуальных ножниц», согласно которой бы стрый распад семьи опережал медленные темпы экономического роста, поэтому на определенном этапе государство нуждается в услугах семьи по воспитанию детей. Но «в социалистическом об ществе» эту ««естественную функцию» постигнет та же участь, которую Энгельс предсказал государству: она будет отправлена в музей древностей». К 1937 г. Вольфсон пришел к необходимости не только исправить техническую ошибку в цитате, приведенной выше (предсказание Энгельса относилось к стадии коммунизма,
|
|
|
|
не социализма), но и совсем отказаться от своей теории нож ниц. При помощи оскорбительных замечаний по поводу «гру бо-животных антимарксистских взглядов» Коллонтай и других, Вольфсон возносил моногамию и напоминал своим читателям, что хотя и развод, и аборт должны быть правом каждого гражда нина, их не нужно пропагандировать. Другой теоретик обвинял Коллонтай в том, что она защищала отделение детей от родите лей и перекладывала функции заботы о детях с матери на госу дарство, а также порочила супружескую любовь. Все эти обвине ния были ложными. Представление о неразрывной связи между материнством, долговременным браком и сильной моногамной семьей стало утвердившейся нормой. Количество абортов резко упало после декрета, но не исчезло совсем. Пресса славила мате рей и большие семьи. Новая семейная идеология расцвела в
|
|
|
|
Schlesinger R. Op.cit. P. 271-279.
522
романах, героини которых мечтали о материнстве. Нерушимая советская семья, нуклеарная, но вместе с тем многочисленная, уютная и гордая собой, пришла на смену революционным пред ставлениям о семье1.
Закон 1936 г. не привел ни к изменению статуса фактических браков, ни к усложнению процедуры первого развода. Ситуация изменилась с началом Второй мировой войны. После трех лет опустошительной войны, человеческих потерь и катастрофиче ских демографических изменений власти решили, что пришло время еще сильнее укрепить узы брака, поощрять и защищать многодетных матерей. Потери во время войны должны были вос полняться за счет воспроизводства в рамках новой советской се мьи. Этот процесс был инициирован Никитой Хрущевым, клю чевой фигурой в руководстве военного времени, и в 1944 г., когда принимался этот указ, уже не было никаких предварительных де батов по этому вопросу. По этому указу матерям предоставля лись денежные выплаты за каждого рожденного ребенка, мате-ри-героини награждались орденами, создавалась широкая сеть роддомов, яслей и других дошкольных учреждений. С другой стороны, холостяки и бездетные облагались налогом. После от мены всех юридических и экономических прав, которыми поль зовался фактический брак с 1926 г., и создания препятствий для развода, невиданных с дореволюционного времени, моногамии был придан особый статус2.
Этот финальный всплеск сексуального Термидора требует двух замечаний. Статьи о разводе ограничивались советскими стандартами. Обе стороны должны были впредь обращаться в суд, а не в ЗАГС и доказывать необходимость развода. Могли быть вызваны свидетели и потребованы доказательства. Сам бра коразводный процесс освещался в прессе. Судебное разбиратель ство могло растянуться на два этапа, если была подана апелля ция или оспаривалось решение суда. При благоприятном исходе плата за судебные издержки составляла около 100 рублей, но она могла возрастать до 500-2000 рублей для самых богатых и на стойчивых. Юрист Свердлов сказал своему американскому кол леге, что это было преднамеренным шагом по дискредитации
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!