Women in the Russian Revolutionary Movement, 1881-1917. 7 страница



 

Русские интеллигентки поддались эйфории первой волны патриотизма, захлестнувшей Россию. Некоторые из них были не способны устоять против своего рода патриотической глупости, типа той, которая заставила правительство переименовать Санкт-Петербург в Петроград. Еще до начала войны графиня Дитрих из «Союза русских женщин» щеголяла в наряде бояры­ ни, заявляя, что «даже в одежде русская женщина должна быть верной своему отечеству», а обычно благоразумная Карсавина


 

381


решила исключить из своего репертуара музыкальные сочине­ ния, написанные специально для нее Рихардом Штраусом. Через неделю после начала войны журнал «Женское дело» задал новый тон, возродив образ римских матрон, отправлявших мужей и сы­ новей в жерло войны и провозгласив, что русские женщины так­ же будут воевать, но только с «любовью и милосердием». Жур­ нал приобрел новый серьезный характер, а модные пастели нача­ ла 1914 г. уступили место строгой обложке, изображавшей великого князя Сергея, призывавшего к войне. Российские жен­ щины продолжали традицию оказания военной медицинской по­ мощи и во время непопулярной русско-японской войны, а неко­ торые из них добровольно отправились на Балканские войны. Отныне медицинское, сестринское дело стало символом граж­ данственности для женщин. Даже «избалованные красавицы фе­ шенебельного общества», по определению Мюриел Баченэн, ос­ тавили бридж, сплетни, флирт и отправились работать в госпита­ ли. Общий тон был задан женщинами царской семьи, которые взяли на себя почетную обязанность попечительства над отделе­ ниями Красного Креста, госпиталями, санитарными поездами, иногда уделяя особое внимание любимым полкам1.

 

Некоторые из женщин семьи Романовых пошли еще дальше этого исполненного благих намерений, но в высшей степени лич­ ного вида благотворительности. Сестра убийцы Распутина, вели­ кая княгиня Мария Павловна отказалась от брака без любви. Двадцатичетырехлетняя, одинокая, растерянная после развода, она стала сестрой милосердия и отправилась на фронт. Война по­ знакомила Марию Павловну с российской жизнью. «Мало-пома­ лу, - вспоминала она, - я расправляла свои крылья и испытыва­ ла свою силу; стены, которые так долго ограждали меня от реаль­ ности наконец-то пали». На другой стороне политического спек­ тра находилась сестра Ленина Мария Ульянова (1876-1937), бывшая «бестужевка» и давнишняя деятельница партии больше­ виков. Устав от преследований полиции, она стала военной мед­ сестрой, чтобы снять с себя подозрения. Она служила в санитар­ ном поезде, перевозившим средства санитарии и лекарства для войск. Между Марией Романовой и Марией Ульяновой находи­ лось огромное множество женщин практически из всех слоев

 

О Дитрих см.: Елец Ю.Л. Повальное безумие. СПб., 1914. С. 304. О Карсавиной см.: Женское дело. 1914. Сент. 15. С. 26. О первых военных выпусках см.: Жен­ ское дело. 1914. Авг. 1. С. 22; Женское дело. 1914. Авг. 15. О сестрах милосердия в 1904 г. и 1912 г. см.: Женский вестник. 1914. Сент. С. 19-22; Женское дело. 1912. Окт. 15. С. 24. О популярности сестер милосердия в обществе и при дворе см.: Buchanan М. The Dissolution of an Empire. London, 1932. P. 117-125.


 

382


общества, которые служили в качестве сестер милосердия: сту­ дентки, врачи, журналистки, писательницы и даже представи­ тельницы мира искусства, как например жена и дочери Шаляпи­ на. Многие из них умерли на фронте; некоторые настрадались в немецком плену.' Одна из медсестер была настолько предана сво­ ему делу, что даже не нашла времени посетить умирающую мать. «Родная, прости, не могу оставить солдат. Им нужны все мои силы». Подобная преданность была подвергнута жестокому ис­ пытанию со стороны различных служб, лени и взяточничества, которыми было пропитано военно-медицинское ведомство1.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!