Women in the Russian Revolutionary Movement, 1881-1917. 3 страница
радикализма, взлелеянного матерью Елены, типичной «куль-турницей» 1890-х гг., и ее отцом, либерально настроенным адво катом. Отличаясь некоторым мальчишеством и обладая практи ческим складом характера, Елена некоторое время изучала меди цину, а затем преподавала в вечерних смоленских классах в Петербурге. В 1896 г. она стала работать в партии в качестве ар хивариуса, в 1898 г. стала членом партии, а два года спустя рабо тала уже как агент «Искры», постоянно переезжая из города в го род, пересекая границу туда и сюда. Ее воспоминания изобилуют подробностями, описывающими подпольную конспирацию, сек ретные коды, методы маскировки и контрабанды. Но, что более важно, они раскрывают особенности личности революционерки Стасовой.(5десь мы не встретим ни блестящего ума, ни возвы шенных душевных порывов, а только предусмотрительность, ак куратность, исключительную надежность, благоговейное внима ние к деталям, тонкую наблюдательность и культ пунктуально сти. Она была идеальным агентом, в полной мере заслужившим партийное прозвище Товарищ Абсолют2.
|
|
|
|
1 О кружках см.: Wildman A. The Making of the Workers’ Revolution. Chicago, 1967; Крупская H.K. Пять лет работы в вечерних смоленских классах / / Ленин ские установки в области культуры. М., 1934. С. 222-239. Краткий очерк о сест рах Невзоровых см.: Женщины русской революции / Ред. Л.П.Жак, А.М.Итки-на. М., 1968. С. 271-277; Knight A. Women in the Russian Revolutionary Move ment, 1881-1917. Давыдова - теща Туган-Барановского и основательница жур нала «Мир Божий»; Калмыкова - богатая вдова и пропагандистка, в 1899 г. было уже 50 лет.
|
|
Стасова ЕД. Страницы жизни и борьбы. М., 1960. С. 3-44. Другое издание содержит больше деталей о ее жизни, но по сути не добавляет ничего нового к об щей картине ( Стасова ЕД. Воспоминания. М., 1969); Исбах А А. Товарищ Абсо лют. М., 1963; Левидова С.М., Салита Е.Г. Елена Дмитриевна Стасова. Л., 1969.
|
|
375
Женщины в партии меньшевиков, как правило, были более интеллектуальными и более умеренными в плане революцион ного мировоззрения и личных качеств. Среди них было много евреек. Лучший пример - это Ева Бройдо. Она родилась в про цветавшей еврейской семье в Виленской губернии, изучала фармакологию и читала Писарева, который, по ее словам, «про извел переворот во всех моих представлениях о жизни». Еще до того, как она стала участвовать в политической деятельности, она почувствовала «озабоченность идеями свободы, ...смутной мечтой об идеальной стране, населенной совершенными мужчи нами и женщинами, жаждой знаний, которые укажут путь к лучшему и более славному будущему». В берлинском книжном магазине, торговавшем социал-демократической литературой, она нашла работу Бебеля «Женщина и социализм», которая произвела на нее «огромное впечатление», превратив в социали стку. Впоследствии она перевела эту книгу на русский язык. В Петербурге Бройдо разрывалась между аптекарским делом и нелегальной агитацией на фабриках. Личные связи определили
выбор между большевиками и меньшевиками (она вышла за муж за меньшевика Марка Бройдо). Она отмечала, что руково дство в организации меньшевиков в Баку всегда выбиралось на демократической основе без «диктаторов». В своих воспомина ниях Бройдо предстает перед нами не только как честная и ис кренняя социалистка, но отчасти и как неуравновешанная лич ность, подверженная частым обморокам и приступам депрес сии, которые иногда приводили ее на грань нервного срыва. Во всем социал-демократическом движении вряд ли можно найти более значительный контраст между личностями, чем различия между нервной и самоотверженной Бройдо и жесткой и само уверенной Стасовой1.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!