Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 199 страница
1 Елец ЮЛ. Повальное безумие. СПб., 1914. С. 33-38.
Г л а в а VIII
ЖЕНСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Ра д и к а л ь н ые феминистки . Мы хо тим освободить женщин от мужского гнета. Абстрактные социалистки . При капитализме все люди чужды друг другу, мы хотим освободить всех, чтобы они стали «родными людьми».
Джулиет Митчел
4Положение женщины* (1966)
Марксизм и женский вопрос
русских феминисток не было какой-либо единой, стройной и связной идеологии. Кроме широко разделяемой ими веры в соли дарность всех женщин, их идеи об эмансипации формировались из различных, зачастую ad hoc, а иногда даже конфликтующих между собой мнений об отдельных аспектах женского вопроса. Несмотря на некоторые «привнесенные» интернациональные черты, русский феминизм никогда не достигал высокой степени однородности. В то время как марксисты получили в наследство более или менее оп ределенную теоретическую базу, равно как и ясно сформулирован ное решение проблемы - уничтожение капитализма. И если для того чтобы понять теорию российского феминистского движения, необходимо изучать его историю, то для марксизма верно обратное. Любое исследование марксистской теории в отношении женского вопроса должно начинаться с работы Августа Бебеля «Женщина и социализм» (1879)- Разумеется, о данной проблеме писали и Маркс
|
|
|
|
|
|
Энгельс; и, как отмечала Клара Цеткин, основной вклад в разра ботку вопроса внесла именно философия Маркса. «Материалисти ческое понимание истории, и это правда, не дало нам готовых отве тов на женский вопрос, - писала она, - однако оно дало нам нечто лучшее: верный и точный метод изучения и понимания вопроса»1. Наиболее запомнившийся комментарий, данный по женскому
|
|
1 Цит. по: Крупская Н.К. Клара Цеткин. М., 1933. С. 10.
1 I * 323
вопросу этими двумя мыслителями, содержится в работах «Мани фест Коммунистической партии» (1848) и «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Обе работы имеют непосредственное отношение к дискуссиям по проблеме семьи, суть которых будет изложена ниже.
А.Бебель (1840-1913), «гениальный плотник*1немецкой со циал-демократии и ее лидер на протяжении двух поколений, был первым марксистом, который попытался соединить женский во прос с'болёе общей марксистской теорией. В 1869 г. он был пер вым социалистам, который внес на рассмотрение Рейхстага во прос об охране труда женщин-работниц, продемонстрировав тем самым свое отношение к проблеме женского труда. К системати ческому изучению женского вопроса Бебель приступил в тюрь ме. Через два года после освобождения он обратился к первому созванному немецкими социал-демократами собранию женщин с призывом поддержать социал-демократическое движение. В 1879 г. он опубликовал работу «Женщина и социализм». Несмот ря на сложности из-за принятия закона против социалистов, кни га в течение одиннадцати лет выдержала восемь изданий, и даже после этого наблюдался феноменальный рост ее тиражей. К 1909 г. насчитывалось уже около 50 переизданий и бесчисленное множество переводов. Благодаря широкому кругу рассматривае мых вопросов, далеко выходящих за рамки проблемы, обозначен ной в названии книги, этот труд стал неофициальной Библией всего европейского марксистского движения2.
Хронологические рамки произведения Бебеля заслуживают не которого пояснения, не из-за того, что зачастую они вызывали на рекания, а для того, чтобы понять позицию автора. В книге пред ставлена широкая картина прошлого, настоящего, ближайшего и отдаленного будущего, что приблизительно соответствует феода лизму, капитализму, революции и социализму. Первая часть, ис торического и антропологического характера, - менее интересна как из-за самой проблематики, так и из-за того, что ее более серь езно исследовал Энгельс. Глава, посвященная настоящему (вклю
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!