Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 195 страница
Отчет о деятельности Российской лиги равноправия женщин за 1913 год. СПб., 1914. С. 5-19,62.
315
общего числа «организованных» женщин, которых можно было бы назвать феминистками1.
Незначительный размах русского феминизма не вызовет удивления, если мы примем во внимание относительно низкий по сравнению с Западом уровень урбанизации России. Однако в других отношениях, прежде всего в деятельности организаций и поддержании связи друг с другом, российские феминистки похо дили на западных. Структура организаций была традиционной: общие собрания, центральный или исполнительный совет, спе циализированные комитеты. Все это зачастую было лишь деко рациями, на фоне которых лидеры организаций принимали ре шения, кооптировали в них своих друзей, увековечивая свою власть, и лишь изредка эта практика оживлялась проявлениями демократии. На вооружение были взяты все общепринятые мето ды агитации и пропаганды, за исключением самых героических. Русские феминистки искали расположения чиновников, лобби ровали в Думе и наводняли страну своей печатной продукцией. Они извели огромное количество бумаги на петиции, откровенно подражая «английскому способу» действий, и писали -«случай ные» письма за угнетенных женщин. Короче говоря, их захвати ла та же деятельная суматоха, что и их сестер на Западе. Кроме того, они предвосхитили некоторые методы большевистского женского движения.
|
|
|
|
|
|
Социальную основу русского феминизма, равно как и запад ного, составляли городские женщины «среднего класса» с вер хушкой из дам, принадлежавших к «высшему сословию». Старые лидеры феминисток в большинстве своем вышли из дворянства
|
|
высшего чиновничества; в то время как молодые участницы движения занимали более низкое социальное положение и пред ставляли духовенство, офицерство, интеллигенцию, еврейство
т.д. От работниц и крестьянок их явно отличало занимаемое ими социальное и экономическое положение. Активное участие в движении принимали выпускницы университетов и женщины, имевшие специальность, в особенности врачебную; они же им ру ководили. Два отличия от англосаксонского, и конкретно амери канского женского движения, можно выявить при анализе феми нистского лидерства. Изучив список основных лидеров американского феминизма с 1890 по 1920 г. (включая англича
Данные по Америке см.: RraditorA. The Ideas of the Women Suffrage Movement, 1890-1920. N.Y., 1965. P. 7. О «Жиноче Громаде» см.: Женское дело. 1916. Сент.
С. 16. О других местных и национальных объединениях см.: Союз женщин. 1907. Авг.-сенъ С. 17.
316
нок Фосетт и Панкхерст), можно сделать вывод, что все они были женами и дочерьми представителей интеллигенции, но сами не работали, - факт, иллюстрирующий различное отноше ние к женскому труду в двух культурах. Во-вторых, руководство, русским феминизмом постепенно переходило из рук дворянок в руки интеллигенток дворянского происхождения, а затем - к бо лее демократическим разночинкам. В Америке же проявилась иная тенденция, когда место учительниц из небольших городков или дочерей священников заняли состоятельные и влиятельные женщины1.
«Между эмансипированной интеллигенткой, - писала в 1908 году Коллонтай, - и труженицей с мозолистыми руками су ществовала такая непроходимая пропасть, что о каких-либо точ ках соприкосновения между ними не могло быть и речи». Отбро сив преувеличение, содержащееся в ее словах, несостоятельность которого была показана ранее, следует прокомментировать поня тие «непроходимая пропасть». Существование пропасти не было неизбежным результатом классовых или образовательных разли чий; но если и так, то как Коллонтай и другие могли навести мост между ними самими и работницами? Действительно существова ла пропасть между феминистками и русскими женщинами низ ших сословий - пропасть, которая была результатом ограничен ного мировоззрения всего феминистского движения той эпохи. Ставя равноправие полов выше экономического равенства, пыта ясь объединить всех женщин снизу доверху, утверждая первооче редность получения избирательного права и сосредотачиваясь иногда на ограниченном политическом равноправии, а не на все общем избирательном праве, феминистки не могли не создавать эту пропасть. Однако причина этого была не просто в «узости классовых интересов имущих сословий», как отметил один со ветский историк. Безусловно какая-то доля этого присутствова ла, но в самом женском движении в целом «буржуазно-фемини-стская тенденция» своим возникновением в значительной степени была обязана феминистским, а не буржуазным импуль сам. Русские суфражистки могли быть безразличны к всеобщему избирательному праву, но лишь некоторые из них выступали против этого из принципа, в отличие от большинства их амери канских и английских сестер. И никто из них не проявлял
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!