Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 93 страница
Ее новая позиция четко отразилась и в ее социальном поведе нии. Типичная нигилистка, как и ее товарищ-мужчина, отвергала общепринятое лицемерие межличностных отношений и была склонна к прямоте, доходящей до грубости, не заботилась об обычных любезностях, а зачастую и об опрятности1. Настойчивое требование равенства полов заставило мужчин нового поколения выбросить за борт балласт рыцарства и стилизованной галантно сти. Как заметил один из знакомых Кропоткина, отныне мужчи ны не встают, когда в комнату входит женщина, но мчатся через весь город, чтобы помочь девушке в ее занятиях. Новая женщина страстно желала того, чтобы ее уважали за ее знания, а не за раз мер ее бюста или объем юбок2.
|
|
Костюмы и обычаи новой культуры примерялись, иногда толь ко на время, столькими чудаками и модниками, что зачастую было трудно отличить нигилиста от позера. В 1870-х гг. понятием «ни гилист» так же беспорядочно разбрасывались, как и в 1880-х гг.,
|
|
Не только небрежный костюм, но зачастую и откровенная грязь, отмеча лись современниками как отличительные черты нигилистов и были прису щи не только мужчинам, но даже в большей степени женщинам. И это не удивительно, так как в развивающейся с начала XIX в. и берущей свою нача ло в богемных кругах традиции презрительного отношения к условностям лю бого времени (включая и собственное), опрятность и чистота рассматривались как часть лицемерия буржуазии. О типичной русской реакции на это см.: Дневник князя Одоевского / / Литературное наследство. 1935. XXII-XXIV. С. 211.
|
|
2 Kropotkin РА. Memoirs of a Revolutionist. N. Y., 1962. P. 197. В четвертом сне Веры Павловны Прекрасная Царица во всех подробностях объясняет необхо димость равенства, уважения к личности и несущественность физической кра соты, а также омерзительность лицемерия ( Чернышевский Н.Г. Что делать? С. 391-411).
|
|
155
когда оно станет синонимом террориста. Лесков, к примеру, сооб щал в 1863 г., что под нигилистками понимались «стриженые ба рышни, выходящие замуж при первом удобном случае»1. Как и большинство подобных терминов, термин «нигилист» употреб лялся вольно, менял свое значение и служил нескольким целям -
большинстве своем уничижительным. Нигилисткой, в зависимо сти от точки зрения, могла быть и слушательница лекций в уни верситете, и девушка с коротко стриженными волосами, и взрос лая женщина с «передовыми» идеями (независимо от того, понимала она их или нет) или же добровольный член одного из феминистских или благотворительных обществ.
Роман «Что делать?» предлагал женщине 1860-х гг. не только новый образ, но также и определенные способы освобождения, в частности, фиктивный брак как путь к свободе и артель-коммуну как вариант общественной деятельности. Несмотря на то, что оба эти явления существовали и до написания романа, сфера их приме нения расширилась с выходом романа в свет и в связи с ростом се мейных конфликтов, которые создали их социальную базу. Вели кий раскол между сыновьями и отцами, привлекший к себе значи тельное внимание ученых, оказал свое воздействие и на дочерей, которые по меткому, хотя и упрощенному выражению Писарева, включились в «борьбу между Домостроем и девятнадцатым ве ком». Нет сомнений в том, что в среде дворянства произошел на стоящий семейный переворот. «Девушки, получившие аристокра тическое воспитание, - писал Кропоткин, - приезжали без копейки
Петербург, Москву и Киев, чтобы научиться делу, которое могло бы их освободить от неволи в родительском доме, а впоследствии, может быть, и от мужского ярма». Софья Ковалевская, сама осво бодившаяся таким образом, вспоминала это явление: «Детьми, осо бенно девушками, овладела в то время словно эпидемия какая-то - убегать из родительского дома... из других мест уже приходили слу хи: то у того, то у другого помещика убежала дочь, которая за гра ницу - учиться, которая в Петербург - к “нигилистам”»2.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!