Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 23 страница
Enfantin В.Р., De Rouvroy СЛ., count de Saint-Simon. Oeuvres: In 47 vols. Paris,1865-1878. Vol. 14. P. 23, 26-29, 39,42,148-152,154-162. Более ранняя, класси ческая работа о сенсимонистах: СкагШу S. Histoire du Saint-Simonisme (1825— 1864), 2 ed. Paris, 1931.
43
Европейцам трудно было удержаться от смеха, глядя на Ан-фантена и его странно одетых учеников, которые по очереди мыли полы в своей коммуне в Менильмонтане и выполняли нео-языческие ритуалы. Начало распаду коммуны положил основ ной соперник Анфантена, Базар, который нарушил программу взаимоотношений между полами и вслед за этим вышел из сек ты. Остальное за него сделали полиция и насмешки парижских жителей. В России учение Анфантена вызывало неприязнь не только у таких ярых консерваторов, как, например, Фадей Бул гарин, но и у симпатизировавшего ему Александра Герцена. По этому в формирующейся в это время среде российской интелли генции у Анфантена не было своих последователей1.Однако отголоски его плотского мистицизма, после их основательной переработки Ницше, можно было встретить в конце XIX в. в трудах таких мистических сенсуалистов как Розанов и другие. Наиболее важным является то обстоятельство, что конфликт между Анфантеном и Базаром - которые объявили себя сторон никами женского освобождения - нашел свое отражение в отно шении русского радикализма к сексуальной жизни и ее связи с эмансипацией. Как мы увидим в следующих главах, фактиче ским, причем наиболее верным, хранителем традиций Базара являлся Ленин. И хотя мы не можем в полной мере назвать Александру Коллонтай современным воплощением второй по ловины Анфантена, тем не менее, она была одной из тех немно гих женщин в европейской истории, которая удовлетворяла его требованиям, предъявляемым к «женщине-мессии».
|
|
|
|
|
|
|
|
Наиболее непосредственное воздействие на российское об щество оказала идея «реабилитации сердца» или свободы в любви, которая была еще неясно и романтически сформулиро вана в романах Жорж Санд. Для Анфантена первостепенную роль играла плотская страсть, в то время как страсть сердца - любовь, привязанность, взаимные обязательства - должны были развиваться сами по себе. Для Жорж Санд все было на оборот: первейшая необходимость, по ее мнению, заключалась в свободном выражении своих чувств - в духовном и физическом влечении, которое мы так неуклюже пытаемся определить как любовь. Что касается секса, то он являлся естественной и необ ходимой кульминацией этого влечения, вне зависимости от того имела она место до брака, после или вне его. И несмотря на то
О коммуне в Менильмонтане см.: Rdtraite de Mdnilmontant (1832) / / Enfan tin B.P., De Rouvroy C.H., count de Saint-Simon. Op. cit. Vol. 7. P. 94-133. МнениеБулгарина см.: Библиотека для чтения. 1834. VI. С. 88-99.
44
что говорили о Жорж Санд критики того времени, в ее учении не было места для беспорядочных половых связей, не основан ных на любви1.
Ее представления о сексе, а также искренние, хотя и бессис темные социалистические взгляды, были выражены в серии не заурядных романов и статей в газете Revue independante, кото рую она издавала вместе с социалистом Пьером Леру. Начиная
1836 г., ее романы поистине наводнили Россию, и концу прав ления Николая I были знакомы всем читателям «толстых жур налов», являвшихся в то время основными проводниками но вых идей. Достоевский впоследствии вспоминал, как в шестна дцатилетнем возрасте по прочтении романа «Ускок» его лихо радило всю ночь. Характерно то, что он был потрясен по пре имуществу теми романами, которые рисовали женщин в цвете «возвышенной нравственной чистоты», долга, целомудренной гордости, ненависти к компромиссам, готовности к самопожерт вованию, то есть наделяли именно теми чертами, которые рус ская интеллигенция стала почитать в женщине. Владимир Печёрин восхищался религиозностью Санд, ее добродетельным стоическим характером, признавая, что именно она оказала «ре шающее влияние» на его полемику с католицизмом. В.Белин ский, А.Герцен и М.Бакунин, принадлежавшие к «западникам», стали почитать Ж.Санд как нового, своего рода социалистиче ского, Спасителя, а их друг Боткин назвал Санд женским Хри стом2.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!