Регулятивные универсальные учебные действия



-Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

-Сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

-Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

-Определять несколько путей достижения поставленной цели;

-Выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

-Задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

-Оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;

Познавательные универсальные учебные действия

Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

-Распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

-Использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

-Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

-Искать и находить обобщенные способы решения задач;

-Приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

-Анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

-Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

-Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

-Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);

Коммуникативные универсальные учебные действия

-Осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

-При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.);

-Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

-Координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

-Согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

-Представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

-Подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

-Воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

-Точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений;

Предметные результаты изучения учебного предмета "Литература"

Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:

сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;

включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;

сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к российским свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;

свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;

сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература" включают результаты изучения учебных предметов:

"Русский язык", "Литература" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:

1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

11) для слепых, слабовидящих обучающихся:

сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке;

12) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

сформированность и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма.

Выпускник на базовом уровне научится:

демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

в устной и письменной форме (не менее 1 развернутой письменной работы в год) обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты);

в устной форме, а также в письменной форме (не менее 1 развернутой письменной работы в год) обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на соответствующие фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

в устной и письменной форме (не менее 1 развернутой письменной работы в год) обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

давать объективное изложение текста, характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность созданного художественного мира произведения;

в устной форме, а также письменной форме (не менее 1 развернутой письменной работы в год) обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

анализировать жанрово-родовой выбор автора;

раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения, место и время действия; способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

в устной и письменной форме (не менее 1 развернутой письменной работы в год) обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости.

в устной и письменной форме (не менее 1 развернутой письменной работы в год) обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его частей определяет

структуру произведения и обусловливает его эстетическое воздействие на читателя (например, выбор зачина и концовки произведения, открытогоили закрытого финала, противопоставлений в системе образов персонажей и пр.);

в устной, а также в письменной форме (не менее 1 развернутой письменной работы в год) обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо заявлено в тексте, от того, что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его

уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений; Осуществлять следующую продуктивную деятельность:

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, интернет-ресурсов и т.д.).

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем

объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведений (например, кино- или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст;

узнать о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

узнать о произведениях новейшей отечественной и зарубежной литературы;

—узнать о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

—узнать об историко-культурном подходе в литературоведении;

—узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

— узнать понятие о литературном направлении (будет узнавать наиболее яркие илихарактерные черты литературного направления или течения (реализм, романтизм, символизм и т. п.) в конкретном тексте, в том числе прежде не известном);

— узнать имена ведущих писателей, названия ключевых произведений, имен героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре, например, Достоевский, Булгаков, Солженицын, Шекспир; Гамлет, Манилов, Обломов, «человек в футляре»;

— узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой (например, «Война и Мир» и Отечественная война 1812 года, футуризм - и эпоха технического прогресса в начале XX века и т. п.);

—анализировать произведения современной литературы;

—рассматривать книгу как нравственный ориентир;

— свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма), жанры всех трех родов, литературные направления и проч.

 


Содержание

Класс

Базовый уровень

Введение

Общая характеристика русской классической лите­ратуры XIX века: золотой век русской поэзии (первая треть столетия); эпоха великих романов (нравственно-философская пробле­матика, психологизм, художественное своеобразие); роль литературы в духовной жизни русского общества. Общее понятие об историко-литературном процессе. Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма.

Русская литература первой половины XIX века

А. С. ПУШКИН. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» («IX. И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»

Для чтения и бесед

«Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Осень» (отрывок), «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

 Философское осмысление жизни, свободы, творчества и при­роды. Религиозные мотивы и образы.

«Медный всадник». История создания и содержание поэмы. Пётр Первый и Евгений. Отношение автора поэмы к её героям.

«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии. Проблема власти в пьесе.

Значение творчества Пушкина в русской литературе и духов­ной жизни русского общества.

Для самостоятельного чтения

Поэты пушкинской поры: стихотворения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского и др.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изу­ченного).

Для чтения и изучения

«Как часто, пестрою толпою окружен...», «Молитва» («Я, Ма­терь Божия, ныне с молитвою...»), «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...».

Для чтения и бесед

«1831-го июня 11 дня», «Я не унижусь пред тобою…», «И скучно и грустно».

Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностя­ми времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и из­бытке чувства» (В. Г. Белинский). Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермон­това.

Для самостоятельного чтения

«Демон».

Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лириз­ма, юмора и сатиры.

Литературные направления первой половины XIX века — ро­мантизм и реализм (общая характеристика).

Русская литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии реалистической литературы.

Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богат­ство языка.

Проза

И. А. ГОНЧАРОВ. Жизнь и творчество.

Для чтения и изучения

«Обломов». Глава «Сон Обломова» и ее роль в романе И. А. Гончарова «Обломов». Система образов, прием антитезы в романе И. А. Гончарова «Обломов». Тема любви в романе И. А. Гончарова «Обломов». Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов». Роман И. А. Гончарова «Обломов» в оценке русской критики:

Н. А.Добролюбов «Что такое обломовщина?» (фрагменты); А. В. Дружинин «Обломов», роман И. А. Гончарова» (фрагменты).

Для самостоятельного чтения

«Обыкновенная история».

А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).

Для чтения и изучения

«Гроза». Драма «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Образ Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза». Нравственная проблематика пьесы А. Н. Островского «Гроза»: тема греха, возмездия и покаяния. Драма А. Н. Островского «Гроза» в русской критике: Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (фрагменты)

Для самостоятельного чтения

«Бесприданница».

И. С. ТУРГЕНЕВ. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Для чтения и изучения

«Отцы и дети». Творческая история романа «Отцы и дети». Сюжет, композиция, система образов романа. Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». «Отцы» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Любовь и дружба в романе. Второй круг жизненных испытаний. Смерть Базарова. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев «Базаров» (фрагменты).

Для самостоятельного чтения

«Дворянское гнездо».

Из поэзии середины XIX века

Н. А. НЕКРАСОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Для чтения и изучения

«В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!..». Особенности некрасовского лирического героя.

Для чтения и бесед

«Колыбельная песня», стихотворения, посвящённые А.Я.Панаевой, «Еду ли ночью по улице темной...»

Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудов­летворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некра­сов о высоком назначении поэзии.

Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с раз­говорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое ис­пользование фольклора.

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народнопоэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).

Ф. И. ТЮТЧЕВ. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Для чтения и изучения

«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»)

Для чтения и бесед

«Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Осенний вечер».

А. А. ФЕТ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь».

Для чтения и бесед

«Я пришел к тебе с приветом...», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Ласточки пропали…»

Традиционные поэтические темы — природа, любовь, твор­чество — и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.

А. К. ТОЛСТОЙ. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Для чтения и изучения

«Средь шумного бала, случайно...», «Коль любить, так без рассудку...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...».

Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Тол­стого. Стихия любви в лирике поэта.

«Сон Попова». Сатирические произведения поэта как проявление его жизненной позиции. Козьма Прутков.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпро­миссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проб­лемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двой­ники» Раскольникова и их художественная роль. Образ Сонечки Мармеладовой. Проблема нравственного идеала автора. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя» Н. Н. Страхов «Преступление и наказание» (фрагменты).

Для самостоятельного чтения

«Идиот».

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Жизнь и творчество (с обобще­нием изученного).

Для чтения и бесед

«История одного города» (обзор с чтением и разбором избран­ных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.

Н. С. ЛЕСКОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Для чтения и изучения

«Очарованный странник». Художественный мир повести. Писатель и его главный герой.

«Однодум». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лес­ков). Язык рассказа.

Для самостоятельного чтения

«Леди Макбет Мценского уезда».

Л. Н. ТОЛСТОЙ. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Война и мир» — роман-эпопея. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толсто­го к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человече­ской воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат — как художественное открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философ­ских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Кар­тины природы в романе.

Мировое значение творчества Л. Н. Толстого.

Для самостоятельного чтения

«Севастопольские рассказы».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произ­ведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.

Дж. Г. Байрон. Поэзия. Поэзия «надорванного сердца». «Корсар».

Э. Т. А. Гофман «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Проблема двоемирия в произведении.

Э. По «Ворон». Образ Ворона в русской и зарубежной литературе.

О. де Бальзак «Отец Горио». Проблема выбора в произведении.

О. Уайльд «Счастливый принц». Счастье делать добро.

 

Содержание

Класс

Базовый уровень

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

 

ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА ВЕКОВ И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Обзор русской литературы рубежа веков и первой половины ХХ века

Традиции и новаторство в литературе рубежа ХIХ-ХХ вв. Реализм и мо­дернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в рус­ской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Совет­ская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм».

Художественная объективность и тенденциозность в освещении истори­ческих событий. Проблема "художник и власть".

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

 

Обзор русской поэзии начала XX века

Символизм как литературное направление начала XX века. Общая характеристика.

В. Я. Брюсов, К.Д.Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения Брюсова: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гун­ны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

Стихотворения Бальмонта: «Я мечтою ловил уходящие тени», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце…», «Безглагольность» Проблематика и стиль произведений поэта.

Акмеизм как литературное направление начала XX века. Общая характеристика.

Н. С. Гумилев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая тради­ция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастиче­ское и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм как литературное направление начала XX века. Общая характеристика.

И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других сти­хотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, ори­гинальность его словотворчества.

 

А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, ап­тека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотво­рения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы...», «О добле­стях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы» (возмо­жен выбор других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его сти­хотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соот­ношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий револю­ции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интона­ции, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность фи­нала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «По­следний шмель», «Седое небо надо мной...», «Слово» (возможен выбор других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика по­эта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционныетемы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки» (произведения обязательны для изучения).

Рассказы о любви: «Лёгкое дыхание», «Митина любовь», «Чистый понедельник».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. " Исследование национального характера. "Вечные темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Со­отношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

 

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повести «Гранатовый браслет», «Олеся» (возможен выбор другого произведе­ния). Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной и самоотверженной любви. Трагическая история любви «маленького человека» Желткова как своеобразный ответ на эти споры.

Р.р. Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.

 

 

М. Горький

Жизнь и творчество.

«Старуха Изергиль»(возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как соци­ально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ноч­лежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Три правды в пьесе. Проблема счастья. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность язы­ка.

 

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и не­множко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указан­ные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспек­тором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности люб­ви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор других стихотво­рений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Мая­ковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени.

Поэма «Облако в штанах».

Сатирические образы в творчестве Маяковского в произведениях «Хорошо», «Клоп», «Баня» (по выбору)

 

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жа­лею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные стихотворения яв­ляются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность...» (возможен выбор других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есе­нина.

       О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, зна­комый до слез...» (указанные стихотворения являются обязательными для изу­чения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

 

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий, «Куст» (возможен выбор других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и лите­ратурные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие по­этического стиля.

 

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под тем­ной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обяза­тельными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить...», «Бывает так: какая-то истома...» (возможен выбор других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Те­мы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литератур­ные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. По­беда исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Осо­бенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Р.р. Защита проектов по творчеству поэтов Серебряного века (2ч)

 

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определе­ние поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Снег идет», «Быть знамени­тым некрасиво...» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте по­этического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Слож­ность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Соединение эпического и лирического начал. Тема интеллигенции в романе.

 

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Роман «Мастер и Маргарита».

Особенность жанра (сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм). Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.

Р.р. Сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

А. П. Платонов

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Сокровенный человек». Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка.

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество.

«Донские рассказы».

Роман-эпопея «Тихий Дон».

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разруше­ния семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Жен­ские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное свое­образие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.

Влияние творчества Шолохова на развитие родной литературы.

Р.р. Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».

 

 

Литература русского зарубежья

В.В. Набоков. Жизнь и творчество (обзор). «Машенька». Своеобразие литературы зарубежья.

Г.В. Иванов. Поэзия русского зарубежья. Стихотворения «Холодно бродить по свету…», «Закроешь глаза на мгновенье…»

 

ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Продолжение традиций классической литературы в изображение событий войны. Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет. Человек на войне и правда о нём. Осмысление подвига и трагедии народа. Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне. Проза, публицистика и поэзия военных лет, их гуманистический пафос. Человек на войне.

В.А.Некрасов «В окопах Сталинграда».

К. Д. Воробьев «Убиты под Москвой».

В.П.Астафьев «Где-то гремит война».

В. В. Быков «Сотников».

Военная поэзия.

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня, и я вернусь…», «Родина».

А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…»

А. Т. Твардовский.Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...» (указанные стихотворения являют­ся обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О су­щем», «Вчем хочешь человечество вини...»(возможен выбор других сти­хотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу какведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль не­красовской традиции в творчестве поэта.

Современная проза о войне.

Г.Н.Владимов «Генерал и его армия»

Д.А.Гранин «Мой лейтенант»

Р.р. Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне.

Новый взгляд в литературе на трагические конфликты эпохи

 

А.И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Роман «Архипелаг Гулаг». Страницы лагерной жизни.

 

В.Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

«Колымские рассказы» (два рассказа по выбору учащихся)

 

Поэзия второй половины XX века

Н.А. Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве. Философичность лирики, поэзия мысли, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души.

«Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка».

Н. М. Рубцов.Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

И.А. Бродский. Основные мотивы лирики. Стихотворение «На смерть Жукова».

Поэты-барды. Авторская песня.

Б. Окуджава «Полночный троллейбус»

В. Высоцкий «Охота на волков»

 

Проза второй половины XX века

 

В.М. Шукшин. Рассказы разных лет. Изображение народного характера и картин народной жизни. «Мастер», «Обида», «Материнское сердце», «Как помирал старик».

В. Г. Распутин.Повесть «Прощание с Матёрой», «Последний срок».

Ф. Абрамов. Повести «Пелагея», «Алька».

Ю. Трифонов. Повесть «Обмен».

 

Драматургия второй половины XX века

А.В. Вампилов «Старший сын». Тематика драматических произведений данного периода.

 

Зарубежная литература XX века

Проза. Э. Хемингуэй «Старик и море», Э.М. Ремарк «Три товарища». Гуманистическая направленность произведений. Проблема самопознания, нравственного выбора.

Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта. Приём иронии.

Поэзия. Ф. Гарсия Лорка «Пейзаж», «Гитара», «А потом…» «Селенье», Р.М. Рильке «В старом доме», «Ночь залегла в глубинах парка…» (обзор творчества).  Особенности ритмики и строфики.

 

Литература народов России

Р. Гамзатов «Одиночество», М Джалиль «Варварство» (обзор творчества). Соотношение национального и общечеловеческого. Приём параллелизма.

 

Литература конца XX-начала XXI века

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмо­дернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получив­шие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Быт и бытие в произведениях современных писателей. Проблемы смысла личной жизни, духовной активности человека, подлинных нравственных ценностей. (В.С.Маканин, Л.С.Петрушевская, Т.Н.Толстая, В.В.Ерофеев, В.О.Пелевин)

 

Тематическое планирование (10 класс)

 

Содержание Кол-во часов
Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже XVIII – XIX вв. 1
Творчество А.С.Пушкина 14
Творчество М.Ю.Лермонтова 10
Творчество Н.В.Гоголя 15
Творчество И.А.Гончарова 8
Творчество А.Н. Островского 3
Творчество И.С.Тургенева 6
Творчество Н.Г.Чернышевского 4
Творчество Н.А.Некрасова 7
Творчество Ф.И.Тютчева 2
Творчество А.А.Фета 3
Творчество А.К.Толстого 2
Творчество М.Е.Салтыкова - Щедрина 2
Творчество Ф.М.Достоевского 7
Творчество Л.Н.Толстого 10
Творчество Н.С.Лескова 2
Творчество А.П.Чехова 6
Зарубежная литература 3
Итого: 105

Контрольных работ: 3

Уроков развития речи:15

Тематическое планирование (11 класс)

Наименование разделов Кол-во часов
Введение. Литература начала XX века. Обзор. 1
Литература первой половины XX века.  
И.А. Бунин 4
А.И. Куприн 4
Л.Н. Андреев 1
И.С. Шмелев 1
Б.К. Зайцев 1
А.Т. Аверченко 1
Тэффи 1
В.В. Набоков 1
Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века 9
М. Горький 6
А. Блок 7
С.Есенин 6
В. Маяковский 3
Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки. А.М. Ремизов, Д.А. Фурманов, А.С. Серафимович, А.А. Фадеев, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко 5
Литература 30-х годов. 2
А. Платонов 2
М. Булгаков 6
М. Цветаева 4
О.И. Мандельштам 1
Б.Л. Пастернак 2
А. Ахматова 4
Н.Заболоцкий 1
М. Шолохов 5
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе. 1
А.Т. Твардовский 1
А. Солженицын 3
Русская проза в 50-60 годы 3
В.П. Некрасов 1
В.Г.Распутин 1
В.А.Астафьев 1
Поэзия второй половины XX века. 1
Проза второй половины XX века. 1
Драматургия второй половины XX века. 1
Зарубежная литература XX века. 1
Литература народов России. 1
Литература XX-начала XXI века. 1
ИТОГО 102

 

Контрольных работ: 3

Уроков развития речи:9

 

Ответственные за подготовку ООП и реализацию программы по предмету «Русский язык»:

Малая С.В._______________________

Мазунов А.В._____________________

Панарина А.А.____________________

 


 


 

 


 

                    

 

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!