Янус определяет сознание Будды 50 страница



Взгляды раба-воспитателя Гая Фурина грека Арея и друга Октавиана Агриппы не совпали по вопросу многоцезарства.

Октавиан не последовал совету Агриппы. В этом он схож с греческим царем из Вопросов Мелинды. С Буддой Август оказался не схож, ему пришелся по нраву Аполлон. Поведение же Агриппы было совершенно буддистским: «Агриппа, хотя и держался иного мнения, очень охотно помогал ему во всем, как если бы он сам был инициатором».[1880]

Агриппа родился и вырос в богатой провинциальной семье и принадлежал к всадническому сословию, сословию воинов, квиритов. Римскую дисциплину он понимал хорошо.

В том же 29 г. до н. э. после многих предварительных работ Вергилий приступил к Энеиде и пишет строки, ставшие знаменитыми:

Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,

Или обличье мужей повторить во мраморе лучше,

Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней

Вычислят иль назовут восходящие звезды, — не спорю:

Римлянин! Ты научись народами править державно —

В этом искусство твое! — налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных![1881]

Агриппа не хуже Цезаря понимал то, что является азбучным для любого офицера штаба и дошло до нас в эпитоме (кратком извлечении, — Д. Н.) О военном искусстве Вегеция IV века:

«Надо, чтобы полководец имел достаточное количество письменных итинерариев (perscripta itineraria) всех тех областей, где он ведет войну, так чтобы он мог извлечь из данных о расстоянии между пунктами не только число шагов, но и качество пути, мог бы изучить достоверное описание кратчайших путей, стоянок, гор, рек; более того, утверждают, что опытнейшие полководцы имели раньше не только писанные (adnotata) итинерарии провинций, в которых была нужда, но и рисованные (picta), чтобы можно было в начале марша избрать путь, руководствуясь не только разумом, но и зрением».[1882]

Воевать без карт трудно. Военные карты всегда секретны.

«На каждой советской топографической карте стоит гриф секретности. Карта секретна уже до того, как попала в руки командира, секретна независимо от того, нанес командир на нее положение своих войск, соседей и противника или не нанес. Карта секретна просто потому, что на ней нанесены леса и реки, мосты и поля. И это понятно: карта должна оставаться секретным документом, и работа военных топографов всегда должна быть окутана чернотой государственной тайны. Проникнуть в тайны топографической службы — мечта разведки противника».[1883]

Август рассекретил хорографию-карту Агриппы[1884] лишь после его смерти в 12 до н. э., велев построить Випсаниев портик с ней на Марсовом поле. Строили долго, еще в 7 г. до н. э. он не был закончен. Портик не сохранился, однако кусочки писем Агриппы после правки Октавианом до нас дошли:[1885]

«Агриппа сообщил, что Каспийское море, окружающие его племена и с ними Армения, граничащие на востоке с Серским океаном, на западе — с хребтами Кавказа, на юге Тавра, на севере — со скифским океаном, простираются, насколько известно, на 480 миль в длину и 290 миль в ширину.

Агриппа рассказывает о том, что весь берег [весь берег Каспийского моря в Албании] от [реки] Каз [до реки Кир] на расстоянии 425 миль не дает возможности пристать к нему из-за очень высоких скал.

Агриппа сообщает, что длина [Индии] равна 3300, ширина же — 2300 милям».[1886]

Выходит, что Агриппа был в Индии.

«Если идентификация Фуэнеса верна, Агриппа на палестринской мозаике носит светло-голубую тунику и мускульный панцирь, изготовленный из металла, а то даже из кожи или льна. Небесно-голубой цвет ассоциировался с военно-морскими силами и особенно с таким великими адмиралами, как Агриппа».[1887]

Светоний: Марка Агриппу после морской победы в Сицилии Октавиан пожаловал лазоревым знаменем.[1888] Ливий: Марк Агриппа награжден от Цезаря морским венцом: такая почесть прежде не оказывалась никому.[1889]

Почти через четыреста лет Сервий упоминает в заметках к Энеиде «победу над Гангаридами, которые живут возле Ганга» как общеизвестную. Филолог уже испытывает затруднение, толкуя тёмное место в тексте:[1890]

«Стих 292. I. Седая Верность и Веста.

Подразумевается «будет». Он назвал Весту седой либо потому, что верность встречается [только] среди седых людей, либо потому, что ей приносят жертвы рукою, обмотанной белой тканью, что означает, что верность должна быть сокрытой (secreta). Отсюда и Гораций говорит: «Редкая верность, укутанная белым покрывалом». Называя же Весту, он [Вергилий] помнит про религиозный обряд. Ибо ни одно священнодействие не совершается без огня. Поэтому и она сама, и Янус вызываются во всех жертвоприношениях. Веста же названа таким образом или от греческого слова Гестия [gestia, очаг] присоединением дигаммы [знака лабиализации], как например: Энеты — Венеты;[1891] либо потому что она облачена (vestita) в пестрые одежды. Говорят, что она есть сама Земля, которая, несомненно, владеет Огнем, как это можно понять на примере Этны и Вулкана, и других жарких мест на земле.

II. С братом Ремом Квирин… людям законы дадут.[292–293]

Здесь он хочет скрыть братоубийство, поскольку объединяет их [братьев], и называет одного не Ромулом, а Квирином, потому что не может совершить братоубийство тот, кто удостоился сделаться богом.

Многие стремятся понять это так, как мы сказали выше, а именно: что для того, чтобы после мора умилостивить манов брата, Ромул во всем пользовался двойными предметами… Кроме того, известно, что храм Януса был открыт при Ромуле, потому что он никогда не прекращал войн. Другие же хотят понять это так, что под этими словами он имеет в виду Римлян. Однако же истинное толкование таково: Квирин — это Август, Рем же назван вместо Агриппы, который женился на дочери Августа и наравне с ним командовал на войне. Отсюда и: «А на другой стороне Агриппа, которому благоволят боги и ветры» [8, 682] (parte alia dis et ventis Agrippa secundis). Римский народ, чтобы польстить Октавиану, предложил ему называться одним из трех имен на выбор, как он пожелает: Квирин, или Цезарь, или Август. Тот же, выбрав одно из имен, дабы не оскорбить тех, кто предлагал иные имена, в разное время использовал все эти имена и сначала назывался Квирином, потом Цезарем, а потом тем именем, которое он и закрепил за собой — Августом, как это утверждает Светоний и указывает в Георгиках Вергилий. Ибо когда он рассказывает о победе над Гангаридами, которые живут возле Ганга и которые были побеждены Августом, он [Вергилий] говорит: «Оружие победоносного Квирина» (victorisque arma Quirini), — а то, что он вместо Агриппы употребил имя Рема, это объясняется поэтическими приемами, потому что он употребил это имя ассоциативно. Следовательно, он говорит, что когда, по завершении всех войн, Юлий Цезарь будет вознесен на небо, то Август и Агриппа установят правопорядок. Ромул же назван Квирином потому, что он был всегда вооружен копьем, которое на языке Сабинян называется курис. Ведь копье, то есть курис, это длинная заостренная палка… Отсюда и секурис [securis] как бы семикурис [semi — половина]; от слова койранос, которое по-гречески означает царь. А ведь известно, что римляне были греками. Либо он называется так из-за знатности своего рода, ведь Марс, когда он в гневе, называется Градив, а когда он спокоен, называется Квирин. И, наконец, в городе существует два храма: один — храм Квирина, внутри города, как бы храм стража спокойствия, а другой — на Аппиевой дороге, вне города, возле ворот, как бы храм воителя, то есть Градива».[1892]

Вот и русские, подобно римлянам Сервия, через века после принятия христианства считают свою государственность и религию унаследованными от греков. Во многом это так, но все же разница между римлянами и греками есть.

В указанном Сервием месте Вергилия описывается битва при Акции, а Антоний и Клеопатра связаны с Бактрией:

Цезарь Август ведет на врага италийское войско,

Римский народ, и отцов, и великих богов, и пенатов;

Вот он, ликуя, стоит на высокой корме, и двойное

Пламя объемлет чело, звездой осененное отчей.

Здесь и Агриппа к нему благосклонны и ветры и боги

Радостно рати ведет, и вокруг висков его гордо

Блещет ростральный венок за морские сраженья награда.

Bарварской мощью силен и оружьем пестрым Антоний,

Берега алой Зари и далеких племен победитель:

В битву привел он Египет, Восток и от края вселенной

Бактров; с ним приплыла о нечестье! жена-египтянка.[1893]

В Индии есть легенда, называемая Сошествие Ганги:

«Много веков прошло с той поры, как Агастья совершил свой великий подвиг и помог богам победить асуров. В городе Айодхья сменилось несколько поколений царей. Но все они были алчными и жестокими. Многих Вишну покарал, обратив в пепел. Но вот на трон взошел Бхагиратха, прекрасный обликом, могучий и преданный закону царь. Подданные были счастливы, но сердце царя терзала печаль. Он помнил об участи своих грешных предков и решил искупить их вину.

Бхагиратха оставил трон и ушел к подножию гор Хималая. Он возложил на себя суровые обеты и стал отшельником. Тысячу лет он провел в пещере, лишая себя пищи и сна. И наконец к нему явилась Ганга в виде прекрасной девы. А в то время великая священная река текла по небесному руслу. Ганга спросила:

— Ради чего ты тысячу лет подвергаешь жестоким истязаниям свою плоть? Назови свои желания, благочестивый подвижник, и я их выполню.

— О великая Ганга! — воскликнул подвижник. — Мои предки прогневали Вишну, который обратил их в пепел своим взглядом. А пепел этот на сухом дне океана. Лишь твои воды могут смыть их грехи.

— Я готова помочь тебе. Но если я направлю свои воды с небес на землю, они обрушатся с такой силой, что земля не выдержит удара. Во всей Вселенной только один Шива знает, как уберечь землю от сокрушающей силы моих вод.

Бхагиратха почтительно поклонился Ганге и пошел к обители Шивы. Там он вновь предался жестоким истязаниям плоти, чтобы снискать милость великого владыки. Наконец явился многоликий и многорукий Шива. Руки и ноги его украшали браслеты-змеи, шея была синего цвета от когда-то выпитого яда, нечесаные вьющиеся волосы растрепанны и густы, как непроходимые джунгли.

Шива пообещал, что поможет Ганге сойти на землю. Бог и царь-подвижник поднялись высоко в горы и призвали Гангу. Ганга направила свои воды с небес на землю. А Шива, чтобы падение их не повредило земле, подставил свою голову. Ганга запуталась в волосах Шивы и спокойно стекла по его телу в земное русло. Воды священной реки текли все дальше и дальше по земле, наконец достигли океана, наполнили его, коснулись пепла грешных предков Вхагиратхи и очистили их. А счастливый Бхагиратха вернулся в свое царство и правил там много лет.

С тех пор священная река Ганга течет по своему земному руслу и впадает в океан, которому она вернула воду».[1894]

Ага́стья[1895] — один из сапта риши-семи мудрецов, которым боги снизпослали Веды, сыновей бога Брахмы, рождённые из его ума. Семеро риши считаются творцами Вселенной и прародителями всех ныне живущих. По именам сапта-риши в индийской астрономии называются семь основных звёзд созвездия Большой медведицы.[1896] Ранний список семерых риши даётся в Джайминия-брахмане:[1897] Васиштха, Бхарадваджа, Джамадагни, Готама, Атри, Вишвамитра и Агастья. В Брихадараньяка-упанишаде[1898] Агастья заменяется Атри. В более поздней Гопатха-брахмане[1899] говорится о восьми риши: Васиштха, Бхарадваджа, Джамадагни, Готама, Атри, Вишвамитра, Гунгу, Агастья и Кашьяпа. Агастья-Мала — гора, высотой 1868 м. в штате Керала у границы с Тамил-Наду южнее Кардамомских холмов. Название вершины означает холм (гора) Агастьи, который, по местным поверьям, и принёс оттуда тамилам их язык. Гора священна у местных индуистов.[1900]

О том, как римляне создавали и осушали моря пишет в перечне своих деяний Август, имя которого напоминает имя Агастья:

«Зрелище морского боя я представил народу за Тибром, где теперь священная роща Цезарей, выкопав для этого землю на тысячу восемьсот футов в длину и тысячу двести в ширину. Здесь вступили в сражение тридцать трирем и бирем, снабженных рострами, и большое количество меньших кораблей. На этих кораблях сражалось, кроме гребцов, около трех тысяч человек».[1901]

На ранних из дошедших изображений этот Агастья имеет явный военно-морской вид: он с трезубцем Нептуна.[1902] В Риме трезубец (tridens, tridentis) оружие гладиаторов ретиариев (retiarius), сражавшихся им и сетью. В Индии похожая на трезубец тришула является оружием индуистского бога Шивы и знаком его мощи (творец, хранитель, разрушитель). Трезубец изображается в виде отметки на лбах его последователей. Трезубец-ваджра: оружие Индры, бога бури, и Дурги-разрушительницы. Он знак огня, отражающий три сущности Агни. В буддизме трезубец означет Три Драгоценности Будды, знак Небес чистого пламени, а также разрушения трёх ядов: гнева, желания и лени. Трезубец был личным знаком (тамгой) Чингисхана, как родовой знак (тамга) потомков старшего сына Чингисхана хана Джучи, чеканился на монетах хана Батыя.[1903] На серебряниках Ярослава Мудрого изображался знак, в котором можно увидеть и трезубец, и орла.[1904]

Называть в Индии Августом в это время могли и его коллегу-соправителя Агриппу, которого Сервий в своем толковании сравнивает с Ремом, но не Квирином-Янусом:

«В то время, когда благочестивый Агастья пребывал в южных странах, возмутились асуры, загнанные богами на дно моря. Выходя по ночам на берег, они наводили ужас на людей, не щадя ни детей, ни женщин, безжалостно разрушали обители праведников. Люди в ужасе покидали города и селения, искали убежища в горных пещерах. И вновь погасли священные огни на алтарях, и боги остались без жертвенного дыма. Причин же этого бедствия никто не знал, так как асуры, совершая свои черные дела, не оставляли никаких следов и еще до рассвета уходили в море.

И вновь обратились боги к всеведущему Творцу за помощью. А он им сказал:

— Это асуры выходят со дна океана для тайных убийств, а затем снова прячутся на дне. Чтобы их там настигнуть, надо обнажить дно. В этом вам может помочь только Агастья,[1905] рожденный в воде.

И боги отправились к Агастье. Почтительно склонившись перед ним и пожелав ему вечного блага, они поведали о своих бедах и тревогах, напомнили ему о победе над горой Виндхьей и попросили обнажить морское дно.

— Водная стихия мне подвластна, — ответил великий праведник. — Я вам помогу, ибо нельзя дать асурам разрушить основания всех трех миров. Вооружитесь же и следуйте за мной, о боги! И отправился Агастья к берегу Океана, в тот день особенно буйного, словно бы предугадывавшего свою жалкую участь. Сопровождали праведника не только боги, но и множество людей, измученных асурами и ждущих избавления.

Агастья бесстрашно вступил в бушующий прибой, и пена скрыла его от взоров потрясенных спутников. Но вот вода стала спадать, показалась голова мудреца, и все увидели необыкновенное чудо: вода исчезала в его утробе. Стало обнажаться дно Океана, а Агастья, продолжая пить отступающую воду, неотступно преследовал ее. И те места, где он проходил, шевелились, покрытые черепахами, рыбами, макарами, среди которых беспомощно барахтались застигнутые врасплох асуры.

И пропели боги хвалу Агастье, почтили его гимном:

Мудрый подвижник и промыслитель Агастья

Спас ты три мира, с ними и нас от великой напасти.

После этого боги бросились убивать своих недругов, отягощенных в равной мере грехами, золотыми доспехами и оружием, ставшим для них обузой. Только немногим удалось унести ноги в подземный мир.

Когда возбужденные победой, с ликующими криками вышли боги на берег, они увидели Агастью в венках и гирляндах сидящим на скале, как бы составляя ее продолжение. И был он таким же тощим и костистым, каким входил в море. Тогда боги попросили его вернуть выпитую им воду на место, ибо земля, согласно дхарме, должна быть опоясана океаном, и в нем должны обитать черепахи, рыбы и макары.

— Ничем не могу помочь, — сказал Агастья, разводя руками.

— Выпитая мною вода испарилась от внутреннего жара, а новую мне взять негде».[1906]

Наивность тамилов-дравидов того времени сродни наивности индейцев, встретивших людей Колумба. В легендах об изменении течения Ганга появляются еще имена Капилы и царя Сагар:

Рамаяна и Бхагават-пурана рассказывают, что когда царь Сагар, совершил ашвамедху — обряд жертвоприношения коня, конь исчез, возможно похищенный Индрой, а сыновья царя обвинили в краже мудреца Капилу. Капила, однако, уничтожил и проклял принцев, оставив единственным шансом на их спасение погружение их пепла в воды Ганги. За это дело взялся новый правитель государства, Бхагиратха. Он был вынужден много лет осуществлять тапас ради удовлетворения Брахмы и Шивы. Сначала Бхагиратха просил того, чтобы Брахма приказал Ганге спуститься, а затем, чтобы Шива принял на себя мощный удар её падающих на землю вод. Прикосновение Шивы предоставили Ганге ещё большее священное значение. С тех пор река протекает через все три мира: Сваргу (небо), Притхви (землю) и Нараку (ад), отчего она получила название Трипатхага — Путешествующая через три мира.[1907]

Жертвоприношение коня (açvamedha) — одно из самых значительных жертвоприношений, которое мог совершать только царь и которое давало ему право считаться царем царей. Согласно многочисленным описаниям, оно начиналось с того, что вслед за свободно выбирающим себе путь конем в течение года следовал сам царь или его приближенные с войском. Цари всех тех земель, через которые пролегал путь коня, должны были или сами подчиняться или быть покорены силой. Если поход проходил успешно, царь получал право принести коня в жертву богам. Царь, которому удалось бы совершить сто жертвоприношений коня, смог бы сокрушить трон Индры и стать повелителем богов и всей вселенной.[1908]

В бассейне Ганга в 2001 году жило 500 млн человек смешанного происхождения. В западной и средней частях живут преимущественно потомки дравидов и носителей индоарийских языков. В исторические времена появились тюрки, монголы, афганцы, персы и арабы. На востоке и юге, особенно в Бенгалии, дравиды смешивались с индоарийцами и носителями тибето-бирманских языков. Европейцы, прибывшие последними, незначительны. Жители бассейна разговаривают на нескольких десятках языках, большинство из которых индоарийские, и более чем на 200 диалектах этих и других языков. Наиболее распространены хинди (51–61%), бенгальский (25%, преимущественно в Бенгалии), урду (6%), майтхили (3%, преимущественно в Непале и Бихаре), непальский (3%, преимущественно в Непале), панджаби (0,7%), бходжпури (0,4–7,5%), тхару (0,3%), тамангский (0,3%), ория (0,3%), магахи (0–2,3%, в Бихаре), мунда и английский.[1909]

Асуры[1910] в индуизме являются противниками сурам, богам индуизма, как боги—титанам или боги—гигантам в древнегреческой мифологии. В Ригведе асурами называют многих богов — Индру, Савитара, Агни, Митру, Варуну, Сурью и других, там асура не несет отрицательного значения и не противопоставляется богам. Одних и тех же божеств называют и дэвами (богами) и асурами.[1911] В индуистских мифах у царя асуров Рамбхи был сын Махишасура. Он одержал победу над царём девов Индрой и изгнал всех девов с их небесных обителей. Тогда боги собрались вместе и создали юную женщину, богиню Дургу. Дурга создала армию, которая в ходе девятидневной битвы разгромила с войско Махишасуры. Сам Махишасура был убит Дургой на десятый день. На изображениях Махишасуры в Индии бросается в глаза перевязь меча через правое плечо, balteus.[1912]

В этой истории легко усмотреть продолжение войны Рима и Египта в Индии.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!