Развитие отечественной культуры в XVI - XVII вв.
Социально-управленческая культура Руси в XVI - XVII вв.
Рубеж XV-XVI вв. - переломный в историческом развитии русских земель. Три связанных между собой явления характерны для этого времени: образование единого Российского государства, освобождение страны от монголо-татарского ига и завершение формирования русской (великорусской) народности. Все они оказали прямое воздействие на духовную жизнь России, на развитие ее культуры, предопределили характер и направление историко-культурного процесса.
Преодоление феодальной раздробленности, создание единой государственной власти создавало благоприятные условия для хозяйственного и культурного развития страны, послужило могучим стимулом подъема национального самосознания. Благотворное влияние этих факторов сказалось на развитии всей русской культуры в конце XV - первой половине XVI века, особенно ярко проявившись в архитектуре и общественно-политической мысли. Но с середины XVI века с вступлением в действие таких негативных факторов, как усиление роли церкви в государстве и рост крепостнических отношений, темпы развития культуры замедлились.
В XVI в. завершилось формирование русской (великорусской) народности, образовалось единое Российское государство, вобравшее в себя все земли Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Центром складывающейся культуры русской народности окончательно стала Москва. Происходило постепенное объединение местных культур, положившее начало созданию общерусской культуры. Именно в XVI в. выработались и выкристализовались многие ее черты, сохранившиеся в основном и в последующие века.
|
|
В конце XVI века на Руси проживало 7 млн. человек. Население распределялось на территории страны очень неравномерно. Более густо были заселены центральные районы, земли по берегам Волги от Твери до Нижнего Новгорода, Новгородская земля и ее южные районы. В районах Новгорода и Пскова проживало около 1 500 000 человек. В середине XVI в. здесь была самая высокая плотность населения - около 5 человек на 1 кв. км (в странах Запада она составляла в то время 10-30 человек на 1 кв.км.). Не более 2% населения жило в городах. В начале XVI в. в России было 96 городов, в конце столетия - 170, причем только в 16 из них насчитывалось более 500 посадских дворов. В Москве проживало около 100 000 человек, в Новгороде и Пскове - по 30 000, в Можайске - 8 000, в Серпухове и Коломне - примерно по 3 000 человек.
Образование единого государства происходило в неразрывной связи с борьбой против золотоордынского ига, которое окончательно было свергнуто в 1480 г. Однако и после этого на протяжении длительного времени Российскому государству пришлось с громадным напряжением сил вести борьбу за сохранение национальной независимости с агрессией остатков Золотой Орды и западных соседей. Эта борьба наложила отпечаток на материальную культуру, что проявилось, например, в строительстве крепостей, в производстве оружия, в том числе огнестрельного.
|
|
В период монголо-татарского ига Русь была изолирована от стран Центральной и Западной Европы, оказавшихся впереди в своем развитии. Для Российского государства установление связей с западноевропейской культурой было важным условием преодоления отсталости и укрепления положения среди европейских держав. В начале XVI века успешно развивались связи с Италией и другими странами, благотворно сказавшиеся на русской культуре.
Важнейший фактор развития культуры Руси - влияние церкви на духовную жизнь общества, прочность ее позиций в государстве. Это, в свою очередь, в немалой степени определялось характером взаимоотношений церкви и государственной власти. На протяжении рассматриваемого периода эти взаимоотношения были далеко не одинаковыми. Если на рубеже веков эти отношения были напряженными из-за претензий церковников на более высокое положение в государстве, чем светская власть, и из-за стремления светской власти к секуляризации церковных земель, то с начала XVI века постепенно складывается союз государственной власти и "иосифлянской" церкви на основе взаимных уступок.
|
|
Отказавшись от теократических устремлений и выдвинув теорию божественного происхождения власти, церковь обеспечила себе поддержку государства в борьбе с ее идейными противниками. Со своей стороны, и великосветская власть, отказавшись от планов секуляризации церковных земель, обеспечила себе идеологическую поддержку церкви, без которой не могла обойтись.
Поскольку церкви отводилась важная роль в укреплении самодержавной власти, ее идеологическая деятельность приобрела широкий размах. Церковь повела борьбу с "латинством", со светским знанием, инакомыслием, установила жесткую регламентацию живописи, зодчества, литературы, всей духовной жизни. Это привело к появлению консервативных тенденций в развитии культуры. Еще больше осложнили условия ее развития Ливонская война и опричнина, которая принесла немалый урон хозяйству страны, народу.
Таким образом, культура в XVI веке развивалась в сложных и противоречивых условиях. Наряду с позитивными факторами, стимулировавшими ее развитие, действовали и негативные, ставившие серьезные преграды на пути культурного прогресса. Тем не менее, XVI век был отмечен величайшими достижениями в различных сферах культуры, послужившими основой для ее дальнейшего развития в XVII веке.
|
|
На рубеже XV-XVI вв. во внутренней и внешней политике завязались те узлы, которые пришлось распутывать на протяжении XVI века. Это борьба с остатками феодальной децентрализации, создание аппарата единого государства, расширение территории за счет ослабленных восточных и прибалтийских соседей, овладение торговыми путями в Прибалтике.
Русское государство складывалось в форме сословно-представительной монархии. Оформлялись основные сословия: феодальная аристократия, дворянство, духовенство, крестьянство и посадские люди (горожане).
Прочной опорой государственной власти стало дворянство. Дворяне первоначально - люди, входившие в Государев двор (всего около 4000 человек), несшие при государе военную, административную, дипломатическую службу и получавшие за это жалование деньгами или поместьями.
В 1550 г. был принят новый общерусский "Судебник". Он способствовал укреплению централизованной власти. В Судебнике сохранялись сроки крестьянского выхода (Юрьев день). В результате реформ было создано постоянное стрелецкое войско, возникли особые приказы (Посольский, Разбойный, Челобитный). В особое сословие выделялись дворяне. Было ограничено местничество (занятие высших должностей в зависимости от знатности и служебного положения предков). Система кормлений (содержание должностных лиц за счет местного населения) в 1556 г. была заменена общегосударственным налогом, из которого платили служилым людям. Церковный Стоглавый собор 1551 г. (его постановления составили сто глав) оформил общерусский пантеон святых, постановил под контроль царя церковное землевладение, призвал к борьбе против пороков в среде священнослужителей.
Реформы 50-х годов позволили приступить к решению внешнеполитических задач. Были совершены военные походы против Казанского и Астраханского ханств. В 1552 г. русское войско овладело Казанью, затем последовало присоединение к России Башкирии (1552-1557) и Астрахани (1556). Волга на всем своем протяжении стала российской.
По инициативе и на средства купцов Строгановых в 1581 г. был организован поход в Сибирь дружины Ермака. В 1582 г. Сибирское ханство (Западная Сибирь) присоединено к России. Борьба за расширение прибалтийских владений началось с вступлением России в Ливонскую войну (1558-1583). Вначале Россия добилась разгрома и распада Ливонского ордена, но с вступлением в войну Швеции, Литвы и Польши (два последних государства объединились в 1569 г. в Речь Посполитую) Россия оказалась перед превосходящими силами противника, проиграла спор за земли Ливонского ордена и потеряла крепости Нарва, Ям, Копорье, Иван-город.
XVII век в истории русской культуры, как и в истории России в целом, завершает период средневековья и примерно со второй половины XVII века начинается новый период. Во всех сферах общественной жизни происходят заметные изменения, обусловленные глубокими сдвигами в развитии социально-экономических отношений.
В этом столетии, как и в следующем, Россия продолжала оставаться феодальной страной. Укрепление феодального строя нашло свое выражение в окончательном оформлении системы крепостного права Соборным уложением 1649 г. Оно не только запретило выход крестьян от владельца, но и ввело бессрочный розыск беглых крестьян. Упрочаются права дворянства. Поместья по своему статусу сближаются с вотчиной. В Боярской Думе формируется служилая бюрократия, в 1682 г. отменяется местничество. Возникают зачатки регулярной армии - "полки нового строя", организуемые по образцу западноевропейских армий из "охочих" людей (казаков, вольных людей, иностранцев), позже из "даточных людей" (прообраза рекрутов).
Одновременно все большее значение приобретали новые явления в социально-экономической жизни, выразившиеся в развитии общественного разделения труда, росте товарного производства и обращения, в начавшемся процессе формирования всероссийского рынка. Это привело к образованию в недрах феодально-крепостнического строя первых, еще неустойчивых и слабых ростков буржуазных общественных отношений, что и позволяет считать конец XVII века началом нового периода русской истории.
Противоречивость общественного развития предопределила высокий накал социальных противоречий, размах классовой борьбы. Недаром современники называли XVII век "бунташным": две крестьянские войны, целая серия городских восстаний середины века, прокатившийся по всей стране знаменитый "медный бунт" 1662 г., стрелецкие восстания конца столетия - это только некоторые проявления этого "бунтарства".
К этому следует добавить борьбу внутри господствующего класса, конфликт между церковью и светской властью, борьбу внутри самой церкви, которая привела к ее расколу, и выступления купечества со своими сословными притязаниями. Конфликты и потрясения, которыми заполнен весь XVII век, отразились в культуре, придав многим ее памятникам невиданную социальную остроту.
Обострение классовой борьбы заставило господствующий класс совершенствовать и укреплять государственный аппарат. Все более заметной тенденцией в развитии политического строя становилось усиление централизации власти, ее эволюция от сословно-представительной монархии в сторону абсолютизма.
С зарождением буржуазных элементов начался новый этап этнического развития русского народа - формирование русской нации. Развитие экономических отношений, укрепление государственного единства, объединение больших масс людей в ходе крестьянских войн, длительные войны с внешними врагами, людские потоки, направляющиеся в поисках воли в южные степи и далекую Сибирь - все это способствовало ликвидации местной обособленности, росту национального самосознания.
Обобщение накопленных веками традиций и их распространение вширь, усиление взаимопроникновения и слияния местных говоров, обычаев, особенностей быта вели к развитию общности культуры русского народа. Однако этот процесс только начался и шел очень медленно. Развитие его тормозилось крепостным правом, которое приковывало крестьян к земле, а посадских людей - к посадам.
Изменения в общественной жизни предопределили основное направление развития культуры и ее особенности. Главное, что характеризовало содержание культурно-исторического процесса в XVII веке - это начавшееся разрушение традиционного Средневекового мировоззрения, религиозного по своей сути. Шел процесс "обмирщения культуры", то есть придания ей светского характера, освобождения ее из-под духовной диктатуры церкви.
Это было связано с ростом демократических тенденций в русской культуре. Церковь теряла ведущую роль в производстве и распространении идей и культурных ценностей, в этот процесс все шире включалось ремесленно-торговое городское население. В его среде формировались новые идеалы и представления, моральные и эстетические нормы и вкусы, вступавшие в противоречие с аскетическими канонами, утверждавшимися церковью. Крепло представление о самоценности земной жизни с ее радостями и невзгодами, возрастало внимание к самому человеку, к его роли в событиях и в определении собственной судьбы, осознавалось значение его активной деятельности. Эти взгляды и настроения проявились в том числе в литературе, живописи, в произведениях исторической и общественно-политической мысли.
Возрастание роли демократических элементов в искусстве, литературе усиливало влияние народной культуры на культуру господствующего класса. Литература обогащалась фольклорными сюжетами, литературный язык сближался с живым народным языком. Влияние народного творчества явно проявлялось и в архитектуре, живописи и безусловно преобладало в прикладном искусстве. Всюду, куда проникали элементы народного творчества, они вступали в конфликт с традиционными формами и сюжетами.
Государственные потребности, общенациональные интересы, все более осознаваемая необходимость преодоления экономической и культурной отсталости России настоятельно требовали использования достижений европейских стран. С ростом международных политических и экономических связей России ширились и ее культурные контакты с этими странами.
О достижениях западноевропейской культуры русские люди узнавали от своих соотечественников, побывавших за границей в составе дипломатических миссий, с торговыми целями или в плену. Увеличивался приток иностранцев в Россию: купцов, специалистов в различных отраслях производства, поступавших на государеву службу.
Слободы торговых и служилых иностранцев существовали в Москве (более 1000 человек в середине века), в Вологде, Нижнем Новгороде, Астрахани, Архангельске, Холмогорах, Туле. Пленных иностранцев правительство расселяло большими партиями во внутренних городах страны вплоть до Сибири. Все более тесным становилось общение русских людей с иностранцами, исчезала отчужденность русской культуры от западной, характерная для России прошлых веков. Постепенно, хотя и не всегда гладко, преодолевалась насаждавшееся церковью представление о национальной исключительности.
Ко второй половине XVI века на южных окраинах России начало складываться казачество (от тюркского слова "удалец", "вольный человек"). Спасаясь от эксплуатации, много крестьян бежало на свободные земли так называемого "Дикого поля" (на реки Днепр, Дон, Среднюю и Нижнюю Волгу, Яик). Там они объединялись в военные организации, все важнейшие дела решали на казацком кругу. В XVI - первой половине XVIII века правительство использовало казачество для несения пограничной службы. Оно снабжало казачество порохом, провиантом, выплачивало им жалованье.
Новые явления в культуре утверждались в острой борьбе с господствующей средневековой культурой, базировавшейся на религиозном мировоззрении. Консервативные силы в этой борьбе возглавляла церковь. Отстаивая незыблемость традиционной культуры и религиозного мировоззрения, она преследовала всякое стремление к свободомыслию, к отходу от средневековых канонов, препятствовала распространению светских знаний, занимала крайне враждебную позицию по отношению ко всяким новшествам, особенно идущим с еретического Запада. Борьба светского и феодально-клерикального направлений и составляла основное содержание развития русской культуры XVII века.
Российская духовная культура XVI - XVII вв. С развитием феодального хозяйства, ремесла, торговли, а в особенности с развитием аппарата власти и международных отношений значительно возросла потребность в грамотных людях. Нуждалась в них и церковь. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение: "В царствующем граде Москве и по всем градам... у священников, у дьяконов и у дьячков учинити в домах училища..." Это решение не было реализовано в полной мере, школ было все еще недостаточно, а общий уровень грамотности оставался низким.
Как и прежде, обучение осуществлялось особыми "мастерами грамоты", которые содержали своего рода частные училища. Большей частью эти училища открывались при монастырях и приходских церквях, учителями в них были лица духовного звания, но иногда такие училища содержали и светские лица. Такие школы существовали не только в городах, но и сельской местности. Обучение грамоте обычно ограничивалось усвоением элементарной грамоты, хотя, как полагают исследователи, имелись школы и более высокого типа, в которых учащиеся изучали грамматику, арифметику и другие предметы.
В XVII веке уровень грамотности еще более вырос. Особенно это было заметно в среде посадского населения. В Москве в 80-х годах XVII века 24 посадских людей (взрослого мужского населения) были грамотными. Для посадского человека овладение грамотой было необходимо не только для занятий торговлей и ремеслом, оно открывало возможность поступления на службу в какой-нибудь приказ или воеводскую канцелярию и таким образом выхода из тягла. Только в Московских приказах к концу века служило более 1600 дьяков и подьячих. Кроме того, в городах были и "площадные" подъячие, которые "кормились площадным письмом", то есть составлением разного рода юридических документов.
Освоившие элементарную грамотность получали возможность пополнять знания путем чтения книг. Более широкое распространение получила рукописная книга. Основными центрами хранения книг продолжали оставаться монастыри, имевшие у себя значительные библиотеки. Но книги, судя по владельческим записям на них, находились не только в монастырях, но и в боярских усадьбах, у посадских людей и даже у крестьян.
Стоглавый собор, чтобы оградить рынок от рукописей нежелательного содержания, специальным решением запретил продажу рукописей без предварительной проверки их церковниками. В связи с возросшей потребностью в книге ускорился процесс письма: скоропись утвердилась не только в деловой письменности, но и в книгописании.
Крупным событием в истории русской культуры явилось возникновение книгопечатания. Книгопечатание отвечало государственным потребностям, служило укреплению самодержавной власти, способствовало усилению идеологической деятельности церкви. Церковно-богослужебная книга была одним из средств распространения официальной идеологии. Поэтому книгопечатание в России началось по инициативе государственной власти, поддержанной церковью.
Первые попытки книгопечатания в России относятся к концу XV века, но началось оно в 1553 г. Первые издания были анонимными, то есть не имели имен авторов, выходных данных. Всего таких изданий известно в настоящее время семь. Их несовершенство говорит о том, что они создавались в период становления печатного дела. О первых печатниках пока нет никаких сведений. Лишь в печатных документах 1556 г. упоминается "мастер печатных книг" Маруша Нефедьев.
Новый этап книгопечатания наступил в 1563 г., когда на средства царской казны была устроена типография в Москве. С этого времени книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стали дьякон одной из московских церквей Иван Федоров и Петр Мстиславец. 1 марта 1564 года из Московской типографии вышел "Апостол" - первая русская датированная печатная книга. В этой же типографии был издан в 1565 г. "Часослов", а затем Иван Федоров и Петр Мстиславец уехали на Украину, захватив с собой шрифты и печатные книги. Там они выпустили несколько книг, в том числе первый русский Букварь (1574).
После отъезда Ивана Федорова продолжали дело его ученики Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андроник Тимофеев Невежа. Всего до конца XVI века было издано около двадцати книг, все церковно-религиозного содержания.
В XVII веке книги нашли еще большее распространение. Изданный впервые в 1634 г. Букварь Василия Бурцева переиздавался несколько раз и продавался по доступной цене (по 1 коп.). Его огромные по тому времени тиражи (до 2400 экз.) расходились иногда за несколько дней. Во второй половине века Печатный двор выпустил более 300 тыс. Букварей и около 150 тыс. учебных Псалтырей и Часословов. В 1648 г. вышла "Грамматика" Мелетия Смотрицкого (впервые в России), а в 1682 г. - таблица умножения ("Считание удобное"), предназначавшаяся для "купующих или продающих". Широкое хождение имели также и рукописные азбуковники, прописи и пособия по арифметике - "цифирные счетные мудрости".
Грамоте обучались в семье (если в ней был грамотный человек) или у "мастеров" (главным образом из низшего духовенства). Учили чтению, письму и счету. Но в семьях знати становилось обычным обучение детей учителями-иностранцами либо из белорусов и украинцев, которые могли дать более широкое образование. При этом многие обучали своих детей иностранным языкам. Так, сын боярина А.Л.Ордина-Нащокина говорил на нескольких иностранных языках, а боярин А.С.Матвеев сам учился вместе с сыном латыни и греческому языку; дети царя Алексея Михайловича обучались латыни и польскому языку. Знание иностранных языков, прежде всего латыни и польского, не было редкостью в кругах феодальной знати и в приказной среде.
С распространением грамотности повысился спор на книги, в связи с чем Московская типография (Печатный двор) значительно увеличила их выпуск. Если за вторую половину XVI века было напечатано 18 книг, то в течение XVII столетия было выпущено 483 издания. Начали выходить книги светского содержания. Возрос интерес к переводной литературе. Если за весь XVI век было переведено 26 книг, за первую половину XVII в. - 13, то за вторую - 114. Причем из этих 153 книг только 37 было религиозно-нравственного содержания, остальные - светского.
В 1664 г. в Москву приехал Симеон Полоцкий, ставший учителем царских детей. Широко образованный по тому времени человек, автор ряда ученых трудов, поэт, писатель, переводчик, книгоиздатель, С.Полоцкий внес большой вклад в развитие просвещения в России. В 1665 г. он возглавил открытую в Заиконоспасском монастыре школу (для нее построили специальное здание). Это была государственная школа, в которой готовили образованных подъячих для центральных правительственных учреждений. В ней преподавали русскую грамматику, латинский язык и "словесно учение", то есть риторику. Позже этой школой руководил ученик С.Полоцкого Сильвестр Медведев.
В 1687 г. было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (позже - академия). Руководили им ученые греки - братья Софоний и Иоанникий Лихуды, получившие образование в Падуанском университете в Италии. Это учебное заведение было открыто для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначалось для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы. Оно сыграло большую роль в развитии просвещения и образования в России в конце XVII - первой половине XVIII века, из его стен вышли многие видные ученые, ставшие гордостью науки.
Новым для XVII века является появление письменных руководств, обобщавших производственный опыт и помогавших решению практических задач. Среди такого рода изданий - "Книга сошного письма", содержавшая знания в области геометрии и их применения при измерении земельных площадей, "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки", составленный Онисимом Михайловым (Родышевским) в 1621 г.
Практическим характером отличались и медицинские знания, основанные на многовековом опыте народной медицины. Широко были распространены различные "Травники" и "Лечебники". Один из них в 1696 г. составил холмогорский архиепископ Афанасий. Большое значение в развитии медицинских знаний имела деятельность Аптекарского приказа, в котором наряду с врачами иностранцами работали и русские лекари и "алхимисты" (фармакологи). Получивший образование а Аптекарском приказе русский лекарь Иван Венедиктов составил "Фармакопею" на основании иностранных источников, но дополнил их собственными наблюдениями.
Знания по анатомии приобретались из переводных книг. Епифаний Славинецкий перевел труд основоположника научной анатомии Андреаса Везалия (XVI в.) "О строении человеческого тела" (перевод не сохранился). Распространенные на Руси тогда астрономические сочинения опирались в основном на птоломеевское положение о Земле как центре Вселенной. Но в середине XVII века в Россию стали проникать сочинения, отражавшие данные Коперника о вращении Земли вокруг солнца. Но они не нашли широкого распространения.
В XVI и XVII веке широкое распространение получило землеописание и картография. Была составлена карта Русского государства ("Большой чертеж"), а в 1627 г. "Книга Большому чертежу", дававшая комментарий к карте.
Существенные сдвиги происходили в развитии исторических знаний и исторической мысли. В XVII веке все еще продолжали составляться летописи. Наиболее значительным произведением этого жанра был "Новый летописец". Создавались и отдельные произведения о крупных исторических событиях. Большую роль в распространении исторических знаний сыграла книга украинского ученого Иннокентия Гизеля "Синопсис", изданная в Москве в 1678 г. (с киевского издания 1674 г.) Эта книга - первое печатное историческое произведение - содержала краткий обзор русской истории с древнейших времен до 70-х годов XVII века. Она стала одной из самых популярных книг. Выдержав в дальнейшем около 30 изданий, "Синопсис" на протяжении всего следующего столетия выполнял роль учебника по русской истории.
В первой четверти XVI века формулируется политическая теория Российского государства. Основы ее были заложены еще в предшествующий период, когда была разработана идея о преемственности власти московских великий князей от князей владимирских и киевских. Идеологи московского самодержавия развивают эту идею далее, рассматривая образование Российского государства не только как факт русской истории, но и как важное явление мировой истории.
Важной вехой в процессе разработки официальной идеологии великокняжеской власти явилось "Сказание о князьях Владимирских". В ее основе две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимир Мономаха имели законное право на царский титул.
Идеи "Сказания", доказывавшие права Москвы на все наследие Киева, в том числе и на те русские земли, которые находились под властью Польско-Литовского государства, широко использовались в политике Московских князей. "Сказание" служило и как идеологическое оружие во внутриполитической борьбе, оно было использовано в чине венчания Ивана IV на царство в 1547 г.
Тогда же оформилась идея о Москве как о "третьем Риме". Она была сформулирована игуменом псковского Елезарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в 1510-1511 гг. Теория "Москва - третий Рим" была разработана в духе воинствующей религиозной идеологии. Согласно взглядам Филофея, мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима "ветхого" во "второй Рим" - Константинополь, а оттуда в Москву. Два Рима пали из-за измены "истинному христианству". Византия изменила христианству, пойдя на унию с католической церковью в 1439 г., что привело к завоеванию ее турками. Москва же осталась верна православию, не признала Флоренской унии и поэтому теперь является мировым центром христианства, "третьим Римом", "а четвертому Риму не бывать".
Если идея римского происхождения русских государей устанавливала прямую связь между Россией и "Римской державой" и тем самым закрепляла за ней почетное место среди других европейских стран, то идея "Москва - третий Рим" противопоставляла Россию "латинскому" западному миру. В определенной мере она отражала реакцию воинствующей церкви на успешно развивавшиеся в то время культурные связи России с католическими странами, прежде всего с Италией.
Эта идея никогда не использовалась в практике дипломатических отношений и призвана была служить не обоснованию мирового значения Российского государства, а исключительного значения религии и церкви, укреплению позиций русской православной церкви в общественной жизни страны. В теории "Москва - третий Рим" воплотилось враждебное отношение церкви ко всему иноземному, проповедь национальной исключительности и самоизоляции, религиозной нетерпимости, принципиальное неприятие чего-либо нового в любых сферах жизни.
Последователем Нила Сорского выступил Вассиан Патрикеев (бывший боярин Василий Иванович, насильно постриженный Иваном Грозным). Вассиан Патрикеев отвергал монастырское землевладение, осуждал монастырское землевладение, осуждал пороки церкви, выступал против казней раскаявшихся еретиков.
Судьба распорядилась так, что в религиозные русские споры XVI в. оказался вовлечен выдающийся греческий просветитель Максим Грек (до принятия пострига - Михаил Триволис (ок.1475-1566). Родом он был из албанского города Арты. Он прибыл в Москву как переводчик с греческого и стал со временем одной из ярких фигур в истории русской религиозно-философской мысли, а после смерти - русским святым.
Максим Грек происходил из знатного рода, немало путешествовал, учился в Италии (где прожил более десяти лет и слышал проповеди знаменитого Савонаролы). Он усердно занимался самообразованием. Испытав сильное влияние западноевропейской католической культуры, он едва не стал монахом доминиканского монастыря. Можно предположить, что, оставшись в Италии, он стал бы известным греческим филологом и философом. Однако он избирает путь православного служения и постригается в монахи на Афоне в 1505 г.
В 1518 г. по просьбе великого князя Василия III в Москву из Афона прибыли монахи-переводчики. Среди них был и Максим Грек. Он быстро овладел русским языком, которым раньше не владел. Благодаря своему уму, переводческому таланту и глубокому знанию европейской культуры, он вскоре приобретает заметное влияние в московском обществе. Максим выступает как последовательный критик Запада, его идейных течений, в первую очередь схоластики, а также различных ересей. В полемике нестяжателей и иосифлян он занимает позицию, близкую первым, осуждая в своих сочинениях стяжательство.
Важное место в публицистике XVI века занимала проблема государственной власти. Идею "иосифлян" о превосходстве духовной власти над светской развивал протопоп Благовещенского собора Сильвестр. Идеи его носили компромиссный характер (Сильвестру принадлежит высказывание о необходимости ограничить церковное землевладение).
Проблема власти была центральной в мировоззрении другого просветителя Ивана Пересветова. В своих челобитных молодому Ивану IV он выступал сторонником укрепления абсолютизма в противовес боярскому своеволию для борьбы с "обидами" и "порабощениями", царящими в обществе. Князя Андрея Курбского (1526-1583) часто называют первым русским западником. Вряд ли такую генеалогию русского западничества можно признать безупречной. Но многое из того, о чем писал Курбский, нашло позднее отражение в трудах русских западников.
В 36 лет князь бежал в Литву, спасаясь от "немилостей" Ивана Грозного. Будучи человеком широко образованным, Курбский много занимался литературным трудом. Курбский изучал греческий и латинский языки, много занимался переводами. Широко известна его литературная полемика с Иваном Грозным. В трактате "История о великом князе Московском" он обосновал идею просвещенном сословной монархии. Он утверждал, что абсолютная, неограниченная царская власть несовместима с духом христианского учения. В своих сочинениях и посланиях Ивану IV он ссылается на Цицерона - одного из крупнейших античных идеологов "естественного права", утверждавшего, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может считаться законом.
В 50-х годах XVI века в Москве образовался кружок еретиков во главе с дворянином Матвеем Семеновичем Башкиным. Члены кружка требовали уважения к свободе мысли, выступали против злоупотреблений существующего порядка, читали иконы идолами, отрицали силу покаяния, критиковали решения церковных соборов, отвергали церковные обряды, выражали сомнение в достоверности житий. Это была, по сути, программа реформациии церкви, отвечавшая интересам поднимающегося дворянского сословия. Церковный собор под председательством митрополита Макария признал Матвея Башкина еретиком, по делу его осуждены были также троицкий игумен Артемий и архимандрит Суздальского монастыря Феодорит.
С наиболее радикальной критикой господствующей идеологии выступил монах одного из Белозерских монастырей Феодосий Косой. Феодосий Косой отвергал Троицу, божественность Иисуса Христа, считая его только богоугодным человеком, выступал против поклонения мощам, видел в иконах идолы, отрицал церковь как учреждение. С позиций раннего христианства он проповедовал равенство людей. Феодосий Косой был осужден, но ему удалось бежать в Литву, где успешно продолжал проповедовать свои взгляды.
Церковный раскол и дело патриарха Никона. Русская церковь в XVII столетии испытала серьезные потрясения, подчеркнувшие не только противоречия в обществе, но и сложные взаимоотношения церковной иерархии и светской власти. Впрочем, было хорошо известно, что занятие высших должностей в церкви зависело от государя. Это положение наглядно подтверждается быстрым возвышением и столь же стремительным падением патриарха Никона и возникшим при нем расколом в русской церкви.
Никон (в миру - Никита Минов) был сыном мордовского крестьянина. Еще мальчиком ушел в монастырь Макария Желтоводского, где прилежно изучал Священное писание. Выйдя из монастыря и женившись, он получил место сельского священника, но, после того как похоронил своих троих детей, ушел в Анзерский скит на Белом море, где постригся в монахи. Потом перешел в Кожеозерскую пустынь и вскоре стал игуменом.
В Москве появился в 1646 г. и сразу обратил на себя внимание царя, в результате чего получил место игумена Новоспасского монастыря. С этого времени начинается тесная дружба Никона с государем. В 1648 г. он стал новгородским митрополитом, а в 1652 г. после смерти патриарха Иосифа, по предложению царя Собор избрал его патриархом всея Руси.
Заняв патриаршую кафедру, Никон смело взялся за немедленное проведение церковной реформы, настойчиво добиваясь практического решения двух неотложных задач: восстановления внешнего благочиния во всех звеньях церковной администрации, в повседневной жизни духовных лиц, в исполнении всех религиозных обрядов; исправления по первоисточникам священных и богослужебных книг.
Несмотря на то, что "законы" богослужения - двуперстие, двоение аллилуйи, хождение посолонь - были канонизированы Стоглавым собором еще в 1551 г., русская церковь до реформы не имела единого культа. В каждой местности была своя традиция совершения культа, записанная в местных богослужебных книгах и освященная именами местных угодников. Имели распространение соловецкая, московская, новгородская и другие традиции. При этом русские чины богослужения не только отличались друг от друга, но и сильно расходились с греческими чинами, на что указывали восточные патриархи, часто приезжавшие в Москву.
Реформа Никона сводилась к следующим основным положениям: устанавливался единый для всех православных церквей культ богослужения. За образец брался греческий богослужебный чин; все священные и богослужебные книги исправлялись по греческим образцам. Главное внимание обращалось на правильность и торжественность богослужения; устанавливалось единоголосие во время церковной службы (вместо обычая читать и петь одновременно разное несколькими голосами). Вводилось крестное знамение тремя перстами; двуперстие было предано проклятию, земные поклоны при богослужении заменялись поясными. Для богослужения допускались иконы только греческого письма, изымался из употребления трехсоставной восьмиконечный крест; ходы посолонь заменялись крестными ходами навстречу солнцу, предписывалось совершать литургию на пяти просфорах (а не на семи, как было до реформы).
Церковную реформу патриарха Никона в полной мере поддерживали государь Алексей Михайлович, его ближайшее окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Вместе с тем реформа обнаружила и объединила в один общий лагерь многочисленных противников Никона. Условно их можно разделить на три группы.
Первая группа противников патриарха была недовольна не столько содержанием реформы и ее последствиями, сколько формой и методами ее проведения. Представителям этой группы не нравился сам Никон. Несдержанный Никон нередко прямо в церкви колотил священнослужителей своими руками. Сопротивлявшихся реформе он приказывал пытать, бить палками и сечь розгами.
Вторую, весьма многочисленную группу противников реформы составляли малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах, все церковные службы выполняли по памяти и были совершенно неподготовлены для осмысленной работы с новыми, исправленными книгами.
К третьей группе относились идейные противники Никона. Они были упорными блюстителями старины вообще и непримиримыми защитниками старой веры, в частности. Их требование заключалось в том, чтобы исправление священных и богослужебных книг производилось не по греческим образцам, а по старинным русским книгам, в коих изложена угодная Богу истинно христианская вера. При этом староверами приводились такие документы, против которых трудно было что-либо возразить.
Эта последняя группа противников Никона породила весьма важное по своим последствиям и чрезвычайно любопытное по своему содержанию явление - так называемый раскол русской церкви. Первыми раскольниками, а точнее, идейными вдохновителями и вожаками раскола были попы и протопопы Иван Неронов и Стефан Внифатьев - в Москве, Никита Пустосвят - в Суздале, Аввакум Петров - в Юрьевце, Даниил - в Костроме, Логин - в Муроме, Лазарь - в Романове.
Против "реформированной" церкви и ее верховных служителей выступал также образованный книжник Спиридон (в миру - Симеон) Потемкин из рода смоленских дворян, близкий родственник Ф.М.Ртищева. Его сочинения оказали огромное влияние на формирование староверия. Уже будучи старцем, в сане архимандрита, он вел борьбу при дворе в связи с церковной реформой и приездом в Москву ученых из Юго-Западной Руси. Учение Спиридона Потемкина повлияло на воззрения Ивана Неверова и таких идеологов староверия, как протопоп Аввакум.
Почти с самого начала вступления Никона на патриарший престол начались жалобы на его грубость и гордыню. Например, у икон негреческого письма он выкалывал глаза и разбивал их в щепки. Для того, чтобы оправдаться, Никон созывал соборы в 1654 и 1656 гг. Его поддержали государь, большинство епископата и, наконец, восточные патриархи. Собор 1656 г. осудил раскольников и отлучил их от церкви. Епископ Павел Коломенский, который на Соборе выступил в защиту старой веры, был заточен в Палеостровский монастырь.
Одним из ревностных раскольников был Аввакум. Он смог увлечь на свою сторону княгиню Урусову и известную по картине Сурикова Боярыню Морозову. В 1667 г. он был в очередной раз сослан, на этот раз в Пустозерск. Отсюда в течение 14 лет он продолжал рассылать свои грамоты "о старой вере". В них он весьма живо и резко развивал свои фантастические взгляды - о воцарении в мире дьявола, о близком пришествии антихриста, о бегстве из мира и самосожжении. Вместе с другими вожаками раскола (Лазарем, Епифанием, Никифором) 1 апреля 1682 г. он был сожжен в Пустозерске "за великие на царский дом хулы".
После собора 1656 г. между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем началось заметное охлаждение, вызванное посягательством Никона на светскую власть. Он присвоил себе титул "великого государя", самостоятельно принимал решения по делам государства, был противником войны с Польшей, настаивал на войне со Швецией. После того, как это охлаждение перешло в открытый конфликт, Никон предпринял рискованный шаг. Он демонстративно отрекся от патриаршества и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь (в 50 км от Москвы). Здесь он переоценил свои силы.
Собор 1666-1667 гг. единодушно осудил Никона. Он был лишен звания патриарха и простым монахом отправлен в заточение в далекий белозерский Ферапонтов монастырь. Здесь он провел 15 лет. При царе Федоре (сыне Алексея Михайловича) ему разрешили вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь. Но Никон был уже тяжело болен и в августе 1681 г. в дороге под Ярославлем скончался. Хоронили его как патриарха. На отпевании присутствовал сам государь. По его просьбе Никону восточные патриархи посмертно вернули церковный чин.
С падением Никона раскольники связывали отмену его церковной реформы. Но этого не произошло. Собор, осудивший Никона, официально признал, что реформа Никона есть не его личное дело, а дело государя, государства и церкви. Собор признал также православными всех греческих патриархов и все греческие богослужебные книги.
Такое решение собора повысило активность раскольников. Они превратились в открытых врагов царского правительства. Поэтому царь издал несколько строгих указов в 1666-1667 гг. Воеводам предписывалось разыскивать раскольников и подвергать их "царским казнениям по градским законам". Началась открытая и кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры.
С годами раскол приобрел характер антиправительственного движения, в его ряды вливались широкие народные массы. Обездоленные, темные и суеверные люди уходили за раскольниками в леса, ничьи общины (скиты). Раскол стал одной из форм социального протеста масс. Отголоски раскола через несколько столетий дошли до наших дней.
Хотя раскол и является движением в значительной мере народным, его нельзя считать полностью прогрессивным. Идеология раскола базировалась на фанатичной приверженности старине, на огульном осуждении всего нового и принципиальном непринятии всего иноземного. Раскол непримиримо относился к светской культуре, знаниям. Среди раскольников создавались изуверские секты и течения вроде скопцов, трясунов и пр. Сотни и даже тысячи раскольников подвергли себя варварскому, мучительному "крещению огнем" - самосожжению. Вместе с тем староверие сохранило для нас многие письменные памятники прошлых веков, поддержало традиции русской книжности.
Культура России в XVIII веке
В истории русской культуры, как и в истории России в целом, XVII столетие завершает период средневековья, и примерно со второй половины XVII века начинается новый период.
В XVII столетии, как и в следующем, Россия продолжала оставаться феодальной страной. Система крепостного права была окончательно оформлена Соборным уложением 1649 г. Одновременно все большее значение приобретали новые явления в социально-экономической жизни: развитие общественного разделения труда; рост товарного производства и обращения; формирование всероссийского рынка; появление в недрах феодального строя уже в XVII веке первых и слабых ростков буржуазных общественных отношений. Это и позволяет считать XVII век началом нового периода русской истории и культуры.
Новое время в русской истории неоднородно. Можно выделить несколько этапных исторических событий, во многом определявших лицо русской культуры в XVII - XIX вв.
1. Начало XVII века было отмечено смутой и гражданской войной. России пришлось пережить борьбу с Лжедмитрием I (убит в мае 1606 г.) и Лжедмитрием II (убит в 1607 г.). В этот же период было разгромлено восстание под руководством И.И.Болотникова. Период смуты закончился только к 1618 г., когда была отбита польско-шведская интервенция и в 1617 г. со Швецией был заключен Столбовский мирный договор, а в 1618 г. - Деулинское перемирие с Польшей. Крупным событием, имевшим большие последствия для культурной жизни России, было избрание в 1613 г. русским царем Михаила Романова. Началось царствование династии Романовых, которое было прервано в феврале 1917 г.
2. В середине XVII века Россия активно эволюционирует в сторону абсолютизма. Этот процесс подтверждает постепенное отмирание Земских соборов (последний в 1653 г.) и победа светской верховной власти в споре между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном (60-е годы).
3. XVII век был отмечен активностью России в области внешней политики, что также сказалось на ее культурном развитии. Отметим прежде всего такие моменты, как воссоединение Украины с Россией (Переяславская Рада 8 января 1654 г.), освоение Россией Сибири (1648 г. Дежнев проходит по проливу между Азией и Америкой, 1649-1651 гг. - Е.П.Хабаров исследует Амурский край и т.д.
4. Конец XVII века - начало XVIII века - эпоха Петра I. Петровские преобразования имели гигантское значение для всех областей и сфер российской культуры.
5. Вторая половина XVIII века отмечена деятельностью просвещенной императрицы - Екатерины II (1762-1796 гг).
Анализ этих событий показывает, что развитие культуры в России в Новое время определялось некоторыми важными обстоятельствами.
Во-первых, смута в начале столетия была тяжелым потрясением социально-политического строя. Социально-политическая культура развивалась с учетом этих обстоятельств.
Во-вторых, церковный раскол середины столетия (реформа патриарха Никона) был следствием кризиса церковного и религиозного сознания. Москва, мнившая себя "третьим Римом", вдруг стала признавать свои заблуждения и призывать себе церковных учителей со стороны: греков и западнорусских монахов. Еретическая "латинская" новизна при поддержке светской власти торжествует победу.
В-третьих, военные столкновения с Западом обнаруживают большие изъяны в военно-техническом строе государства. Уже при Михаиле Федоровиче (1613-1645 гг.) московское правительство нанимает иностранных офицеров для обучения русских ратных людей иноземному строю и для организации на время войны полков солдатских, драгунских и рейтарских.
В-четвертых, развитие культуры происходило под значительным влиянием реформ Петра I. Эти реформы, с одной стороны, были исторически обусловлены, с другой стороны - насильственны.
Как оценивают эти реформы Петра I ученые? С.М.Соловьев, М.М.Богословский, М.Н.Покровский считали их страшной революцией, рассекшей историю России надвое. Сегодня большинство полагает, что разрыва с прошлым не произошло, но было мощное ускорение.
Реформы Петра затронули практически все сферы жизни общества: хозяйство, административный аппарат, армию и флот, культуру. Сущность их состоит в решительном сдвиге страны от Средневековья к Новому времени и европеизации всех областей жизни. Коренному реформированию подверглись государственный аппарат, система образования, армия и флот, церковь. В итоге петровских реформ в России оформилась абсолютная монархия. Эти события определили новые черты в российской культуре Нового времени.
Это прежде всего "обмирщение" культуры, то есть проникновение в нее светских начал (церковь теряет свое влияние). В науке это проявилось в росте интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни; в литературе - формировании демократического, светского направления; в архитектуре - в сближении культовых и гражданских построек; в живописи - в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.
Другая новая черта российской культуры Нового времени - ее открытость, готовность и способность к контактам с культурами других стран. Особенно активные контакты на этом этапе были с Западом - Польшей, Германией, Италией, Голландией. Имевшая место замкнутость была в значительной мере преодолена.
Третья черта российской культуры - проникновение в нее идей рационализма и ускорение темпов и усложнение общественного развития в целом. В культуре наметился процесс дифференциации, появление новых отраслей: наука, светская живопись, садово-парковая культура.
Отечественная культура Нового времени созревает на протяжении всего XVIII века. Постепенно в стране возникает новый облик городов, формируются социокультурные институты, интересные произведения литературы и искусства. Светский характер, открытость, внимание к человеческой личности резко отличает этот период от предшествующего. Русская культура XVIII века стала надежным фундаментом, на котором впоследствии выросло здание российского Ренессанса.
Одна из характерных черт культуры этого периода, как уже отмечалось, ее обмирщение. Оно характеризуется появлением светских школ (первые - Навигационная и Артиллерийская - основаны в 1701 г.), в том числе начальных (цифирных) в губерниях (1714), где детей обучали арифметике и началам геометрии. Однако уже в 20-е годы эти "цифирные школы" прекратили свое существование, так как дворянские дети были освобождены от обучения в них, дети духовенства переведены в епархиальные, а солдатские - в гарнизонные и солдатские школы. В дворянских семьях преобладало домашнее обучение.
Новая школа во многом сохранила черты средневекового учебного заведения: классно-урочная система еще не утвердилась, обучение было индивидуальным; прием учеников не был одновременным, их возраст колебался от 7 до 20 лет; учебный день составлял 6 часов, главным методом обучения была зубрежка; жестокие наказания являлись обязательной составляющей обучения. Учителями в профессиональных и цифирных школах обычно работали иностранцы на русской службе, специалисты практики и выпускники этих школ. Специальных учебных заведений для подготовки учителей не существовало.
Дворян стали направлять за границу, а специальный указ Петра 1714 г. запрещал жениться неграмотным дворянам. Для печатания книг с 1708 г. были введены упрощенный гражданский шрифт и арабские цифры.
В 1725 г. открылась Петербургская Академия наук, оплачивавшаяся из государственного бюджета. Она объединяла научно-исследовательские и педагогические функции (в ее системе находились университет и гимназия). Академия имела также свою библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, физическую и химическую лаборатории. Среди деятелей академии были действительно крупные ученые: математики Д.Эйлер и Д.Бернулли, историк Миллер и др.
Личностное начало в Петровскую эпоху получили государственное значение в "Табели о рангах" (1722), где 14 ступеней-рангов отражали продвижение по службе. "Табель" вытесняла обычай распределения должностей "по породе". По достижении 8-го ранга дворянство стали получать недворяне. Так, например, московский вице-губернатор В.С.Ершов до своего возвышения был крепостным крестьянином.
Ближайшее окружение Петра I сложилось главным образом из людей, известных не своей родовитостью, а прежде всего деловыми качествами. Такими были А.Д.Меншиков, А.А.Курбатов, П.П.Шафиров и др. Меншиков, друг царя, произведенный в светлейшие князья, по преданию, в молодости торговал пирожками; Курбатов, заведовавший одно время всеми финансами России, был дворецким у одного знатного боярина; Феофан Прокопович, главный сподвижник царя при церковных преобразованиях, был киевским монахом и преподавателем в Киевской академии, когда царь впервые обратил на него внимание. Человек Петровской эпохи - герой "Гистории о российском матросе Василии Кариотском", получившем знания за границей и благодаря уму, галантности, удали - качествам личным - ставшим названным братом австрийского императора и мужем флорентийской королевны.
Важным в преобразовательской деятельности Петра явилось создание в России периодической печати. Первый номер газеты "Ведомости" вышел в свет 2 января 1703 года. Известия для нее отбирал сам Петр I.
Культурная жизнь России второй половины XVIII в. пронизана идеями Просвещения. Многовековой процесс развития русской культуры вступал в новую стадию, преодолевая локальность и сословную ограниченность, придавая общенациональную значимость региональным и сословным особенностям культуры.
В развитии образования прослеживались две тенденции: во-первых, расширение сети учебных заведений (появление в 1786 г. "Устава народных училищ" привело к увеличению числа народных школ с 8 до 288, а числа учеников - с 518 до 22 220); во-вторых, закрепление принципа сословности образования (расширение сети учебных заведений только для дворян). Число кадетских корпусов увеличивается до 5, возникает новый тип учебного заведения - благородный пансион.
Начало развитию дворянских учебных заведений положило основание Сухопутного шляхетского корпуса в Петербурге (1732 г.). Возникает целая сеть закрытых учебных заведений: Пажеский корпус в конце 50-х годов, Царскосельский лицей (1811) и др.
Большую роль в распространении образования играл И.И. Бецкой, сторонник воспитания детей в изоляции от родителей (во избежании дурного влияния). Благодаря деятельности Бецкого в Москве появились Воспитательный дом для незаконнорожденных и подкидышей, коммерческое училище для купечества (1773), в Санкт-Петербурге - Смольный институт для благородных девиц с мещанским отделением для недворянок. Смольный институт получал 100 тыс. рублей в год, в то время как все народные школы целой губернии - всего 10 тыс. рублей. Императрица Екатерина считается зачинательницей женского школьного образования. При ней была открыта первая в России публичная библиотека (в Петербурге).
Христианские миссионеры открывали школы для народов Поволжья и Сибири. А на Украине в связи с закрепощением крестьянства (1783) деятельность приходских и казачьих школ сворачивалась. Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук. В 1755 г. при активном содействии М.В.Ломоносова был открыт Московский университет, в 1773 г. - Горное училище в Петербурге, в 1783 г. - Российская академия наук, занимавшаяся изучением русского языка и грамматики (во главе ее стояла известная деятельница русской культуры княгиня Е.Р.Дашкова).
Указ об учреждении Московского университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 12 января 1755 г. (в Татьянин день). В нем было две гимназии. Одна предназначалась для дворян, другая - для разночинцев. Совместно они начинали учиться, лишь став студентами, и тогда все, независимо от происхождения, получали шпаги. В отличие от европейских университетов, обучение в Московском университете в XVIII веке было бесплатным, а для 30 студентов предусматривалось казенное содержание (стипендия).
Появились профессионально-художественные училища закрытого типа, в которые не принимали детей крепостных крестьян. Таковы Балетная школа при Московском воспитательном доме (1773), Академия художеств (1757), дававшая профессиональную подготовку в области живописи, ваяния и зодчества.
Возросшее число школ сделало особо актуальной проблему подготовки учителей. На каждое уездное училище приходилось в среднем по 2 учителя, преподававших по 7-8 предметов каждый. В 1779 году была открыта Учительская семинария при Московском университете, в 1782 г. - Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ, в начале XIX века преобразованное в Педагогический институт. В начале XIX века педагогические институты были созданы при всех университетах.
Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В.Ломоносов (1711-1765) разносторонне одаренный ученый: естествоиспытатель мирового значения, поэт-просветитель, историк и художник. Ломоносов сформулировал принцип сохранения материи (почти на 30 лет раньше французского химика А.Лавуазье), выдвинул учения о цвете, исследовал электричество и силу тяжести, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли и т.д. Он ввел в научный оборот хорошо известные и знакомые сегодня понятия: атмосфера, вал, горный хребет, клин, удельный вес, чернозем и др.
Взлет технической мысли России связан с именами И.И.Ползунова, изобретателя универсальной паровой машины (на 20 лет раньше Уатта), работавшей на Уральском заводе и механика-изобретателя И.П.Кулибина, удивлявшего Петербург "самобеглой коляской", протезами для инвалидов, лифтом, зеркальным фонарем (прототипом прожектора), проектом одноарочного деревянного моста через Неву длиной 298 м.
Петр I изменил и церковное управление. Консервативное московское духовенство не сочувствовало нововведениям молодого императора. После смерти патриарха Адриана (1700) Петр не допустил избрания нового патриарха и назначил Стефана Яворского местоблюстителем. В 1718 г. последовал указ об учреждении Духовной коллегии или Святейшего правительствующего Синода, который заменил патриаршество. При Синоде в качестве "ока государева" был назначен обер-прокурор.
XVIII век, как уже отмечалось, заложил основы русского Ренессанса в XIX веке. Золотой век русской поэзии - с 1799 г. (год рождения Пушкина) до 1900 г. (смерть великого метафизика-философа В.Соловьева) опирался на основы, заложенные в веке XVIII.
Одним из наиболее оригинальных мыслителей этого периода в России был украинский философ Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). Он вел жизнь странствующего философа. Библейская проблематика переплетается у него с идеями платонизма и стоицизма. Смысл жизни он видел в подвиге самопознания. Сын простого казака, он владел несколькими языками, в том числе греческим и древнееврейским.
Важную роль в это время играл и Феофан Прокопович (1681-1736) - один из сподвижников Петра I и ведущий иерарх русской церкви того времени. Он обосновал необходимость упразднения патриаршества и основания Синода, был защитником абсолютизма.
На умы россиян влияли европейские философы. Только переводов Вольтера в XVIII веке было сделано 140. На рубеже XVIII и XIX веков появились переводы Канта. Вольтерианский дух царил в стенах Московского университета.
Во второй половине XVIII века общественная жизнь стала более сложной, углубилась дифференциация общественного сознания, общественно-политическая мысль вышла за рамки единого официального направления.
Выводы. Восемнадцатое столетие явилось важным этапом становления русской национальной культуры. Если первая половина XVIII века отмечена победой светского начала и одновременно значительным усилением внешних заимствований, то вторая половина столетия отмечена органическим вхождением русской культуры в общеевропейский культурный процесс, утверждением идей просветительства. При этом в России наряду с общими для всей Европы гуманистическими принципами особенно остро осознавалась идея раскрепощения человеческой личности.
Наметившиеся в XVIII веке задачи национальной консолидации в основном были решены в первой половине XIX века. С этого времени русская культура стала активным участником мирового культурного развития.
Предреформенная эпоха связана со значительными изменениями условий труда и жизни населения, ростом культурных потребностей общества. Капиталистическое производство требовало не только совершенствования системы образования, но и более высокого уровня культуры населения в целом. Все это, безусловно, способствовало ускорению процесса демократизации русской культуры.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!