По направлению светового потока относительно объекта выделяют фронтальное, боковое и контровое освещение.



При фронтальном освещении источник света располагается в направлении непосредственно от фотокамеры к снимаемому объекту. Например, при портретной съемке такое освещение дает резкие тени под подбородком и на заднем плане (фоне). Вместе с тем, оно не моделирует форму лица, которое получается на снимке более широким, с мелкими чертами.

Боковое освещение резко делит лицо на освещенную и неосвещенную половины. При таком освещении лицо выглядит более узким, причем теневая его сторона кажется шире, чем освещенная; глаза освещены слабо, от выступающих частей лица (волос, носа) отбрасываются резкие тени. На границе раздела света и тени выявляется структура кожи.

Освещение под углом 45° к фронту объекта дает наиболее приемлемую светотень. Оба глаза человека освещены, тени в нижней части лица (носа, подбородка) небольшие. Тень на малоосвещенной половине лица достаточно плотная, но прорисовывает структуру поверхности объекта. Чтобы улучшить результат съемки, можно поставить с теневой стороны отражающий экран. Таким экраном может служить любая белая поверхность, в том числе лист плотной бумаги.

Контровое освещение создает силуэтное (контурное) изображение. Световой поток образует ореол на волосах и плечах фигуры. Форма изображения позволяет узнать предмет съемки, но ни одна деталь на нем не проработана. Обычно такое освещение используют с другим дополнительным источником, расположенным перед фотографируемым объектом.

Освещение является простым, если идет от одного источника света, и сложным, если идет по нескольким направлениям от двух и более источников. Каждый из них предназначен для решения определенных фотографических задач. Световые потоки источников, отличающиеся друг от друга не только по направлению, но и по интенсивности, создают на различных участках объекта неодинаковые освещенности. Нужно учитывать также, что применение большого числа источников света приводит к искажению объекта съемки за счет появления двойных или тройных теней.

 

Схема павильонного освещения.

При съемке в павильонах и лабораториях используют следующие элементы сложного освещения: общий заполняющий, основной направленный или рисующий, выравнивающий, моделирующий, контровой и фоновый свет.

Общий заполняющий свет заполняет все предметное пространство и создает уровень освещенности, необходимый для съемки.

Основной направленный (рисующий) свет образует на сюжетно-важной части объекта основной светотеневой рисунок, способствует передаче в изображении объемов и рельефа поверхности.

Выравнивающий свет, подсвечивая теневые участки объекта, обеспечивает оптимальный светотеневой баланс на объекте, исключая потерю существенных его деталей. Источники выравнивающего света обычно устанавливают со стороны, противоположной основному направленному. Освещенность, создаваемая ими на поверхности объекта, в 1,5-2,5 раза меньше, чем от основного направленного.

Моделирующий свет подсвечивает отдельные участки объекта, позволяет выявлять особенности рельефа, выделять их на фоне окружающих.

Контровой свет, очерчивая контуры предмета, служит для выявления формы, отделяя его от фона.

Фоновый свет обеспечивает необходимый для каждого конкретного случая съемки уровень освещенности на поверхности фона, за счет эффекта отражения лучей от фона может подсвечивать объект сзади, тем самым дополняя контровой свет.

Для каждого вида освещения необходимы различные по конструкции осветительные приборы, различающиеся по структуре и мощности излучения, способности изменять диаметр и интенсивность светового пучка. Решая определенные задачи, каждый источник устанавливается и настраивается отдельно от других и только при съемке все они образуют на объекте обшее комбинированное освещение.

Источники павильонного освещения относятся к классу искусственных источников света. Среди них можно выделить следующие.

Лампы накаливания. Принцип их действия основан на нагревании в вакууме тонкой вольфрамовой нити, которая, накаляясь, выделяет световую и тепловую энергию. Цветовая температура ламп накаливания 2800-3200 К (желтый свет), световая отдача (количество света на каждый ватт израсходованной энергии) — 8—20лм/Вт.

Галогеновые лампы. Действуют примерно так же, как лампы накаливания, но внутренний газовый объем ламп дополнительно заполнен парами йода или брома (галогенными элементами). Цветовая температура - 3300 К, световая отдача — 20-30 лм/Вт. Галогеновые источники называют также газонаполненными. В настоящее время газонаполненные лампы постепенно вытесняются газоразрядными ксеноновыми лампами, питаемыми специальными блоками управления (блоками розжига). Ксеноновые газоразрядные лампы являются источниками света повышенной яркости. Световой поток высокой интенсивности получается за счет свечения газа, инициированного дуговым разрядом между двумя электродами. Электроды лампы находятся в колбе, заполненной ксеноном под большим давлением (около 30 атм. в нерабочем состоянии и около 120 атм. в режиме горения) и солями металлов. Ксеноновые лампы могут иметь цветовую температуру в пределах 4300К, 6000К. 8000К, т.е. по спектру источника излучения близки к солнечному свету (5000К).

Люминесцентные лампы (трубчатые, энергосберегающие). Представляют собой колбы с электродами, заполненные парами ртути и инертного газа; на стенки колб нанесен люминофор. При включении испускается ультрафиолетовое излучение, которое возбуждает люминесценцию (свечение) люминофора в видимой области спектра. Цветовая температура - 4000-6000 К (светло-желтый, белый свет), световая отдача - 40-110 лм/Вт.

Светодиодные лампы. Принцип действия основан на преобразовании электрической энергии, протекающей через полупроводниковый диод, в световое излучение. Избыточная энергия электронов выделяется путем излучения квантов света. Путем добавления в полупроводниковый материал атомов веществ-активаторов можно изменять цвет излучения. Например, на основе фосфида галлия с добавлением цинка, кислорода или азота, можно получить светодиоды зеленого, желтого, красного цветов. Одним из основных параметров светодиодов является яркость - величина, равная отношению силы света к площади светящейся поверхности (измеряется в канделах на кв.метр).

Для исключения цветовых искажений на объекте съемки требуется с особым вниманием подходить к комбинированию искусственных источников света. Легче работать при естественном освещении и на открытом пространстве. Однако даже при естественном освещении один и тот же объект может выглядеть по-разному. Мягкий, рассеянный свет рассвета к полудню сменяется почти отвесными, резкими лучами, дающими такие же резкие тени, и снова смягчается к закату. Цвета на снимке тоже зависят от освещенности и, стало быть, от времени суток, от погоды и даже от температуры воздуха. Один и тот же предмет в свете, отраженном снегом или поверхностью воды, выглядит по-разному. К в помещении, и на открытом воздухе объект съемки освещен множеством самых разных источников света, естественных и искусственных, прямыми и отраженными лучами.

Световое решение кадра должно обязательно учитывать цвет изо-бражения. Следует знать о том, что предметы, окрашенные в некоторые цвета, на фотографии кажутся ближе, чем на самом деле, а другие зрительно удаляются. Например, цвета красной области спектра выходят на передний план, а цвета фиолетовой области отступают на задний.

Насыщенные цвета на фотографии притягивают глаз наблюдателя. Поэтому фон и второстепенные объекты не должны переключать внимание на себя. Задний план, полный насыщенных красных тонов, может не только отвлечь зрителя от объекта фотографии, но полностью уничтожить сюжет.

Кроме этого, глаз наблюдателя невольно концентрируется на наи- более контрастных участках снимка. Следовательно, цветовой контраст тоже может стать композиционным приемом, привлекающим внимание к определенным частям изображения.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!