Тема 3. Фотографическая съемка



Объем лекции: 2 академических часа.

 

 

Изобразительная форма фотоснимка. Понятие композиции фотоснимка. Объекты съемки и их воспроизведение на снимке.

Выбор направления съемки. Выбор расстояния до объекта съемки. Планы съемки. Высота точки съемки. Перспектива изображения. Определение момента съемки.

Понятие и функции освещения в фотографии. Классификация источников света и светового потока. Схема павильонного освещения. Техника съемки с лампой-вспышкой.

Характеристика современного состояния экспонометрии. Способы замера экспозиции. Применение функции экспокоррекции.

 

 

Изобразительная форма фотоснимка.

 

Наглядность, ясность и конкретность фотоснимка являются его основными достоинствами. Совокупность этих черт образует жизненную достоверность — важнейшую сторону фотографии.

Документальность и жизненная достоверность фотографии являются ее неотъемлемыми свойствами, позволяющими передавать убедительные картины окружающего нас мира. В общей фотографии документальным видом является информационно-репортажная съемка. К художественным видам относятся портрет, пейзаж, натюрморт, «жанровое» фото. Однако приведенное деление является достаточно условным, поскольку информационные и художественные задачи не противоречат друг другу.

Неумение выделить существенные черты действительности, правильно построить снимок, выбрать выразительные средства освещения объекта съемки, правильно использовать закономерности линейной и тональной перспективы зачастую приводят к малоубедительным для окружающих результатам. Если кадр загроможден множеством ненужных деталей, одинаково натуралистично передает необходимое и случайное, то снимок выглядит пестрым и вместе с тем унылым и неинтересным.

Одна из специфических особенностей фотографии состоит в том, что для получения изображения объекта он должен обязательно находиться в момент съемки перед объективом фотокамеры (в отличие от художника, который может работать по эскизам, зарисовкам с натуры). Эта особенность и составляет основу документальности - сильнейшей стороны фотографии.

Фотоснимки обладают силой убедительности подлинного документа, наглядно представляют ту или иную сторону действительности, а при наличии художественных достоинств - возбуждают интерес зрителя.

Документальность обусловливает и характер композиционного творчества фотографа, специфику организации и построения фотографического изображения. Композиционная практика приводит к тому, что фотоснимок показывает зрителю реально существующий объект съемки, действительное событие, конкретное явление со всеми его особенностями, но при этом фотография несет в себе разъяснение смысла происходящих событий, делает понятным характер показанных явлений. Следовательно, фотограф в своем композиционном творчестве проделывает определенную работу художника, результатом которой является своеобразная изобразительная трактовка материала.

Судебная фотография, несомненно, накладывает ряд ограничений на использование изобразительных средств. Например, световое решение снимка всегда должно обеспечивать возможность распознавания на снимках различных предметов, определения их размеров и взаимного расположения. Однако знание основ композиционного построения фотографического изображения позволяет осознанно подходить к фиксации наблюдаемых фактов действительности, что является необходимым элементом формирования профессиональных качеств специалиста в области судебной фотографии.

 

Понятие композиции фотоснимка.

Главными изобразительно-выразительными средствами, которыми оперируют в фотографии, являются композиционное построение и световое (тональное, цветовое) решение снимка.

«Композиция» (в переводе с латинского) — это сочинение, составление, соединение, т.е. установление соотношения отдельных частей изображения в единое целое. В таком, широком смысле слова, композиция - это продуманное сочетание изобразительной формы снимка, линейного, светового и тонального построения кадра, позволяющее выразить содержание с необходимой полнотой.

Композиционное построение снимка в узком смысле этого слова представляет собой заполнение картинной плоскости и распределение в кадре отдельных элементов композиции. Достигается это путем определения направления съемки, расстояния от точки съемки до объекта, крупности плана, высоты точки съемки, границ кадра, местоположения перемещающихся элементов композиции и выбором момента съемки.

Световое решение снимка осуществляется в одних случаях выбором условий освещения, наиболее благоприятных для съемки данного объекта, и определением направления съемки по отношению к основному световому потоку, освещающему объект съемки, в других случаях - созданием специальных условий освещения для целей фотосъемки.

Каждая область применения фотографии и каждый жанр фото-графического искусства имеют свои особенности в использовании изобразительно-выразительных средств. Так, информационно-репор- тажный снимок является фотодокументом и решает задачу сообщения зрителю определенных точных сведений. Эта задача определяет характер работы над снимком: при изобразительном решении темы нельзя нарушить смысла и процесса происходящего события ради собственных композиционных находок. Также нельзя прерывать в интересах съемки естественного хода события или инсценировать впоследующем пропущенный эпизод.

Специфика подхода к материалу в репортаже состоит в том, что в основе изобразительного решения репортажного снимка лежит действие выбора.

Композиционное построение кадра осуществляется в данном случае выбором точки съемки, определением направления съемки, расстояния от точки съемки до объекта, ракурса, времени съемки, момента съемки. Действие выбора - единственный подход к материалу в фоторепортаже, в котором исключается всякая организация и подготовка объекта съемки. Примером репортажного подхода к съемке в судебной фотографии может служить изготовление обзорных снимков места происшествия.

Вместе с тем, в таких видах, как «жанровая» и портретная фотография допускается активное вмешательство в условия съемки, частичная или полная постановка, организация кадра. Отдельные элементы постановочных кадров можно использовать и в судебной фотографии (например, опознавательная съемка, распределение объектов в кадре для демонстрации общего вида предметов, представленных на экспертизу), но их применение не должно сказываться на полноте отображения свойств и признаков объектов.

Объекты съемки и их воспроизведение на снимке. Наиболее распро страненными объектами съемки являются участки местности, здания, помещения (при криминалистической, архитектурной, пейзажной съемке); человек, группа лиц (при портретной, репортажной, опознавательной съемке); спортивные и иные зрелищные мероприятия; объекты живой природы: животные, птицы, насекомые; предметы неживой природы, представляющие научный и практический интерес: изделия из металла, стекла, древесины, монеты, медальоны, орудия труда (взлома), инструменты, следы и их слепки, и многое другое.

Предметы окружающего нас мира характеризуются световыми, про-странственными свойствами, а также динамикой (движением). При этом следует учитывать следующие особенности восприятия.

1. Большинство окружающих нас предметов трехмерны. Они имеют три измерения: ширину, высоту, длину или глубину. Воспринимать пространство трехмерным нам помогает стереоскопичность нашего зрения, поскольку предметы наблюдаются с двух точек, двумя глазами. В фотокамере трехмерный мир с его объемами и глубиной пространства проецируется на картинную плоскость (фотоматериал, ПЗС-матрииа), имеющей лишь два измерения - ширину и высоту. Третья координата - длина предмета или глубина пространства на плоском снимке теряется. Поэтому при съемке необходимо создать иллюзию объемности предмета, глубины пространства, рельефа поверхности или фактуры объекта.

2. Любой объект съемки состоит из множества различных по величине деталей. Наблюдая за объектом, событием, мы за счет аккомодации зрения можем сконцентрировать внимание на отдельном, главном (сюжетно-важном) элементе, исключить из сферы внимания второстепенные предметы, находящиеся ближе или дальше от интересующего нас участка.

Объектив же подробно фиксирует все, что попадает в поле его зрения. И если начинающий фотограф не умеет среди множества деталей выделить важное и интересное, то на снимке воспроизводится и главное, и второстепенное, необходимое и случайное. Следовательно, при съемке необходимы приемы, которые помогут фотографу концентрировать внимание (создать акцент) на главном.

3. Почти все жанры художественной фотографии насыщены движением. В движении находятся объекты репортажной и спортивной видов съемки; необходимо передать движение потока воды, дерева под порывом ветра, взлетающей или садящейся птицы. Внутренней динамикой могут быть насыщены архитектурные и портретные снимки.

При съемке запечатлевается лишь краткий миг движения, так как время экспонирования составляет сотые и тысячные доли секунды. И по краткому мгновению зрителю приходится составлять представление о движении в целом. Это обязывает фотографа изыскивать способы построения динамичных изображений, на которых сохраняется иллюзия движения.

Многое здесь решает точное и выразительное построение рисунка изображения, удаление из кадра всего лишнего и акцентирование внимания на главном, гармоничное размещение элементов объекта в пределах рамки кадра и многое другое. Знание основных закономерностей построения изображения помогает специалисту в области судебной фотографии получать документальные и вместе с тем правильные в художественном отношении снимки.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 575; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!