Общая характеристика английского реализма. Периодизация творчества Диккенса и краткая характеристика каждого из этапов. Проблема эволюции творческого метода Диккенса.



Реализм - направление, возникающее в ряде стран после 1830 года как смена романтизма. Реализм был вызван к жизни противоречиями бурного капиталистического развития, последовавшего за периодом ломки старого общества и его культуры. Начинает формироваться новый социальный класс – рабочие. Формирование реализма в Англии начинается сравнительно рано (первые попытки соотнести человека и среду были еще в конце 18 века, в творчестве Дж. Остен) и хронологически почти совпадает с острым периодом в социально-политической жизни страны, вызванным парламентской реформой 1832 года и началом чартистского движения.
Реализм вырастает из романтизма, развивает его достижения и художественно полемизирует с ним. Реализм получил название в силу своего принципиального устремления к описанию правды жизни. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом анализа стал внутренний мир человека, критический реализм становится психологическим. Однако, писатель-реалист использует принцип художественной условности, «жизнеподобия», то есть их произведения – не фотографические снимки, а образы действительности.
Реализм в Англии обладает следующими особенностями:
- широкое использование категории комического (особенно ранний Диккенс)
- дидактическое начало (судьбы героев, развязки конфликтов несут моральную оценку и нравственную нагрузку – счастливые концовки у Диккенса)
- демократичность (главные герои часто из низов общества – Дж. Остен – жизнь провинциальных семей).
В творчестве Диккенса можно выделить четыре периода:
Первый период (1833-1841 г.) - совпадает по времени с движением широких масс английского народа, неудовлетворенных результатами парламентской реформы. Для первого периода характерны оптимизм и веселый юмор. Однако уже в это время в его романах появляются ноты недовольства английскими законами (изображения, в частности, губительных для людей работных домов, воровских притонов, «дна» Лондона). Положительным же героям счастье даруется за изначально присущую добродетель. Ранний Диккенс был убежден в том, что идея добра всегда в конечном итоге побеждает. В это время созданы «Очерки Боза», романы «Посмертные записки Пикквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никкльби» и некоторые другие произведения.
Второй период (1842-1848 г.) - приходится на годы интенсивного развития рабочего движения в Англии. Сороковые годы ознаменовались новым этапом в понимании Диккенсом проблемы добра и зла. Общий тон повествования романов иной, чем в его ранних произведениях. В большинстве романов этого периода нет места его раннему безграничному оптимизму, в них преобладают печальные ноты. Но писатель все же сохраняет в себе веру в победу добра над злом. Финалы этих романов назовем относительно счастливыми. Лучшие произведения этих лет — «Американские заметки», «Мартин Чезлвит», «Домбн и сын».

Третий период (1848-1859 г.) - начинается в момент наивысшего подъема чартистского движения. В романах пятидесятых годов с наибольшей силой выразились опасения Диккенса за будущее человеческих отношений и будущее страны. Он начинает убеждаться, что победа моральных истин, нравственных правил, наконец, идеи добра над миром эгоизма и расчета достигается ценой больших лишений. Отсюда и мрачный тон романов этого периода. Юмор чаще сменяется горькой иронией и сатирой. В эти годы Диккенс создает наиболее сильные по своему социальному звучанию произведения — романы «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит».
Четвертый период (60-е г.) - время известной стабилизации капиталистических отношений в Англии и относительного ослабления политической борьбы. В романах последнего десятилетия писатель размышляет о возможной нравственной гибели не только отдельного человека, но и страны в целом. Все труднее даются писателю положительные (но все же положительные!) финалы. Теперь на страницах его произведений редко загорается спасительное пламя домашнего очага. Но невозможно представить себе Диккенса без надежды. Конечно, остается вера в добро, но цена, которую теперь платят герои за эту веру, очень высока. В этот период Диккенс создает романы «Большие ожидания» и «Наш общий друг».


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 601; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!