Заклинание девяти трав: девять сил добра против девяти проявлений зла



Не будем забывать, что памятниками англосаксонской литературы являются не только поэмы, но и всевозможные заклинания. Рассмотрим одно из них:

«Заклинание девяти трав» («the Nine Herbs Charm») – англосаксонское стихотворение, записанное в 10 веке. Заклинание предназначено для лечения отравлений и инфекций при помощи лекарства, составленного из девяти трав. Числа 3 и 9, важные в германском язычестве и фольклоре, часто употребляются в данном стихотворении. Девять трав борются с девятью главными болезнями.[31]

Прослеживается противопоставление девяти воплощений добра и девяти воплощений зла.

Этот же мотив присутствует и во «Властелине Колец», где девяти членам Братства Кольца, представляющим Свет, противопоставлено девять Всадников-Назгулов, представляющих Тьму.

Чудовища и проклятое сокровище: схожие черты описания и анализ мотивов, связанных со злыми силами

Теперь поговорим поподробнее о чудовищах, описанных в «Беовульфе» и во «Властелине Колец». Интерес вызывает схожая «внешность» Гренделя и Балрога. Автор называет Греднеля «дитя тьмы» ( «the shadow walker»)[32]. Дж.Р.Р.Толкиен говорит, что Балрог «…подобен гиганской тени, в середине которой была темная фигура…»(«like a great shadow in the middle of which was a dark form»)[33]

Еще одна отличительная черта этих чудовищ – поразительная способность открывать крепко запертые двери. Так, стоило Гренделю дотронуться до двери, ведущей в чертог, она разлетелась вдребезги.[34] Во «Властелине Колец» Гэндальф накладывает заклинание, закрывающее двери, на врата в чертог с могилой Балина в Мории. Тем не менее, Балрогу удается преодолеть заклятие, истощить силы Гэндальфа и открыть дверь, которая тоже разлетается вдребезги.[35]

Последний сюжет, который я бы хотела рассмотреть в данном произведении – это мотив золота могильников и проклятых сокровищ, который нашел отражение и в легендариуме Дж.Р.Р.Толкиена. В «Беовульфе» золото могильника стерег дракон, вселявший ужас в души людей[36]. Также упоминается заклятие, наложенное на сокровища: «долго покоился клад, тысячезимнее златосокровище крепко заклятое, дабы не смел ни единый смертный его коснуться…стало ясно, что не было счастья владельцу богатства…ибо и воин погиб в сражении, и страж сокровищ не смог избегнуть возмездия в битве.»[37], «Беовульф…сам не ведал…тот клад до скончанья веков заклятьем таким заречен был, что станет смертный, в грехах погрязнув, молиться идолам и, в цепи ада попав, запятнает себя пороками еще допрежде, чем ступит на это место проклятое, раньше, чем взглянет на это золото.» [38]

Во «Властелине Колец» описываются могильники, полные проклятого золота, сокровищ и оружия, в которых жили умертвия, убивавшие всех, кто забредал на территорию захоронений.[39]

И в «Беовульфе», и в «Хоббите», описывается дракон, стерегущий золото. В «Хоббите» дракон захватил королевство гномов, располагавшееся в Одинокой горе, и наводил ужас людей, живущих в окрестных поселениях[40]. Похожая ситуация описывается в «Беовульфе»: дракон захватил золото могильника и стерег его, нанося ущерб государству, в котором правил Беовульф[41]. В обоих произведениях короли, которым принадлежало золото, шли на битву с драконом. Так, Беовульф, убив дракона, сам погиб от ран. Торин (король гномов Одинокой горы), в конечном счете, тоже погибает, правда в битве с врагами, а не от лап дракона после освобождения Горы. 

Мотив плавящегося меча так же присутствует в обоих произведениях. Так, меч Беовульфа плавится от крови матери Гренделя. [42] Аналогично, меч Эовин разрушился после убийства Короля-чародея Ангмара[43]. Проклятый клинок, которым Ангмарец ранил Фродо, также раплавился в руках Арагорна[44], оставив лишь рукоять, но, в отличие от предыдуших примеров, клинок расплавился от прикосновения, а не от крови.

Обряд погребения

Теперь рассмотрим англосаксонскую традицию хоронить павших воинов в лодке. «Челн крутогрудый вождя дожидался,…там был он [вождь] возложен на лоно ладейное…все – самоцветы, оружие, золото – вместе с властителем будет скитаться по воле течений…они [люди] поручили челн теченьям…»[45]- так описываются похороны Скильда, датского конунга, в «Беовульфе». Таким же образом был похоронен Боромир во «Властелине Колец». Его тело вместе с оружием было возложено в лодку, которая была пущена по течению реки. (см. Приложение 1)

С похоронами связана еще одна традиция: погребальный плач. В «Беовульфе» жена вождя плачет над костром с телом мужа и сына: «…рядом с Хнафом лежал сын ее благородный…погребальный плач затянула она, вой скорбящей жены, и взметнулся дым, в поднебесье огонь, пламя под облака…»[46] Во «Властелине Колец» Арагорн и Леголас поют погребальную песнь (см. Приложение 2), отправляя Боромира в последний путь. В песне человек умоляет ветры рассказать, где находится Боромир и почему этот доблестный воин не вернулся домой, на что получает весть о его кончине.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!