ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УДАРЕНИИ



*

§ 136. В неодносложных словоформах слоги произносятся неодинаково, причем один из них выделяется в произношении. В русском языке это выделение осуществляется большим напряжением артикулирующих органов, создающим большую отчетливость тембра (и тем самым отчетливость качества того или иного звука под ударением) и длительность гласных звуков. Такое фонетическое выделение одного из слогов называется ударением, а выделяемый слог - ударным.

Примечание. В потоке речи постоянным признаком ударного слога является напряженность, а в изолированно произносимых словах - и напряженность, и длительность.

Для обозначения ударения существует интернациональный термин акцент. Поэтому наука об ударении называется акцентологией, а типы ударения слов - акцентными типами.

Ударение современного русского языка количественно-динамическое: гласный ударного слога, в отличие от безударных гласных, характеризуется относительно большей напряженностью произнесения, большей длительностью, а потому и более четким звучанием.

§ 137. Ударение - это признак знаменательного слова в целом. Обычно знаменательное слово в любой из своих словоформ имеет одно ударение, а служебные слова чаще не имеют ударения и вместе со знаменательным словом составляют фонетическое слово. Фонетическое слово - это либо одна словоформа, несущая на себе ударение, либо сочетание в потоке речи ударной словоформы с соседней безударной словоформой (реже - с двумя безударными словоформами). Входящая в состав фонетического слова безударная словоформа может находиться либо перед ударной словоформой (такая безударная словоформа называется проклитикой): убр а та, либо после ударной словоформы (такая безударная словоформа называется энклитикой):отец бы (от е[дㆀзㆃ б]ы). Ударная словоформа обычно является словоформой знаменательного слова. При одной и той же ударной словоформе могут находиться и проклитика, и энклитика: набереж о к бы.

В качестве проклитик выступают, как правило, односложные предлоги и союзы: на берегу; от магаз и на; со мн о й; ни т ы, ни он; сказ а л, что вс の прин の с; и сн е г, и в е тер. Энклитиками обычно являются односложные частицы: он-то прид の т, принес и-ка, он и ведь говор и ли, прид の т ли он.

В некоторых случаях энклитиками могут становиться и словоформы знаменательных слов. Односложный предлог, а также отрицательная частица не, предшествующая глаголам или кратким причастиям, иногда принимают на себя ударение, и тогда следующая далее словоформа оказывается безударной: н а берег, у моря (погоды ждать), н а два, п о два, н е был, н е дан.

§ 138. Словесное ударение может быть ослаблено. Словоформы с ослабленным ударением называются слабоударяемыми, а ослабленное ударение - слабым, или побочным. В отличие от нормального (неослабленного, основного) ударения, обозначаемого знаком ('), побочное ударение обозначается знаком (`): Про е хали мимо вокз а ла;Столп и лись вокруг реб の нка.

Как сказано в § 137, большая часть служебных слов - односложные предлоги, союзы и частицы, - как правило, не имеет на себе ударения (о переходе ударения см. § 1267, 1268, 1383, 1623,1642). Неодносложные служебные слова могут быть как безударными, так и слабоударяемыми. В потоке речи, как правило, безударны неодносложные предлоги из-за, из-под, изо, надо, обо,ото, передо, подо, из-за л е са, из-под стол а, изо вс е х, надо мн о й, обо всのм, ото вс е х, передо мн о й, подо льд о м.

Слабоударяемыми в потоке речи, как правило, являются следующие слова.

1) Предлог кроме (Крòме тебя, онà никого не послушает), а также двусложные и трехсложные предлоги, образовавшиеся из наречий: Встретимся пòсле лекции; Бегали кругòм поля;Расположились вокрỳг озера; Сидели напрòтив окна; Стал поперёк дороги. Предлоги между, перед, через в потоке речи могут быть как слабоударяемыми, так и безударными: мèжду деревьями имежду деревьями, пèред отъездом и перед отъездом, чèрез поле и через поле.

2) Односложные союзы как, раз: Хорошо бы иметь такую библиотеку, кàк ваша. Рàз обещали, выполним.

3) Двусложные и трехсложные союзы: хот `я ш`ёл д ождь...; когдà приеду; Приеду, потомỳ что обещал; èсли можно, напишите; Радовался сл `овно реб`ёнок; Едвà рассвел о, м `ы отпр авились впуть. Исключение — союзы коли (прост.) и чтобы, представляющие собой проклитики: Коли знаешь, расскажи; Просила, чтобы написал.

Примечание. В отличие от союза чтобы, местоимение что в сочетании с частицей бы (что бы) всегда ударно: Сделаю вс の, что бы ни попросила.

4) Относительные слова, указывающие в придаточном предложении на один из членов главного: Вернулся в город, в котòром прошло мо `ё д етство; Направился к зданию, чтò виднеетсявдали; роща, откỳда м `ы в ышли; место, кудà направлялись; дом, гдè жила.

5) Личные местоимения и притяжательные местоименные прилагательные: мен `я встр етили хорошо, моèй сестре хочется научиться плавать, у негò мало времени.

6) Простые числительные в сочетании с существительными: п `ять час ов, двà месяца, без десятù пять (если числительное не употреблено с предлогом, на который переходит ударение; об этом см. § 1383).

7) Формы служебного глагола быть: вечер б `ыл т ихий и тёплый, а также формы полузнаменательного глагола стать: стàло морозно; òн стàл учителем.

8) Как слабоударяемыми, так и безударными могут быть в потоке речи немногосложные слова с различного рода модальными значениями. Такова, например, частица было (отправился б `ыловчер а в театр и отправился было вчера в театр). Многосложные слова с такими знач. всегда имеют побочное ударение: Встретимся, бывàло, и не можем наговориться.

9) Вводные слова, как правило, являются слабоударяемыми: Она, мòжет быть, хочет остаться? Он, ст `ало быть, согл асен? Высокочастотные в употреблении вводные слова так сказать,говорит могут быть и безударными, это приводит к изменению их звукового облика в связи с редукцией гласных: [тъкскъзът’], [гъвър’ит], в беглой речи [гр’ит].

10) Слово брат в функции фамильярного или дружеского обращения может быть или слабоударяемым, или безударным: Ты, брàт, не сердись и: Ты, брат, не сердись.

В контексте, в особых речевых ситуациях, слова, обычно являющиеся безударными и слабоударяемыми, могут находиться в интонационном центре конструкции (см. § 153): Я не зн а ю, а он знает; Ни `я , ни òн не прид の м; Ехали мимо деревни, а не через деревню; Скажу после урока, а не сейчас; Вàм чай с сахаром или без? - Б е з.

§ 139. Ослабленное (побочное) ударение могут иметь не только отдельные слова (словоформы), но и части слов. В сложных по составу, а также в некоторых префиксальных словахвозможны два ударения: наряду с основным словесным ударением в таких словах может быть второе - побочное, более слабое ударение. При наличии в слове двух ударений побочное ударение, как правило, находится ближе к началу слова, а основное - ближе к концу слова: дàльневосточный, самол `ё тостроение, сỳперобложка, òколоушный (спец.), кòе-кто. Однако очень многие сложные слова, как и большинство префиксальных слов, не имеют побочного ударения: водок а чка, полукр у г, междунар о дный (об ударении в сложных и префиксальных словах см. §501,586, 720, 775).

§ 140. В русском языке ударение не прикреплено постоянно к какому-нибудь определенному слогу (к первому, последнему, предпоследнему) или к определенной части слова (к основе или флексии) и в разных словах может находиться на любом слоге словоформы и на разных морфемах: б е рег, тов а рищ, молод е ц, хол о дный, больн о й, пр о дал, перев の з, увезл а, в ы кристаллизоваться,перевез の нный. Ударение в этих словоформах падает на разные слоги слов и на разные морфемы: на корень (б е рег, тов а рищ), на суффикс (перевезённый), на префикс (пр о дал) или на флексию (увезл а). Такое ударение называется разноместным.

Разноместность русского ударения используется для различения разных слов, совпадающих по звуковому составу, или для дифференциации разных словоформ одного и того же слова: м у ку(вин. п. ед. ч. слова м у ка) и муку (вин. п. ед. ч. слова мук а), м у ки (род. п. ед. ч. и им. п. мн. ч. слова м у ка) и мук и (род. п. ед. ч. слова мук а), р у ки (им. и вин. п. мн. ч. слова рук а) и рук и (род. п. ед. ч. слова рук а), п у щу (вин. п. ед. ч. слова п у ща) и пущу (1 л. ед. ч. слова пуст и ть), н и ти (род., дат., предл. п. ед. ч., им. и вин. п. мн. ч. слова нить) и НИТИ (аббревиатура).

В каждой конкретной словоформе ударение закреплено за каким-то одним определенным слогом (о вариативности ударения см. § 141): за первым слогом - в словоформах з а мок, ст е ны; за вторым: грамм а тика, стен а; за третьим: голуб о го, голов а. Разноместность словесного ударения делает его индивидуальным признаком каждого слова и тем самым относится к средствам дифференциации слов.

§ 141. Наряду с названными в предыдущем параграфе случаями, когда ударение служит для различения разных словоформ, многочисленны явления вариативности ударения, т. е. возможности различного ударения в одной и той же словоформе, в одном и том же слове. Таковы словоформы твор о г и тв о рог, д а ришь и дар и шь, п е режитый, переж и тый и пережит о й. При наличии словоформ с вариативным ударением один из вариантов может быть нормативным, а другой - противоречащим норме, просторечным или диалектным. Например, нормативно ударение н а чал, полож и л, магаз и н, крас и вее и ненормативно нач а л, пол о жил, маг а зин, красив е е. Отступлением от нормы часто являются также варианты ударения, характерные для профессиональной речи, например: литературное шпр и цы и профессиональное (мед.) шприц ы.

В некоторых случаях различия в ударении в пределах одного и того же слова (словоформы) связаны с семантической и стилистической дифференциацией. Так, с помощью ударения различаются лексические значения слова хаос: 1) х а ос - (стихия, якобы существовавшая до возникновения мира, земли, с ее жизнью) и 2) ха о с - (беспорядок, неразбериха). Ударением различаются стилистически нейтральные слова дев и ца, шёлковый, ч е стный и характерные для народно-поэтической речи д е вица, шелк о вый, честн о й; нейтральные словоформы избранный,с у дьбами, т о лпами и книжные (поэтические, высокие, архаизованные) избр а нный, судьб а ми, толп а ми.

Одним из характерных проявлений вариативности являются колебания ударения в пределах литературной нормы: в языке возможно сосуществование нормативных вариантов одного и того же слова при отсутствии смысловой и стилистической дифференциации между ними. Сюда относятся, например, такие варианты, как обух и об у х, н а лил и нал и л, иначе и ин а че.

Часто встречаются варианты ударения, один из которых не в полной мере отвечает норме. Такой вариант нельзя считать ошибочным: он отражает закономерности развития языка и в современном языке имеет определенную стилистическую окраску. Сюда относятся: 1) варианты, соответствующие нормам литературного языка XIX в., ныне уступающие место другим, но не вышедшие окончательно из употребления, например, устаревшее ударение дар и шь при современном д а ришь; 2) варианты, получившие широкое распространение в живой речи и отвечающие тенденциям развития языка, например, разг. ударение разд а л наряду с р о здал.

§ 142. При образовании форм одного и того же слова ударение может перемещаться с одного слога на другой, с одной морфемы на другую: д е ло, дел а, дел а ми; верчу, в е ртишь, в е ртят, верт е л. Эта особенность называется подвижностью словесного ударения, а само такое ударение - подвижным. В отличие от подвижного, неподвижное ударение имеет место в тех случаях, когда при образовании разных форм одного и того же слова ударение остается на одном и том же месте: б у кв-а, б у кв-ы, б у кв-е; стерег-у, стереж-ёшь, стерегт; умён, умн-а, умн-о,умн-ы.

Подвижное ударение служит дополнительным средством, которое сопровождает основное средство образования грамматических форм - аффиксацию. Отличаясь друг от друга аффиксами (как правило, флексиями), словоформы иногда различаются и местом ударения. Так, форма вин. п. ед. ч. слова гора образуется при помощи флексии -у и одновременно при помощи перемещения ударения на основу: г о р-у, но гор-а, гор-ы, гор-е, горй.

§ 143. С грамматической точки зрения существенным признаком ударения является его отношение к морфемному членению слова. В словоизменении словоформы с ударением на основе - неконечным ударением - противопоставляются словоформам с ударением на флексии, т. е. с конечным ударением. Сравним пары, в которых первая словоформа имеет неконечное ударение, а вторая - конечное: дор о г-а - ступн-я, дор о г-и - ступн-и, дор о г-е - ступн-е, дор о г-у - ступн-ю, дор о г-ой - ступн-ёй, о дор о г-е - о ступн-е; дор о г-и - ступн-и, дор о г -ступнй, дор о г-ам - ступнм, дор о г-ами - ступнми, о дор о г-ах - о ступнх; гул я-ю - берег-у, гул я-ешь - береж-ёшь, гул я-ют - берегт, гул я й - берег-и, гул я л-а - берегл-а, гул я л-о - берегл-о,гул я л-и - берегл-и.

Формы слов с разным морфемным составом объединяются по признаку наличия в них неконечного или конечного ударения.

§ 144. Основы слов различаются числом слогов и местом ударения. По наличию или отсутствию слогов основы делятся на неслоговые (дн-о, зл-о, тк-у) и слоговые(бес е д-а, магаз и н, стер е чь). По месту ударения различаются основы ударные (стул, магаз и н, хор о ш-ий, п а хну-ть, занесённ-ый) и безударные (клевет-а, удалй, убрал-а). Среди ударных основ различаются основы с ударением на первом слоге (ужин, м а леньк-ий, п а хну-ть) и с ударением не на первом слоге (магаз и н, хор о ш-ий, осл а бленн-ый). Последние делятся на основы с ударением на последнем слоге (магаз и н, хор о ш-ий, бес е д-а, оскорблённ-ый) и основы с ударением на среднем слоге (инстр у ктор, проф е ссор, нак о рмленн-ый). Ударные односложные основы условно относятся к группе основ с ударением на первом слоге.

§ 145. Словоформы с ударной двусложной флексией группируются по характеру ударения следующим образом.

1) Ударение на предпоследнем слоге двусложной флексии имеют: а) существительные: столми, полми; б) прилагательные, в том числе местоименные и счетные: большму,голубми, какми, вторго; в) глаголы: нес-ёте; г) причастия: пережитму; д) местоимения я, мы, ты, вы, себ я: мню, нми; е) сложные количественные числительные, оканчивающиеся на -сот, и числительные дв е сти, тр и ста, чет ы реста: пятьюстми, двумястми; ж) собирательные числительные: двоми, десятерми.

2) Ударение на последнем слоге флексии имеют местоимения кто, что и мотивированные ими: к-ог о, ч-ег о, ник-ому.

3) Ударение на разных слогах двусложных флексий выступает в некоторых формах следующих слов: а) местоименных прилагательных мой, твой, свой, тот, весь, сам, а также чей и мотивированных им (см. § 1352); б) счетно-местоименного прилагательного од и н. У этих слов ударение падает на последний слог флексии в формах род., дат., вин. п. ед. ч. муж. и сред. р. и на предпоследний слог в формах тв. п. ед. ч. жен. р. и тв. п. мн. ч.; ср. мо-ег о, мо-ему, одно-ог о, одн-ому, но мою, моми, одню, однми.

Форма вин. п. ед. ч. жен. р. прилагательного сам имеет вариантные формы, в одной из которых, с двусложной ударной флексией, под ударением находится конечный слог: сам-оё и сам-у.

§ 146. Перемещение ударения в разных словоформах одного и того же слова как средство образования грамматических форм следует отграничивать от тех случаев, когда перемещение ударения объясняется другими причинами.

В некоторых словоформах отсутствуют условия для противопоставления неконечного и конечного ударения: основа (1) или флексия (2) таких слов не содержат слогового элемента, т. е. гласной: (1) зл-ой, тьм-а, тк-у; (2) стол-Æ, цвёл-Æ (Æ - знак нулевой флексии, см. § 187). В таких словоформах ударение на основе или флексии вынужденное: возможности выбора нет. Это словоформы с неразличением неконечного и конечного ударения.

Если некоторые из форм слова, характеризующегося постоянным ударением на флексии, образуются при помощи нулевой флексии, то ударение в этих формах оказывается на основе. Так, словабык, кот, стол характеризуются постоянным ударением на флексии во всех формах ед. и мн. ч. (бык а, быку..., бык и, бык о в, бык а м...), кроме формы им. п. ед. ч., в которой ударна основа: бык,кот. Но ударение в этой форме и не может падать на флексию, так как флексия здесь нулевая: бык-Æ, кот-Æ. Такое же вынужденное ударение на основе имеют в форме род. п. мн. ч. существительные м е сто, дел о: мест-Æ, дел-Æ: эти словоформы имеют нулевую флексию в отличие от других падежных форм мн. ч. тех же слов (мест а - дел а, мест а м - дел а м, мест а ми -дел а ми...).

Нулевая флексия характерна и для форм муж. р. ед. ч. прош. вр. глаголов: цвёл-Æ, гул я л-Æ, брал-Æ. Естественно, что ударение в этих формах всегда находится на основе. Однако эти словоформы не однотипны в отношении ударения. Ср., с одной стороны, цвёл, цвел а, цвел о, цвел и; с другой - гул я л, гул я ла, гул я ло, гул я ли; брал, брал а, бр а ло, бр а ли. Эти ряды форм по существу различны. В словоформе цвёл ударение находится на основе только потому, что флексия здесь нулевая; во всех остальных формах прош. вр. этого глагола ударение на флексии. В словоформах жегулял, брал место ударения обусловлено не нулевой флексией, а типом ударения слова в целом.

В результате сопоставления с другими формами тех же слов словоформам типа бык, кот, лист, дел, цвёл приписывается (т. е. для них условно устанавливается) ударение на флексии. Такое ударение в словоформе, не совпадающее с действительным (реально существующим), называется условным ударением. Характер ударения (действительное или условное) определяется для словоформ с неслоговыми основами и нулевыми флексиями на основании сопоставления их с другими формами того же слова.

Практически для определения места ударения в конкретной словоформе следует руководствоваться следующими правилами.

1. Если оба компонента словоформы - основа и флексия - слоговые, т. е. содержат хотя бы по одному слогу и, следовательно, различают неконечное и конечное ударение, то учитывается действительное ударение в словоформе. Например, б у кв-ы, весёл-ый, гул я л-а - действительное ударение на основе; цвел-а, удал о й - действительное ударение на флексии.

2. Если основа или флексия не содержат слогового элемента, т. е. имеет место неразличение неконечного и конечного ударения, то ударение в данной словоформе находится на той же части (на основе или на флексии), что и действительное ударение в какой-либо словоформе того же слова, которую можно назвать контрольной. Такой контрольной словоформой служат: а) для всякой краткой формы прилагательных и причастий муж. р. и для формы муж. р. прош. вр. и сослагат. накл. глагола - соответствующая форма сред. р.; например, у словоформы кр е пок, гул я лдействительное ударение на основе (ср.: кр е пк-о, гул я л-о), у словоформ хор о ш, цвёл - условное ударение на флексии (ср.: хорош-о, цвел-о); б) для всякой падежной словоформы - словоформа дат. п. того же числа, например, у словоформ кор о в, наш действительное ударение на основе (ср., кор о в-ам, н а ш-ему); у словоформ весь, слов условное ударение на флексии (ср.: всем-у, словм).

Если все словоформы определенного ряда с неслоговой основой имеют конечное ударение, то учитывается их действительное ударение. Это правило применимо, в частности, к глаголам, имеющим неслоговую основу в личных формах наст. вр. Так, глагол ткать не различает неконечное и конечное ударение в личных формах наст. вр. (во всех этих формах основа неслоговая) и в повел. накл.: тк-у, тк-ёшь, тк-ут, тк-и. Все они имеют конечное ударение.

Примечание. В дальнейшем описании в термине "действительное ударение" слово "действительное" опускается: действительное ударение называется просто ударением; условное ударение везде специально оговаривается.

§ 147. Для изменяемых слов основной единицей классификации по ударению является акцентный тип. Акцентный тип - это общая схема размещения ударения в словоформах определенного множества слов, относящихся к данной части речи. Словоформы характеризуются неконечным ударением (на основе) или конечным (на флексии). Соответственно различаются акц. типы с неподвижным ударением на основе во всех словоформах, с неподвижным ударением на флексии во всех словоформах, с различными комбинациями неконечного и конечного ударения словоформ (у небольшой группы слов наблюдается подвижность ударения в пределах корня: озер-о, озеру - озёр-а, озёр-ам; подробно это описано в § 1259).

Так, к одному и тому же акц. типу относятся глаголы тян у ть и смотр е ть: ударение в прош. вр. на последнем слоге основы, в 1 л. ед. ч. наст. вр. и в повелит. накл. - на флексии, в остальных формах наст. вр. - на основе: тян у л, -ла, -ло, -ли и смотр е л, -ла, -ло, -ли; тяну - смотр ю, тян и, -те - смотр и, -те; т я нешь, -ут - см о тришь, -ят. К одному и тому же акц. типу относятся г о род ип о ле: ударение на основе во всех формах ед. ч. и на флексии - во всех формах мн. ч.: г о род, г о рода, г о роду, г о род, г о родом, -е, город а, -ов, -ам, -а, -ами, -ах; п о ле, п о ля, -ю, -е, -ем, -е; пол я, -ей, -ям, -я, -ями, -ях.

Один акц. тип отличается от другого по крайней мере одной акцентной характеристикой. Так, у остров и г о лубь по ударению различаются только словоформы им. п. мн. ч. (остров а - г о луби); в остальных словоформах акцентные характеристики этих слов совпадают: ударение на основе во всех словоформах ед. ч. и на флексии во всех косвенных падежах мн. ч. (остров - г о лубь, острова - г о лубя..., остров о в - голуб е й, остров а м - голуб я м...).

§ 148. Основные акц. типы изменяемых слов различных частей речи обозначаются заглавными буквами латинского алфавита: A, B, C, D. Акц. типы, отличающиеся от основных типов ударением в отдельных словоформах, обозначаются теми же буквами, что и соответствующие основные типы, но с цифровыми индексами 1 и 2. Например, существительные, имеющие ударение во всех словоформах обоих чисел на флексии, относятся к акц. типу В (ступн я, ступн и, ступн е, ступн ю, ступнёй, о ступн е; ступн и, ступн е й, ступн я м, ступн и, ступн я ми, о ступн я х); существительные, имеющие ударение на флексии во всех падежных формах, за исключением формы им. п. (а для неодушевл. сущ. и формы вин. п.) мн. ч., где ударение на основе, относятся к акц. типу В1 (слез а, слез ы, слез е, слезу, слез о й, о слез е; слёзы, слёз, слез а м, слёзы, слез а ми, о слез а х); существительные, имеющие ударение на флексии во всех падежных формах, кроме вин. п. ед. ч. и им. и вин. п. мн. ч., где ударение на основе, относятся к акц. типу В2 (гор а, гор ы, гор е, г о ру, гор о й, о гор е; г о ры, гор, гор а м, г о ры, гор а ми, о гор а х).

У прилагательных и страдат. причастий прош. вр., имеющих краткие формы, акц. тип имеет двойное буквенное обозначение, например, А/А, А/С: левая часть показывает размещение ударения в полных формах прилагательных и причастий (во всех падежных словоформах), а правая часть - размещение ударения в кратких формах тех же прилагательных и причастий. Схема размещения ударения в кратких формах прилагательных и причастий называется акцентным подтипом. Например, в прилагательных акц. типа А/В (хор о ший - хор о ш, хорош а, хорош о, хорош и) - ударение во всех полных формах на основе и во всех кратких формах - на флексии (в форме муж. р. - условное).

§ 149. В "Русской грамматике" описываются все акц. типы склоняемых и спрягаемых слов современного русского литературного языка. Акц. типы существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов описываются в разделе "Морфология" в специальных главах, следующих после описания словоизменения каждой из названных частей речи. При этом приводятся списки наиболее употребительных немотивированных слов, принадлежащих к каждому из акц. типов; отдельные мотивированные слова вводятся в описание лишь для иллюстрации некоторых общих закономерностей ударения. Отнесенность мотивированных слов к определенным акц. типам в их связи с акц. типами мотивирующих слов рассматривается в разделе "Словообразование" при описании соответствующих словообразовательных типов.

Примечание. Акцентологические главы "Русской грамматики" не содержат сведений об ударении всех слов русского языка: акцентные характеристики каждого отдельного слова читатель найдет в орфоэпических и толковых словарях современного русского литературного языка.

У некоторых слов в части словоформ имеют место колебания в ударении (см. § 141). В целях простоты описания всякая парадигма с колебанием ударения представляется в акцентологических главах в виде двух и более парадигм без колебаний. Так, глагол скобл и ть, имеющий колебания ударения (вариантные формы с ударением на флексии и на основе в формах наст. вр.: скобл и шь иск о блишь, скобл и т и ск о блит), приводится в списках разных акц. типов - в обоих случаях с указанием на существование вариантной формы. При необходимости в подобных случаях указываются стилистические или семантические различия акцентных вариантов, отмечается устарелость или разговорность какого-либо варианта.

Примечание. Акц. подтипы кратких прилагательных, характерные только для прилагательных, имеющих колебания ударения в краткой форме мн. ч., обозначаются латинскими буквами с цифровым индексом 1. Например, краткие формы прилагательного свежий относятся одновременно к акц. подтипу/В (ударение на флексии во всех кратких формах; в краткой форме муж. р. - условное: свеж, свеж а, свеж о, свеж и) и к акц. подтипу/В1 (ударение на флексии во всех кратких формах, кроме формы мн. ч., где ударение на основе: свеж, свеж а, свеж о, св е жи).

В некоторых случаях при колебании ударения варианты квалифицируются: один - как предпочтительный, например: твор о г, гр у зишь, другой - как допустимый литературный вариант (помета "доп."): тв о рог, груз и шь. Варианты ударения, широко распространенные в профессиональной речи, приводятся с пометой "спец.", а просторечные варианты - с пометой "прост."; например, шпр и цы и (спец.) шприц ы, н а чал и (прост.) нач а л. Варианты, встречающиеся в произведениях классиков XIX в., но ныне полностью вышедшие из употребления, приводятся в примечаниях.

Словам с нерегулярными акцентными характеристиками посвящены специальные параграфы. Отдельно рассматриваются случаи перехода ударения на предлог и частицу не.

В главах, посвященных описанию акцентологических норм в области образования форм слов, все нормативные характеристики опираются на рекомендации "Грамматического словаря русского языка" А. А. Зализняка (М., 1977). Единичные не совпадающие с рекомендациями этого словаря акцентологические характеристики тех или иных форм в "Русской грамматике" опираются на материалы картотек, отражающие активные тенденции в развитии норм ударения.

 

ИНТОНАЦИЯ

*

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

§ 150. Интонация - это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому.

Образование звуков и интонации - это единый артикуляционно-акустический процесс. Интонация и звуки состоят из одних и тех же акустических компонентов: основного тона, тембра, интенсивности и длительности звучания. Одни качества и изменения этих компонентов существенны для звуков, другие - для интонации.

Основной тон и его обертоны образуются в результате колебания голосовых связок. Различные соотношения обертонов, усиливающихся или ослабляющихся в результате изменений резонирующей ротовой полости, образуют тембр звуков (см. § 1).

Интонация характеризуется количественными изменениями основного тона: чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше основной тон и наоборот. При этом направление движения основного тона может быть ровным: -, нисходящим: (ㅿ), восходящим: (ㅾ), нисходяще-восходящим: (ㅽ), восходяще-нисходящим: (ㅼ). Из всех компонентов интонации изменения основного тона (в дальнейшем изложении просто "тона") наиболее существенны для выражения и восприятия различий по цели высказывания и субъективного отношения говорящего к высказываемому. Для интонации существенно, что степень отчетливости тембра ударного гласного может быть большей и меньшей: увеличение отчетливости - обязательное условие усиления словесного ударения; это усиление является одним из средств смыслового выделения слова. Тембр звуков может меняться в зависимости от эмоционального состояния говорящего, например, при гневе, радости, страхе. Эти тембровые оттенки являются свойством эмоциональной интонации и в "Грамматике" не рассматриваются.

Напряженность артикулирующих органов может быть различной. От этого зависит амплитуда колебания голосовых связок и соответственно интенсивность звуков. Чем больше амплитуда, тем больше интенсивность и наоборот. Количественные изменения интенсивности разных звуков, и в первую очередь гласных, являются свойством интонации и в сочетании с тоном звуков влияют на их громкость при восприятии. Увеличение интенсивности у звуков с одинаковой высотой тона усиливает их громкость; с другой стороны, при равной интенсивности звук с большей высотой тона воспринимается как более громкий.

Время звучания, т. е. длительность произнесения звуков, различается в зависимости от их качества и от их положения в слове по отношению к ударению. Однако изменение длительности произнесения любого звука, слога, слова, предложения может быть связано и с темпом речи, который характеризуется количеством звуков, произнесенных в единицу времени: чем больше количество звуков, тем быстрее темп речи и меньше длительность звучания слога, слова, предложения. Эти количественные изменения длительности являются свойством интонации.

Таким образом, для интонации существенны те количественные изменения акустических компонентов, которые не затрагивают фонемные характеристики звуков во всем многообразии их позиционных видоизменений и могут распространяться на разный звуковой состав высказываний. Различные соотношения количественных изменений акустических компонентов составляют основу интонационных противопоставлений, которые используются как средство выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний.

Итак, интонация - это различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звуков, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний.

§ 151. Количественные различия интонации многообразны. Однако слушающие и говорящие воспринимают не абсолютное, а относительное количественное изменение ее компонентов. Так, например, при выражении вопроса Ее зовутНаташа? воспринимается резкое повышение тона на ударном гласном в слове Наташа, независимо от того, будет ли произнесен этот вопрос мужским или женским голосом, в убыстренном или замедленном темпе речи.

Количественные изменения интонации вычисляются с помощью электроакустического анализа, результаты вычисления представляются в таблицах или графиках. На графиках горизонтально в линейном масштабе откладывается длительность, выраженная в миллисекундах (м/сек); вертикально в логарифмическом масштабе, который нагляднее передает особенности восприятия низких и высоких голосов, откладывается высота тона, выраженная в герцах (гц); интенсивность выражается в миллиметрах и обозначается над гласными. Графики, вычерченные на основе электроакустического анализа, отражают особенности индивидуальных произнесений (см. рис. 1-64). На основе графиков вычерчиваются схемы, в которых обобщены соотношения компонентов интонации, существенные для выражения таких смысловых различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Такими соотношениями являются прежде всего изменения тона на гласных (см. § 153).

§ 152. Смыслоразличительные возможности интонации наиболее ярко проявляются при сравнении высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом или высказываний с разным синтаксическим строением, но одинаковым звуковым составом словоформ; например (в схемах жирной чертой обозначается усиление словесного ударения, а пересечением линии - смычка голосовых связок при повышении тона):

1) - Ст ㅹ уд ㅹ ент ㅹ ы в ㅹ ерн ㅰ ул ㅺ ись.

2) - Ст ㅹ уд ㅹ ент ㅹ ы в ㅹ ерн ㅬ ул ㅺ ись?

3) - В ㅶ ыкл ㅺ юч ㅺ ите св ㅺ ет!

4) - В ㅬ ыкл ㅺ юч ㅺ ите св ㅺ ет?

5) - К ㅹ ак ㅶ ой т ㅺ ам кл ㅺ им ㅺ ат?

6) - К ㅹ ак ㅫ ой т ㅺ ам кл ㅺ им ㅺ ат!

7) - ㅹ От ㅹ орв ㅶ ите б ㅺ ил ㅺ ет! (требование)

8) - ㅹ От ㅹ орв ㅬ ит ㅺ е б ㅺ ил ㅺ ет! (просьба)

Смысловые различия в 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 несовместимы в одном контексте: нельзя употребить одно высказывание вместо другого без нарушения смысловых отношений в последовательности из двух или трех высказываний; например:

1) - Студенты верн 1 улись.

- Да? А мы ждали их через неделю.

2) - Студенты верн 3 улись?

- Нет. Ждем их через неделю.

3) - В 2 ыключите свет! Сколько раз можно напоминать!

4) - В 3 ыключите свет?

- Конечно.

5) - Как 2 ой там климат?

- Мягкий (какой - вопросительное местоименное слово, там - наречие)

6) - Говорят, она из-за климата уехала.

- Как 7 ой там климат! Дело не в этом (какой - местоименное слово в роли частицы, там - частица)

Различия высказываний 7 и 8 совместимы в одном контексте, так как при замене одного высказывания другим сохраняется смысловая общность, в данном случае - волеизъявление.

Тип соотношения тона, тембра, интенсивности и длительности звучащей речи, способный противопоставить несовместимые в одном контексте смысловые различия высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом или высказываний с разным синтаксическим строением, но одинаковым звуковым составом словоформ, называется интонационной конструкцией.

§ 153. В русском языке выделяются семь типов интонационных конструкций. Фонетически их различия определяются уровнем и направлением движения тона в том слоге, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление, незавершенность/завершенность высказывания. Этот слогявляется центром ИК и, в зависимости от смысловых условий, может находиться в начале, в середине и в конце конструкции на ударном слоге интонационно выделенного слова:

В ㅬ ы б ㅺ ыл ㅺ и в к ㅺ ин ㅺ о? В ㅹ ы б ㅬ ыл ㅺ и в к ㅺ ин ㅺ о?

В ㅹ ы б ㅹ ыл ㅹ и в к ㅹ ин ㅬ о?

Ниже следует краткая предварительная характеристика ИК.

ИК-1 (ика-один): на гласном центра тон понижается, например, при произнесении названия:

К ㅹ ак ㅹ и ㅹ е ㅹ у н ㅹ их ㅹ об ㅰ ыч ㅺ а ㅺ и.

ИК-2: на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, усилено словесное ударение (усиление ударения на схеме обозначается жирной чертой), и это отличает ИК-2 от ИК-1, например, при выражении вопроса:

К ㅹ ак ㅷ и ㅺ е ㅺ у н ㅺ их ㅺ об ㅺ ыч ㅺ а ㅺ и?

ИК-3: на гласном центра тон резко повышается, например, при повторении вопроса в ответе:

К ㅹ ак ㅹ и ㅹ е ㅹ у н ㅹ их ㅹ об ㅬ ыч ㅺ а ㅺ и?

ИК-4: на гласном центра тон понижается, затем повышается; высокий уровень тона держится до конца конструкции, например, при выражении сопоставительного вопроса:

А ㅹ у ㅹ ни ㅳ х? К ㅹ ак ㅹ и ㅹ е ㅹ у ㅹ ни ㅳ х ㅹ об ㅹ ыч ㅹ а ㅹ и?

ИК-5: два центра; на гласном первого центра тон повышается, на гласном второго центра - понижается, например, при выражении оценки:

К ㅹ ак ㅬ и ㅹ е ㅹ у ㅹ них ㅹ об ㅰ ыч ㅺ а ㅺ и!

ИК-6: на гласном центра тон повышается, высокий уровень тона держится до конца конструкции; ИК-6 отличается от ИК-4 более высоким уровнем тона на гласном центра, например, при выражении 1) недоумения, 2) оценки:

(1) - К ㅹ ак ㅬ и ㅹ е ㅹ у н ㅹ их ㅹ об ㅹ ыч ㅹ а ㅹ и?

(2) - К ㅹ ак ㅹ и ㅹ е ㅹ у н ㅹ их ㅹ об ㅬ ыч ㅹ а ㅹ и!

ИК-7: на гласном центра тон резко повышается, гласный заканчивается смычкой голосовых связок (смычка обозначается пересечением линии), и это отличает ИК-7 от ИК-3, например, при выражении экспрессивного отрицания:

К ㅹ ак ㅫ и ㅺ е ㅺ у н ㅺ их ㅺ об ㅺ ыч ㅺ а ㅺ и!

Типы ИК можно обозначить с помощью схем и цифр:Он верн 1 улся. Когд 2 а он вернулся? Он верн 3 улся? А его тов 4 арищи? Как мн 5 ого они видели! И когд 6 а они все успели? Гд 7 е нам за нимиугнаться! Цифра обозначает также и место центра ИК: Когд 2 а Павел вернулся? Когда П 2 авел вернулся?

§ 154. Интонационная конструкция реализуется на речевом отрезке, который может включать простое или сложное предложение, главную или придаточную часть сложного предложения, словосочетание, отдельную словоформу, служебное слово: Он скоро вернется. Обещал позвонить, когда вернется. Обещал позвонить, / когда вернется. Вернулся, / но / не позвонил. Идем, / а?;Ой, / далеко как!; Ты как? За, / против / или воздерживаешься?

Каждый из таких речевых отрезков в конкретном произнесении интонационно нечленим, так как связан определенным соотношением компонентов интонации, характеризующим тот или иной тип ИК: Обещал позвонить, когда верн 1 ется. Обещал позвон 3 ить, / когда верн 1 ется. При этом речевой отрезок в конкретном произнесении может иметь протяженность от одного слога до (примерно) 8-11 многосложных слов: Да? Вы думаете, что о результатах этого опыта он сможет рассказать без применения математических ф 3 ормул? Эти разнообразные возможности интонационного членения регулируются смысловыми отношениями между предложениями и его частями. Интонационно нечленимые смысловые отрезки речи, включающие предложение или часть его, называются синтагмами, а членение речи на синтагмы - синтагматическим членением.

Наибольшие смыслоразличительные возможности синтагматического членения проявляются при выражении различий по цели сообщения у высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом и различий высказываний с разным синтаксическим строением, но одинаковым звуковым составом словоформ:

В 3 августе у него отпуск? - В 3 августе / у него 1 отпуск.

Гд 2 е здесь расписаться? - Гд 2 е? Зд 3 есь расписаться?

Вера ч 2 увствовала: / мать не зр 2 я вызвала ее. - В 3 ера, чувствовала мать, / не зр 2 я вызвала ее.

Пауза, т. е. молчание, перерыв и артикуляции при синтагматическом членении, возможна, но не обязательна. Пауза является средством подчеркивания смысловых (1) и эмоциональных (2) отношений, выраженных в предложении: (1) Лес рубят / щепки летят; (2) В углу стоял медведь / из шоколада! Наибольшие возможности паузы при синтагматическом членении проявляются в тех высказываниях, где слово на границе членения может быть отнесено и к предшествующей, и к последующей синтагмам, граница уровней тона которых выражена недостаточно. Пауза делает членение однозначным; ср.: А 3 я здесь жив 4 у! (из фильма) и: А 3 я здесь / жив 4 у! А 3 я / здесь жив 4 у!; А вдруг ей х 2 олодно станет? (разг. речь) и: А вдр 3 уг ей / х 2 олодно станет? А вдр 3 уг / ейх 2 олодно станет? Пауза возможна также и внутри синтагмы. Так, наличие или отсутствие паузы может быть одним из средств разграничения смысловых отношений в односинтагменных высказываниях с ИК-2; ср.: - Какой это Петя? - Иван 2 ов... какой (недовольство вопросом собеседника); - Иван 2 ов какой! В новом костюме, стройный! (высокая степень признака).

Синтагматическое членение, тип ИК, место центра ИК - это основные интонационные средства русского языка, которые всегда проявляются в единстве: членение речевого потока означает одновременное образование такого же количества интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр.

Одно и то же предложение в зависимости от цели высказывания может быть расчленено на разное количество синтагм, а одна и та же синтагма может быть произнесена с разными типами ИК или с разным местом интонационного центра. Взаимодействием этих средств передаются различные смысловые и эмоционально-стилистические оттенки сообщения. Ср.: Удив 5 ительноинтересными оказались наши прогулки в окрестностях города - предложение односинтагменное, ИК-5 подчеркивает высокую степень признака; Удив 5 ительно интересными / оказались нашипрог 3 улки / в окр 2 естностях города - предложение многосинтагменное, ИК-5 подчеркивает высокую степень признака, центр ИК-2 выделяет место действия среди других возможных ((именно в окрестностях)); Удивительно инт 6 ересными / оказались наши прог 6 улки / в окрестностях г 1 орода - предложение многосинтагменное, ИК-6 передает эмоциональность повествования.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!