ЭТИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫПСИХОЛОГИИ , ПСИХОТЕРАПИИИГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОТЕРАПИИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Консультирование и психотерапия — это деятельность, базирующаяся на личных и общественных ценностях, устанавливающая понятие «благо» и способы его достижения (Cottone&Tarvidas, 1998; Bergin, 1985). Любые цели консультирования и психотерапии основаны на этих ценностях и, кроме того, подчиняются этическим и правовым нормам. Поэтому консультантам и психотерапевтам необходимо иметь представление о личностных ценностях (своих и клиента) и знать основные этические нормы и законы (которые часто, но не всегда (!) совпадают). Закон представляет собой свод правил, признаваемых государством или сообществом, служит объединению его граждан и, в отличие от этики, определяет, что является для данного общества легитимным, а что нет. Этические же нормы чаще всего носят рекомендательный характер. Если этические и правовые нормы не совпадают, то такие конфликты обычно решаются в суде.
В целом закон обычно нейтрален по отношению к профессиональной этике, однако поддерживает сертификацию и лицензирование специалистов как способ обеспечить стандарты обслуживания граждан. Единственный случай, когда закон отменяет профессиональный кодекс этики, — это защита здоровья, безопасности и благополучия членов общества.
Профессиональная и личная этика регулируют принятие психотерапевтом и психологом, решений, касающихся процесса психотерапии (консультирования) и взаимодействия с клиентом. «Необходимым условием формирования психологического сообщества является создание внутренних стандартов деятельности (в том числе и моральных), внутреннего (профессионального) контроля за собственной деятельностью. Причем речь должна идти не только о рационально сформированных стандартах, но и о стандартизации или, лучше сказать, синхронизации и гармонизации базисных коллективных аффектов, различении «хорошего» и «плохого», «блага» и «зла» внутри профессионального сообщества (Тищенко, 2002).
|
|
Психология и психотерапия как профессия базируется на принципах, общих для профессиональных этик демократического общества. Она по своей природе является нормативной и фокусируется на принципах и стандартах, определяющих отношения между терапевтом и клиентом. Так, Этический кодекс канадской психологической ассоциации[88] акцентируется на четырех этических принципах:
• уважении к достоинству человека;
• ответственности по отношению к клиенту;
• честности в отношениях; ответственности по отношению к обществу.
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В ПСИХОТЕРАПИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
|
|
Кодексы профессиональной этики и стандарты практики психологов и психотерапевтов обычно разрабатываются профессиональными ассоциациями. Они базируются на общепринятой для этой организации системе ценностей и предназначены:
- для защиты прав клиентов;
- для регулирования внутренних споров и проблем профессиональной жизни без контроля государства, обеспечения стабильности профессии;
- для защиты прав профессионалов в случае предъявления претензий со стороны клиентов. Если деятельность профессионала признается соответствующей принятом стандарту, профессиональная организация защищает своего члена в суде;
- для защиты от некомпетентных специалистов и шарлатанов с помощью сертификации и лицензирования специалистов, профессиональная компетентность которых соответствует профессиональным стандартам.
Обычно этический кодекс состоит из общего раздела, посвященного профессиональным ценностям, и тематических разделов, определяющих права клиента и консультанта, границы профессиональной компетенции и ответственности специалиста, профессиональные полномочия, профессиональные требования и запреты, порядок консультирования и оплаты, взаимоотношения с другими специалистами и представителями других профессий, вопросы психологической диагностики, обучения специалиста, супервизии и практики, проведение исследований и способы разрешения этических вопросов. Так, Этический кодекс американской психологической ассоциации (АРА, 1992, 2002)[89] вначале описывает общие принципы: компетентность, интегрирован-ность, профессиональную и научную ответственность, уважение к правам и достоинству других людей, действия во благо других людей, социальную ответственность, а затем этические стандарты, подробно фокусирующиеся на проблемах терапии, оценки и измерений, использования рекламы, приватности и конфиденциальности, обучения, супервизии, исследований и публикаций, судебной деятельности и разрешения этических проблем.
|
|
Профессиональные стандарты обычно являются достаточно общими. Предлагая ведущие принципы, они редко отвечают на конкретные вопросы и, конечно же, не охватывают все возможные случаи. Недостатки этических кодексов и стандартов могут быть связаны также с противоречиями между стандартами, включенным в кодекс, конфликтами между юридическими нормами и этическими кодексами, устареванием этических норм, невозможностью согласования интересов всех сторон, вовлеченных в этический спор, невыполнением норм и недостаточным охватом крос-скультурных проблем (Глэддинг, 2002). Кроме того, консультанты нередко являются членами двух профессиональных ассоциаций, и тогда становится неясно, каким именно этическим кодексом они будут руководствоваться в своей работе.
|
|
Для того чтобы поступать в соответствии с этическими нормами, консультантам необходимо знать эти нормы и уметь отличать этические дилеммы от дилемм другого типа. Однако декларированные этические нормы часто вступают в противоречие с реальными индивидуальными ценностями данного психотерапевта или психолога, и тогда его поведение определяется именно ими. Сам профессиональный кодекс также не лишен противоречий, например, существует конфликт между принципом конфиденциальности и действием в интересах клиента (К. S. Pope, T. R. Bajt, 1988). Терапевт, сохраняющий конфиденциальность по отношению к агрессивному клиенту с криминальными намерениями, может действовать против интересов этого клиента или общества.
В своих действиях по принятию этически верных решений консультант или терапевт следуют общепринятым для многих профессиональных психологических и психотерапевтических организаций принципам:
- блага для клиента — совершение добра и предотвращение вреда;
- ненанесения ущерба;
- автономности (уважение к клиенту, его ценностям, убеждениям и собственным решениям);
- справедливости (честности);
- точности (соблюдение обязательств).
Некоторые кодексы разделены на две части — этический кодекс и кодекс практики — например, Кодекс этики и практики консультантов Британской ассоциации консультирования (2002). В его этической части прописаны ценности (целостность, беспристрастность и уважение), ответственность, антидискриминационный подход, конфиденциальность, контракты, границы и компетентность. Кодекс практики дает более четкие интерпретации этих принципов, описывая нормативное профессиональное поведение. Некоторые другие этические принципы предназначены для того, чтобы оценить, является ли действие консультанта или терапевта этически оправданным. Один из них — это принцип персональной и профессиональной честности. В таких случаях терапевтический тупик или дилемма могут быть результатом того, что не признается и не проговаривается (сознательно или бессознательно) в ходе терапевтической сессии. Какова может быть причина того, что терапевт не откровенен с клиентом? Важно осознавать, имеются ли в терапии такие табуированные темы, которые терапевт не может обсуждать откровенно. Размышления о них и о фальши в терапевтических отношениях помогает терапевту найти выход из терапевтического тупика и решить, какие именно терапевтические интервенции имеют смысл в данной ситуации. Одним из способов, позволяющим решать проблему личной и профессиональной честности, является супервизия.
Следующий принцип, обычно выделяемый этическими кодексами — это принцип действия в интересах клиента. Он связан с распознаванием ценностей клиента и различением между ними и личными ценностями психолога. Иногда может складываться такая ситуация, при которой консультант проецирует на клиентов свои личные ценностные ориентации и игнорирует их желания. Например, психологи и психотерапевты должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при планировании своих профессиональных вмешательств.
Этот принцип также привлекает внимание терапевта к тому, насколько пациент понимает и как отвечает на рассматриваемое действие. Терапия — одна из областей, которая уделяет эксклюзивное внимание одной теории, идее и техникам и тем самым перекрывает другие источники информации, идеи и способы работы. Терапевты, которые находятся в тренинге, могут придерживаться теории, идей и техник как способа справиться с тревогой и ответственностью. Для того чтобы избежать этих осложнений, необходимо тщательное исследование чувств и мыслей терапевта, его реакций на клиента. Безотносительно к теоретической направленности, исходу или технической оснащенности предполагаемых интервенций терапевт должен сориентироваться в том, как это переживается и понимается клиентом. Многие психотерапевты считают, что клиенты разделяют с ними их систему ценностей и верований, хотя это далеко не так. Первоочередной задачей терапевта должно быть исследование этических принципов, потребностей и ценностей клиента. Благодаря этому терапевт может разобраться в осознаваемых и неосознаваемых ожиданиях клиента от предстоящей работы. Попытки представить себе предполагаемое действие из перспективы клиента может помочь предотвратить, скорректировать и идентифицировать возможные источники непонимания, нарушения коммуникации и недостаток эмпатии.
Третий принцип состоит в том, что действия консультанта не должны иметь преступного намерения или преследовать личную выгоду. С некоторыми клиентами, например, трудно поддерживать отношения симпатии, и психолог должен осознавать, насколько его действия могут противоречить этому принципу. В других случаях наряду с терапевтическими могут развиваться деловые или дружеские отношения. Собственный интерес консультанта к другим отношениям, помимо терапевтических, может приводить к тому, что его суждения и действия оказываются под влиянием этого интереса. Для клиентов такие двойственные отношения чреваты невозможностью отстоять свои интересы, а кроме того, могут пострадать обе области сотрудничества. По этим же соображением не проводится терапия или консультирование с родственниками, друзьями, подчиненными, начальниками, не поддерживаются деловые отношения с бывшими и настоящими клиентами, учениками. К числу неразрешенных вопросов относится посещение терапевтических групп вместе с клиентами, спонсорство и т. п.
Умение обосновывать свои действия также важно для психолога и психотерапевта при решении этической дилеммы. Это умение тренируется на профессиональных тренингах и семинарах. Существуют специальные модели обучения консультантов и психотерапевтов в ситуации этического выбора.
Что влияет на принятие этического решения в сложной ситуации? Чаще всего этическая дилемма рассматривается как конфликт ценностей. Поскольку этический кодекс различных профессиональных организаций не может стать базой для этического решения абсолютно во всех возможных проблемных ситуациях, то в основе принятия такого решения в сложной ситуации неизбежно оказываются личные ценности консультанта или терапевта (Sileo, Kopala, 1993, Eberlein, 1987, приведено по: Cottone R. R. и Claus R. E., 2000), интернализованные стандарты и организационные ценности, способность к самоосознаванию, личной ответственности и открытости к обратной связи от коллег по поводу этичности решений (Carfat, Ricks, 1995).
Стадлер и его коллеги (1986) предлагают тест-модель из трех простейших вопросов, которые помогают терапевту определиться в соответствии способа своего действия: (1) Это действие законно? (2) Рекомендовал бы сам консультант его коллеге? (3) Хотел бы он, чтобы о его поведении узнали коллеги? ^ Далее, на это решение оказывают действие (кроме личных ценностей) личностные характеристики, клиническая ориентация, опыт и участие в тренингах по принятию этического решения (Tymshuk, 1981, Corey et al, 1998, приведено по: Cottone R. R. и Claus R. E., 2000 ). Специфическое влияние оказывает и сама методика принятия этического решения, а также фундаментальные ценности, на которых она базируется. Такими ценностями являются: моральные стандарты автономии, блага, ненанесения ущерба, соблюдение прав (Forester-Miller, Davis, 1996, приведено по: Cottone R. R. и Claus R. Е., 2000); оценка ситуации и пользы для клиента, последствия принятия этого решения, консультации с коллегами, понимание своего долга, соответствующее образование терапевта (Sileo, Kopala, 1993, приведено по: Cottone R. R. и Claus R. Е., 2000).
Модели принятия этического решения, разработанные разными авторами (см. табл. 5) сами по себе не создают этического решения, но описывают процесс его принятия (Keilt-Spigel, Koocher, 1985, приведено по: Cottone R. R. и Claus R. Е., 2000). Они предназначены для прояснения мыслей и чувств, контекстуальных аспектов ситуации и процесса принятия этического решения. Подчеркивается важность самоосознавания, внимания к контексту и сотрудничества с коллегами (Tarvydas, 1998, приведено по: Cottone R. R. и Claus R. E., 2000). Эти модели обычно разделены на стадии, ориентируясь на которые, терапевт проходит «через процесс» создания этически верного решения.
Таблица 5. Модели принятия этических решений в психотерапии*
№ | Corey etal. (1998) | Forestar-Miller Davis (1996) | Steinman et al. (1998) | Tarvydas (1998) | Welfel I (1998) |
1. | Определен, проблемы. | Определение проблемы. | Определение проблемы. | Интерпретация ситуации. | Развитие этической сензитивности. |
2. | Определен, возможных проблем. | Сверка с этическим кодом АСА. | Определение подходящего этического стандарта. | Рассмотрение проблемы или дилеммы. | Определение 1 дилеммы и возможностей ее разрешения. | |
3. | Получение консультации. | Определение природы дилеммы. | Определение возможных этических ловушек. | Определение стандартов, применимых к дилемме. | Обращение к профессиональным стандартам. |
4. | Рассмотрение возможных способов действия. | Создание возможных направлений действия. | Оформление предварительного ного ответа. | Определение возможных и вероятных направлений действия. | Поиск этических ориентиров, полезной информации. |
5. | Определ. последствий различных решений. | Рассмотрение возможных последствий, определение направления действия. | Рассмотрение последствий этого ответа. | Рассмотрение последствий для каждого направления действия. | Применение этических принципов к ситуации. |
6. | Принятие решения о наилучшем направлен." | Оценка избранного направления действия. | Подготовка этическойрезолюции, коллегами. | Консультация с супервизор, или коллегами. | Консультация 1 с супервизором и авторитета, коллегами. |
7. | Выполнение действия. | Получение обратной связи от коллег и супервизора. | Выбор действия путем взвешенного сравнения ценностей, рассмотрения контекста. | Анализ и принятие решения. | |
8. | Выполнение действия. | Планирование и выполнение избранного действия. | Информиров. супервизора и выполнение действия, оформление документации. | ||
9. | Оценка действия. | Рефлексия опыта. |
Вместе с тем, одной из опасностей чрезмерного акцентирования этического мышления и кодексов, по мнению Коэйт (2001)[90] является формирование впечатления о некоторых идеальных условиях для работы и о том, что, следуя правилам, можно гарантировать некую идеальную практику. Это дает основание думать, что психотерапия служит искоренению человеческих несовершенств и любого трудного опыта, а не проработке этого опыта и развитию индивидуума на его основе. Такое убеждение ведет к нереалистическим ожиданиям и представлению о всесилии психотерапевта, а кроме того, может формировать культуру обвинения-возмездия и поиска «козла отпущения» в профессиональной среде. Было бы полезным признать в этическом кодексе существование несовершенных ситуаций и этических дилемм и того, что они являются частью психотерапии, а не ее порождением.
Благополучие пациента
Это один из краеугольных камней этического стандарта. Планируя определенные действия, терапевт или консультант решает, будет ли оно адекватным для обретения пациентом благополучия. В некоторых ситуациях чувства терапевта, особенно страх, гнев или сексуальная симпатия, могут быть такими сильными, сложными и спонтанными, что создают собственный контекст. В этом контексте терапевт может отвечать на свои собственные яркие чувства, импульсы, желания, страхи и фантазии, в то время как потребности пациента теряют свой приоритет.
Нередко принцип благополучия вступает в конфликтные отношения с принципом конфиденциальности. В некоторых случаях терапевт может принимать участие в действиях, которые могут быть истолкованы как угрожающие благополучию клиента. Например, он может требовать от клиента рассказа о событиях и фактах, угрожающих его благополучию. Или, согласно правовым нормам, он должен сообщить в правоохранительные органы об угрозах пациента в адрес его близких. Поэтому терапевту важно понять, в какой степени предполагаемое этическое действие способствует или, наоборот, угрожает этому благополучию (Pope К. S., Bajt Т. R.,1988; Pope К. S., Sonne J. L., Yolroud J. C, 1993).
Кроме того, терапевт и пациент могут испытывать удовольствие от беседы о недавних событиях, кинофильме, сексуальных фантазиях. Однако терапевту необходимо оценить, какое отношение это имеет к процессу терапии и обслуживает ли эта дискуссия терапевтический процесс? Служит ли она терапевтическим целям? На эти вопросы нет универсального ответа — в некоторых случаях такая дискуссия может быть необходимой для прогресса терапии, в других случаях она бесполезна или наносит ущерб терапевтическому процессу.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!