МОДЕЛЬ ОЧНОЙ СУПЕРВИЗИИ В ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ
Ключевым словом, определяющим отношение к цели суперви-зии в рамках гештальт-терапии, является слово поиск. «Одно из непременных условий творческого процесса — принятие напряжения между знанием и незнанием, образующее заряженное пространство, напряжение, переживаемое как чувство предвосхищения открытия, как волнение и удовольствие» (Калитиевская, 1997).
Действительно, в супервизорском процессе имеется значительное количество переменных, и творческий подход, собственно, и состоит в том, как и для чего их использовать.
При этом существует несколько вариантов развития событий:
• Фокус супервизии заранее выбирает терапевт, он знает, чего хочет, и сообщает об этом супервизору до сессии. Супервизор проясняет запрос до тех пор, пока он не становится ему ясным, а затем соглашается или не соглашается с ним. Здесь очень важна ответственность терапевта за формулирование запроса на супервизию. С вариантами «скажи мне что-нибудь по поводу моей работы», «останови меня, если я что-то не так сделаю», «вмешайся, если ты увидишь, что я дискомфортно себя чувствую», полностью перекладывающими ответственность за терапевтическую (супервизорскую) сессию на супервизора, лучше конфронтировать сразу. В том случае, когда терапевт не может определиться с запросом сразу, к нему можно будет вернуться потом, после сессии.
• Ситуация, возможная только в тренинговой (обучающей) группе. Терапевт просит помощи у супервизора в процессе сессии и договаривается об остановке сессии с клиентом в наиболее трудные для себя моменты. Пример такой суперви-зорской поддержки в процессе очной супервизии будет приведен в конце данной главы.
|
|
• Супервизия после терапевтической сессии.
Основные вопросы, на которые должен получить ответ супервизор, для того чтобы ситуация не очень удачной терапии не повторилась в процессе супервизии (уже с другой стороны):
1. Какие профессиональные навыки терапевта достаточно развиты и продвигают терапевтический процесс, а какие не развиты, не проявлены и требуют внимания супервизора или тренера? Каковы особенности терапевтического стиля данного терапевта?
2. Насколько выражена диалогическая позиция терапевта, в чем она проявляется, в какие моменты сессии терапевт утрачивает способность к диалогу?
3. Каким преимущественно способом терапевт прерывает контакт с данным клиентом? (Имеется в виду традиционное для гештальт-терапии понимание механизмов избегания/прерывания контакта.)
4. Какая фигура в работе с клиентом может иметь тенденцию к «путешествию» в ситуацию супервидения? (Немиринский, 2002)
5. Каково супервизору самому было находиться рядом с работающим терапевтом, какие чувства, фантазии и мысли вызывала эта работа? Как супервизор сам обходится с тем опытом, с которым столкнулся терапевт в работе клиентом?
|
|
Терапевтическая работа нередко заходит в тупик в те моменты, когда терапевт идентифицируется с защитными реакциями клиента (Lawner, 1989). Такая же идентификация проявится потом и в супервизорском процессе, как «параллельный процесс». В этом случае «те переживания, которые мешают продвижению в работе с клиентом, и те способы, которыми терапевт себя блокирует, избегая «проблемных» чувств, воспроизводятся им в работе с супервизором, дело которого — обнаружить эти способы и проблемные области, чтобы далее сам терапевт мог обращать на них внимание» (Бай-Балаева, 2000).
Например, фигурой в данной сессии является не выраженное клиентом отвержение (маме, папе, начальнику, терапевту...). Клиентка не знает, о чем говорить с терапевтом, перескакивает с темы на тему, с истории на историю, игнорирует терапевта, не обращаясь к нему за помощью («Я не знаю, зачем нужны терапевты, и что они могут сделать»). Терапевт в растерянности следует за клиенткой в каждую из ее историй, не конфронтирует с ее поведением, не побуждает к сознаванию. В ситуации супервизии фигура отвержения предъявляется супервизору («я не знаю, о чем тебя спросить»), который собственно и должен прервать это «путешествие» и направить осознавание терапевта на происходящий между ними процесс.
|
|
Но для того чтобы ответить на эти основные вопросы, супервизору необходимо что-то увидеть, услышать и почувствовать. Чем же заниматься супервизору во время сессии и после нее? Какие шаги помогут ему быть эффективным? Условно всю су-первизию можно разделить на четыре основных этапа:
1. Оценка предварительных данных.
2. Наблюдение за работой терапевта в терапевтической сессии и осознавание своего состояния.
3. Фокусирование — заключение устного контракта о необходимости супервизии и выделение супервизорского запроса.
4. Рабочая стадия.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!