Здоровое ( свободное ) и нездоровое функционирование как интеракционный феномен



В нашей жизни имеются отчетливые взаимосвязанные потреб­ности — физиологические (еда, питье, сон) и психологические (по­требность в защищенности, потребность в связанности с другими людьми, выражении наших чувств и аффектов, потребность быть любимым и уважаемым), духовные. В процессе развития эти по­требности становятся более сложными и затрагивают различные сферы социальной и культурной жизни. Какова бы ни была природа потребности, она проявляется всегда в поле «организм — окру­жающая среда». Рассмотрим, как развиваются потребности у ребен­ка с точки зрения теории поля (Frazao, 1999).

Для новорожденных это поле в начале их жизни в основном представлено отношениями мать — дитя. Мать при помощи осознавания имеет возможность эмпатически понимать своего ребенка, воспринимать его нужды. Она руководствуется одно­временно физиологическими и психологическими потребнос­тями своего ребенка, любит его и является первым значимым взрослым, с которым у ребенка возникает контакт. Она создает первую и важную возможность для установления и развития отношений и в этом поле «мать — новорожденный» происхо­дит процесс роста. Если новорожденный чувствует себя защи­щенным, он развивает свой потенциал и свой контакт с миром, расширяя рамки собственного опыта.

И хотя ребенок часто воспринимается только как зависимый, все же в поле «мать — дитя» имеется взаимозависимость, и от­ношения являются реципрокными. В одно и то же время мать и удовлетворяет ребенка и сама оказывается удовлетворенной, поскольку, например, нуждается в снижении напряжения мо­лока в грудных железах. При этом она тоже получает физиоло­гическое облегчение и психологический комфорт. Так отноше­ния мать — дитя демонстрируют взаимозависимость.

В то же время любовь и забота матери о ребенке позволяет ему воспринять, что он есть, поддерживая процесс дифферен­циации и развития его индивидуальности. Этот процесс станов­ления уникального индивидуума происходит из связи с другими, что делает возможным здоровое психическое развитие в здоро­вых интеракциях (взаимодействиях) «личность — среда». Именно через эти интеракции происходит удовлетворение потребнос­тей, особенно тех, которые являются фундаментальными — ус­тановление и поддержание отношений с другими.

Удовлетворение потребностей возможно посредством

• творчества как способности активно взаимодействовать со средой на контактной границе для удовлетворения той или иной потребности и

• адаптации как соответствия наших потребностей возмож­ностям окружения.

Творческое приспособление включает как осознавание наших потребностей (и возможностей окружения), так и способность от­давать им приоритет в соответствии с определенной иерархией

ценностей. Эта способность индивидуума важна потому, что не­которые потребности начинают осознаваться одновременно и личность должна выбрать доминирующую на данный момент жизненную потребность. Если ребенок испытывает любящее и уважительное отношение близких и к тому же имеет возможность выражать свои потребности, то в этом случае закладывается ос­нова для его индивидуализации, то есть развития как уникальной личности.

Со временем степень зависимости между ребенком и матерью уменьшается. Для удовлетворения своих нужд ребенок, а потом уже и взрослый находит иные ресурсы среды. Его индивидуаль­ность и автономия возрастает постепенно, и хотя потребность в связи с другими остается, природа отношений меняется — сни­жается степень зависимости, а степень реципрокности и взаим­ности возрастает. Кроме того, по мере взросления и созревания расширяются рамки и комплексность опыта индивидуума, появ­ляется большая возможность справляться — формируется мно­жество копинг-стратегий.

Таким образом, свободное (здоровое) функционирование мож­но рассматривать как интеракционный феномен, как феномен контактной границы, который относится к способности инди­видуума быть связанным со своим окружением (средой) креа­тивным способом — для того чтобы встретиться со своими потребностями, поддерживая в то же время связь с другими людьми и уважая уникальность других ( Frazao , 1999).

Нездоровое функционирование — это тоже интеракционный феномен контактной границы, относящийся к неспособности быть творчески связанным со средой. Это связанность стерео­типными или повторяющимися паттернами, подавление или ис­кажение своих потребностей, для того чтобы поддерживать от­ношения с другими, хотя эти отношения в принципе могут быть аутентичными и творческими. Каким образом это происходит?

На всем протяжении развития ребенка и дальнейшей жизни взрослого индивидуума удовлетворение определенных потреб­ностей может конкурировать с поддержанием отношений с дру­гими. «Или ты делаешь, как я сказала, или не походи ко мне боль­ше!» — говорит ребенку мать. Когда это происходит, личность через творческое приспособление будет искать различные пути выражения своих потребностей, в то же время поддерживая от­ношения с другими. Если такие попытки неудачны (и личность предпочитает уменьшить конфликт за счет своих потребностей), выражение потребности становится напряженным или подавлен­ным. Приспособление вместо здорового становится нездоровым.

В таких условиях отношения, которые ребенок устанавливает с матерью, вместо защищенности становятся наполненными чув­ствами беспомощности и незащищенности, уменьшают возмож­ность развития его потенциала, так же, как способность расши­рять рамки и комплексность его опыта. Выжить для ребенка — значит остаться в отношениях с родителями. И тогда он жертву­ет другими своими потребностями в пользу потребности в свя­занности со значимыми другими (потребности выживания). Впоследствии такой же стереотипный ответ включается в лю­бых других значимых ситуациях — ребенок, а потом уже и взрос­лый выбирает неконфликтные отношения, а не удовлетворение своих потребностей.

В гештальт-психологии имеется принцип pragnanz (принцип прегнантности)[17], согласно которому психологическая организа­ция будет всегда настолько хорошей, насколько ей позволяют быть текущие условия. Это основа концепции селф-регуляции, согласно которой организм делает лучшее для самовыживания, используя свои способности и ресурсы среды. Адаптивный от­вет для выживания мы наблюдаем даже при нездоровом функ­ционировании, которое тоже является результатом саморегуля­ции (невротической), творческого приспособления и создания того, что возможно при данных условиях. Но баланс при таком несвободном функционировании достигается в результате ис­кажения природы перцепции и подавления чувств.

Здоровое функционирование и сопротивление[18]

Сопротивление в психотерапии вряд ли является чем-то нео­бычным, определенная доля сопротивления есть у каждого клиен та. Ранее классический психоанализ рассматривал сопротивле­ние как патологическое (нездоровое) проявление клиента, но в последнее время отношение к сопротивлению изменилось. Сей­час «сопротивление может рассматриваться как нечто положи­тельное, и скорее как признак жизни и борьбы, чем как еще одна форма патологии» (Иган, 2003) .Чаще всего его адресуют к тем силам в психике клиента, которые противодействуют терапевти­ческому изменению, то есть относятся к контакту между терапев­том и клиентом.

Сопротивление в гештальт-терапии — это не противополож­ность контакта, а часть контактных функций. Все аспекты осоз-навания и человеческих отношений являются аспектами цикла контакта и так же, как любой феномен границы, поддержива­ются и регулируются эго-функцией. «Сопротивление» — это не сопротивление вообще, а «сопротивление по отношению к чему-либо», это прерывание частного контакта, частного по качеству (разновидности), интенсивности, контексту, но не глобальное прерывание всего контакта. В гештальт-терапии сопротивле­ние вполне ясно рассматривается не как сопротивление контак­ту вообще, но как прерывание или избегание некоторых аспек­тов контакта (осознавания). Такое сопротивление — тоже про­цесс контакта. Диалектической оппозицией сопротивления яв­ляется содействие. При этом важно определить, чему организм сопротивляется, а чему содействует и как именно он это дела­ет (Перлз 1947, 2000).

Кроме того, терапевту важно понять, регулируется ли это организмически или ригидными паттернами фиксированного гештальта, которые не отвечают на изменение состояния поля «организм — среда» (Yontef, 1992). Когда сопротивление регу­лируется доминантной потребностью в поле «организм — сре­да», оно представляет собой творческое приспособление, это здоровый способ помощи организмическому функционирова­нию. Определить, когда именно сопротивление (прерывание контакта) появляется, можно по типу нарушения контактной границы.

Сопротивление (прерывание контакта) может быть как по отношению к различиям, так и к похожести, открытости или отстраненности, оно может относиться и к содержанию, и к автономии. Как мы уже упоминали, граница контакта имеет две фун­кции — связывать и разделять. Так вот разделение — ориентация по отношению к различиям — не всегда является патологическим сопротивлением. Иногда уход носит более адаптивный характер, чем попытка нового контакта. Прерыванием контакта вполне мо­жет быть и идентификация с другим человеком, сопровождающа­яся потерей границы (послушные клиенты, не имеющие собствен­ных границ) и ее отсутствие? т.е. неспособность к слиянию с дру­гими людьми.

Сопротивление в гештальт-терапии рассматривается и как попытка решить проблему через творческое приспособление (Melnick, 1997). Это случается, когда приспособление, бывшее когда-то полезным, превращается в постоянно существующее вне актуального контекста.

Одним из способов потери контакта является конфлуэнция (слияние), при которой теряется ясная граница между организ­мом и средой. Потеря границы может быть временной и впол­не добровольной, например, как у болельщика своей команды на стадионе во время футбольного матча. При здоровом функ­ционировании движение из конфлуэнции назад, в контакт, не вызывает сложностей (например, обсуждение чего-либо вмес­те вызывает либо насыщение, либо уже отвращение, и появля­ется желание делать что-нибудь еще или отказаться от обсуж­дения). Но конфлуэнция[19] может быть и дисфункциональным процессом, включающим потерю движения и границ. В резуль­тате происходит потеря осознавания и, следовательно, патоло­гическое отчуждение Эго-функции, отвечающей за выбор. Ког­да творческое приспособление в тупике и Эго-функция отчуж­дается, процесс становится патологическим. Сопротивление является здоровым до тех пор, пока не начинает постоянно и стереотипно обслуживать отчуждение Эго-функционирования (Yontef, 1992).

Такой критерий здоровья был выкристаллизован в «Гештальт-терапии», хотя зерна этой концепции появились уже в ранних работах Ф. Перлза. Согласно Перлзу (1947, 2000), диалектичес­кой оппозицией сопротивления является содействие, поскольку та же самая крепость, которая сопротивляется агрессору, помо­гает защитникам. Он пишет, что мы не можем успешно иметь дело с сопротивлением без того, чтобы рассматривать его как помощь (содействие). Проблемы с сопротивлением возникают лишь тогда, когда оно является ригидным. Критерием же полез­ности или неполезности сопротивления становится актуальная ситуация.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 899; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!