Завершение цикла контакта . Фаза отступления ( ухода )



Эта фаза относится к удовлетворению потребности и завер­шению гештальта. Наступает период ассимиляции — личность испытывает глубокое удовлетворение, постепенно уходящее в фон. В этой фазе личность балансирует между завершением геш­тальта и созданием новой фигуры. Завершающая фаза доста­точно сложна с точки зрения того, что в ней происходит. Проил­люстрируем это на следующем примере.

Чтобы завершить определенное дело, часто нужно больше, чем просто его закончить. Завершая чтение книги, мы не просто под­нимаемся с кресла и ставим книгу на полку. Часто мы продолжа­ем обдумывать прочитанное, переживать за героев, испытывать приятные или неприятные ощущения. Нередко длительность этих переживаний зависит от того, насколько понравился нам сюжет, насколько то, что мы прочитали, имеет отношение к нашей жиз­ни. Таким образом, интенсивность фазы завершения часто про­порциональна интенсивности и природе контакта, в котором мы участвовали. Так, беседа, в которой было потрачено много энер­гии или получено много информации, требует и соответствующе­го времени для выходя из нее. Мы долго еще можем вспоминать диалог и отвечать давно ушедшим собеседникам. При таких ин­тенсивных и требующих энергии контактах потребность в завер­шении оказывается достаточно сильной.

Многие фундаментальные потребности клиентов связаны имен­но с фазой ухода. Они жалуются на то, что приходится много рабо­тать, выглядят тревожными, напряженными, не способными рас­слабиться и отдохнуть. У многих клиентов процесс завершения чего-либо вызывает тревогу и дискомфорт. Они чувствуют себя принужденными работать непрерывно. Многие клиенты сообщают, что если их внимание уходит с внешних объектов (людей), они чув­ствуют пустоту и не ощущают себя. Ведь постоянная мобилизация или зависание в постоянном контакте с чем-то, означает отсутствие покоя. У всех нас бывали периоды, когда мы много работали, не ощу­щая себя и, закончив работу позднее, чем могли бы, внезапно обнару­живали накатывающую усталость.

К сожалению, наше общество и культура поддерживают убеждения о необязательности покоя и отдыха и фокусируют­ся на работе и совершенстве. Фаза завершения с этой точки зре­ния непродуктивна и рассматривается как лень. Даже в геш-тальт-литературе эта фаза обсуждается довольно мало, и боль­шая часть источников акцентируется на негативных аспектах этой фазы, например, на тревоге сепарации.

Первая задача данной фазы — высвобождение из контакта. Это обычно происходит под влиянием сигналов насыщения — чувство полноты, усталости, притупления телесных ощущений или телесного чувства, которое мы называем удовлетворением. Высвобождение из контакта происходит в виде телесного дви­жения — прекращение зрительного контакта, изменение разво­рота корпуса, освобождение рук и т. п. Отделившись от кого-то, можно более полно начать ощущать себя самого. Далее фокус внимания смещается из среды к себе самому (например, инди­видуум вспоминает о доме, видит картинки своего отдыха) и происходит телесная сепарация (например, индивидуум поки­дает комнату, где беседовал с другими). Наконец, происходит процесс замедления и успокоения.

Целью контакта, как мы уже говорили, является ассимиляция нового материала, взятого из среды и становящегося частью орга­низма. Новый гештальт возникает из этого процесса ассимиляции, который не является просто возвращением к предшествующему гомеостазу. Ассимиляция нового материала может продолжаться даже тогда, тогда мы вступаем в новый цикл контакта. Авторы «Геш-тальт-терапии» говорили, что большинство ассимиляций протека­ет без осознавания (например, пищеварение). Но этот процесс мо­жет включать и сознательный отбор. Мы обдумываем, что произошло, сравниваем, смотрим на то, что получается, то есть сопоставля­ем старый и новый опыт, выбирая полезное и отвергая вредное и бесполезное.

Важным моментом ассимиляции является чувство завершенно­сти или признание того, что нечто не закончено. Чувство завершен­ности маркирует полный круг организмического цикла. Потребность, которая инициировала цикл, нашла свое завершение, которое пере­живается далее как чувство покоя и отдыха. Однако завершение не­редко может нести с собой чувство потери и грусти. Почти все завер­шения амбивалентно несут в себе чувство облегчения и чувство печа­ли. Даже кульминация счастья периодически вызывает слезы. За­канчиваясь, позитивное и возбуждающее событие вызывает обрыв стимуляции и ощущение потери.

ТЕОРИЯ SELF , ФУНКЦИИ SELF

Существенная часть практики гештальт-терапевта состоит из тщательного исследования контакта (создания и разрушения «фи­гур») и экспериментального исследования терапевтом этого про­цесса. Та часть гештальт-теории, которая касается того, как это делает индивидуум, называется теорией self. В ней self (или са­мость, как ее переводят на русский язык) является агентом изме­нений. Термин self также относится к системам контактов орга­низма с окружающей средой в настоящий момент и к способу организации нашего опыта. «Будем называть самостью систему контактов, — пишут PHG[15]. — Самость — это действующая кон­тактная граница...». Эти контакты представляют собой структу­рированный опыт настоящей ситуации.

В традиционной психологии принято думать, что self является сущностью, находящейся внутри, в то время как в гештальт-те-рапии это процесс взаимодействия на контактной границе поля «организм — окружающая среда». Очень важно понять, что self не является структурной сущностью психики («вещью» или объектом), self — это процесс — selfing.

Этот процесс имеет две составляющие: идентификацию («это Я») и отчуждение («это не Я»), которые составляют так называемую Эго-функцию или функцию выбора (Philippson P., 1995, 1996b, 1997). Self существует там, где появляется контакт (контактная граница), но не как дополнительный объект психики, а как процесс формирования «фигуры» у индивидуума. Когда граница контакта отсутствует, self присутствует как возможность. Согласно Ф. Перлзу, self можно понять только в контрасте — это та часть поля, которая противостоит остальным его частям. PHG: «Self не может рассматриваться как фиксированная структура и существует там, где имеется факт интеракции на границе. Это «фи­гура-фон» процесс в ситуациях контакта».

Для того чтобы отразить интегративность функций self , Лат-нер (1992) приводит притчу о слепых, ощупывающих слона и пы­тающихся передать целое через описание частей (уши, хвост, хо­бот...). При этом видящий — это тот, кто видит целое и в этом смысле self индивидуума обладает интегративным свойством. Self интегрирует перцептивно-проприоцептивные, моторно-мускуль-ные функции и органические потребности. Далее, self осознает и ориентируется, чувствует, подходят ли друг другу среда и орга­низм, осуществляет агрессию и манипуляцию. В ситуациях кон­такта self проявляется процессом образования «фигуры — фона», а чувство, сопровождающее этот процесс, — возбуждение — как раз и свидетельствует о процессе формирования, когда незавер­шенная ситуация стремится к завершению. Если потребность удовлетворена («фигура» разрушена) и происходит ассимиляция, self уменьшается, поскольку основная роль состоит в приспособ­лении организма в среде. Уменьшается self и в случае слияния, изоляции и равновесия, где нет «фигуры» или она недоступна.

Свойства и функции self

Одним из свойств self является спонтанность. Это понятие подразумевает непрерывное действие системы «организм — сре­да», свободное формирование и разрушение фигур. Она предпо­лагает вовлеченность субъекта в ситуацию, принятие ситуации и действия. Говоря о вовлеченности, мы имеем в виду ,«что нет никакого иного чувства себя или других вещей, кроме собствен­но переживания ситуации. Это чувство непосредственно, конк­ретно, присутствует в настоящем и интегрирует восприятие, мус­кульный компонент и возбуждение» (Перлз, 2001).

Спонтанность одновременно активна и пассивна — это твор­ческое безразличие (или беспристрастие) среднего залога. Self не может проявляться кроме как в контакте с чем-то возникаю­щим в текущем процессе. Этот контакт может осознаваться как ощущение материала, импульсов, фона, направленности инте­реса, присвоения или отчуждения.

 

При этом, у self как системы имеются частичные составляю­щие, или функции, представляющие собой разные способы кон­тактов. Это функция Ид, Эго-функция и функция личности. Так, функция Ид — это и функционирование в фоновом режиме, вклю­чающем смутно ощущаемую среду, и чувства, связывающие орга­низм со средой, прошлые незавершенные ситуации, становящие­ся осознанными, внутренние импульсы, потребности в их телесном проявлении и восприятие всех этих параметров (которое иногда блокировано). Это и опыт чувств, отдыха и релаксации, и множе­ство ситуаций, в которых мы соприкасаемся с собой физически и чувствуем себя проприоцептивно. Эта функция по своей природе автоматична, пассивна — все, что приходит к нам, приходит не­произвольно, спонтанно.

Эго-функция, в отличие от Ид, наоборот, активна. Self по своей сути противостоит «другому» или «иному». Процесс, в котором про­является self, состоит из двух фаз — идентификация («Это я») и отчуждения («Это не Я»). Это функция выбора или сознательного отказа. Эго-процесс включает также идентификацию с собствен­ными актами выбора — ценностями, интересами, избеганиями (Philippson, 1995). Это то, что классики назвали автономным крите­рием здоровья. В общем смысле Эго-функция отражает поляриза­цию нашего опыта, важную для построения «хороших» фигур (пер­вичная полярность — это фигура-фон). Здоровая Эго-функция дает индивидууму чувство инструментальности бытия, индивидуум чув­ствует себя одним из тех, кто делает вещи происходящими. Нару­шение этой функции называется потерей Эго-функции и лежит, по мнению классиков (Перлз, 2001), в основе невроза: субъект зат­рудняется или оказывается неспособным выбрать адекватный спо­соб поведения. При этом Ид-функция продолжает воспринимать внутренние импульсы и потребности, а ответ Эго-функции оказы­вается неудовлетворительным, творческое приспособление инди­видуума не соответствует доминантной потребности. Эта доминан­тная потребность при неврозе остается нереализованной.

Функция личности

Это функция интеграции опыта, функция усвоения (ассими­ляции). Она включает представления и концепции субъекта о са­мом себе, образ себя, необходимый для объяснения своего пове­дения, систему установок, принятых данной личностью в межлич­ностных отношениях; это ответы на вопросы, задаваемые други­ми или самим субъектом, это вербальное отражение себя в настоящий момент, ссылки на себя. Перлз назвал функцию личности ак­тивным самосознанием, изучающим себя и делающим реплику в от­ношении себя.

Итак, функция личности включает говорение о себе, но это гово­рение имеет социальную направленность, поскольку ориентировано на других людей. Это часть нашей здоровой жизни. Ее можно назвать системой ранее признанных фактов (или инсайтов). Чем менее сво­бодно и менее здорово поведение индивидуума, тем больше в функ­ции личности находится ошибочных концепций себя, эго-идеалов, сте­реотипов, масок, искажений и т. п. Клиенты приходят на терапию в тот момент, когда их идентификация является неадекватной для той ситуации в среде, где они находятся.

В терапии функция личности важна и в тот момент, когда кли­ент пришел к нам с проблемой («я слишком мягкий и мною все помыкают») и пытается с нашей помощью сформировать «фи­гуру», говоря о себе, и в тот момент, когда он ассимилирует соб­ственный опыт действий по отношению к своей удовлетворен­ной потребности. Но для здорового функционирования в мире индивидууму недостаточно определять себя как кого-то, ему необходимо делать выборы.

Здоровое функционирование личности характеризуется ав­тономностью и ответственностью индивидуума, его знанием себя «как лица, играющего определенную роль в актуальной си­туации» (PHG, 2001). Автономия — это свободный выбор, при котором субъект сохраняет чувство непринужденности, свобо­ды от принуждения. Он знает кто он и где он, и принимает на себя обязательства в соответствии с тем, кем он является. Пове­дение становится своим собственным, так как ранее оно было уже достигнуто и ассимилировано. Автономия основана на спон­танности, а в спонтанном поведении приоритет имеет новизна. Ответственность — это исполнение контракта, заключенно­го в соответствии с тем, кем субъект является, это постоянство поведения в таких рамках. Это не означает, что поведение ни­когда не меняется, оно меняется творчески, в соответствии с изменением ситуации.

Цикл контакта и функции self

Классическое описание цикла контакта индивидуума, приводя­щее к формированию фигуры потребности, поиску ресурсов в сре­де, контакту с этими ресурсами и удовлетворению потребности с последующей ассимиляцией (модель Гудмена) можно рассмотреть с точки зрения функционирования self. На каждой из фаз self функ­ционирует в разных режимах (разными способами).

1. Преконтакт. Итак, в преконтакте поле не дифференциро­вано по отношению к «фигуре» и «фону». Рассмотрим это йо от­ношению к пищевой потребности. Какое-то время после преды­дущего приема пищи происходит ее ассимиляция, которая явля­ется процессом неосознаваемым. Self работает в режиме Ид — мы можем испытывать диффузные ощущения сонливости, рас­слабленности, приятное ощущение сытости и т. п. Тело является «фоном», в котором имеется потенциальная возможность фор­мирования следующей «фигуры» потребности в пище, и насту­пает время, когда ощущение голода вновь становится «фигурой» для нас. Появляется ощущение голода, которое становится «фи­гурой», в то время как все остальное тело — «фоном». Этот про­цесс сопровождается телесным возбуждением. Произошла пер­вичная поляризация — мы хотим есть, а наши занятия, интерес к делу, которым мы занимаемся, внешние стимулы уходят в «фон».

2. Контакт (контактирование). Вторая фаза цикла опыта характеризуется активной ролью Эго-функции, главной ее функ­цией становится дифференциация среды. Мы начинаем взаимо­действовать с окружающей средой, ориентируясь по отношению к ее ресурсам. «Фигурой» становится объект в среде, с помо­щью которого мы предположительно можем удовлетворить свою потребность, а наше телесное возбуждение остается в «фоне». Одни «фигуры» в среде (например, холодильник, буфет, сумочка с едой) выбираются, другие (магазин, ресторан, рынок) отверга­ются. В этой фазе (феноменологически) мы чувствуем себя «де­лателями», активными по отношению к «фигуре», ориентируясь и определяя необходимое нам время, расстояние до еды, жела­тельных партнеров по трапезе, доступность ресурсов и т. п. Здесь мы подходим к среде агрессивно, влияя и используя элементы поля больше, чем просто существуя вместе с ними, и делаем, на­конец, окончательный выбор по поводу того, где, с кем и что мы будем есть. Я приглашаю на обед подругу, ставлю чайник и дос­таю желанные продукты из холодильника. Увеличивается ощу­щение сепаратности, разделительная роль контактной границы в поле «организм — окружающая среда» становится большей, чем связующая.

Невротической подменой Эго-функции в этой фазе может быть включение функции личности, как если бы мы сказали себе, что «еще не время», что «мы люди с сильной волей и можем потер­петь» или еще что-то в этом роде.

Финальный (полный) контакт. Это момент здорового слия­ния, стирания границ между индивидуумом и окружающей сре­дой. Мы кусаем, ощущаем вкус пищи, пережевываем ее, глотаем, и это действие происходит в настоящий момент. Контактная грани­ца исчезает, восприятие, чувства и движения интегрированы, Эго-функция действует среднем режиме — одновременно активно и пассивно. «Фигурой» являемся мы сами, выступающие в этот мо­мент и как субъекты и как объекты своего действия. При финаль­ном контакте, устанавливаемом с объектом, в какой-то момент не­различимы человек и избранный объект. На короткое время нет больше ни фигуры, ни фона, ни границы между субъектом и объек­том. Д. Хломов (2000) описывает это следующим образом: «В какой-то момент в межличностных отношениях на смену четко иденти­фицируемому «я» и «ты» может прийти «мы». «Мы» любви, оргаз­ма, конфликта, ужаса или любой другой ситуации взаимодействия». Интенсивность self падает.

Постконтакт. Это фаза ассимиляции, в прямом смысле пе­реваривания. И не только еды, а и любого полученного опыта. Self работает в режиме функции личности, интегрируя случившееся в опыт человека. «Не буду больше покупать такое-то мороженое, а буду такое-то...», «Мне приятно обедать с этим человеком» и т. п. «Фигурой» является человек в контексте его истории, происшед­шее добавляет еще один аспект в эту историю. Цикл завершается, для того чтобы через несколько часов начаться снова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джендлин Ю. Фокусирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

2. Зинкер Дж. Телесные процессы в психотерапии. Вступление. — http:/ /www.gestalt.lv/rus/international/teksti/index.htm&id= 51.

3. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

4. Немиринский О.В. Фасилитация контакта в гештальт-терапии // Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 3. С. 93— 106.

5. Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмен П. Опыты психологии самопознания. - М.: Гиль-Эстель, 1993.

6. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. — М.: Либрис, 1996.

7. Перлз Ф.(1997) Гештальт семинары (Гештальт-терапия дословно) // Гештальт 96: Сб. мат-лов Московского гештальт-института. — Мм 1997. С. 6-17.

8. Перлз Ф.г Гудман П. Теория гештальт-терапии. — М.: Институт обще­гуманитарных исследований, 2001.

9. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

10.Рыбин В. И. Инсайт и гештальт // Московский психотерапевтичес­кий журнал, 1997, № 3. С. 85-104.

11.Хломов Д. (2000) Гештальт-терапия // Основные направления совре­менной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000, с. 343 — 371.

12.Bray S., PhillipsonP. (1988, revised and update 1998) Gestalt and Awareness. Manchester Gestalt Centre. — http://www.quitquality.com/ Gestalt%20and%20Awareness.pdf.

13.CurranK.M., Seashore C.N., Welp M.S. (1995) Use of Self as an Instrument of Change. — http://www.eqalvoice.com/use_of_self.pdf.

14.Jacobs L. (2002) Its Not Easy to Be a Field Theorist: Commentary on «Cartesian and Post-Cartesian Trends in Relational Psychoanalysis». Gestalt!, 6 (2). — http://www.g-g.org/gei/6-2/jacobsreview.html.

15.Kepner J.L. (1987, 1993) Body Process. Working with Body in Psycho­therapy. Hillsdale. — NY: Analytic Press.

16.Latner J.( 1992) The Theory of Gestalt Therapy, in S. Nevis, С Edwin, PhD, Ed: Gestalt Therapy Perspectives and Applications. Gestalt Institute of Cleveland (GIC) Press. — http://www.aagt.org/html/introduction.html.

17.Perls F.S. (1969) Gestalt Therapy Verbatim. - Moab, UT: Real People Press.

18.Perls L. (1992) Living at the Boundary. Joe Wysong, Ed. - N.Y.: The Gestalt Journal. Resnick R. (2000).

19.Philippson P. (1990) Awareness, the contact boundary and the field. — N.Y.: The Gestalt Journal 13(2): 73-82.

20.Philippson P. (1995) Gestalt in Britain — A Polemic. Electronic Publication of Manchester Gestalt Centre — http://www.mgestaltc.force9.co.uk/.

21.Philippson P. (1996a) Time. Toward a Gestalt Theory of Time. Electronic Publication of Manchester Gestalt Centre — http://www.editmanager. co.uk/user/index.php&user = mgc&pn = 10720.

22.Philippson P. (1996b) Gestalt Map. Electronic Publication of Manchester Gestalt Centre — http://www.editmanager.co.uk/user/index.php&user = mgc&pn = 10702.

23.Philippson P. (1997) Gestalt as a psychotherapy of self. Electronic Publication of Manchester Gestalt Centre — http://www.editmanager.co.uk/user/ index, php&user = mgc&pn = 10721.

24.Resnick R. (2000) Theory and practice of Gestalt Therapy. Interview by M. Norman, Psychology Today — Brisbane Gestalt Institute Electronic Publication — http://www.gestaltinstitute.com.au/articles/0712resnick_ interview.shtml.

25.Yontef G. Gestalt Therapy: Clinical phenomenology. In V. Binder, and B. Rimland (Eds.), Modern therapies. Englewood Cliffs. — New Jersey: Prentice-Hall, 1976.

26.Yontef G. Awareness, Dialogue and Process. — New-York: Gestalt Journal Press, 1993.

 

ГЛАВА 3


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 454; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!