VII . «Благословляю вас , леса» - прослушивание , разбор



На прошлом уроке вы сочиняли свою мелодию на стихотво­рение «Благословляю вас, леса».

— Какой композитор написал музыку на эти стихи поэта А. Толстого? (П.И. Чайковский.)

— О чем поется в этом романсе? (О восхищении перед красотой природы.)

Создавая мелодию романса «Благословляю вас, леса» компо­зитор не только передал содержание стихотворения музыкальным языком, но и выразил собственное отношение к природе. Мело­дия передает интонации поэзии, ее плавность и величественность. Этот романс сравнивают с гимном природе. Теперь послушайте сами, какой романс создал композитор П.И. Чайковский на стихи А. Толстого «Благословляю вас, леса».

(Прослушивание романса.)

— С чего начинается романс? (С инструментального вступления.) Фортепианное вступление здесь сосредоточенное, даже суровое. Оно состоит из аккордов, основная мелодия которых движется вниз. Даже в этом вступлении композитор использует переходы динамики, сначала от пиано к форте, а потом вновь к пиано, чтобы певец мог начать свое пение тихо, а потом раз­вить его.

— Повторяло ли фортепианное сопровождение мелодию, ко­торую исполнял певец? (Нет, партия фортепиано подчер­кивала взволнованный характер стихов.)

Партия фортепиано здесь звучит как целый оркестр.

— Повторял ли певец основную вокальную мелодию романса? (Ответы детей.)

Основную вокальную мелодию певец исполнял в начале ро­манса, потом звучала средняя часть романса, а в конце вновь по­вторялось вокальное исполнение главной мелодии.

— В какой части романс звучит наиболее громко? (В конце.) Да, самым мощным по звучанию является финал романса.

Композитор даже обозначил в этом месте силу звука особым зна­ком - три форте! Финал романса - его наиболее яркая, возвышен­ная часть. А завершает романс снова главная мелодическая тема. Но окончание это полно силы и уверенности, хотя и приводит слушателя к тихому звучанию — пианиссимо, которое в нотах пи­шется двумя значками пиано.

Свой романс композитор написал для низкого мужского го­лоса — баса. Запишите в тетради определение этого голоса: «Бас -самый низкий мужской голос». Послушайте этот романс еще раз и отметьте все особенности, о которых мы сейчас говорили.

VIII . Вокальная импровизация

Сегодня вы получите для импровизации отрывок стихотвор­ного текста, который вокально исполните на следующем уроке. Послушайте его и запомните.

Солнышко всходит,

И небо светлеет,

Природа проснулась,

И утро пришло. (Школьники повторяют слова всем классом, по рядам и ин­дивидуально.)

— Какое время суток описывается в этих строчках? (Утро.)

Какое настроение передается здесь?

— Какой будет ваша импровизация по характеру?

— Какой музыкальный жанр вы выберете для своей мелодии? (Школьники демонстрируют варианты своих мелодий.)

IX . Народная песня - знакомство , разбор , разучивание

Вы уже знаете, что главное свойство русской музыки — песенность. Но это вовсе не означает, что песенная и напевная му­зыка обязательно должна быть медленной и грустной. У русского народа создано много песен разного характера: и озорных, и иг­ровых, и плясовых. И все они напевные, с запоминающимися мелодиями. Сегодня вы начнете разучивать русскую народную песню, которая называется «Как у наших у ворот». Запишите ее название в тетради и сделайте рядом пометку: русская народная песня.

Возможно, что многие из вас эту песню слышали, а кто-то даже разучивал и исполнял. И это еще лучше, поскольку тогда вам не придется много времени тратить на разучивание слов. А ме­лодия песни короткая, повторяющаяся, вы ее легко запомните с первого раза. (Педагог или вокальный ансамбль исполняет песню.)

1. Как у наших у ворот,

Как у наших у ворот.

Ай-люли, у ворот,

Ай-люли, у ворот.

2. Комар музыку ведет,

Комар музыку ведет.

Ай-люли, вот ведет,

Ай-люли, вот ведет.

3. Стрекозу плясать зовет,

Стрекозу плясать зовет.

Ай-люли, вот зовет,                               

Ай-люли, вот зовет.

4. Стрекоза плясать пошла,

Муравья с собой взяла.

Ай-люли, вот пошла,

Ай-люли, вот пошла.

5. — Муравейка, милый мой,

Попляши-ка ты со мной.

Ай-люли, ты со мной,

Ай-люли, ты со мной.

6. — Я уж рад бы поплясать,

Да устал я, мне не встать.

Ай-люли, мне не встать,

Ай-люли, мне не встать.

— Чем необычна эта песня? (В каждом куплете строчки по­вторяются.)

Какие признаки указывают на то, что песня народная? (За­поминающаяся мелодия, распев слогов в припевах.)

Каков характер ее исполнения?

— Песня представляет собой небольшой сказочный рассказ. Какие герои упоминаются в ней? (Комар, стрекоза, муравей.)

Что происходит по сюжету песни? Какие действия выпол­няют герои? (Комар играет на музыкальном инструменте — «музыку ведет», стрекоза пляшет и приглашает поплясать с собой муравья, а муравей отказывается, потому что уже устал от пляски.)

Что можно делать во время пения этой песни? (Танцевать, водить хоровод, подыгрывать на музыкальных инструментах, инсценировать куплеты.)

Можно ли эту песню петь с солистами?

— Какие роли будут исполнять солисты? (Стрекозы и муравья.) Послушайте слова 1-го куплета и мелодию. В запевах мело­дия несложная, тем более, как вы отметили, один и тот же мотив и текст будут повторяться дважды.

(Педагог демонстрирует исполнение 1-го куплета, школьники повторяют.)

Теперь давайте подробно рассмотрим мелодию и текст припе­вов. Все припевы будут начинаться одинаково — словами «ай-лю­ли». На слово «ай» надо исполнить распевание: «а-ай». (Дети разучивают и поют распевание на нисходящем движе­нии звукоряда.)

В припеве нужно повторить последние слова куплета. Но в этом месте встретится второе распевание, на последнем слоге. Например, в припеве 1 -го куплета — в самом конце: «у во-ро-от». Голос здесь делает скачок вверх. При повторе припева такого распевания нет. (Школьники разучивают мелодию припева.)

— Соедините запев и припев 1 -го куплета, пока я прошу вас это сделать не торопясь. (Школьники в рабочем темпе исполняют весь 1 -й куплет. За­тем разучивают 2-й и 3-й куплеты. Исполняют песню целиком всем классом и по рядам.)


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 2737; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!