Тема 9.(2часа). Арабский халифат: государство и право.



Цель занятия:

Изучение основных тенденций и направлений в развитии права народов арабского Востока в Средние века, рассмотреть эпоху начала становления современной мусульманской правовой системы.

 

План занятия.

 

1.Возникновение арабского государства. Основные этапы исторического развития. Омейяды и Аббасиды.

2.Особенности государственного устройства. Теократия

3.Источники мусульманского права. (Коран, Сунна, Иджма, Кияс, фетва, адат)

4.Основные мазхабы.

5.Основные отрасли права: собственность, обязательства, брачно-семейные отношения, наследования, уголовное право, суд и процесс.

 

Словарь: ислам, сунниты, шииты, Коран, Сунна, иджма, кияс, фетва, мазхаб, адат, шариат, эмир, кади, диван, визирь, теократия.

 

Методические указания.

 1. В первом вопросе необходимо изучить историю Арабского халифата. Ответ на вопрос следует начать с анализа понятия уммы, ее структуры, главе и т.п. Следует четко представлять себе коренное отличие исламского понятия государства от аналогичного понятия, принятого европейской наукой. Весьма полезным при ответе на этот вопрос станет освещение истории арабского халифата как конкретного примера реализации на практике концепции исламского государства. Закончить ответ на этот вопрос следует анализом положений исламского права, регулирующих налоговые отношения в умме, правила раздела военной добычи и др.

2. Следует раскрыть понятие «теократии» и её специфики на арабском Востоке, а также охарактеризовать основные государственные институты Арабского халифата. 

3.В третьем вопросе следует дать общую характеристику источникам мусульманского права. Основным источником права является Коран – священная книга мусульман. Для его рассмотрения недостаточно лишь материала учебника, необходимо ознакомиться с выдержками из его текста в Хрестоматии, а при желании подготовить доклад – с текстом всего документа. Можно ли Коран считать памятником права? Какие институты права в нем наиболее разработаны? Чем регулирование имущественных, брачно-семейных, уголовно-правовых норм в мусульманском праве отличалось от регулирования их в римском праве? Студентам, отвечающим на первый вопрос, необходимо уяснить специфику мусульманского права, сложившегося в исключительных обстоятельствах при помощи исключительных же средств. Это право — часть одной из мировых религий, поэтому ответ на этот вопрос необходимо начать с краткой характеристики истории ислама и главного его источника –священного Корана. Приемлются любые переводы, но с условием обязательного комментирования текста.

4. Далее, следует проследить основные этапы становления исламского права, с указанием на те конкретные виды источников мусульманского права, которые появлялись на каждом конкретном этапе. Особый интерес в этой связи представляет вопрос об эволюции фикха и становления правовых мазхабов (суннитов). Заканчивая ответ на этот вопрос, студент подробно должен охарактеризовать каждый из источников мусульманского права в отдельности.

Последний штрих в ответе — анализ источников права шиитов, особенно основного мазхаба шиитов (джафари).

5.Ответ на пятый вопрос следует начать с анализа следующих сур Корана: Воскресение 63-65, Женщины 5, 26-32, Корова 188, 282. Далее, следует проанализировать соответствующие сунны (хадисы) и положения мазхабов, толкующие понятие собственности, находки, преимущественного права соседей, законного и незаконного завладения имуществом. Особый интерес в этой связи представляет так наз. вакф. Следует раскрыть исторические условия его возникновения, и указать те формы, в которых он чаще всего встречается у суннитов. Заканчивая анализ норм вещного права ислама, следует обратить внимание на обязанность закята членов уммы, которая с современной точки зрения может быть квалифицирована как ограничение прав собственности: Покаяние 60, Ночь 5-10, Семейство Имрана 180 и др. суры Корана.

Анализ норм обязательственного права студентам необходимо предварить с обсуждения общего понятия справедливости, положенного в основу взаимоотношений мусульман: 6: 153, 42: 14, 49: 13, 57: 25. Содержание обязательственных отношений необходимо показать на основе анализа следующих сур Корана: Собрание 10-11, Корова, 205, 278, 276, Женщины 5, 33, 58, Худ 18 и др. В дальнейшем, используя материал доктрины, следует охарактеризовать по отдельности основные виды договоров, известных мусульманскому праву.

При анализе брачно-семейного права мусульман, следует обратить внимание на различие цели исламского брака от, например, христианского.

Особо стоит остановиться на влиянии на институт брака такого источника исламского права как адат.

 Анализ сур Корана, хадисов и доктрины должен привести студентов к следующему плану ответа на вопрос. В первую очередь необходимо определить понятие преступления в исламе, сравнив его, например, с принятым порядком в светском мире. Затем необходимо перейти к классификации видов преступлений, сравнив их опять с современностью. Последняя часть ответа должна строиться по традиционной схеме. Сначала студент определяет порядок судебных инстанций, их юрисдикцию, затем анализирует основные стадии процесса и виды доказательств.

 

Литература.

Коран. Любое издание.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2-х т./Отв.ред.Н.А. Крашенинникова.-М.:Норма,2004.

Адаты и шариат в судебно-правовой системе карачаевцев.// История государства и права,2005,№7.

Белов Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966.

Васильев Л.С. История религий Востока.,М.,1999

Еремеев Д.Е. Ислам- образ жизни и мышления.М.,1990.

Жданов Н.В.Ислам на пороге XXI века.М.,1989

Жидков О. А. История государства и права Древнего Востока. М.,1965

Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,1988

Карпенко К.В. К вопросу о религиозном и юридическом значении консуммации брака // Вестник МГИМО МИД РФ, 2013, № 2, с. 144-155.

Марченко М.Н. Правовые системы современного мира.М.,2001

Мисроков Л.А. Конвергенция адата, шариата и права Росси в процессах динамики отечественных систем права (XIX-XX вв.)//История государства и права,2002,№5

Муромцев Г. И. Конституции арабских государств. М.,1982

Рукайя Максуд. Ислам М.,1999

Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968.

Сулаев И.Х. Шариатские суды в Дагестане: историко-правовой опыт.//История государства и права, 2010, № 22.

Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М.,1986

Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997

Сюкияйнен Л. Р. Шариат: религия, нравственность, право.//Государство и право,1996,№8.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира.М.,1986

Шарль Г.Мусульманское право.М.,1959

Хидоя. Комментарии мусульманского права. Ч. 1-2. М., 2008.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!