Тема 3 (2 часа). Памятники литературы дхармашастр.



Планы семинарских занятий

К семинарским занятиям необходимо тщательно готовиться, руководствуясь планами занятий, помещенными в настоящем сборнике. Следует обстоятельно изучить рекомендованную литературу.

При подготовке к семинарам следует вести записи (конспекты), которые по своему содержанию могут представлять собой развернутые ответы на вопросы плана семинара.

В отличие от экзаменов и зачетов такими конспектами можно пользоваться на семинарах, избегая, впрочем, механического их прочтения во время выступления.

Если студент по какой-либо причине пропустил семинарское занятие, то он обязан явиться к преподавателю, ведущему семинар, на консультацию, предъявить свой конспект и отчитаться по теме пропущенного семинара.

Подготовку к каждой теме семинара лучше начинать с изучения соответствующего раздела учебника, а затем уже переходить к другой рекомендованной по данной теме литературе. Хорошее знание литературы дает возможность студенту активно участвовать в обсуждении тех вопросов, которые определены планом семинара.

 

Тема 1. (2 часа). Государство и право Древнего Египта.

Цель занятия:

Закрепление знаний о путях формирования государства в Древнего Египта, развитие представления студентов-бакалавров о форме государства и её элементах на примере Древнего Египта, ознакомление с особенностями возникновения и основными направлениями в развитии древнеегипетского права, анализ важнейших памятников права Древнего Египта.

План занятия:

1.Периодизация истории Древнего Египта. Характеристика основных этапов развития.

2.Государственный строй Древнего Египта.

3.Социальная структура древнеегипетского общества.

4.Основные черты права Древнего Египта.(обязательства, брачно-семейное, уголовное право)

5.Судебная система.

 

Словарь: восточная деспотия, неджес, баку, фараон, ном.

Методические указания:

    1. При подготовке к первому и второму вопросу следует обратить внимание на эволюцию научных представлений о возникновении государства на Востоке, особенности формы государства в древневосточных странах. Следует раскрыть сущность понятия «восточная деспотия» и выявить её признаки, а также ответить на вопрос о причинах отказа современной науки от этого понятия в характеристике государств Древнего Востока. Рассматривая 1, 2, 3 вопросы, следует выявить общие и специфические черты в формировании и развитии государства в долинах великих рек, проследить особенности общественного и государственного строя Древнего Египта. Для более глубокого анализа можно обратиться к памятникам политико-правовой мысли народов Востока.

2. При подготовке к 4 и 5 вопросам нужно раскрыть основные особенности деспотического государства и его важнейшие ведомства, показать влияние формы государства на развитие права. Выявить общие и особенные черты в развитии права стран Древнего Востока.

 

Литература.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. В 2-х тт. Т.1, М., 1980.

Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батыра. М., 1995.

Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1996.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1979.

Богословский Е.С. Государственное регулирование социальной структуры Древнего Египта // Народы Азии и Африки, 1981, № 1.

История Древнего Востока. /Под ред. В.И. Кузищина. М., 1979.

Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии. М., 1963.

Лурье И.М. Очерки древнеегипетского права XVI–X вв. до н.э. Л., 1960.

Лурье И.М. Храмовый суд в Древнем Египте во время Нового царства // Вестник древней истории, 1955, № 1.

Постовская Н.М. Начальная стадия развития государственного аппарата в Древнем Египте // Вестник древней истории, 1947,№ 1.

Струве В.В. История Древнего Востока. М., 1941.

Стучевский И.А. Зависимое население Древнего Египта. М., 1966.

 

Тема 2 (2 часа). Законы царя Хаммурапи.

Цель занятия:

проанализировать важнейший памятник права Древнего Востока, охарактеризовать закрепленные в нем правовые институты, проследить их взаимосвязь с реалиями государственной и общественной жизни.

План занятия:

 

1.Общая характеристика Законов.

2.Правовое положение основных групп населения.

3. Имущественные отношения: право собственности, обязательства из договоров и причинения вреда.

4. Брачно-семейные отношения. Наследование

5. Преступления и наказания.

6. Суд и процесс.

 

Словарь: Шумер, Аккад, Законы Хаммурапи, авилум, мушкенум, тамкар, рабианум, шакканакум, баирум, редум, талион, ордалия

 

 Методические указания:

1. При ответе на первый вопрос студент должен кратко охарактеризовать тип общества, в котором появился изучаемый памятник, затем установить типологическое сходство и преемственность памятников права цивилизаций Месопотамии с кодексом Хаммураби. Дальнейший шаг — выделение составных частей кодекса, выявление его источников. Особо следует обратить внимание на способ фиксации норм права и самого текста документа. Здесь же необходимо кратко охарактеризовать форму фиксации Кодекса и раскрыть историю обнаружению памятника.

2. Отвечая на второй вопрос, студент анализирует нормы кодекса, которые регулируют правовое положение групп населения. Анализируя Законы Хаммурапи, следует обратить внимание на деление общества на свободных и рабов. А свободных – на «авилумов» и «мушкенумов». Нужно разобраться в статусе слуг царя («редума» и «баирума»), а также в причинах ограничения долгового рабства. Весьма полезным в этой связи может оказаться привлечение дополнительного археографического материала, приведенного в общих хрестоматиях по курсу. Особо следует обратить внимание на институт срочного рабства (ст. 117-119 памятника) и подробно их прокомментировать.

3. При рассмотрении третьего вопроса студент должен иметь в виду, что основным объектом права собственности в странах древнего Востока выступала земля, поэтому необходимо начать ответ с освещения различия в статусе объектов поземельной собственности, обусловленном статусом владельцев этих объектов. Особого внимания требует анализ положения общинных земель, дворцовых и частновладельческих, общий анализ статуса объектов движимости и недвижимости. Рассмотрение обязательственных отношений уместно начать с определения понятия обязательства, принятого в вавилонском праве (понятие долга). Затем необходимо, сгруппировав нормы памятника по отдельным видам обязательств, подвергнуть их тщательному комментированию.

4. Отвечая на четвертый вопрос, студент должен на основании конкретных положений кодекса Хаммурапи выявить типические черты брачно-семейных отношений в Вавилонии, проанализировать положения о форме заключения брака, его цели, условиях его расторжения, имущественных отношений между супругами. В конце ответа на вопрос студент указывает на связь брачно-семейного права с религией вавилонян и наследственными отношениями, особо выделяя статус детей от наложниц.

5. Пятый вопрос предполагает освещение понятия преступления, как оно сформулировано в кодексе, далее выясняются обстоятельства совершения преступления, проводится классификация преступлений и наказаний. Указывается зависимость наказания от общественного статуса преступника или потерпевшего.

6. Отвечая на шестой вопрос, студент обращает в первую очередь внимание на первые пять статей кодекса. Проанализировав их содержание, он должен уяснить, насколько в древнем Вавилоне правосудие считалось не частным, а публичным делом. Следует связать преамбулу кодекса с характером наказания за предвзятость судьи и выявить объективную связь между ними. При ответе на этот вопрос студенту следует руководствоваться помимо кодекса обширным археографическим материалом, протоколами судебных заседаний, содержащихся в фундаментальной работе Б.А. Тураева: История древнего Востока, а также формулами исковых заявлений, приведенных в обширной компиляции: Вестник древней истории, 1952, № 3-4.

Литература

Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра.Ч. 1.М., 1998 или М, 1999.

История государства и права зарубежных стран: Учебник. Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М., 1996. Ч. 1.

История Востока : в 6 т. Т. 1. Восток в древности. –– М. : Наука, 2000.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1970.

Тураев Б.А. История Древнего Востока.-Т.1-2.-Л.,1935.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. З.М. Черниловского. М., 1984 или 1995.

Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М., 1996. Т. 1 или М., 2000.

Якобсон. В. А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории. –– 1984. –– № 4.

 

Тема 3 (2 часа). Памятники литературы дхармашастр.

Цель занятия: проанализировать важнейший памятник права Древнего Востока, охарактеризовать закрепленные в нем правовые институты, проследить их взаимосвязь с реалиями государственной и общественной жизни.

План занятия:

1. Общая характеристика законов Ману и Артхашастры.

2. Группы населения в древней Индии.

3. Государственность в древней Индии согласно данным шастр.

4. Собственность и обязательственное право по законам Ману.

5. Брак и семья в древней Индии.

6. Преступления и наказания согласно шастрам

7. Суд и процесс по шастрам.

 

Словарь: Веды, Законы Ману, варна, каста, брахман, кшатрии, вайшьи, шудры, буддизм, индуизм, раджа, паришад, дхармашастра, Артхашастра

Методические указания:

1. При ответе на первый вопрос студент должен усвоить типологическую особенность законов Ману. Законы являются литературным произведением, написанным жрецами (брахманами), которые были заняты объяснением и толкованием Вед — священных книг индуизма. Поэтому в первую очередь следует выявить соотношение литературы дхармашастр с другими источниками права древней Индии: литературой Вед, веданты, сутр, смрити и т.п. Необходимо объяснить, почему, в силу каких исторических причин развитие права древней Индии пошло по такому необычному пути. Студенту следует выявить особенности системы изложения норм памятника, его язык и стиль.

2. При ответе на второй вопрос студент должен рассмотреть правовое положение варн древней Индии, установить их связь с системой каст, памятуя особенно о том, что жесткой привязки той или иной варны к определенной профессии в Индии так и не установилось. Следует объяснить этот феномен. Далее, используя материал дополнительной литературы, студент должен раскрыть суть системы джаджманов, продержавшейся в Индии вплоть до сего дня. Особо следует обратить внимание на статус рабов, источники рабства. Последний штрих в ответе — анализ положений изучаемых памятников, касающихся статуса общинников древне Индии.

3. При рассмотрении третьего вопроса студент должен выявить характерные черты особенности экономического строя древней Индии. Следует выявить содержание права собственности, конкретные правомочия, входящие в него, а также систему оснований, на которых в Индии строилась система вещного права. Затем студент должен проанализировать конкретные формы землевладения, упомянутые в законах Ману и Артхашастре, руководствуясь критерием статуса субъекта таких владельческих прав. Студенту необходимо указать на способы защиты прав на поземельную собственность и землевладения с конкретными ссылками на законы Ману и Артхашастру. Рассмотрение обязательственных отношений следует начать с общих положений о договорах: понятие договора, условия его действительности, основания для заключения, гарантии выполнения. Студент должен объяснить, каким образом эти общие положения отразились в конкретных видах обязательств: щлоки 140-142 гл. VIII и шлока 117 гл. X законов Ману и др. На конкретных примерах студент должен показать степень развитости товарно-денежных отношений в древней Индии.

4. Отвечая на четвертый вопрос, студенту необходимо на основании норм законов Ману и Артхашастры проанализировать понятие брака в древней Индии, его цель, формы, права и обязанности супругов, статус детей.

5. При ответе на пятый вопрос студент в первую очередь формулирует понятие преступления, выработанного ведическим учением, затем он выделяет группы норм, регулирующие преступления и наказания в древней Индии, особо уделив при этом внимание варновому принципу наложения наказаний.

6. Отвечая на шестой вопрос студент в первую очередь должен проанализировать известное место в Манудхармашастре, где приведена теория происхождения государства, необходимо связать эту теорию с аналогичными теориями, известными в индоевропейском мире. В этом может помочь знакомство с некоторыми словарными статьями фундаментального руда известного французского лингвиста Э. Бенвениста: Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. Далее, студент последовательно раскрывает в своем ответе содержание элементов государства, разработанных ведической наукой. Ответ на шестой вопрос строится на анализе норм Артхашастры и Манудхармашастры, посвященных иерархии судебных инстанций и видам процесса (видам исков), известных ведической литературе. Закончить ответ следует указанием на media probatuionis ведического процесса.

Литература.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права./Под ред. К.И. Батыра и Е.В.Поликароповой.М.,1996.

Хрестоматия по истории древнего Востока в2-х тт.М.,1980

Авдиев В.И. История древнего Востока.М.,1970.

Алаев Л.Б. Сельская община как элемент общественного строя Древней Индии.// Вестник Древней истории, 1976.№1

Антонова К.А. История Индии. Краткий очерк.М.,1973.

Бонгард-Левин Г.М.Ильин Г.Ф.Древняя Индия.М.,1969.

Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.

История Востока : в 6 т. Т. 1. Восток в древности. –– М. : Наука, 2000.

Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность.М.1982.

Левчук С.В. Религиозно-правовые особенности государственного и общественного строя Древней Индии по Законам Ману// История государства и права, 2011, № 22.

Очерки экономической и социальной истории Индии. М., 1973.

Самозванцев А.М. Теория собственности в древней Индии. М., 1978.

Чанана. Д.Р. Рабство в древней Индии. М., 1964.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!