I. Еврейское судопроизводство 22 страница



В патриархальный период существования народа, когда он. соб­ственно. не составлял собою народа в политическом смысле, а был незначительным племенем, он, естественно, управлялся на началах родового быта, когда всю власть, и политическую и религиозную, сосредоточивает в своих руках глава племени, отец семейства. Так управлялся народ при патриархах Аврааме, Исаакс и Иакове. Но уже в Египте, когда из одного семейства образовались 12 различных ко­лен, сознавших себя самостоятельными членами народа, патриар­хальный порядок оказался устарелым, нс соответствующим степе­ни развития народа и поэтому заменен был представительным, ког­да народ управлялся уже не одним главою, а представителями ко­лен — так называемыми “старейшинами (sekenim) сынов Израиле­вых”[508] [509]. Эти “старейшины”, состоявшие из умудренных жизнью и опытом людей, являлись уже главами отдельных колен нс в патри­архальном смысле, г. е. не как полновластные владыки колен, име­ющие присвоенную им власть только в силу родового начала, но как представители народа в общественном смысле, как избранники и выразители его сознания. Представительство в полной силе заяв­ляло о себе уже в Египте. Так, мы видим, что Моисей со своим пред­ложением об освобождении народа от рабства обращается к “ста­рейшинам сынов Израилевых” в полном убеждении, что их согла­сие или решение будет согласием и решением всего народа[510]. И дей­ствительно, когда Аарон (говоривший за Монсея по случаю его из­вестного недостатка в языке) передал слова Иеговы старейшинам, а Моисей сделал пред ними[511] знамения, старейшины поверили послан- ничеству великих братьев, и их решение настолько выражало со­бою решение отсутствовавшего народа, что текст вполне отожде­ствляет старейшин с народом, говоря: “И поверил народ. И услыша­ли. что Господь посетил сынов Израилевых, и увидел страдания их. и преклонились они и поклонились”2.

Такова была историческая бытовая основа, на которой законо­дателю приходилось созидать новое государство.

Государственное управление

v

Состоя из двенадцати самостоятельных колен, народ израиль­ский представлял в своей внешней организации союз, сплоченный теократическим началом, политическим интересом и кровным род­ством. Такая организация при исторически сложившемся и издавна существовавшем в народе представительном управлении в отдель­ных коленах предполагала и для общегосударственной жизни наро­да такую форму правления, в которой бы каждое колено, сохраняя свою самостоятельность, участвовало в общем управлении народа посредством своих представителей. Так и было на самом деле. Об­щенародные дела обыкновенно решались представителями всех ко­лен, избираемыми из своей среды народом. Представительная сис­тема Моисеева государства вырабатывалась постепенно, смотря по требованию исторических обстоятельств, по всегда на основании тех уже данных для нес, которые представлялись как в самой организа­ции народа, так и в его правовых обычаях. Поэтому она имеет тес­ную связь с внутренней организацией парода.

Соответственно разделению народа на двенадцать колен во гла­ве его стояли 12 представителей их. избранных по одному от каждо­го колена (исключая колена Левия, которое по причине своего осо­бенного назначения и положения не участвовало в политических де­лах народа). Это так называемые “избранные мужи общества, на­чальники колен отцов своих, главы тысяч1 израилсвых”[512] [513]. Каждый из них в своем колене занимал положение князя, а вообще в наро­де — положение представителя своего колена. Собрание этих пред­ставителей составляло первую группу, стоявшую во главе управле­ния народа. Они созывались по важным политическим делам, имев­шим значение для всего народа[514].

Вторую группу представителей народа составляли избранные 70 мужей: “И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин израилсвых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтоб они стали там с тобою. Я сойду и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, который на тебе, и возьму на них. чтобы они несли с тобою бремя народа, а нс один ты носил”[515] [516]. Эти семьдесят мужей были избирае­мы. как видно из текста, из старейшин народа израильского. Трудно определить, что служило мерилом избрания их и почему именно из­брано было их 70. Сообразно органическому расчленению народа, по которому каждое колено разделялось на племена или поколения, можно думать, что эти семьдесят мужей были нс кто иные, как имен­но начальники племен или поколений. По генеалогической табли­це', составленной после тщательного исчисления народа, оказыва­ется, что родоначальников, если такими родоначальниками считать сыновей и внуков родоначальников колен, а в коленах Иосифовых правнуков (от Галаада), то число их будет 58. Так как в законе не говорится о том, что 70 старейшин избраны помимо 12 начальников колен, то представитсяи-то этих 58 поколений вместе с 12 главами колен, по всей вероятности, и составили из себя то собрание из се­мидесяти мужей (58+12=70), которое призвано было разделять с Моисеем бремя правления народом. Такой взгляд на состав этого собрания (70 старейшин) представляется более простым и естествен­ным, чем, например, взгляд Эвальда, по которому собрание соста­вилось из представителей колен, по шести от каждого колена, — взгляд, заставляющий изменять цифру старейшин прибавлением еще двух членов1. Эти представители народа составили из себя, как го­ворит Зальшюц[517] [518], постоянный сенат, который Моисей постоянно имел при себе в качестве советников и помощников. И такое учреждение вполне соответствовало законодательным целям Моисея, так как “со­гласие старейшин и представителей народа и то доверие, которое они внушали к предпринимаемым со стороны законодателя мерам и к постановляемым им законам, во всяком случае, могло иметь боль­шое нравственное значение для народа. Они также, вполне зная на­род и его нужды, могли служить наилучшими выразителями инте­ресов народа, которые законодатель должен был иметь в виду при достижении самых возвышенных, государственных целей. Этот со­вет семидесяти, по-видимому, разумеется в Числ. XVI, 25, где гово­рится, что за Моисеем, по случаю известного возмущения Корея. Дафана и Авирона, следовали “старейшины Израилевы'’. Зальшюц предполагает, что этот “совет имел только нравственное значение, а нс призван был заменить собою полное собрание представителей на­рода, в руках которых как прежде, так и после оставалась законно признанная власть и число которых было несравненно значитель­нее”[519]. Но такое мнение едва ли основательно: этот совет мог суще­ствовать и иметь самостоятельное значение, не заменяя общего на­родного собрания, а составляя главную часть его и сохраняя за собою политическое значение, соответственное своему положению, подобно тому как совет 12 представителей колен, входя также как часть в совет 70 и в общее собрание, имел и самостоятельное поли­тическое значение, как это видно из Числ., I главы, где по делу ис­числения народа созывался только этот совет.

Наконец, третью и самую многочисленную группу представите­лей народа составляли так называемые “начальники” или “судьи” народа. Эта должность учреждена была Моисеем в пустыне, по со­вету тестя его Иофора, для облегчения трудов по управлению паро­дом. Когда Иофор увидел, что Моисей каждый день с утра до ночи принужден был заниматься разбирательством мелких дел. возникав­ших между народом, и вообще сам вникать во все подробности уп­равления им, так что из-за того мог упускать из виду высшие инте­ресы народной жизни, он сказал ему: “Не хорошо это ты делаешь. Ты измучишь и себя и народ, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один нс можешь исправлять его. И так послушай слов моих: я дам тебе совет: будь ты для народа посредником пред Богом и пред­ставляй Богу дела (его). Научай их уставам и законам, указывай им путь, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать. Ты же усмотри себе из всего народа людей способных, лю­дей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их тысяченачаль- никами, стоначальниками, пятидссятиначальниками и дссятиначаль- никами. Пусть они судят народ во всякое время, и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя''1. Моисей послушался разумного со­вета своего тестя. Он предложил это дело народу, и когда тот ска­зал, что это “хорошее дело”, предоставил самому народу избрать себе “по коленам мужей мудрых, разумных и испытанных'* и поставить их начальниками[520] [521]. Эти “начальники”, как видно из самого мотива их назначения, обязаны были заниматься разбором мелких частных дел, причем дела по большей или меньшей важности их относились на суд тех или других начальников — по восходящей или нисходя­щей линии. Для определения характера и значения этих мелких вла­стей важно определить отношение их к естественной градации рас­членения народного организма. Первые две группы представителей народа вполне соответствуют, как было показано выше, двум пер­вым степеням расчленения — коленам и поколениям. Нс соответ­ствуют ли и эти мелкие начальники третьей степени градации — семействам? В законодательстве нет на это ясных указаний, притом математическая стройность десятичной системы этого чиноначалия, очевидно, сразу делает невозможным предположение о тождествен­ности этих вновь выбранных начальников с главами семейств, так как семейства, естественно, никогда не представляют собой такой численной определенности и стройности. Тем нс менее эта система близка именно к третьей степени расчленения народного организ­ма. именно к семействам. Каждое семейство имело во главе своей представителя, так называемого “старейшину”, который до учреж­дения новой системы, конечно, и управлял делами, касавшимися ис­ключительно одного его семейства, хотя это управление и нс имело официального, законом признанного характера. Количество таких старейшин по соответствию с числом семейств было многочислен­но, что можно видеть из того, что их в заговоре Корея участвовало 250 человек'. Теперь, когда предложен был выбор новых начальни­ков, народ, прежде всего, конечно, обратился с выбором к старей­шинам. так как он в них привык видеть тех “мужей мудрых, разум­ных и испытанных”, каких Моисей предлагал выбирать. Если же старейшин нс могло оказаться такого количества, которое было бы достаточно для замещения новых должностных мест, то недостаю­щее число могло быть выбрано и из простых мужей, обладавших указанными качествами. Так, по всей вероятности, и было, так, как “семейства" представляли собой, во всяком случае, более многочис­ленную группу, чем десяток, а следовательно, и глав семейств или старейшин нс могло быть достаточно для замещения всех должност­ных мест, так что многих начальников по необходимости приходи­лось выбирать из простых мужей, не старейшин. И такой выбор не становился в противоречие с естественным расчленением народа на три степени, не разрушал древнего порядка самоуправления, а. на­против. сообщал ему большую стройность общественного склада, в родовые начала вносил новый “общинный” элемент, дающий боль­шую свободу личности, освобождая ее от исключительного господ­ства родового начала. Такой порядок был вполне сообразен и с тео­кратическим принципом, провозглашающим полную свободу лич­ности.

Из изложенного видно, какая стройная и правильная система представительства введена была в Моисеевом государстве. Благо­даря ей народ весь (почти в буквальном смысле) управлял своим государством. Нормальный характер еврейского представительства выступит еще яснее, если обратить внимание на широкое господ­ство выборного начала. Несмотря на то. что еврейский народ, по- видимому. находился еще на той ступени развития, когда в его орга­низации преобладает родовое начало, в силу которого личность обык­новенно ценится не по своему личному достоинству, а по положе­нию в роде, так что и во главе отдельных частей парода стояли есте­ственные (по роду и старшинству) члены, мудрый законодатель и основатель еврейского государства сумел быстро возвести народ на новую высшую ступень развития, предоставив ему полную свободу выбора себе начальников, и притом обставив выборное начало та­кими условиями, которые по необходимости, как мы видели выше, заставляли в выборе переступать пределы родового начала. Выбор­ное начало получило силу нс только на низших ступенях по отно­шению к низшим начальникам, но и к верховным главам колен. Хотя нет определенных указаний на то, что главы колен назначались по выбору, ио это, по-видимому, предполагается даже самим названи­ем их — “избранные мужи общества” (Числ. I, 16), причем эпитет “избранные” имеет значение нс только превосходства по качествам в смысле nobilissimi (по Вульгате), praeclarissimi (по сирскому пере­воду), nominalissimi (аравийскому переводу), по избранности в соб­ственном смысле слова, в смысле ёлСхл^то! (по греческому LXX), nuncupati (по гаргуму Онкелоса), или. как всего яснее выражается еврейско-самаританский текст, в смысле — deputati и congregatione1. Относительно избрания народом совета 70 старейшин, составляю­щих вторую группу глав, ясно также нс говорится, хотя, быть мо­жет, потому, что народное избрание рассматривалось таким обык­новенным делом, что считалось лишним упоминать о нем[522] [523] [524]. Подоб­ное этому, напр., представляется в истории избрания мелких началь­ников. При самом повествовании об учреждении новых должност­ных лиц не говорится о том, что они избирались народом, а, напротив, по-видимому, выбор пли назначение начальников приписывается ис­ключительно одному Моисею', как это делается и по отношению к совету 70 старейшин[525], а между тем во Второзаконии I. 13 ст. прямо говорится, что выбор начальников был предоставлен самому наро­ду. Во всяком случае, если даже Моисей сам назначал людей в чле­ны совета, помимо народного выбора, правильность их представи­тельства обусловливалась уже тем. что Моисей назначал в члены совета из “старейшин и надзирателей”, бесспорно избиравшихся са­мим народом. Относительно третьей группы представителей народа есть, как уже показано выше, прямые указания на то, что они изби­рались самим народом. “Изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими”[526], — говорил Моисей народу. Самому Моисею принадле­жало только право назначения выбранных на должности, как бы пра­во утверждения выбора.

VI

Представленный очерк расчленения народного организма с оп­ределением для каждого члена круга и органов его деятельности по­казывает. какую стройную систему представлял этот организм как в своем строении, так и в своей жизнедеятельности. В этой стройной системе соблюдены два главнейших условия, необходимых для нор­мального развития организма: крепость и единство целого и само­стоятельность частей его.

Самостоятельность частей организма обусловливалась как самым происхождением их. так и строгою разграниченностью их друг от друга. Рассматриваемое в отдельности, каждое колено представля­ло собой как бы вполне независимую республику — со своим осо­бым правительством, своею особенною народно-общественною жиз­нью, со своими особенными отношениями и интересами. Оно име­ло во главе управления представителя колена, избиравшегося, как показано было выше, самим народом1. Этот начальник колена был самостоятельным, независимым князем своей самостоятельной рес­публики, хотя в силу как выборного начала, которому он подлежал, так и необыкновенного развития самосознания в низших подразде­лениях колена власть его была ограничена: он правил коленом как избранный им представитель, а нс как самовластный владетель его. Власть его ограничивалась старейшинами колена, как представите­лями низших подразделений его — поколений и семейств. Каждое колено, таким образом, управлялось собственно представителями всех его частей. — старейшинами поколений, семейств и представи­телями частей десятичной системы, т. с. тысячсначальпиками. стона­чальниками и дссятиначальниками, которые все вместе составляли из себя народное собрание колена, с князем колена во главе, как бы председателем собрания[527] [528]. Такое собрание заведовало и рассматри­вало дела, касавшиеся всего колена, а в этом отношении коленам была предоставлена полная самостоятельность. В истории встреча­ется несколько примеров, показывающих, что общее собрание коле­на решало вопросы о войне своего колена с окружающими народами и вообще об отношениях к ним. Так. когда депутаты от колен Ефре­мова и Манассиппа (“сыны Иосифа”) сказали Иисусу Навину, что им недостаточно данного им удела, он предоставил им самим до­быть себе земли посредством завоевания соседних народов'. Самый замечательный пример подобного рода представляется в свидстсль- стве 1 Пар. V, 19—23, по которому заиорданскис колена, даже в цар­ствование Саула, самостоятельно вели очень важную войну, в кото­рой остальные колена почти нс принимали никакого участия, — толь­ко “подана была им помощь против врагов” (сг. 20), т. е. подана была помощь в том смысле, как подаст сс одно государство другому.

Двенадцать таких свободных колен составляли из себя одно об­щее государство, один общий народный организм. Общее единство этих свободных общин находило для себя крепкую опору как в ес­тественном родстве между собою, так и в общей только что пережи­той, богатой великими воспоминаниями, истории, в единстве пере­несенного ими рабства и полученного освобождения. Верховным свя­зующим звеном между ними поставлен был теократический прин­цип, в силу которого все колена стали одним “царством Иеговы”, одним народом Божиим, с которым Иегова заключил договор, воз­лагавший на все колена одинаковые обязательства и давший одина­ковые права, связывавшие их единством нравственного и матери­ального интереса. В силу всех этих условий, дававших опору созна­нию единства, народ израильский, несмотря на необыкновенное раз­витие самостоятельности в его отдельных частях, всегда ясно созна­вал свое единство и всегда живо отзывался на все события, имевшие значение не только для всего народа, но и для отдельных его час­тей. Но самым сильным средством, служившим связующим элемен­том для всех колен, были общие народные собрания, собиравшиеся но важным делам, касавшимся всего народа. Эти собрания как ио своему значению в общественно-политической жизни народа, так и по своему составу заслуживают особенного внимания[529].

Общенародное собрание имело важное значение в теократичес­ком государстве. Оно было наивысшим выражением народной воли и как нельзя больше соответствовало основному строю народного организма. Еврейское государство, как было показано выше, состо­яло из нескольких частей, живших самостоятельною жизиыо, само­стоятельно решавших все частные дела, касавшиеся каждого из них в отдельности. Но бывали и такие дела, которые касались и имели значение для всех колеи вместе и, следовательно, требовали реше­ния, которое было бы решением всех их, решением всего народа. Чтобы достигнуть такого решения, необходимо было знать волю всех колеи или волю всего народа. Выражением этой воли и являлось общенародное собрание. Юридических определений относительно этого собрания, его учреждения, состава и порядка занятий в законе почти нет: оно было таким обычным явлением для еврейского паро­да, что нс нуждалось в таких определениях. Закон, вполне оставляя для него те порядки, какие установлены обычным правом, делает относительно собрания только одно постановление, именно о по­рядке созывания его членов (Числ. X, 1—4). Относительно суще­ствования народного собрания история представляет много указа­ний. Оно называется то просто “собранием’*1, то “обществом”, ко­торое иногда является с приставкой “все” — все общество[530] [531]. Выра­жение “все общество”, по-видимому, иногда употребляется в смыс­ле “весь народ”, как, напр., Исх. XII, 47, где говорится, что “все общество” сынов израилсвых должно совершать пасху, очевидно, разумея весь народ; в Исх. XVI, 1; XVII. 1, где говорится, что “все общество” пришло туда-то. Но таким отождествлением не отрица­ется существование “общества” как особого учреждения. Напротив, есть много мест, в которых выражение “все общество” ясно отлича­ется от всего народа, как особое учреждение. Так, напр., в Числ. XXVII, 21 ст. “все общество” ясно отделяется от “всех сынов Изра­иля”. В Исх. XII, 2 Господь заповедует Моисею и Ларону передать закон “всему обществу”, и из ст. 21 этой главы видно, что они пере­дали этот закон “всем старейшинам”. Во Второзаконии, XXXI гла­ве. говорится, что Моисей изрек слова вслух “всего собрания”, а из 28 ст. видно, что это “все собрание” состояло из старейшин колен и надзирателей, следовательно, только из представителей народа, со­ставлявших из себя административное собрание. Такое собрание со­ставлялось из старейшин народа и в своей организации вполне от­ражало общую организацию народа. В нем принимали участие как главы колен и поколений, так и остальные старейшины и начальни­ки народа. Судя по многочисленности старейшин и начальников в народе, всенародное собрание представляло собой громадное собра­ние, состоящее более чем из '/щ части всего мужского населения1, потому что в него входили и дссятиначальники[532] [533] [534]. Несмотря, однако же, на такое многолюдство, оно не представляло собой беспорядоч­ной массы, а благодаря строгой постепенности в важности предста­вительства тех или других членов собрания оно представляло строй­но-организованное народное собрание. Оно разделялось, прежде все­го, на два отделения. Эти отделения ясно различаются в законе и могли собираться отдельно, как это видно из закона о созывании собрания'. Первое отделение составлялось из главнейших предста­вителей парода — глав колен и поколений. Эти избранные мужи составляли из себя постоянный совет народного собрания[535]. Совет этот, в свою очередь, разделялся на два отдела: высший и низший. Первый состоял из двенадцати князей народа, начальников двенад­цати колен, созывался иногда отдельно от второго, как это было, напр., по случаю исчисления народа, когда созывались только эти ‘'избранные мужи общества, начальники колен отцов своих; главы тысяч израилсвых”[536]. Второй отдел состоял из начальников поколе­ний, но отдельно от первого не созывался, а вместе с ним входил в состав высшего отделения собрания[537], составляя вместе с ним “совет семидесяти”. Это отделение, по-видимому, составляло обыкновен­ное административное собрание, занимавшееся текущими делами го­сударственной жизни, как это отчасти можно видеть из его назначе­ния “носить бремя” по управлению народом[538]. Другое отделение об- щснародного собрания состояло из остальных представителей на­рода — старейшин семейств или по новой, данной Моисеем, орга­низации — надзирателей народа и начальников десятичных частей, т. с. тысяченачальников, стоначальников и дссятиначальников или вообще судей1. Это низшее отделение обыкновенно называется “об­ществом'* (coctus) в отличие от высшего отделения, называемого “князьями” (praclati)[539] [540]. В противоположность высшему, оно нс было постоянным, а собиралось по особенно важным случаям. Кроме об­щего деления по важности представительства, собрание, конечно, сохраняло и свое подразделение по коленам, племенам и семействам, так что каждое колено могло отдельно выражать свое мнение по из­вестному вопросу. По мнению Эвальда, представляющего организа­цию собрания несколько иначе[541] [542], чем как она изложена здесь, поря­док совещания в собрании происходил так. что совещание в соб­ственном смысле происходило только между старейшими предста­вителями народа, а остальные принимали в нем участие только в том смысле, что каждый из них свое мнение передавал старшим пред­ставителям своего колена. Такое представление нс противоречит ос­новному строю “собрания” и, по-видимому, давало бы наилучшис условия для соблюдения порядка в собрании, но оно не находит для себя подтверждений в тех известиях, какие имеются о собраниях. Напротив, эти известия дают повод к другому представлению. Так, в описании'’ народного собрания, собиравшегося перед смертью Иисуса Навина принять от него последние наставления, порядок со­вещания происходил таким образом, что наставления принимали из уст вождя только ближайшие к нему главнейшие старейшины (гла­вы колен и поколений), а затем принятое они передавали остальным представителям, которые и высказывали свое согласие или несогла­сие восклицаниями[543]. Всего вероятнее, что подобным же образом про­исходили и вообще собрания: члены двух главных отделений собра­ния совещались между собой, делали известные постановления и за­тем результат этих совещаний предлагали на суд остального собра­ния, которое и выражало свое согласие или несогласие.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!