I. Еврейское судопроизводство 13 страница




выгода, что временный владелец будет стараться о том, как бы боль­ше извлечь из земли выгоды и меньше истратить на ее обработку, т. с. представляется невыгода беззастенчивой, крайней эксплуата­ции земли, неминуемо ведущей за собой истощение се и бесплодие, как это было, например, в Самарской губернии, где арендаторская эксплуатация довела землю до крайнего истощения, за которою пос­ледовала в 1873 г. известная катастрофа — голод1. Но и это неудоб­ство не могло принести в древней Палестине столько вреда, сколько оно могло бы принести его в других странах и при других условиях. Прежде всего, временный владелец только в редких случаях мог иметь прямую выгоду в эксплуатации земли до истощения, и по пре­имуществу перед юбилейным годом, когда он должен был возвра­щать землю прежнему владельцу. По и здесь уже его корыстная эк­сплуатация могла парализоваться глубоко укоренившимся в народе воззрением па землю как бы па одушевленное, чувствующее суще­ство, и потому само требующее отдохновения после труда[276] [277], — сле­довательно, удобрения после истощения. Но если бы даже этот нравственный мотив оказался бессильным умерить хищническую эк­сплуатацию временного владельца, то и в таком случае вред се па­рализовался рассмотренным уже нами учреждением субботнего года, агрономическое значение которого и состояло в восстановлении ис­тощенной растительной силы земли. При необыкновенном плодо­родии палестинской почвы такого узаконенного покоя было доста­точно для того, чтобы изгладить следы хищнической эксплуатации. Гем большее значение в этом отношении имел двухгодичный покой (во время субботнего и юбилейного года), как раз приходившийся ко времени возвращения истощенной земли прежнему владельцу: после такого продолжительного покоя земля возвращалась прежне­му владетелю со всем богатством своих растительных сил и своего плодородия.

Но Моисеево законодательство и временную продажу обуслов­ливает такими определениями, по которым только в исключитель­ных случаях земля могла остаться в руках покупателя до юбилейно­го года. И здесь оно, всегда верное своему основному принципу, при­ходит на помощь обездоленному судьбой бедняку, вынужденному бедствием к продаже своего участка, защищая его от эксплуатации со стороны более состоятельных людей. Эта помощь выражается в законодательстве в широком праве выкупа проданного владения. “По всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли”, — возвещает закон1. Обязанность выкупа возлагается на близкого родственника (гоела). “Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его” (ст. 25). Впрочем, из текста нельзя определить, какого рода эта обя­занность: просто ли вытекающая из чувства родства или юридичес­кая. По мнению Зальшюца, закон просто предоставляет родствен­нику право выкупить землю, чтобы обратить сс в свое пользование[278] [279]. Но такое мнение едва ли основательно, хотя, по-видимому, и более понятно для нашего своекорыстного времени. Предоставляя право выкупа, закон имеет в виду нс выгоды целого рода, среди которого могут быть богатые члены, скупившие участки бедняков, а исклю­чительно выгоды самого потерпевшего, вынужденного продать свой участок. Эта мысль закона ясно выступает в предоставлении права выкупа самому продавшему, как только он получит к тому возмож­ность. “Если же некому за него выкупить, ио сам он будет иметь достаток и найдет сколько нужно на выкуп; то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое” (ст. 26—27). Всего вероятнее здесь мысль закона та, что состоятельный родственник обязан если и нс юридически (в чем, однако же. нет ничего невозможного), то по чув­ству родства выкупить проданный братом участок и возвратить ему[280]. Это понимание с полным основанием может опираться на ту силу родственной связи, какая обыкновенна у восточных народов, где она часто служит прочной гарантией взаимных услуг в таких отношени­ях, в которых такой гарантией в наше время может служить лишь принудительная сила узаконения. При понимании этой обязаннос­ти гоела имеет значение и то, что низшей юридически определен­ной единицей, получавшей землю, служил, как показано было выше, дом или семейство в обширном смысле, как подразделение поколе­ния; члены этого семейства должны были оберегать общее их дос­тояние; продажа одного участка члену другого семейства умаляла земельный надел всего семейства, к которому принадлежал бедняк. Отсюда выкуп проданной земли, кроме мотивов родственного чув­ства, вызывался и общим интересом всего семейства. Частное оп-


рсдслснис закона о выкупе — “расчислить годы продажи своей и возвратить остальное тому, кому было продано выкупаемое*’ — со­ставляет простой расчет справедливости, по которому нужно воз­вратить покупщику его плату только за тс годы, которые ему оста­валось пользоваться полем до юбилейного года, и удержать за те годы’, в которые он уже пользовался им со времени покупки. “Ес­ли же нс найдет рука его (бедняка) сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного го­да. а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое”, — заключает закон свои определения о праве выкупа продан­ной земли[281] [282].

Наравне с полем в отношении к праву выкупа и возвращения в юбилейный год закон поставляет сельские дома, нс имеющие креп­кой искусственной защиты. “Домы в селениях, вокруг которых нет стены, должно считать наравне с полем земли; выкупать их всегда можно, и в юбилей они отходят”3. Другое дело — “дома в городе, огражденном стеною”. В отношении к ним право выкупа ограниче­но, а существенный закон юбилейного года — о неотчуждаемости недвижимой собственности — на них вовсе нс простирается. “Если кто продаст жилой дом в городе, огражденном стеною, то выкупить его можно до истечения года от продажи его; в течение года выку­пить его можно. Если же не будет он выкуплен до истечения целого года; то дом. который в городе, имеющем стену, останется навсегда у купившего его в роды его и в юбилей нс отойдет от него”4. Разни­ца в отношении закона о праве выкупа и неотчуждаемости к двум родам недвижимой собственности земле и домам (в укрепленном городе) — объясняется разною степенью права собственника на тот или другой род владения. Между тем как по отношению к земле, которая для владельца ее есть лишь временный дар Иеговы, настоя­щего собственника сс. этот закон выражается в ограничении произ­вола в распоряжении сю, по отношению к дому (в укрепленном го­роде), как полному произведению самого владетеля и. следователь­но, полного собственника по праву производителя, закон менее или даже вовсе нс ограничивает свободу распоряжения, и потому, пре­доставляя собственнику право на полную продажу, назначает толь­ко годовой срок на выкуп, по истечении которого проданный дом становится полною собственностью покупщика. Что же касается соб­ственно установленного законом различия в отношении к домам в селениях и городах, причем первые вполне подводятся под катего­рию законов о земле, а вторые получают особые законы, то это объяс­няется тем. что дома в селениях находятся в более тесной связи с полями, чем дома в городах.

IV

Несколько другой характер Моисеево законодательство прини­мает в отношении к домам левитов. Но это определяется особенным социально-экономическим положением их в среде израильского на­рода. Известно, что все владение левитов состояло в 48 городах, данных им при разделе земли1. Эти города с незначительным коли­чеством окружающих их полей и должны были служить для них основою экономического благосостояния вместо поземельных уча­стков. и по тому самому они имели для них то же значение, какое для простых израильтян имели земельные участки. Отсюда и зако­нодательство на дома левитов в их городах переносит тс же опреде­ления, которые оно делает относительно земельных участков про­стых израильтян. “Города левитов, домы в городах владения их, левитам всегда можно выкупать”[283] [284]. Закон о возвращении в юбилей­ный год земельных участков к прежним владетелям здесь простира­ется также на дома левитов. “Л кто из левитов не выкупит, то про­данный дом в город владения их в юбилей отойдет; потому что домы в городах левитских есть их владение среди сынов Израиле­вых”[285]. Прямой смысл приведенного текста (но синодальному пере­воду) ясен: он говорит о юбилейном праве, по которому проданная недвижимая собственность, если не будет выкуплена, в юбилей воз­вратится к прежнему владельцу. Но встречается затруднение в объяс­нении одной частности закона, так как он по еврейскому тексту


читается иначе — без отрицательной частицы ‘'не": et qui redimet а levitis*.

Подобный же по смыслу перифраз этого текста представляет Зальшюц: “Если кто-нибудь из самих левитов выкупит, то продан­ный дом, или даже целый город, в юбилей отойдет". Такое чтение он сопровождает следующим объяснением: “если одни левит вынуж­ден был продать дом, или целое семейство левитов — город, и их выкупят другие левиты, то и между левитами действуют не общие законы о домах (ст. 30), а общие законы о земельном владении, сле­довательно, так что владение левита А, которое он по бедности про­дал левиту В и которое у этого последнего выкупил левит С, в юби­лейный год возвращается опять от С к первому владетелю — левиту А"[286] [287] [288]. Но такое чтение и сопровождающее его остроумное объясне­ние. несмотря на преобладание его в древних переводах, не вполне соответствует контексту речи и отзывается искусственностью; меж­ду тем текст синодального перевода’ вполне соответствует контек­сту, естественному, логическому ходу речи. Закон, предоставив ле­витам широкое (сравнительно с простыми израильтянами) право выкупа (“левитам всегда можно выкупать”), тотчас же делает есте­ственное предположение, что по исключительным обстоятельствам левиты могут нс воспользоваться и таким широким правом выкупа. В таком случае “проданный дом в городе владения их”, естествен­но. до юбилея останется в руках покупщика, а в юбилей, по общему юбилейному праву, “отойдет” к прежнему владельцу. Принятие та­кого чтения и объяснения тем более естественно, что ему вполне и почти с буквальною точностью соответствует чтение и смысл 28-го стиха, в котором содержится подобный же закон о выкупе и возвра­щении проданного земельного владения.

Несколько неопределенный характер имеет, далее, закон о про­даже полей, лежащих вокруг городов левитских. “Полей вокруг го­родов их продавать нельзя, потому что это вечное владение их"[289],


или как этот закон выражается в подстрочном перевод с еврейско­го: “et ager suburbii civilatum eorum non vendetur”, что можно переве­сти так: “и поле выгонное при городах их не должно быть продавае­мо”. Из текста нс ясно, в каком смысле запрещается продажа этих полей: в том ли. что их нельзя продавать далее, как до юбилейного года, или же в том, что их вовсе нельзя продавать, даже и до юби­лейного года. В первом случае, говорит Зальшюц1, закон был бы толь­ко повторением того, что уже определено им для обыкновенных из­раильских земельных владений. Если же принять последний смысл, то опять трудно сказать, почему относительно левитских земельных владений дан такой исключительный закон, запрещающий всякую продажу, даже и на несколько лет, между тем как он нс простирает­ся на дома левитов. Такое затруднение он думает разрешить следу­ющим образом: “по всей вероятности закон и здесь земельному вла­дению придаст относительно большую ценность, чем владению го­родскими домами. В таком случае восходящая градация законов была бы такова: 1) городские дома израильтян можно было продавать на­всегда с правом выкупа в течение одного года; 2) поземельное вла­дение израильтян можно было продать только до юбилейного года с правом выкупа в течение всего этого времени; 3) дома левитов продаются на правах земельных владений простых израильтян; 4) земельные владения левитов вовсе нельзя было продавать, так что левит то. что только едва могло кормить его. следовательно, свое поле, конечно (ср. ст. 31), с принадлежащими к нему постройками, вовсе нс мог выпускать из своих рук”[290] [291]. Как ни стройна, по-видимо- му. представленная градация законов, она, однако же, не объясняет с достаточною основательностью закона о безусловной неотчужда­емости левитских земельных владений. Категорическое заявление закона, что “полей вокруг городов левитских продавать нельзя”, мо­тивированное другим категорическим заявлением, что “это вечное владение их”, где эпитет “вечное” без затруднения можно понимать в смысле “постоянного”, “непрерывного” владения, совершенно ясно говорит о безусловной неотчуждаемости левитских полей; но объяс­нения этого закона нужно искать в особенных условиях социально- экономического положения левитов. Левиты, как выделенные из на­рода на особенное служение, не получили земельных участков на­равне с другими коленами: личное занятие полевыми работами, с их мелочными житейскими заботами, сочтено не соответствующим их особенному служению, — они должны были содержаться воз­награждением за это служение. Но они, однако же, получили не­сколько городов с прилегающим к ним незначительным, строго оп­ределенным количеством нолей. “Города, говорит закон, бу­дут им для жительства, а поля будут для скота их и для имения их и для всех житейских потребностей их”[292]. Если принять во внимание, что главный источник содержания левитов состоял в доходах от слу­жения, что данная им земля около каждого города, которую притом они сами нс обрабатывали, по своему ограниченному количеству была неудобна для раздела, и что, наконец, закон прямо указывает назначение этой земли — для скотоводства и выгона скота, то надо думать, что эта земля была общим владением левитов, назначенным служить ближайшим, подручным средством удовлетворения их об­щих житейских нужд. В таком случае понятно определение закона об абсолютной неотчуждаемости общего лсвитского владения; между тем как дома, составлявшие частную собственность отдельных ле­витов, могли быть продаваемы, хотя и с ограничением этой прода­жи до юбилейного года. Запрещение продавать поля левитов моти­вировано общинным характером их владения, отсутствием частно­го права собственности на них. предоставляющего возможность про­извольного распоряжения владением. В данном случае закон оста­ется верен своему основному воззрению на собственность, по которому произвол в распоряжении владением постепенно ограни­чивается по мере приобретения им общинного характера, как это видно было выше из разности законов о земле и городских домах простых израильтян.

Закон о праве выкупа и о возвращении собственности в юбилей­ный год к прежнему владельцу простирается и на недвижимости, посвященные Иегове, хотя здесь оно терпит некоторые изменения сообразно особенностям этого рода распоряжения собственностью. При посвящении Иегове владение передается нс какому-либо “при­шельцу и поселенцу" другим “пришельцем и поселенцем”, которые сами владеют этим владением только благодаря особенной милости к ним истинного собственника этого владения, но самому истинно­му собственнику, и не на правах продажи, а в качестве благодар-

ствснной жертвы за какие-либо особенные милости. Отсюда разли­чие в праве на переданное владение. Если после продажи собствен­ности обыкновенному покупщику продавец сохранял на нее право, выражавшееся в свободном праве выкупа за ту же цену, которая взята и при продаже (с вычетом за время пользования), то здесь это право ограничивалось возвышением стоимости выкупа. Но такое ограни­чение объясняется нс тем, что будто законодатель, как думает Заль­шюц1, неодобрительно вообще смотрел на посвящения и обеты и этою мерою хотел удержать израильтян от них, но возвышенно-нрав­ственными мотивами. Владетель, продавший свое имение по нуж­де, при выкупе его руководился экономическим расчетом личной выгоды, иногда даже в ущерб покупщику, вдруг лишавшемуся, быть может, с большим усилием приобретенного имения. При посвяще­нии же никакие эгоистические расчеты личной выгоды не должны были иметь места. Поэтому, если посвятивший свое владение захо­тел бы но расчету выгоды выкупить посвященное, возвышение сто­имости выкупа должно было служить сдержкою его и приводить к сознанию, что посвящение Иегове должно производиться с полною решимостью отказаться от пользования посвящаемым в пользу Иего­вы. “Возвышение платы при выкупе, — говорит Кнобсль, — есть род нравственно-мотивированного наказания за то, что посвятивший Бог)' вещь не отказывается от пользования ею, а хочет опять иметь сс у себя”[293] [294]. Посвящение производится по оценке священника: “Если кто посвящает дом свой в святыню Господу, то священник должен оцепить его, хорош ли он или худ. и как оцепит его священник, так и состоится”[295]. Сообразно этой оценке производится и плата при вы­купе с прибавлением пятой части стоимости посвященного по этой оценке: “Если посвятивший захочет выкупить дом свой, то пусть прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и тогда будет его”. По­добные же определения относительно оценки и выкупа простира­ются и на посвященное поле. Но здесь оценка производится более точным образом, по узаконенной норме, определяемой посевом хо- мсра. “Если поле из своего владения посвятит кто Господу, то оцен­ка твоя должна быть по мере посева: за посев хомера ячменя пять­десят сиклей серебра”[296] [297]. То есть оценка посвященного поля должна производиться по мере того, сколько хомеров' по обыкновенному

расчету нужно высеять на посвящаемое поле, полагая на каждый хомер по пятидесяти сиклей серебра, вся сумма оценки, таким обра­зом, определялась произведением числа хомсров на 50. Самая оцен­ка хомера в пятьдесят сиклей определяется доходом с жатвы, какая обыкновенно бывает от высеянного хомера ячменя. Следовательно, представленная нами сумма оценки посвященного поля есть лишь годичная сумма, вся же она определялась количеством лет, на кото­рые посвящалось поле. Поэтому оценка была то выше, то ниже, смот­ря по количеству лет, оставшихся до юбилейного года, так как до этого только года имело силу посвящение. “Если от юбилейного года посвящает кто поле свое, должно состояться по оценке твоей” (Лев. XXVII. 17), т. е. если иоле посвящается в первый год после юбилея, statim ab anno incipientis jubilaei, как ясно выражается Вульгата[298], сле­довательно, на полный пятидесятилетний период, то и сумма оцен­ки его должна быть полная — за пятьдесят лет по указанному рас­чету. “Если же после юбилея посвящает кто поле свое; то священ­ник должен рассчитать серебро по мерс лет, оставшихся до юбилей­ного года, и должно убавить из оценки твоей” (ст. 18). Убавка про­изводится по количеству оставшихся (от времени посвящения) до юбилея лег. Если же посвятивший захочет выкупить посвященное поле, т. е., как говорит Кнобель, освободить его от всякого обяза­тельства по отношению к святилищу, чтобы продать или сдать в арен­ду из экономических расчетов выгоды, то он должен заплатить сум­му. определенную священником при оценке, прибавив к ней пятую часть ее по тем же основаниям, какие указаны для этой прибавки при рассмотрении закона о выкупе посвященного дома. “Если же захочет выкупить поле посвятивший его, то пусть он прибавит пя­тую часть серебра оценки твоей, и оно останется за ним” (ст. 19) так закон формулирует это определение. Выкуп, конечно, не был обязателен, а предоставлялся на волю посвятившего и производил­ся в круге пятидссятилстнсго периода, так как по общему законода­тельству Моисея о землевладении земельные участки, временно от­чужденные от владельцев (продажей ли, или посвящением), в юби­лейный год без всякого выкупа возвращались к прежнему владель­цу. Поэтому и в рассматриваемом случае должен бы действовать общий принцип Моисеева законодательства, но здесь, по-видимо- му, оно уклоняется от него. Право выкупа здесь как будто перехо­дит в обязанность, неисполнение которой ведет за собой полное ли­шение посвященного владения. “Если же (посвятивший) не выку­


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!