I. Еврейское судопроизводство 12 страница



Таково теократическое и социальное значение рассматриваемо­го нами закона о субботнем годе. Но спрашивается: нс могло ли про­исходить от этого закона, запрещающего в седьмой год обработку земли и посев хлеба[242] [243], экономических затруднений? Другими слова­ми: могла ли палестинская почва без обработки и посева произво­дить столько продуктов, чтобы их достаточно было для прокормле­ния народа? Это серьезный вопрос, и многие исследователи оста­навливались на нем. Для нас он имеет тем большее значение, что указанная выше теория социального значения закона о субботнем годе получает всю свою силу только при положительном ответе на вопрос, т. с. что палестинская почва могла достаточно производить продуктов без обработки земли и посева.

Михаэлис, для избежания представляющихся законом затрудне­ний, построил целую теорию, по которой закон о субботнем годе будто бы имел народовоспитательное значение, имевшее целью при­учить народ к сбережению на случай голодного года. “Рассматрива­ние затруднений (могущих произойти от закона о покос земли), — говорит Михаэлис, навело меня на мысль, что это очень мудрый закон и имел целью сбережение, запас хлеба, чтобы обезопасить на­род на случай голода. Великую пользу сбережения хлеба Моисей мог знать из Египта, где Иосиф представил пример подобного сбе­режения. которому, по всей вероятности, в продолжение многих сто­летий подражали египтяне. Отсюда довольно вероятно, что он эту спасительную меру — сбережение, старался ввести и в своем наро­де”1. Для подтверждения своей мысли Михаэлис “нс может освобо­диться от предположения”, что текст, в котором Иегова обещает по­слать благословение пароду в шестый год[244] [245] [246], читался нс: в шестый год, а в шесть лег'. "Этой же мысли в общем сс виде отчасти дер­жится и Зальшюц. “Хотя изменения текста. говорит он, - пред­лагаемого Михаэлисом, нельзя принять, однако ж из текста можно вывести подобный же смысл. Его нельзя понимать так, будто благо­словение Божие будет ниспослано только на шестой год. но так. что этот год, столь же плодоносный, как и прежние годы, только вос­полнит прежний запас настолько, что его достанет на три года”[247]. Такого же мнения отчасти держится Элер[248]. Не вдаваясь в подроб­ный разбор указанных предположений о запасе от прежних лет, пред­положений, нс мотивируемых прямым смыслом текста, и нс отри­цая того, что могли оставаться запасы и от прежних лет. мы обра­тимся к более простому решению вопроса, по которому дело объяс­няется на основании прямого смысла текста и историко-географи­ческих данных относительно особенностей Палестины.

Запрещая посев, закон, однако же, говорит о пользовании произ­ведениями и плодами земли и настолько значительными, что по удов­летворении хозяев со всеми их домочадцами, рабочими, скотом и по удовлетворении бедных и поселенцев, очевидно нс имеющих сво­их полей и, значит, имеющих право пользоваться плодами с тех же полей имущих собственников, предполагает еще остатки[249], которые предоставляются в пищу зверям полевым. Ясно, что закон предпо­лагает хороший урожай без посева. — и историко-географические данные вполне подтверждают это предположение. Известно, что библейские, классические и вообще древние писатели, писавшие о Палестине, единогласно, за исключением Страбона, мало знавшего Палестину, с восхищением отзываются о се климатических услови­ях и необыкновенном плодородии. Это, по выражению Иеговы, “страна, где течет молоко и мед”’, “краса всех земель’’[250] [251] [252], “земля, по описанию Моисея, добрая, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, масличные деревья и мед, земля, в которой парод без скудости будет есть хлеб и пи в чем нс будет иметь недостатка”’. Такими же красками изображают плодородие Палестины Тацит[253], Лммиаи Марцелин[254], Иосиф Флавий[255] [256], Иустин Философ и др. Такие свидетельства древних подтверждаются и но­вейшими исследователями и путешественниками. Так, Грец замеча­ет: “Правда, земля, которая некогда текла молоком и медом, изме­нилась. — взгляд повсюду видит опустошение. Но и теперь там. где только человеческая рука обрабатывает почву, является необыкно­венное плодородие"[257]. Если принять во внимание такую роскошь и плодородие обетованной земли, то нет ничего удивительного, что и без искусственного посева вырастали богатые нивы единственно только от случайно выпавших[258] зерен, количество которых тем боль­ше. чем значительнее урожай. И такое явление не беспримерно: по свидетельству Страбона[259] [260] в Албании от одного посева можно было собирать две или три жатвы. В Нумидии от выпавших зерен на сле­дующее лето вырастали обыкновенные жатвы, и в Гиркании, где. собственно, нс было даже правильного земледелия, хлеб родился от выпавших при жатве зерен". Вероятность этого явления в Палести­не еще больше, если принять во внимание закон, запрещавший до­жинать ниву до края и подбирать оставшееся1. При таких условиях урожай мог быть значительный и без посева, не говоря уже о садах и виноградниках, могущих приносить плоды без ухода и в странах менее плодородных, чем Палестина. Но, объясняя естественным пу­тем возможность урожая без посева, мы тем самым не исключаем здесь особенного действия “благословения Божия”, которое обеща­но самим Иеговою на шестой год. Напротив, нам кажется, что и осо­бенное опасение затруднений, могущих произойти от закона о по­кос земли, заставившее указанных нами ученых-исследователей при­бегать к разным теориям и натяжкам (Михаэлис), вытекло из одно­стороннего. узконатуралистического взгляда на предмет, игнориру­ющего или даже вовсе исключающего[261] [262] чудесный элемент в судьбе избранного народа. Это тем более нужно сказать относительно юби­лейного года, где по случаю стечения двух лет покоя земли, натура­листическая теория приходит еще в большее замешательство, но где зато тем явственнее выступает чудесный элемент.

Юбилейный год составляет высшую ступень в раскрытии идеи субботы и дальнейшую градацию в субботней системе по Моисее­вым законам о земле и собственности. “Насчитай себе семь суббот­них лет. семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. И освятите пятьдссятый год. Пятьдссятый год да будет у вас юбилей”[263]. Если следовать буквальному смыслу текста этого закона, то не может быть и вопроса о том. когда празд­новался этот год. Прямой, буквальный смысл закона тот, что юби­лей положен был на 50-й год после последовательного ряда семи седмиц лета и был отличен от седьмого субботнего года. Но при таком понимании представляется возможность еще большего эко­номического затруднения, чем какое представляется в законе о суб­ботнем годе, так как тогда пришлось бы допустить, что земля оста­валась без обработки в продолжение двух лет сряду. Затрудняясь согласить такое понимание с законодательною мудростью, некото­рые ученые-исследователи доказывают, что юбилей мог быть толь­ко в 49-й год. т. с. он был не что иное, как седьмой субботний год, как заключительный пункт всего субботнего круга. Чтобы согласить такое мнение с текстом, обыкновенно предполагают, что субботний год начинался весною, а юбилейный осенью, другою половиною своею захватывая первую половину первого года (пятидесятого) но­вого субботнего периода, почему и назван он в тексте в отличие от седьмого субботнего года пятидесятым1. Но. нс говоря уже о том, что такое предположение и объяснение основывается на искусст­венном понимании текста, не оправдываемом прямым его смыслом, оно вносит путаницу в летосчисление, предполагая его двояким в отношении к двум годам одной субботней системы. Кроме того, древ­ность, за исключением некоторых позднейших ученых, не за это мнение. Филон и Иосиф Флавий ясно говорят о юбилейном годе как пятидесятом[264] [265] [266]. Главный мотив к этому натянутому объяснению зак­лючается, как сказано выше, в опасении возникновения экономи­ческих затруднений от оставления полей без обработки и посева в продолжение двух лет сряду. Натуралистическая тенденция этой те­ории указана была выше и там же показана ее несостоятельность. Здесь мы дополним только сказанное, указав причины несостоятель­ности такой теории в сс частном применении к юбилейному году. Опасение возможности возникновения экономических затруднений, при полном господстве обычных экономических условий, предпо­лагается самим законодателем’, но им же оно и устраняется: “Если скажете: что же нам есть в седьмым год, когда мы не будем ни се­ять. ни собирать произведений наших? — Я пошлю благословение Мое на вас в шестый год, и он принесет произведений на три года"[267]. Следовательно, здесь, кроме рассмотренных нами выше естествен­ных средств Палестины устранить экономические затруднения, пол­ное значение получает теократический принцип, к сущности кото­рого относится, между прочим, и подчинение естественных усло­вий высшему руководителыюму началу. Преобладание такого нача­ла, понятное и в учреждении субботнего года, становится даже не­обходимым в учреждении юбилейного года, которое по величию своих задач вполне беспримерное в истории явление.

Сущность Моисеева законодательства относительно юбилейно­го года заключается в требовании восстановления того порядка ве­щей, который установлен был при разделе земли во владение изра­ильтянам и от которого он уклонился в своем развитии под влияни­ем естественно-исторических условий. А так как этот порядок со­стоял в равномерном распределении земли во владение и в личной свободе каждого члена теократического государства, то восстанов­ление его должно было заключаться в возвращении поземельной соб­ственности и личной свободы тем, которые лишились их в суровой житейской борьбе в течение пятидесятилетнего периода. “В юби­лейный год возвратитесь каждый во владение свое" и “до юбилей­ного года пусть работает (брат твой) у тебя, а тогда пусть отойдет от тебя, сам и дети его с ним. и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих1. В этих немногих словах выражена сущность законов о юбилейном годе, и из них же видно все великое значение этих законов в теократическом и социальном отношении. По смыслу этого закона юбилейный год должен был служить опре­деленным временем, за которое расстроившийся раз установленный порядок социально-экономических отношений, порядок, основ­ным началом которого было равенство, опять восстановлялся в его прежнее состояние. Субботний год имел своим назначением восста­новление в прежнее состояние только земли, а юбилейный год об­нимал и землю и людей. “Специфическое значение юбилейного года, в отличие от субботнего, заключается в идее спасительного восста­новления и возвращения теократии к первобытному божественному порядку, при котором все свободны и каждому обеспечено его зем­ное благосостояние. Бог, некогда избавивший свой народ от рабства египетского и взявший его в свою собственность, и теперь является Спасителем, чтобы восстановить личную свободу попавших в раб­ство и возвратить обедневшим ту причитающуюся на них долю уча­стия в благах земных, которой они лишились”[268] [269]. В социальном отно­шении институт юбилейного года имел своею задачею противодей­ствовать и уничтожать тс ненормальности, которые неизбежны в жизни человеческого общества при его обыкновенном, предостав­ленном самому себе, социально-экономическом развитии. В этом отношении учреждение юбилейного года представляет счастливое, как выражается Зальшюц'. решение проблемы, над которою труди­лись законодатели различных пародов. Уже сказано было, в чем зак­лючается эта мировая проблема: она заключается в достижении та­кого регулирования человеческих отношений, при котором невоз­можно было бы возникновение или по крайней мере сильное разви­тие социального зла — крайне неравномерного распределения ма­териальных благ, чрезмерного богатства, с одной стороны, и край­ней нищеты — с другой. Учреждение юбилейного года, насколько возможно, достигало этой цели. Пятидесятилетий период, давая владетелю значительную свободу в распоряжении своею собствен­ностью. в то же время ограничивал эту свободу, полагая ей необхо­димые пределы, за которыми она послужила бы во вред самому вла­детелю, подвергая его всем случайностям и опасностям навсегда лишиться владения. Только этот институт служил надежным сред­ством противодействовать такому злу и был именно приспособлен к тому, чтобы препятствовать делению народа на различные классы по состоянию на богатую знать и бедных работников и посто­янно поддерживать равенство между ними как свободными земле­владельцами.

III

Учреждение юбилейного года получает свою практическую силу из теократического принципа, на который оно опирается. Сущность этого принципа в данном случае состоит в ограничении права собст­венности в отношении к земле, как исключительной собственности одного полновластного владетеля ее Иеговы. Он как полновластный собственник отдаст сс во владение своему народу, но сохраняет над ней свои права, которые, полагая необходимый предел свободе рас­поряжения землею со стороны вторичных, гак сказать, собственни­ков, служат регулирующей силой в развитии социально-экономичес­ких отношений народа. Такое ограничение, прежде всего, выража­ется в законе о продаже земли. “Землю не должно продавать навсег­да, ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у Меня”1. Таким законоположением, определяющим неотчуждаемость поземельной собственности, обеспечена навсегда за каждым членом теократичес­кого государства известная доля материального довольства, возмож­ного при данном земельном участке, и, следовательно, устранена воз­можность возникновения и развития того социального зла, которое, являясь в виде пауперизма или пролетариата, всегда служило и до настоящего времени служит больным местом общественных орга­низмов, судорожно потрясающим и здоровые части их. По этому за­коноположению никто не имеет права произвольно распоряжаться своею земельною собственностью так, чтобы это распоряжение шло вопреки учреждениям Иеговы, обеспечивающим общественное бла­го1. Собственник полновластный распорядитель своею земель­ною собственностью только в пределах пятидесятилетнего перио­да — от одного юбилейного года до другого. Он может продать свой участок, но не далее как до юбилейного года, в который проданное опять бесплатно должно было возвратиться к прежнему владельцу. По и в пределах этого периода продажа собственности, по ясному выражению закона (ст. 25), обусловлена единственно бедностью, крайнею, гнетущею нуждою, а всякая продажа из других мотивов, как, например, из барышнической спекуляции, законом или нс пред­полагается. или даже, как думают раввины[270] [271], вовсе запрещается. Да­лее, продажа и в случае нужды ограничивалась[272] лишь частью вла­дения (“если обеднеет брат твой и продаст от владения своего...", как выражается закон). Следовательно, по предположению закона, землевладелец и после продажи части своего владения, вызванной необходимостью удовлетворить гнетущей нужде, будет иметь еще свою землю, с которой ему можно питаться. Конечно, закон пред­полагает возможность продажи и всей земли, за чем следует полная бедность и перспектива рабства, но уже самая безотрадность перс­пективы после такой продажи, естественно, ограничивала эту воз­можность областью редких, исключительных случаев.

Определенная законом продажа на известный, определенный срок, после которого проданное опять возвращается к прежнему вла­дельцу, естественно теряет существенный характер продажи в соб­ственном смысле, как передачи другому всей суммы полезности, ка­кую только можно извлечь из проданной вещи. В данном случае про­дажа является как передача другому нс всей суммы полезности про­даваемой вещи, а только той части се, какую можно извлечь в дан­ное время. Отсюда и стоимость продаваемой веши изменяется по количеству того времени, в продолжение которого предполагается пользование вещью. В отношении к земле стоимость се при времен­ной продаже равняется количеству лет, в продолжение которых по­купатель рассчитывает собирать жатву с нес. А так как это количе­ство в пределах пятидссятилстнсго периода определяется количс- ством лет, оставшихся до юбилейного года, то и стоимость продава­емой земли определяется количеством жатв, могущих быть собран­ными до юбилейного года. Закон строго определяет такое отноше­ние ценности земли к количеству лет пользования сю: “По расчис- лению лет после юбилея ты должен покупать у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе. Если много остается лет, умножь цену; а если мало лет остается, уменьши цену: ибо известное число лет жатв он продает тебе'*1. Такая продажа по­лучает характер сдачи в аренду. Много спорили о выгодах такого законоположения. По мнению одних исследователей, оно, превра­щая продажу в простую сдачу в аренду и низводя ценность земли на степень ренты, следовательно, уменьшая сс соответственно ограни­ченному числу лет пользования сю, будто бы нс представляло ника­кой существенной выгоды ни продавцу, ни покупателю[273] [274]. Но это мне­ние нс вполне ясно сознает и недостаточно оценивает мотивы зако­нодательства. Конечно, говорит Винер[275], добровольный продавец, продающий свой участок из видов спекуляции и корысти, ничего не выиграл бы при таком порядке вещей, потому что он мог продать его только до юбилея и, следовательно, мог получить за него нс бо­лее как арендную плату до этого срока. Но, во-первых, закон и не предполагает такого продавца-спекулянта: единственным продавцом своего участка закон предполагает продавца по нужде, человека, ко­торый вынуждается к продаже своего владения каким-либо великим, гнетущим несчастием, личным или семейным, повергшим его в тя­желое бедствие, единственным исходом из которого оставалась про­дажа земли. Вот на таких-то несчастных и рассчитано законодатель­ство. Хотя и они также получали за землю уменьшенную плату, но зато беспрепятственное возвращение владения доставляло им дей­ствительную выгоду, так как они получали свой участок, не будучи обременены никакими долговыми обязательствами, которые были бы неизбежны при возвращении участка в случае полной его прода­жи. и долговые обязательства тем тяжелее, чем настоятельнее была нужда, заставившая продать или заложить свой участок. При дан­ном же порядке владелец свободно, без всякого выкупа возвращал­ся в то состояние, в котором он находился до несчастья, принудив­шего его к продаже. Несправедливо и то мнение, по которому про­давшие свой участок в пределах пятидссятилетнсго периода, во врс-


мя своего нсвладсния, находясь, собственно, в положении сдатчи­ков в аренду, в юбилейный год получали лишь то. чем они, в сущ­ности, уже владели. Здесь нс принято во внимание то, что каждый землевладелец, сам обрабатывая свои поля, извлек бы из них несрав­ненно больше выгоды, чем сколько мог ему заплатить временный владелец. — следовательно, первый в юбилейный год вступал опять в полное пользование своею собственностью. С другой стороны, вре­менная продажа и обусловливающее ее возвращение земли есть уза­коненное благодеяние в том отношении, что владелец, принужден­ный гнетущею необходимостью продать свой участок, конечно, по­лучил бы не полную стоимость его. но и этот чистый капитал, ко­торый бы ему удалось получить за проданную землю, в государст­ве, где нельзя было отдавать денег из процентов, нс мог бы служить постоянным источником дохода, каким всегда мог служить позе­мельный участок, потому что капитал, нс принося дохода, скоро по- трсбился бы (особенно, если бы продолжились тяжелые обстоятель­ства). В неотчуждаемой же недвижимой собственности капитал ос­тавался неприкосновенным, служа постоянным источником дохода, будет ли владелец сам лично из земли извлекать этот доход, или же будет принужден взять за него вознаграждение, отдав пользование доходом другому. В этом законодательстве заключается также га­рантия от личного произвола одних по отношению к другим, более всего могущим пострадать от этого произвола1. Тот, кто свободен безусловно распорядиться своим владением, так что может продать его навсегда, без сомнения, получает большую в данный момент вы­году, чем тот. кто может только сдать в аренду жатвы до юбилей­ного года. Но законодатель в данном случае является опекуном де­тей и потомков, которых легкомысленный отец, увлеченный времен­ною выгодою, продав землю навсегда, мог бы повергнуть в бедст­вие вечной нищеты. Кроме того, по мнению Залышоца. рассматри­ваемое законоположение имеет значение и в отношении к возвы­шению общей стоимости полей, так как цены на недвижимую собственность постоянно определяются по их ближайшей полезно­сти, и прежде всего по той, которую они могут представить в те­чение жизни покупателя, чем. например, по столетнему или еще на большие периоды рассчитанному пользованию ими. и. следователь­но, сумма цены при продаже навсегда постоянно бывает меньше, чем сумма целого ряда сдач в аренду на юбилейные периоды. Прав­да. при временной сдаче в пользование может представляться та нс-


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!