Дружественные” (friend) функции



 

Функция, объявленная в производном классе, может иметь доступ только к защищенным (protected) или общим (public) компонентам базового класса.

Функция, объявленная вне класса, может иметь доступ только к общим (public) компонентам класса и обращаться к ним по имени, уточненному именем объекта или указателя на объект.

Чтобы получить доступ к личным компонентам объектов некоторого класса Х в функции, не имеющей к ним доступа, эта функция должна быть объявлена дружественной в классе X:

class X { friend void Y:: fprv( int, char*); /* Другие компоненты класса X */ }

Можно объявить все функции класса Y дружественными в классе X;

class Y; class X { friend Y; /* Другие компоненты класса X */ } class Y { void fy1(int, int);   int fy2( char*, int); /* Другие компоненты класса Y */ }

Дружественной может быть и функция, не являющаяся компонентой какого-либо класса, например,

class XX { friend int printXX ( );     /* Другие компоненты класса ХХ */ }

Здесь функция printXX имеет доступ ко всем компонентам класса XX, независимо от закрепленного за ними уровня доступа.

В теории объектно-ориентированного программирования считается, что при хорошо спроектированной системе классов не должно быть необходимости в дружественных функциях, однако в ряде случаев их использование упрощает понимание и последующие модификации программы.

Статические компоненты класса

 

Описатель static в С++ имеет различное назначение в зависимости от контекста, в котором он применен.

Переменные и функции, объявленные вне класса и вне тела функции с описателем static, имеют область действия, ограниченную файлом, в котором они объявлены.

Переменные, объявленные как static внутри функции, видимы только внутри этой функции, но сохраняют свои значения после выхода из функции и инициализируются только при первом обращении к функции.

Компоненты класса также могут объявляться с описателем static, такие компоненты - данные являются общими для всех экземпляров объектов этого класса и размещаются в памяти отдельно от данных объектов класса. Доступ к static - компонентам класса возможен по имени, уточненному именем класса (именем типа) или именем объекта этого класса, причем к static - компонентам класса можно обращаться до создания экземпляров объектов этого класса. Статическое данное - член класса должно быть обязательно инициализировано вне описания класса:

class TBase //базовый класс для массивов всех типов { static int nw;            int size,    //размер элемента                count,   //текущее число элементов                maxCount, //размер выделенной памяти                delta;   //приращение памяти       /* Другие компоненты класса TBase */  }    int TBase::nw =1; /* Инициализация статической компоненты класса */

Статические компоненты - функции могут вызываться до создания экземпляров объектов этого класса и поэтому имеют доступ только к статическим данным класса:

class X { static int sx1,sx2;         static void fsx ( int k);                int x1,x2;          /* Другие компоненты класса X */       } int X::sx1 = 1;    int X::sx2 = 2;   int main ()       { ..........         X:: fsx( 3 );         ..............       }

Переопределение (перегрузка) операций

В языках программирования определена семантика операций, выполняемых над базовыми (предопределенными) типами данных, например, если x, y и z - переменные типа float, то запись x = y + z; предполагает интуитивно очевидные действия, сложение x и y и присваивание переменной z полученной суммы.

Желательно было бы и для типов, определяемых в программе, в том числе для классов, определить семантику и алгоритмы операций сложения, вычитания, умножения и т.д., чтобы иметь возможность вместо вызова соответствующих функций записывать просто x + y и в случае, когда x и y являются объектами некоторых классов. В C++ это достигается переопределением имеющихся в языке операций для других типов данных.

Переопределенная операция объявляется так:

тип_результата operator знак_операции (формальные параметры) { описание_алгоритма_выполнения_операции }

Например:

class TPoint { int x,y; public: TPoint& operator+=( const TPoint& adder ); TPoint& operator-=( const TPoint& subber ); friend TPoint operator - ( const TPoint& one, const TPoint& two); friend TPoint operator + ( const TPoint& one, const TPoint& two); friend int operator == ( const TPoint& one, const TPoint& two); friend int operator != ( const TPoint& one, const TPoint& two); };

Полное определение этих операций для объектов класса TPoint имеет вид:

inline TPoint& TPoint::operator += ( const TPoint& adder ) { x += adder.x; y += adder.y; return *this;}      inline TPoint& TPoint::operator -= ( const TPoint& subber )    { x -= subber.x; y -= subber.y; return *this;}

Остальные операции определяются аналогичным образом.

Пусть в программе имеются объявления:

TPoint x(12,3), y(21,30), z(18,30);

Тогда можно записать:

x +=y; y-=z; TPoint r = x + z:

Общие правила переопределения операций сводятся к следующему:

- Двуместные операции должны иметь два параметра, одноместные - один параметр, причем, если операция объявлена как компонента класса, то неявным первым операндом является экземпляр объекта (следовательно при определении двуместной операции будет задаваться один параметр, одноместная операция объявляется с пустым списком параметров). Если операция переопределяется вне класса (с описателем friend ), то для двуместной операции должны быть заданы два параметра, для одноместной операции - один параметр.

- При переопределении сохраняется приоритет исходной операции т.е. операция + будет выполняться раньше операции = и т.д.

- При переопределении не наследуются свойства коммутативности и ассциативности, т.е. результат выражения х + y - z может отличаться от результата выражения y - z + x и зависит от того, как определены соответствующие операции.

- Не допускается переопределение операций . (точка), .* ( точка -звездочка, обращение к указателю на компоненту класса или структуры), :: (разрешение контекста), а также операции # и ##, используемые при препроцессорной обработке.

- Переопределяемые операции = (присваивание), () (функция), [ ] (индекс), -> (обращение к компоненте класса по указателю) всегда должны быть компонентами класса и не могут быть static.

- Переопределяемые операции new и delete должны быть static - компонентами класса.

В остальном к переопределяемым операциям предъявляются те же требования, что и к функциям.


Шаблоны функций и классов

Шаблоны функций

 

Часто встречаются функции, реализующие одни и те же действия для аргументов различных типов. Например, сортировка массива по возрастанию его элементов может выполняться одним и тем же методом и для данных типа int и для данных типа double. Различие состоит только в типах параметров и некоторых внутренних переменных.

В более поздние версии С++ включено специальное средство, позволяющее параметризовать определение функции, чтобы компилятор мог построить конкретную реализацию функции для указанного типа параметров функции. Параметризованное определение функции строится по схеме:

template < class имя_класса >         Заголовок функции { /* Тело функции */ }

Имя класса является параметром и задается идентификатором, локализованным в пределах определения функции. Хотя бы один из параметров функции должен иметь тип, соответствующий этому идентификатору.

Параметризованное определение функции сортировки массива методом перестановок может быть построено следующим образом:

template <class T > void sort ( T a[ ], int n ) { T temp; int sign; for ( int k = 0; k > n; k++)  { sign = 0;     for ( i = 0; i <n - k; i++)     if ( a [ i ] > a [ i + 1])        { temp = a [ i ];          a[ i ] = a[ i + 1 ];          a[ i + 1 ] = temp; sign++;         }     if ( sign == 0 ) break;   }  return; }

Если в программе будут объявлены массивы


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!