Объявить имя структурного типа MyStruct, указатель на этот тип PMyStruct и тип ссылки на него RMyStruct, т.е. получить в выходном тексте строчки



struct MyStruct;typedef MyStruct *PMyStruct;typedef MyStruct &RMystruct;

Условная компиляция

 

Директивы препроцессора # if, # else , # endif и # elif позволяют, в зависимости от результатов проверки некоторых условий, включать в программу один из нескольких вариантов текста:

# if препроцессорное_условие

текст 1

# else

текст 2

# endif

дальнейший текст.

Условие — это константное выражение, которое строится из макроимен, констант и знаков операций, включая логические связки && и | | . Допускается также выражение sizeof (имя_типа) и препроцессорная функция defined( макроимя ), возвращающая 1, если это макроимя определено, и 0, если оно не определено. Вместо директивы

# if defined( DEBUG )

Можно написать

# ifdef DEBUG

А вместо

# if !defined( DEBUG )

Написать

# ifndef DEBUG

Комбинации #if - #else могут быть вложенными, причем последовательность #else - #if заменяется одной директивой #elif с условием:

# if препроцессорное_условие_1

текст 1

# elif препроцессорное_условие_2

текст_2

# else

текст_3

# endif

В файлах заголовков для предотвращения многократного включения одного и того же заголовка в программу обычно присутствует текст вида:

#if !defined(_ _DEFS_H)#define _ _DEFS_H /* Текст объявляемых заголовков */.......................................#endif /* Конец _ _DEFS_H */

4. Объектно-ориентированные средства С++

Объектные типы данных

 

Объектные типы данных - это агрегатные типы, полностью определяемые программистом, описание объектного типа должно содержать компоненты-данные, определяющие область возможных значений переменных этого типа, и описание операций, допустимых над переменными этого типа и компонентами-данными, составляющими переменную. Для сохранения совместимости с программами на Си синтаксис описания объектного типа в Си++ выбран подобным описанию структурного типа или типа объединения в Си. В сущности структуры и объединения в Си++ рассматриваются как варианты объектных типов. Имеются три варианта объектных типов: структура (struct), объединение (union) и класс (class), различающиеся возможностями доступа к компонентам типа. В дальнейшем для краткости все варианты объектных типов будем называть классами. Описание объектного типа строится по схеме:

вариант_типа   имя_типа : список_базовых_классов     { компоненты (члены ) класса }

Компонентами класса могут быть компоненты-данные и компоненты-функции. Компоненты-функции предназначены для выполнения операций над объектным данным, их часто называют методами класса.

Для каждого компонента класса устанавливается уровень доступа либо явно, указанием уровня доступа одним из ключевых слов public, protected или private с двоеточием, либо неявно, по умолчанию. Указание уровня доступа относится ко всем последующим компонентам класса, пока не встретится указание другого уровня доступа. Уровень доступа public разрешает доступ к компонентам класса из любого места программы, в котором известна переменная этого класса. Уровень доступа private разрешает доступ к компонентам класса только из методов этого класса. Уровень доступа protected имеет смысл только в иерархической системе классов и разрешает доступ к компонентам этого уровня из методов производного класса. По умолчанию для всех компонент класса типа struct принимается уровень доступа public, но можно явно задавать и другие уровни доступа, уровень доступа к компонентам класса типа class по умолчанию private, явно можно определять и другие уровни, для класса типа union уровень доступа public и не может быть изменен.

Например, пусть программист решил в классе TPoint (точка) запретить внешний доступ к координатам точки и разрешить внешний доступ к методам перемещения точки на плоскости. Описание класса TPoint можно построить так:

class TPoint { private:         int x,y; public:   void movePoint ( int newx, int newy); // в новую точку   void relmove ( int dx, int dy ); // смещение на dx,dy   int getx ( void ) ( return x ; };   int gety ( void ) { return y ; }; };

Описание тела компоненты-функции может быть включено в описание класса, как это сделано в примере для функций getx и gety, или помещено вне описания класса. Компоненты-функции при их вызове неявно получают дополнительный аргумент - указатель на переменную объектного типа, для которой вызвана функция и в теле функции можно обращаться ко всем компонентам класса. В связи с этим при описании тела компоненты-функции вне описания класса нужно использовать операцию разрешения контекста, чтобы информировать компилятор о принаждлежности функции к классу. Методы класса TPoint можно описать так:

void TPoint : : movePoint ( int newx, int newy )               { x = newx; y = newy ; }void TPoint : : relmove ( int dx, int dy )         { x += dx; y += dy ; }

Чтобы выполнить начальную инициализацию компонент-данных при создании переменных объектного типа в описание типа включаются специальные методы-конструкторы. Имя конструктора совпадает с именем типа, конструктор не возвращает никакого значения и для него не указывается тип возвращаемого значения. Для рассмотренного выше класса TPoint можно было обойтись без конструктора и использовать для инициализации метод movePoint. Рассмотрим в качестве примера класс TRect, описывающий прямоугольник со сторонами, параллельными осям координат:

enum Boolean {FALSE, TRUE }; class TRect { public:      TPoint a,b; // a - левый верхний угол, b - правый нижний угол       void move( int dx, int dy) // перемещение прямоугольника        { a.relmove ( dx, dy ); b.relmove ( dx, dy );}       void grow( int dx, int dy) // изменение размеров        { a.x +=dx; a.y += dy; b.x +=dx; b.y += dy; }       void intersect (const TRect& r); // общая часть двух прямоугольников       void Union ( const TRect& r); /* прямоугольник, охватывающий два прямоугольника */       Boolean contains ( const TPoint& p);              /* TRUE, если точка p принадлежит прямоугольнику */       Boolean isEmpty( );              /* TRUE, если ширина или высота прямоугольника равны нулю */       TRect (int ax, int ay, int bx, int by ) // конструктор           { a,x - ax; a,y = ay; b.x = bx; b.y = by; };       TRect ( TPoint p1, TPoint p2)       // конструктор           { a = p1; b = p2; };       TRect ()                             // конструктор           { a.x = a.y = b.x = b.y = 0; }; }; /* Методы класса TRect */ void TRect : : intersect (const TRect& r)  { a.x = max (a.x, r.a.x ); b.x = min ( b.x, r.b.x );    a.y = max (a.y, r.a.y ); b.y = min ( b.y, r.b.y );  }; void TRect : : Union ( const TRect & r )  { a.x = ( a.x <= r.a.x ) ? a.x : r.a.x ;    a.y = ( a.y <= r.a.y ) ? a.y : r.a.y ;    b.x = ( b.x >= r.b.x ) ? b.x : r.b.x ;    b.y = ( b.y >= r.b.y ) ? b.y : r.b.y ;  }; Boolean TRect : : contains ( const TPoint & p ) { return Boolean (p.x >= p.x && p.x < b.x && p.y >= a.y && p.y < b.y); }; Boolean TRect : : isEmpty ( ) { return Boolean ( a.x >= b.x | | a.y >= b.y ); };

Более полная информация о конструкторах объектных типов приведена в следующем разделе.

Объявление переменной объектного типа строится по общим правилам, но за идентификатором переменной можно указать в скобках аргументы определенного в классе конструктора, например:

TRect r1(2,4,20,50); // инициализация с использованием первого конструктора TRect *pr = &r1;    // укзатель на TRect TRect r2, *ptr;       // для r2 используется конструктор без параметров

В операции new для размещения в динамической памяти объектной переменной за именем типа также указываются аргументы конструктора этого типа:

ptr = new TRect( 7,3,18,40);

Для обращения к компонентам объектного типа имя компоненты должно уточняться именем объектной переменной или указателем на нее:

r1.grow( 2, -3);   pr->move( 1, 1); Boolean bb= r1.isEmpty( );

Конструкторы и деструкторы

Описание класса обычно содержит специальные методы, вызываемые при создании переменной этого класса и удалении переменной из динамической памяти - конструкторы и деструкторы. Конструктор вызывается после выделения памяти для переменной и обеспечивает инициализацию компонент-данных, деструктор вызывается перед освобождением памяти, занимаемой объектной переменной, и предназначен для выполнения дополнительных действий, связанных с уничтожением объектной переменной, например, для освобождения памяти, выделенной для объекта вне участка, отведенного для компонент-данных.

Как уже отмечалось, конструктор всегда имеет имя, совпадающее с именем класса, для него не указывается тип возвращаемого значения и он не возвращает никакого значения. Конструктор должен обеспечивать инициализацию всех компонент-данных. Для класса может быть объявлено несколько конструкторов, различающихся числом и типами параметров. В общем случае различают следующие виды конструкторов: конструктор с параметрами, конструктор без параметров и конструктор копирования с одним параметром - ссылкой на переменную того же объектного типа. Если для объектного типа не определено ни одного конструктора, компилятор создает для него конструктор по умолчанию, не использующий параметров. Конструктор копирования необходим, если переменная объектного типа передается в какую-нибудь функцию как аргумент, поскольку все аргументы передаются в функцию по значению.

Деструктор необходим, если объектный тип содержит компоненту-данное, являющуюся указателем на динамическое данное, которое должно уничтожаться при уничтожении объектной переменной. Деструктор всегда имеет то же имя, что и имя класса, но перед именем записывается знак ~ (тильда). Деструктор не имеет параметров и подобно конструктору не возвращает никакого значения.

В качестве примера рассмотрим объектный тип TString для представления строковых данных с более высокой степенью защиты от ошибок, чем это обеспечено стандартными функциями обработки строк из файла-заголовка string.h.

#include <iostream.h>#include <string.h> class TString { public:    TString();             // конструктор без параметров    TString(int n, char* s=0); // конструктор, создающий пустую строку /* конструктор, преобразующий массив из char с завершающим нулем         в тип TString */    TString(char* s);    TString(TString& st); // конструктор копирования   ~TString();              // деструктор    void print();          // вывод строки на экран    int sz;                 // длина строки    char* ps;               // указатель на память для хранения строки }; /* Методы класса TString */ TString::TString( ){sz=0; ps=0;} TString::TString(int n, char* s)       { sz=n; ps=new char[n+1];         strncpy(ps,s,n); ps[sz]='\0';       } TString::TString(char* s)       { sz=strlen(s)+1; ps=new char[sz];         strcpy(ps,s);       } TString::TString(TString& str)       { sz = str.sz; ps=new char[sz+1];         strcpy(ps,str.ps);       } TString::~TString( )       { if (ps != 0) delete [] ps; } void TString::print( )        { if (sz == 0 )            { cout << " Строка пустая "<< endl; return;}          cout<<" Строка = "<< ps <<endl;        }

Ниже приведен пример программы, иллюстрирующей использование данных типа TString.

int main() { char rabstr [60] = "yes";  while (*rabstr !='n')    { cin >> rabstr;            if (*rabstr == 'n')break;      TString s1();      TString s2(6);      TString s3(6, rabstr);      TString* ps1=new TString(" Это строка по указателю");      cout <<" s1="; ps1->print();      cout <<" s2="; s2.print();      cout <<" s3="; s3.print();    }  return 0; }

Описание конструктора можно упростить, если компоненты-данные принадлежат к базовым типам или являются объектными переменными, имеющими конструктор. При описании конструктора после заголовка функции можно поставить двоеточие и за ним список инициализаторов вида идентификатор (аргументы ). Например, для класса TPoint из предыдущего параграфа можно было определить конструктор так:

class TPoint ( ..... public:   TPoint ( int x0, int y0 ) : x (x0), y (y0){ }; }

В этом конструкторе все компоненты получают значения из списка инициализации, а тело конструктора представлено пустым составным оператором.


Производные классы

 

Классы образуют иерархическую структуру, когда выделяется некоторый базовый класс, содержащий общие данные и методы группы сходных классов, и строится несколько производных классов, в которых к данным и методам базового класса добавляются данные и методы, необходимые для реализации производного класса. Описание системы классов в этом случае выглядит так:

class TA         // базовый класс { Переменные и методы TA } class TAA : public TA  // класс, производный от класса TA { Переменные и методы TAA } class TAAB : public TAA // класс, производный от класса TAAB { Переменные и методы TAAB }

Доступом к компонентам базового класса управляют ключевые слова public и private. Если базовый класс public, то в производном классе public-компоненты базового класса останутся public, protected-компоненты базового класса останутся protected, private-компоненты базового класса для функций производного класса будут недоступны.

Если базовый класс private, то в производном классе public и protected компоненты базового класса доступны для функций производного класса, но для следующего производного класса они будут считаться private, т.е. будут недоступны, private-компоненты базового класса недоступны в производных классах.

Конструктор производного класса должен вызывать конструктор своего базового класса:


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!