Развитие творческих способностей детей



Развитие ребенка тесно связано с его способностями; индивидуально-психологические особенности личности обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду.

Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии. Отечественные психологи подчеркивают огромную роль общения, воспитания, обучения в процессе социального наследования культуры, опыта, приобретенного человечеством для развития способностей. Природной биологической основой способностей являются задатки. К ним относят уровень развития и соотношение первой и второй сигнальной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга. Говоря о способностях ребенка, необходимо отметить и возрастные предпосылки способности, или возрастные факторы одаренности. Каждый возрастной период имеет свои неповторимые, специфические внутренние условия развития, и с возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, иногда и утрата ценных особенностей предшествующих периодов [7, c. 13].

Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для становления определенных способностей, выступают как составная часть, компоненты самих детских способностей. Если говорить о детском и младшем школьном возрасте, то в этот период проявляется своеобразная повышенная готовность к развитию художественных способностей. Предпосылки важны, но не следует отождествлять их со способностями. Как бы ни были велики задатки ребенка, они реализуются в способность только в процессе его деятельности.

Развитие способностей - сложный процесс. Оно не сводится лишь к количественному их росту. В процессе развития происходит, прежде всего, качественная перестройка способностей. Развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляют способность одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. В детском возрасте начинают формироваться познавательные, некоторые специальные, практические способности [15, c. 226].

Познавательные (когнитивные) способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.

Исследования отечественных и зарубежных психологов говорят об очень ранних сроках проявления познавательных способностей у детей. О наличии их свидетельствует, например, точность, дифференцированность восприятия, умение вычленить наиболее характерные свойства предметов, способность разобраться в сложных ситуациях, найти наиболее оптимальное решение, предполагающее наличие изобретательности и оригинальности ума, наблюдательности, смекалки [20, c. 45].

Предпосылкой общих умственных способностей является активность и саморегуляция. Конкретное же проявление этих общих универсальных внутренних условий осуществления любой деятельности определяется в значительной степени возрастом ребенка и свойствами типа нервной системы. Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира. Интеллектуальные способности обусловливают его осмысление.

Таким образом, очевидно, что в основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей - мышление. При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.

Таким образом, познавательные способности носят процессуальный характер. Их наличие (сформированность) означает, что они могут обеспечить продуктивный познавательный процесс на любом содержательном материале. Это как бы «процессуальная решетка», обеспечивающая познавательную деятельность ребенка. Прекрасно, когда эта система дана ребенку от природы уже вполне в «рабочем» состоянии, в этом случае педагогу и родителям остается только выполнять роль «кочегара», активно подбрасывающего материал в «топку» познавательной активности. Чем больше ребенок познает, тем сильнее растет его познавательный интерес.

К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Подчеркнем, что эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-технических способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек [4].

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. У ребенка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план.

Особое место в психологии способностей занимает проблема развития одаренных детей. Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обусловливает диапазон интеллектуальных возможностей человека, своеобразие его деятельности. Одаренный ребенок по типу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны раннее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получать и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные зависимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить его в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим [8, c. 77].

Воображение — это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношениям что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого [4].

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы — все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнике ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.

Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» [4].

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.
Педагогический вывод, который можно сделать из всего вышесказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

Но как же передать ребенку этот опыт заранее. Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть, когда отсутствуют познавательные интересы. Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3−4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях [4].

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям [10, c. 125]:

1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Накопление знаний, опыта — это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями, как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника — это развитие направленности воображения.

Развитие воображения, творческого потенциала — центральная задача дошкольного образования. Но развивать воображение необходимо не столько как познавательную, сколько как универсальную способность. Дети с развитым воображением легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Они жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем очень изобретательны и критичны, прежде всего — к самим себе [12].

Развитие воображения — главнейший залог формирования у ребенка готовности к школе. А его подмена дидактическим тренажом, натаскивающим упражнениями в рамках изучения псевдошкольных «учебных предметов», которым сегодня так увлечены некоторые педагоги и родители, верный путь выработки у ребенка школьной неготовности. Причем в таких ее проявлениях, преодолеть которые в школе будет очень трудно, а точнее, просто невозможно.

 

2.3 Календарно-тематический план занятий по бумагопластике для детей старшего дошкольного возраста

Для разработки занятий по бумагопластике для старшего дошкольного возраста использована техники бумагопластики: объемная аппликация, оригами, квиллинг из бумаги и гофрокартона, торцевание плоскостное и на пластилине, объемные фигурки, изделия из салфеток [6, c. 3].

При составлении календарно-тематического плана занятий по бумагопластике для старшего дошкольного возраста учитывается сезонность, тема подбирается ко времени года, так как происходит знакомство дошкольников с сезонными изменениями в природе, в основе которых действие естественных факторов.

Именно ознакомление с сезонными явлениями, их последовательностью, причинами изменений живого в связи с изменениями внешней среды (похолодание, потепление и т. д.) и с приспособляемостью живого к изменениям в неживом мире, позволяет формировать у детей основы экологического мировоззрения и в деятельностном подходе к природе, через трудовую, практическую активность, беречь и сохранять её.

Также в плане отражены темы, посвященные праздникам: Новый год, день Святого Валентина, день защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, день Космонавтики, день Победы. С детьми должны проводиться беседы о праздниках, о традициях празднования каждого праздника, дети знакомятся с символикой, особенностями оформления праздника, в продуктивной деятельности. На занятиях по бумагопластике дети с большим удовольствием делают поздравительные открытки для своих близких.

Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Продолжительность занятий в группе старшего возраста составляет 25−30 минут. В начале занятия проводится пальчиковая гимнастика, в ходе занятия проводится физкультминутки. Физкультминутки надо обязательно проводить для расслабления мышц и снятия напряжения. Комплексы пальчиковой гимнастики и физкультминуток нужно подобрать так, чтобы они относились к теме занятия.

Методы, используемые на занятиях [16]:

1) беседа, рассказ, сказка;

2) рассматривание иллюстраций;

3) показ образца выполнения последовательности работы;

4) обсуждения готовых работ.

Форма проведения занятия: совместная деятельность воспитателя и детей.

Занятия построены по принципу от простого к сложному. Перед началом занятия проводится инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем, кисточкой, карандашом, инструментом для квиллинга.

Для родителей проводятся консультации о творческом развитии ребенка через бумагопластику, устраиваются выставки с детскими работами.

Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству [16].

Исходя из наблюдений, можно сделать вывод, что такие занятия нравятся детям намного больше, чем обычные занятия с использованием цветной бумаги. После проведения нескольких таких занятий отмечается, как дети стали более увлеченно работать, а некоторые, заинтересовавшись той или иной техникой. Все эти методики дети осваивают с лёгкостью, у них получаются замечательные поделки, которые радуют глаз, становятся любимым украшением группы и помогают закреплять знания по различным темам. Работа с бумагой способствует воспитанию характера: усидчивости, умению планировать свою деятельность. Занятия бумажной пластикой позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторику рук, отражать свои впечатления, приносить радость себе и близким плодами своего творчества [4].

Ребёнок с удовольствием занимается, выполняя несложные действия, в процессе, которых получается яркая, оригинальная поделка.

Календарно-тематический план занятий по бумагопластике для детей старшего дошкольного возраста представлен в Приложении 1.

Именно сейчас, в век технологического процесса, общество остро нуждается в смелых, творческих, перспективных, инициативных личностях. Развитие творческих способностей можно развить только в рамках творческой деятельности. Способности не могут развиваться сами по себе, они формируются благодаря закреплению того нового, что несет в себе жизненный опыт. Чем раньше этот опыт придет к ребенку, тем будет лучше для развития творческого начала.

Развитие творческих способностей детей – это одна из важнейших задач, которое обусловленно тем, что традиционное обучение - это репродуктивный процесс передачи информации, передача того, сто созданно человеком в разных областях науки и культуры [19, c. 148].

Основная цель образования заключается в подготовке подрaстающего поколения к будущему, уметь использовать новые возможности, которые предоставляет тебе жизнь.

Продуктивные виды художественной деятельности является самым эффективным средством развития творческого потенциала подростков. Среди огромного разнообразия путей развития детского творчества можно выделить бумагопластику.

Бумагопластика – это искусство работы с бумагой [9].

 Бумага является одним из самых первых материалов, из которого дети начинают создавать неповторимые, уникальные поделки. Бумага известна всем с раннего детства. Это универсальный материал. Она легко рвется, скручивается, режется, сгибается, клеится, при правильной обработке способна длительное время сохранять форму и качество. Бумага дает большой простор к творчеству, именно поэтому это обусловлено таким устойчивым интересом к этому материалу.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, который питает источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка».

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Занятия по бумажной пластики предполагают развитие ребенка в различных направлениях [4]:

1. Художественно эстетический вкус.

2. Конструкторское мышление.

3. Пространственно – образное мышление.

 Это то, не многое, что необходимо современному человеку, чтобы чувствовать себя творчески развитой личностью.

Значение бумагопластики в развитии детей [20, c. 203]:

1. Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.

2. Совершенствуется мелкая моторика рук и точное движение пальцев.

3. Происходит развитие глазомера.

4. Способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

5. Развивает художественный вкус.

6. Развивает конструктивное мышление детей.

7. Развивает творческое воображение.

8. Стимулирует и развивает память, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

9. Способствует обогащению словарного запаса специальными терминами.

10. Активизирует мыслительные процессы.

11. Совершенствует трудовые умения.

12. Формирует культуру труда.

  Такие занятия способствуют развитию не только творческих способностей, но и физических характеристик, что также очень важно для подростка.

Таким образом, система работы по бумагопластике с детьми среднего школьного возраста должна быть выстроена с учетом не только возрастных особенностей, но и интересов самих детей. Процесс детского творчества помогает развитию творческих способностей.


 

Заключение

Бумага — один из самых технологичных, декоративных, вполне конструктивных и притом доступных и безопасных материалов, какие только можно представить. Однако используется в учебном процессе она явно недостаточно. В чем дело? Несомненно, и в том, что сверхмалые накладные расходы конструкторского и художественного творчества из бумаги проявляют недоработки в самой интересной и в то же время интеллектуально сложной и трудоемкой творческой и методической составляющей организации игры, учебы и работы с бумагой.

Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания детей и подростков. Занятия бумагопластики в дошкольном образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.

Ведущими мотивами этого вида деятельности для детей является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким.

Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправлена: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Бумагопластика благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности детей — формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности.

В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Бумагопластика улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

Общность творческих и образовательных интересов детей, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

Бумагопластика как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности детей:

- делает возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности;

- создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;

- обеспечивает совместную деятельность педагога и ребенка;

- способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;

- оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей.

Бумажная пластика является эффективным средством воспитания подростков. Занятия бумагопластики в образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективная деятельность, готовность оказать помощь, умение сопереживать, желание радовать окружающих результатами своего творчества.

Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей среднего школьного возраста.

 


 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!