Monotone, Duotone, Tritone, Quadrotone



Что же это за цветовые модели? Практически во всех учебниках по Photoshop упоминается, что они используются для расширения тонового диапазона черно-белых изображений. Действительно, основой для создания Monotone, Duotone, Tritone или Quadrotone - изображений является единственный монохромный канал изображения, получаемый после конвертирования какого-либо цветного изображения в Grayscale. Эти цветовые модели доступны через пункт меню Duotone в Adobe Photoshop и, по сути, являются соответственно, одноцветными, двухцветными, трехцветными и четырехцветными его подвидами.

Теперь давайте попытаемся разобраться со всеми пользовательскими настройками в диалоговом окне Duotone Options. Интерфейс меню достаточно прост и интуитивно понятен. Выпадающее меню "Type" позволяет выбрать подтип будущего дуплексного изображения - Monotone, Duotone, Tritone и Quadrotone, в которых будет использовано соответственно 1,2,3 и 4 краски. В нашем примере используется наиболее применимый на практике подвид дуплексного изображения - Duotone - изображение, печать которого предполагается производить в две краски. Поля Ink 1 - Ink 4 позволяют указать каждую из использованных красок в макете соответственно. В нашем случае, красок всего две, поэтому поля Ink 3 и Ink 4 недоступны. Указаны также названия красок - их можно выбрать по встроенным каталогам или указать самостоятельно через традиционное для Photoshop окно Color Picker. Слева от названия краски размещено поле, окрашенное в соответствующий цвет, а еще левее - градационная кривая, управляющая контрастностью данного цветового канала, относительно исходного черно-белого изображения. Для чего она необходима и о том, как ею правильно пользоваться, будет сказано ниже.

Другие элементы окна стандартны и особого обсуждения не требуют.

Дополнительное окно, возникающее при нажатии на кнопку "Overprint colors", позволяет настроить экранный вид всех цветов будущего дуплексного изображения в наложении друг на друга. C точки зрения системы управления цветом (Color Management System; далее по тексту - CMS) это диалоговое окно позволяет более точно, чем это обеспечивают встроенные алгоритмы Photoshop, указать цвет нескольких красок в различных комбинациях (например, 1+2, 1+3, 2+3 и т.д.). Предусмотрено это для того, чтобы пользователь мог самостоятельно учесть цвет тех или иных специальных красок, использованных в его макете. Это необходимо для учета "физики" производства, так как порядок наложения красок, толщины красочных слоев, наконец, степень прозрачности тех или иных красок, а также некоторые другие параметры печати могут значительно варьироваться, в зависимости от тех или иных условий. При этом цвет красок при наложении друг на друга может несколько отличаться от номинального, "исходного" цвета, предсказываемого встроенными средствами CMS. Предполагается, что если у пользователя есть возможность изготовить цветопробу с использованием реальных тиражных красок, то он, в случае необходимости, сможет, в соответствии с полученными результатами, несколько "подкорректировать" исходный экранный вид своего макета для того, чтобы уже на стадии дизайна и допечатной подготовки видеть результаты печати своего изображения. В идеале для подобных измерений предполагается использование спектрофотометрического оборудования, для того, чтобы полученное Lab - значение цвета указать в качестве результирующего в окне Color Picker, но на практике часто цвет указывается "на глазок". К счастью, этой точности вполне хватает для большинства графических работ.

Некоторые элементы окна "Overprint Colors" недоступны по той причине, что нами не используется дополнительные третья и четвертая краски, которую мы могли бы "заказать" в родительском диалоговом окне Duotone Options. Кроме того, в случае использования одной краски (режим Monotone) кнопка "Overprint Colors", по понятным причинам, станет вовсе недоступной.

Теперь поговорим о градационных кривых, которые доступны нам для редактирования, при создании дуплексных изображений.

При одиночном клике на область кривой появляется диалоговое окно ее редактирования - Duotone Curve, позволяющее точно построить градационную кривую необходимой для нас формы. Здесь все достаточно просто. В начальном виде кривая обычно имеет линейный вид и не предполагает какую-либо коррекцию исходного черно-белого изображения. Понятно, что при наличии возможности редактирования такой кривой, этим можно и нужно пользоваться.

Как известно, градационные кривые предназначены для модификации исходного изображения по "закону" той кривой, которую мы для него построили. Градационные кривые - один из самых мощных инструментов, которые дает в руки пользователю графическая среда Photoshop. С их помощью возможна практически любая модификация исходного изображения - тоновая коррекция, осветление или затемнение, увеличение или уменьшение контраста, и даже инверсия изображения (преобразование в негатив).

При написании этой статьи я предполагал, что читатель в целом уже знаком с "идеологией" построения и использования градационных кривых, и дополнительных комментариев с моей стороны здесь не потребуется. Однако, для новичков, которые только начинают становиться на тернистый путь познания основ редактирования растровых изображений, я порекомендую обратиться к специальным изданиям, например, к "Классическому руководству по цветокоррекции" Дэна Маргулиса. Замечу лишь, что средняя точка кривой, опущенная относительно нижней черты с пятой отметки до четвертой, предполагает, что в корректируемом изображении, все области с плотностью в 50 процентов, станут светлее на 10 процентов и достигнут 40-процентной плотности. Соответственным образом изменятся и смежные участки изображения, так как соседние участки кривой (например, 40%-е или 60%-е ее области) также будут ею затронуты, хотя и в меньшей степени.

Редактор кривых, использующийся для Duotone - изображений, несколько отличается от привычного диалогового окна, вызываемого командой меню Image-Adjustments-Curves. C одной стороны, функциональность редактора кривых здесь несколько ниже - например, отсутствует возможность изменения положений крайних точек кривой - областей, определяющих плотности в 0 и 100 процентов; с другой стороны, имеется целый ряд полей, позволяющих вручную указать необходимую плотность того или иного участка выходного растрового изображения, по сравнению с некоторой исходной плотностью. Кроме того, имеется возможность загрузки кривой, построенной с помощью диалогового окна Curves и сохраненного в виде *.acv - файла, а также возможность сохранения ее во внешний дисковый файл.

Умение правильно подобрать краски для дуплексной печати и грамотно выстроить градационные кривые, подобрав таким образом, относительный контраст того или иного цветового канала является настоящим искусством. И если рекомендации по выбору цвета зависят от конкретных предпочтений дизайнера, то работа с градационными кривыми подчиняется простым, почти математическим законам. Специалисты по цветокоррекции хорошо знают, каким образом можно с помощью градационной кривой выделить теневые участки для их использования на форме, с которой в печати будет накатываться более темная краска, и как можно получить "мягкую" форму, которая будет прорабатывать света будущего дуплексного изображения. На рисунке ниже показан пример преобразования исходного изображения в двухцветное, с указанием цветов и градационных кривых, примененных для каждого изображения. По этим изображениям хорошо проиллюстрированы два примера преобразования черно-белого изображения в Duotone - один достаточно неудачный, второй - более взвешенный, в результате чего были получены лучшие результаты. Попробуйте самостоятельно выбрать тот вариант, который Вам больше нравится, а затем сравнить свои собственные выводы с тем мнением, которое будет изложено далее по тексту статьи.

По одному из этих изображений сразу можно заметить, как минимум, две допущенные ошибки, которых следует опасаться каждому дизайнеру. Попробуем и мы разобраться с ними.

Ошибка №1. Использование линейной (исходной) градационной кривой.

Линейная градационная кривая подразумевает, что какие-либо воздействия на исходное изображение не проводятся. Возможно, если изображение и было ранее сбалансировано с точки зрения соотношения светов-полутонов-теней, то для него не требуется коррекция и при переходе в Duotone. Это особенно актуально для Monotone - изображений, состоящих из одной краски. Однако достаточно часто дизайнеры не используют градационную кривую по причине банальной "боязни" что-либо испортить, или, как это не прискорбно - по причине полного отсутствия знаний об этой, весьма полезной возможности Photoshop. Здесь важно прислушаться к здравому смыслу и использовать градационные кривые лишь в том случае, если это необходимо для Вашей работы. Но ни в коем случае не "бояться" их применения в случае необходимости.

Ошибка №2. Использование для Duotone нескольких различных красок с исходными (линейными) или одинаковыми градационными кривыми.

Эта ошибка часто является прямым следствием первой, и приводит к тому, что даже при использовании более двух красок - например, трех или четырех, фактически, тональный диапазон изображения при этом не увеличивается. Всего, чего достиг дизайнер в случае первого изображения (вверху) - это добавил легкий рыжеватый оттенок сразу по всем градациям сюжета. Этот же результат с успехом мог быть достигнут и при печати всего в одну краску. Для этого было бы достаточно просто изменить в печати рецептуру используемой черной краски, добавив в нее некоторое количество необходимого нам коричневого красителя (В нашем случае - Pantone DS 21-1C). Выборочность - использование разных красок для разных по градациям участков изображения - это то, что обеспечивают нам градационные кривые. Во втором примере (внизу), к исходному черно-белому изображению были применены две разные кривые. При этом в светах кривыми предусмотрено наличие более светлой краски, которая служит "заполнителем" и определяет общую тональность изображения, а в тенях, уже черной краской прорабатывается "скелет" изображения. Соответствующие кривые, примененные к каждой версии красок наших дуплексных изображений, вместе с результатами их воздействия показаны на рисунке.

Duotone и CMS

При экранном отображении документов Duotone, Photoshop так же, как и для CMYK/Grayscale изображений, проводит экранную имитацию процесса растискивания, возникающего в печати. Растискивание, как известно, процесс неизбежный, который возникает при печати и проявляется как увеличение размеров растровых точек относительно их номинальных размеров. Вследствие этого, изображение после растискивания выглядит более темным, от чего особенно страдают его полутоновые области. Современные графические редакторы позволяют пользователю "предсказывать" ожидаемый уровень затемнения изображения в печати, и позволяют задавать необходимый уровень растискивания печати в опциях Dot Gain целого ряда окон, в меню настроек цвета (Color Settings). Это позволяет дизайнеру увидеть на экране результат печати с учетом растискивания, и, в случае необходимости, произвести осветление изображения еще на стадии допечатной подготовки. Обычно это требуется при слишком сильном растискивании, характерном для немелованных и газетных бумаг.

Это - теория. На практике, все это многообразие настроек может несколько запутать пользователя. В среде современных версий Photoshop возможно задание различного уровня растискивания в отдельности для CMYK и Grayscale - изображений, а также для изображений, содержащих каналы с дополнительными (плашечными) цветами (Spot colors). Как нетрудно догадаться, при экранном отображении документов в цветовых моделях Duotone, Photoshop корректирует их экранный вид в соответствии с уровнем растискивания печати, установленном для spot - цветов. С этим связана небольшая путаница: поскольку Duotone - изображения преобразовываются из исходных Grayscale - картинок, то в случае указания сильно отличающихся значений растискивания для grayscale и для spot - цветов, возможно достаточно сильное изменение изображения на экране при переходе из Grayscale в Duotone и обратно, что может несколько дезориентировать пользователя. Поэтому, до работы с Duotone, по возможности, следует указать равное значение предполагаемого растискивания печати в полях Dot gain окна Color Settings для Grayscale-изображений и для Spot - цветов. Ориентировочное значение растискивания может сильно варьироваться в зависимости от условий печати, и обычно находится в пределах от 15-18 до 25-30 процентов.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!