В чем заключается внутренняя драма героев (Горький Максим)



 

 В начале XX века Алексей Пешков – писатель, известный нам под псевдонимом Максим Горький, проникся национальным театром и решил попробовать себя в драматическом жанре. Пьеса «На дне» написана им в 1902 году. Она является своеобразным итогом всего босяцкого цикла. «На дне» - произведение философское; её иначе называют вечным диалогом-спором о человеке. Отличительная особенность произведения – так называемый «открытый» финал. Горький не вводит в пьесу однозначного героя-резонёра, тем самым оставляя читателю возможность самому разобраться в правде, о которой спорят персонажи. Поиск правды и веры, выбор жизненного пути – главная тема произведения. В пьесе собраны люди, по разным причинам достигшие социального дна. Их жизнь пуста, об этом говорят сами герои, признавая никчёмность своего существования: «дважды убить нельзя», - с горькой иронией замечает Сатин. Социальный конфликт между обитателями ночлежки и обществом, которое не принимает воров и разбойников, несмотря на стремление некоторых из них измениться и начать вести достойную жизнь, лежит на поверхности. Государство бросило этих «униженных и оскорбленных», и в этом проявляется драматический трагизм пьесы; но внутренняя драма произведения намного глубже, и именно над ней просит нас задуматься писатель. Героев пьесы можно разделить на два лагеря: «мечтателей» и «правдоносцев». Конфликт между ними – один из ключевых, это конфликт убеждений. Правда таких персонажей, как Барон, Бубнов, Сатин, цинична, зла и груба – человек не способен обрести счастье, ибо мир суров, и человеку в нем нет места. «Все люди на земле – лишние…», - Бубнов. Они не тешат себя пустыми мечтами, как делают это Актёр или любительница любовных романов Настя. Дух этих героев не до конца сломлен, ибо они верят. Верят в большую любовь и больницы с «мраморным полом», верят в спасение. Они отказываются принимать жестокую правду, которой покорились соседи-обитатели ночлежки; однако нехватка силы духа и мужества не даёт им продвинуться дальше эфемерных мечтаний. В середине произведения появляется новый персонаж – Лука, добрый, честный, но хитрый старик. Его роль в пьесе неоднозначна. Некоторые критики считают, что он проповедует истинную правду, некоторые относятся к нему, как к лукавому утешителю, дарителю пустых надежд. Оказавшись в ночлежке, Лука успокаивает Анну перед смертью, призывает Ваську Пепла начать новую жизнь в Сибири, а Актёра прельщает фантазиями о бесплатной лечебнице для больных алкоголизмом. Незадолго до финала пьесы Лука таинственно исчезает, но его речи сильно действуют на обитателей ночлежки. Даже «правдоносца» Сатина он заставляет пересмотреть мнение о человеке: «Человек… это звучит гордо!», - вдохновлённо восклицает герой в знаменитом монологе. Таким образом, некоторые герои обретают надежду, решаются изменить свою жизнь. Пример тому – Васька Пепел. Он пытается уйти от жестокой ревнивицы Василисы и уехать в Сибирь с Наташей. Но ему уготована иная судьба – герой попадает в Сибирь, но как каторжник за убийство Костылева. Так в чем же внутренняя драма героев пьесы? Их долгий путь душевных терзаний ни к чему не приводит. Мечтатели не в силах перебороть свой страх перед действительностью и решительно выступить на путь к спасению. Носители правды же, такие как Барон, уже настолько потеряли себя, что не способны увидеть этот спасительный путь. Смог увидеть его лишь Сатин, но скорее всего даже осознание своей беды уже не поможет герою продвинуться дальше слов.

 

Какие общечеловеческие пороки воплощены в образе Хлестакова? (Гоголь Н. В.)

Н.В. Гоголь, писатель, творящий в направлении реализма, очень часто в своих произведениях обличал характерные для России социальные явления, такие как казнокрадство, чинопочитание, взяточничество. Но он также считал, что именно такое отношение заслуживает к себе русский народ, представителем которого является герой комедии «Ревизор» Хлестаков. Попробуем разобраться, какие типичные пороки он вобрал в себе. Хлестаков, в первую очередь, человек действительно пустой. Попав в чужой город и оказавшись принятым за другого человека, он неосознанно подстраивается под обстоятельства и играет ту роль, которую ему отвели. Он не задумывается над происходящим и позволяет другим «влить» в него, как в сосуд, качества и особенности, и затем сам начинает в них верить. Так, видя почтительное отношение чиновников города к нему, он прибавляет в себе ценности и буквально создает образ вельможи. Выключая логику, он пускает пыль людям в глаза: врет о том, что является автором разных известных литературных произведений, о том, что Пушкин – его друг, рассказывает, как его однажды приняли за главнокомандующего и о явлении тридцати пяти тысяч курьеров с просьбой выступить в департаменте. Он искусно притворяется и из своей незначительности создает значительность. На самом же деле этот герой к приезду в город не имеет за спиной почти ничего достигнутого самим, он до сих пор существует за счет отца и не имеет уважения даже своего слуги. Этот человек, как и многие из нас, мечтает о роскошной жизни, об успехе, но на самом деле он ничего не делает для достижения своей цели, потому что верит, что такие вещи приходят случайно, а не трудом. Его любовь к деньгам безгранична: он без стыда берет их у чиновников, а затем и сам просит их, с каждым разом все больше и больше. Он совершенно беззаботен, его не волнуют тревоги о будущем, последствия его действий, именно поэтому он без задней мысли кладет данные ему деньги в карман, признается в любви сразу двум женщинам, а затем, смутно догадавшись о том, что его приняли за другого человека, отмахивается от совета Осипа уехать от беды подальше. Талант Гоголя выявил такое явление, как «хлестаковщина», которая вбирает в себя многие общечеловеческие пороки. Таковыми являются внутренняя пустота, приспособленчество, инфантильность, страсть к деньгам, бесцельность и беззаботность.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!