Понятие орфографии, её структурные части. Понятие орфограммы.
См 38.
Основной единицей правописания в современной методике служит орфограмма (пуктограмма), т.е. написание, требующее проверки. Орфограммой может быть отдельная буква в слове, сочетание букв, морфема, стык морфем, пробел между словами, место разделения слова для переноса, выбор строчной или заглавной буквы.
В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний. Обоснованный выбор правильного написания есть решение грамматико-орфографической задачи.
Принципы орфографии. Морфологический принцип русской орфографии, его нарушения и ограничения.
Принципы орфографии - это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.
Морфологический принцип заключается в требовании одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной - степь, рябиновый - сосновый, подписать - подпись, к ране - к воде. Этот принцип является ведущим в русской орфографии; ему подчинено написание большей части слов.
Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать - роспись, бездомный - бесхозный.
Традиционный принцип заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея и др. В школьной практике слова с непроверяемыми гласными и согласными называются словарными словами.
|
|
Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица), и Орёл (город).
Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.
Нарушения и ограничения морфологического принципа правописания
Нарушения представлены в следующих случаях.
1. Написание только двух согласных тогда, когда морфологически должны быть написаны три, и одной согласной, когда морфологически должны быть написаны две.
Это может быть, например, на стыке приставки и корня. Ср.: рас + ссориться и рас + сердиться пишутся одинаково с двумя с: рассориться, рассердиться
|
|
2. Не отвечают морфологическому принципу такие написания, как таблитчатый (ср.: таблица), крупитчатый (ср.: крупица),добытчик (ср.: добыча) и т.п. Написание буквосочетания тч вместо цч и чч для обозначения /чч/ чисто условно (в русских словах не приняты буквосочетания цч и чч. Но ср. заимствованное: каприччо).
3. Нарушают морфологический принцип орфографии написания, отвечающие фонетическому принципу. Они рассмотрены особо (см. ниже, § 16).
От написаний, нарушающих морфологический принцип, следует отличать написания, также не сохраняющие единства графического облика морфем, но не сохраняющие это единство абсолютно непреодолимо. Их считают ограничениямиморфологического принципа1.
Выделяют ограничения, связанные с наличием исторических чередований (бегу - бежишь), и ограничения, вызываемые слоговым принципом русской графики (ср.: зола, но земля).
Нарушения морфологического принципа – явление в принципе нежелательное, но преодолеть или снять имеющиеся случаи такого нарушения далеко не просто, так как они закреплены длительной практикой письма.
|
|
Кроме нарушений морфологического принципа орфографии, есть явления, внешне сходные с ними, но иного характера. Их относят к ограничениям морфологического принципа.
К ограничениям морфологического принципа орфографии относят явления двух типов:
1) связанные с правилами графики,
После твердых согласных окончания и суффиксы на письме начинаются с букв типа а, после мягких — с букв типа я. Это характерный пример применения слогового принципа графики. Но так как это проявляется не в разных, а в какой-либо одной морфеме, то создается впечатление, что здесь имеют место определенные отступления от морфологического принципа: одни и те же морфемы пишутся по-разному. Такие написания возникли по "требованию" правил графики, и орфография отменить их не может, поэтому принято считать, что здесь не нарушения, а лишь ограничения морфологического принципа: сфера его действия ограничена определенными предписаниями графики. К подобным случаям можно отнести и замену и на ы в положении после приставок на твердые согласные: играть — разыграть, итог — подытожить, история — предыстория, искусный — безыскусный и т.п.
2) связанные с историческими чередованиями звуков.
|
|
сторические чередования фонем — это всегда чередования разных фонем, каждая из которых может быть и в сильной, и в слабой позиции. Поэтому и буквенное обозначение их может быть опорным, т.е. создаваться по правилам графики, и проверяемым, создаваемым по правилам орфографии. Например: нога — ножной, поэтому ног — ножка; мазать — мажу, поэтому мазь — мажь; ле́зу — ла́зить, следовательно перелезать — лазейка и т.п.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 494; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!