Образование Киевской митрополии в 1459 г.



После разделения РЦ на две отдельные митрополии - Киевскую и Московскую - жизнь обоих митрополий потекла по двум отдельным руслам, не в догматическом или в каноническом отношениях - общее положение дел от этого не изменилось, - а в силу тех форм жизни, которые сложились под влиянием особенных политических и религиозных условий и отношений. Для Киевской митрополии главными из этих условий были: в политическом отношении - подпадение южнорусских земель под власть польских королей; в религиозном отношении - влияние Рима, зорко следившего за православием в Юго-3ападной Руси и выжидавшего удобного случая, чтобы наложить на Западно-Русскую Церковь свою властную руку. Польское правительство зорко следило за тяготением украинцев и белоруссов к Москве и всеми силами стремилось ослабить эти тяготения. Мирными путями это сделать было невозможно, так как православные составляли девять десятых населения Польско-Литовского государства, поэтому короли первоначально старались всячески урезывать права православных, чтобы этим заставить их отказаться от своей родной веры. Особенно вредно было для Киевской митрополии право патронатства. Им владели короли, распределявшие епископские кафедры, и высшая знать, распоряжавшаяся приходами и монастырями. Духовные должности давались людям часто недостойным, светским, как награда за военные или гражданские заслуги. Этим короли скоро довели Западно-Русскую Церковь до крайнего упадка.

Присоединение Киевской митрополии к Московскому патриархату в 1686 г.

Вместе с развитием внутреннего благоустройства РЦ в период Патриаршего управления стремилась и к внешнему расширению своих пределов. Знаменательным явлением было присоединение Украины к России и последовавшее затем подчинение Киевской митрополии Московскому Патриарху. Это важное событие подготовлено было страшными притеснениями православных на юге со стороны католиков и униатов. После фанатичного царствования Сигизмунда III польским королем сделался Владислав IV (1632). Энергичные требования православных во главе с митрополитом Петром (Могилой) прекратить гонения за веру и поставить Православную Церковь в такое же положение, какое занимала униатская, нашли поддержку у нового короля и были признаны законными сеймом. К сожалению, постановления сейма оставались мертвой буквой, и православные на Украине продолжали терпеть сильные стеснения за веру. Лишь подъем национально-освободительного движения против поляков, которое во второй половине 40-х гг. возглавил Богдан Хмельницкий, привел к воссоединению Украины с Россией. В 1654 г. Украина присягнула на верность московскому государю. Половина юго-западной митрополии, по левую сторону Днепра, вместе с Киевом стала в гражданскую зависимость от Москвы, а другая ее часть, по правую сторону, осталась во владениях Польши. Вопрос о подчинении Киевской митрополии Московскому Патриарху встретил затруднения которые зависели частью от политической раздробленности южной митрополии, входившей своими частями в состав двух государств. Церковное подчинение Киевской митрополии Московскому Патриарху произошло лишь в 1686 г. Киевская митрополия признавалась первой и старейшей между русскими митрополиями, и иерарх ее должен пользоваться преимуществами чести пред другими митрополитами. Ему дано право носить две панагии, митру с крестом; в пределах его епархии ему предносился крест. Черный клобук киевского митрополита заменен был белым. В церковном отношении митрополиту подчинялись и православные епархии, оставшиеся в польских владениях.Почти сразу же после воссоединения Украины с Россией между Россией и Польшей последовало несколько войн. Потерпев ряд неудач, поляки согласились, по перемирию 1655 г., признать за Россией всю Украину и предоставить свободу вероисповеданий в Галиции и Волыни, которые остались под Польшей. На Украине, однако, обнаружилось несогласие в деле окончательного объединения с Москвой. В этом вопросе Украина разделилась на две партии. Крестьянство и простые казаки стремились под царя православного; им сочувствовало низшее духовенство. Но шляхетство и казацкая старшина тянули к шляхетской Польше; этой партии сочувствовало высшее духовенство, для которого номинальная зависимость от Константинопольского патриарха была выгодное действительной зависимости от патриарха Московского. Преемник Могилы, Сильвестр Коссов долго не изъявлял покорности царю и Московскому патриарху. Преемник Сильвестра, Дионисий Болобан решительно отказался принять посвящение в Москве и явно тянул к Польше. В Москве, поэтому управление Западно-Русской Церковью решили возложить пока на наместника. Митр. Питирим наместником в Киев назначил епископа Мефодия, но ни греческий патриарх, ни многие западные иерархи его не признали, а Дионисий Болобан не считал его даже за епископа. После смерти Хмельницкого гетманом был избран Иван Выговский. Новый гетман заключил с польским правительством Гадячский договор, согласно которому Украина возвращалась под власть Польши под названием "Великого княжества Русского". Польша соглашалась также поставить православие наряду с латинством и совершенно истребить унию. Но на деле на Украине начались опять притеснения со стороны латинян и шляхты. Гадячский трактат вызвал на Украине возмущение против Выговского, который лишился гетманства. Новым гетманом был избран сын Богдана Хмельницкого Юрий. Несколько лет неудачного правления заставили Юрия отказаться от гетманства, после чего правобережная и левобережная части Украины выбрали особых гетманов. Война между Россией и Польшей продолжалась до 1667 гола. Когда был заключен Андрусовский договор, согласно которому за Москвою остались Смоленск, Северная земля, а также Киев (на два года) и Левобережная Украина. Впоследствии Андрусовский договор в 1686 году был заменен договором, известным под названием "вечного мира". Этот вечный мир подтверждал права Российского государства на Левобережную Украину, Киев и Запорожье. Северная Киевщина, Волынь и Галиция оставались под властью Польши. В этих областях поляки обязались дать православным свободу веры и возвратить православным епархии: Луцкую, Львовскую, Поремьшльскую и Могилевскую. Указанные события отразились и на управлении Западно-РЦ. После смерти Дионисия Болобана повторилась та же история, что и после митрополита Сильвестра. Внутреннего порядка в Западно-РЦ не было, тем более, что западнорусская иерархия разделилась на две партии, из коих одна тянула к Москве, а другая - к Польше. Конец этому ненормальному вложению был положен после заключения "вечного мира", когда Московский патриарх Иоаким решил подчинить Киевскую митрополию Московскому патриаршему престолу, и когда Константинопольский патриарх согласился на такое подчинение. На Киевскую митрополию был поставлен в 1686 г. патриархом Иоакимом. Так окончательно прекращено было разделение РЦ, продолжавшееся около двух с половиной столетий.

 

 

Учреждение патриаршества.

В 1589 году в положении РЦ произошла долгожданная и важная перемена. Из митрополии она была возведена теперь в достоинство патриархата. Явление это не случайное и подготовленное всей предыдущей историей РЦ и русского народа. Действительно, наша Церковь вместе с расширением русского государства постоянно увеличивала свою паству в результате просвещения инородческих племен Поволжья, Урала и Сибири. По территории своего служения РЦ превосходила все восточные патриархаты, вместе взятые. Между тем, Православный Восток к середине XV века окончательно подпал под иго мусульман и подвергаясь преследованиям со стороны турок. Кроме того, падение Константинополя заставили настороженно относиться к восточной иерархии. Они боялись принимать греков не только на митрополию, но и на епископии именно потому, что в этих условиях ортодоксальность греческих ставленников вызывала правомерные сомнения, К концу ХVI века РПЦ достигла полной зрелости. В 1586 году в Москву прибыл Антиохийский патриарх Иоаким, Воспользовавшись его приездам, царь Феодор Иоаннович с одобрения бояр и духовенства вышел с патриархом в переговоры по вопросу об учреждении в Москве патриаршего престола. Патриарх Иоаким одобрил это желание царя и духовенства, но сказал, что для исполнения его нужно согласие всех восточных патриархов, Через год был получен ответ из Константинополя, что патриархи Константинопольский и Антиохийским согласны с введением патриаршества в России, но для соборного решения этого вопроса послали за Александрийским и Иерусалимским предстоятелями. Для поставления же патриарха в Москве предполагали отправить в Россию Иерусалимского патриарха. Однако летом 1588 г. неожиданно прибыл в Москву сам Констант инопольский патриарх Иеремия II, русские церковные и светские власти поспешили ускорить решение этого вопроса. Быть патриархом в Москве сначала предложили Иеремии, на что он дал согласие. Но в Москве понимали неудобство иметь патриархом иностранца, так как он по незнанию русского языка и русских обычаев не мог быть непосредственным советником государя; кроме того, к нему, как и ко всем грекам, относились недоверчиво. Не желая огорчить Иеремию, ему предложили остаться в России патриархом, но жить не в Москве, а во Владимире. В Москве же царь хотел удержать митрополита Иова, но патриарх на это не согласился. Тогда Иеремии было предложено поставить в сан патриарха Московского митрополита Иова. Торжество поставления совершилось 26 января в 1589 году. При отъезде из Москвы Иеремия оставил здесь грамоту об учреждении им патриаршества и обещал по возвращении на родину провести это дело через собор восточных иерархов. Собор состоялся в Константинополе в1590 году, но на нем отсутствовал влиятельный Александрийский патриарх Мелетий Пигас, который не вполне одобрял действия Иеремии в Москве. Когда собор был снова созван в Константинополе в 1593 году, на сей раз с участием патриарха Мелетия, Московское патриаршество было утверждено, и русскому патриарху в ряду предстоятелей Церквей по преимуществам чести было назначено пятое место (после Иерусалимокого); право поставления Московских патриархов предоставлено собору местных епископов. Права патриарха - С возведением русского митрополита в сан патриарха по иерархичеокому достоинству он сделался равным, прочим патриархам Востока. Русскому патриарху перешли прежние права митрополита. Ему принадлежало высшее руководство всей Русской Церковью. Прежде все дела по церковному управлению митрополиты поручали вести разным доверенным лицам; теперь образуются постоянные  административные учреждения - приказы (наподобие царских), состоявшие из бояр, дьяков и подъячих. Таких приказов было три : 1)Судный, который заведовал судебной частью;  2)Казенный, который занимался всеми церковными сборами; 3)Дворцовый, который ведал вотчинами и хозяйством патриаршего дома.

К концу XVI века появился еще четвертый приказ - Церковных дел, - рассматривавший вопросы церковного благочиния.  По примеру патриарха стали заводить у себя приказы и архиереи, но только по два: Духовный - для епархиального управления и суда, и Казенный, ведавший архиерейской казной.  Преобразование русской митрополии в патриархат повлекло за собой умножение епархий и возведение некоторых из них в вышестоящие достоинства. Новгородская, Казанская, Ротовская и Крутицкая епархии стали митрополиями, а Суздальская, Рязанская, Тверская, - архиепископиями. К концу патриаршего периода церковно-административное деление в Московском патриархате было таково: 1 патриаршая.епархия, 13 митрополий; 7 архиепископий и 2 епископии.

 

Патриарх Иов (1589-1605 гг.)

Патриарх Иов родился в г. Старице, здесь принял монашество, был настоятелем монастырей Старицкого, Симонова и Новоспасского; с 1581 г. святительствовал в Коломне, затем в Ростове. В 1587 г, возведен был на Московскую митрополию. Он обладал видной наружностью, незаурядной памятью, начитанностью и редким даром благоговейного и благолепного служения. Деятельность первых русских патриархов совпала как отмечено в нашей истории под названием смутного времени. После смерти Федора Иоанновича. (1598), на котором оборвалась династия Ивана Калиты, начались тяжкие государственные смуты. Сводный брат Федора - святой Царевич Димитрий был убит в Угличе в 1591 году, вероятно, сторонниками Годунова, пролагавшего себе дорогу к трону. Но положение Бориса, ставшего царем в 1598 г., сразу оказалось непрочным. Самозванец, появившийся в Польше под именем Димитрия, предъявил в качестве законного наследника свои права на Московский престол. Наступило смутное время, пора суровых испытании для РЦ. Самозванец был орудием иезуитов и католической пропаганды. Его воцарение угрожало Православию на Московской Руси. О том, насколько велика была духовная опасность самозванчества, свидетельствует тот факт, что Лжедмитрий поддерживал теснейшие связи не только с католиками, но и с арианами. Патриарх призывал духовенство и народ восстать против самозванца. В них доказывалось, что мнимый царевич был не кто иной, как беглый иеродиакон Чудова монастыря Григорий Отрепьев, и предавались анафеме все его пособники. Но усилия патриарха пробудить церковный и национальный патриотизм не были успешны. Самозванец тем временем тайно принял католичество и дал письменное обязательство привести всю Россию в подчинение римскому престолу, за что получил поддержку со стороны поляков. С другой стороны, измена бояр и особенно воеводы Басманова, который со всем войском перешел на сторону Лжедмитрия, открыла самозванцу дорогу на Москву. В Москве многие бояре поспешили присягнуть Лжедимитрию, но патриарх Иов не запятнал себя изменой. В 1606 г. сторонники самозванца ворвались в Успенский собор и, не дав патриарху окончить литургии, сорвали с него святительскую одежду. Патриарх Иов, снимая с себя панагию перед чудотворною иконою Владимирской Богоматери, вслух перед всем народом сказал: "Владычице Богородице! Здесь возложена на меня панагия святительская, с нею я исправлял слово Сына Твоего и хранил целость святой веры. Ныне, ради грехов наших, бедствует царство, обман и ереси торжествуют. Спаси и утверди Православие!" Изменники увезли патриарха в Старицкий монастырь, где он и оставался до, кончины. 20 июля 1605 г. Лжедимитрий вошел в Москву и вступил на престол Рюриковичей. Самозванец старался скрывать свое католичество. На место заключенного патриарха Иова, Лжедимитрий сам, без собора, определил рязанского архиепископа Игнатия (грека). Игнатий, получивший образование в Риме и склонный к унии, угодил самозванцу тем, что первым из русских архиереев признал его законным царевичем и с царскими почестями встретил в Туле. Новый патриарх ради приличия попросил благословении у Иова, который хотя и удален был с кафедры, но не лишен своего сана церковной властью. Иов, конечно же не дал благословения Игнатию. Игнатий употребил свое влияние на самозванца для возвышения будущего патриарха России - Филарета (боярина Феодора Никитича Романова), постриженного насильно при Годунове вместе с другими Романовыми. Мнимый сын Грозного вызвал его из заточения как своего родственника и назначил Ростовским митрополитом. Сильно оскорблялось религиозное чувство москвичей и небрежным отношением царя к священным обычаям. Они замечали, что он не молился на иконы, когда садился за стол, не велел благословлять и кропить святой водой свою трапезу, нарушал посты. Скоро пошли толки, что новый царь еретик. Лжедимитрию, все более терявшему народную поддержку, приходилось просить папу, чтобы тот позволил и его жене Марине - дочери польского католического магната Мнишека - скрыть свое католичество иходить в церковь, соблюдать посты и т.д., а костёл и католического духовника держать тайно. Казанский митрополит Гермоген и коломенский епископ Иосиф решительно требовали, чтобы Марина была обращена в Православие, иначе бракс ней царя-будет незаконным. От этих строгих ревнителей царь поспешил себя обезопасить, заставив Иосифа молчать, а Гермогена выслав из столицы в его епархию. Но не так легко было избежать народного волнения. Брак с Мариной сделался роковым событием для самозванца. Во время свадебных торжеств в Москвупольская шляхта своими бесчинствами возмутила православный народ. В ночь на 17 мая 1606 г. случилось народное восстание, в результате которого самозванец был убит. Затем немедленно был свергнут лжепатриарх Игнатий. Из Чудова монастыря ему удалось бежать (1611 г.) , и после этого он до самой смерти жил в Литве , приняв там унию. 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!